Север Гансовский «Инстинкт?»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Космонавт рассказывает о своих приключениях на некой планете, потерпевшей экологическую катастрофу из-за деятельности ученых. Цивилизация сохранилась лишь в одном городе, где люди живут по точно установленному графику, который проник в подсознание людей и остался на уровне инстинкта. В то же время где-то в горах в райском месте проживает элита планеты. Герой решает помочь людям обрести сознание и вывести из состояния инстинктивного существования.
Входит в:
— сборник «Инстинкт?», 1988 г.
— сборник «Чужая планета», 2003 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 154
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2938 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 17% — на редкость ниже среднего (37%)!
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vgi, 25 февраля 2024 г.
Даже и не знаю что сказать про эту повесть... С одной стороны, полным провалом её не назовёшь. С другой — читается она тяжело. Похоже на затянувшийся сон главного героя — «попаданца» на чужую планету — с всеми присущими снами нелогичностями, рассогласованиями и общим ощущением неадекватности происходящего. Из положительного можно отметить, что автор не во всём идёт стандартными путями: к моему большому облегчению, действие не свелось с шаблонной истории «угнетённые восстают против угнетателей». Так что это определённо лучше, чем другая повесть о попаданце того же автора: «Чужая планета». Последнюю я читать просто никому не рекомендую. А здесь Гансовский явно хочет что-то важное, с его точки зрения, сказать читателю. Мне его мысли кажутся, в основном, неоригинальными (ну да, разумному существу желательно пользоваться разумом, а не жить инстинктами — кто бы спорил?), а их художественное оформление — довольно слабым, но, быть может, я что-то упускаю из виду. Пока ставлю повести пять баллов («можно прочесть один раз»).
URRRiy, 26 июля 2020 г.
Поздняя вещь Севера Гансовского, одновременно ощущается влияние политической ситуации тех лет — горбостройки и гласности. Напиши автор свою вещь лет на двадцать раньше — и это был бы актуальный действительно шедевр, а так -очередная, хотя и политически правильная философская драма на тему командно — административной системы управления в одной далёкой далёкой галактике.
Конечно, есть и приключения доблестного советского космолетчика, причем нашего современника, читающего лекцию о посещенных им мирах в том числе для председателей колхоза:). Впрочем, председатели тоже «с понятием» и подбросят героя — космонавта до Белорусского вокзала на служебном «газике», дабы тот не опоздал на Байконур.
Вообще выглядит это как махровый стёб над советской системой. В начале девяностых годов прошлого века в журнале «Смена» печаталась подборка карикатур одного весёлого циника-художника. Мне запомнилась картинка с датой от 1961 года — понурая лошаденка тащит телегу с огромной ракетой с надписью «СССР». Примерно такое впечатление создаёт эта повесть — памфлет, где с одной стороны упоминается полуголодное детство главного героя с отцом — инженером с зарплатой 110 рэ и мамой актрисой «90 до вычетов», а с другой — его профессия лихого космического разведчика, межзвёздного скитальца.
В общем такой вот блеск и нищета советского строя — современный вариант «Аэлиты» — на Земле носки и крупа по талонам, зато идет продвижение прогресса среди морально вырождающихся аборигенов в созвездии Лепестка. Хотя написано вполне интересно и грамотно для того времени, но сейчас избыточность рассуждений явно не сыграет в плюс этому произведению.
volodihin, 13 июля 2021 г.
Вещь намного — намного! — умнее, чем кажется.
Она, конечно, не о звездах и планетах, а о позднем СССР и, шире, обо всей планете, к состоянию которой Гансовский относится со скепсисом, почти выбирающим градус «Пикника на обочине» АБС. Отличие только в том, что у Гансовского нечто новое и жизнеспособное может быть построено. Притом не на руинах старого, а несколько в стороне, в отделении от старых центров цивилизации.
И Гансовский, умный человек с колоссальным жизненным опытом, слава Богу, не торопится принять одну из сторон или «партий», дискутировавших между собой в процессе агонии СССР, как родную. Он плывет поперек всех концепций, ничего не утверждает и не отвергает без размышления. Хороший пример для современных фантастов, пишущих социально-политическую НФ.
amak2508, 26 сентября 2019 г.
Первое, что бросается в глаза при чтении повести — какая-то нарочитая небрежность её текста. Автора как будто совершенно не беспокоит правдоподобность повествования — всё оно в книге состоит из больших и малых авторских допущений, то есть того, во что поверить достаточно трудно. Смотрите: в корабле главного героя «разладился восстановитель пищи» и тому оказалось, извините, совсем нечего жрать; на планете, куда по причине голода пришлось высадиться нашему герою, всё население насчитывается одним внешне благополучным городом и его окрестностями — на всей остальной её территории людей нет; космический корабль, чтобы спрятать его, аборигены лопатами (более совершенной техники у них нет) закапывают под землю. И таких несуразиц великое множество — видно, что автор запросто готов согласиться на то, чтобы его произведение считали полусказкой.
Думается, всё объясняется той мыслью, которую хотел донести до читателя Север Гансовский в своей повести. А мысль проста — показать читателю ещё один из вариантов развития общества, при котором между производителем и потребителем располагается ещё одно, не очень компетентное звено: распределитель. Именно то звено, которое в первую очередь озабочено своим благосостоянием, у уже потом — эффективностью своей работы. Звено, которое своим незнанием и некомпетентностью и довело экономику планеты до коллапса. Даже в перестроечные времена, даже в форме полусказки — и всё равно непонятно, как цензура могла дать разрешение на публикацию этой повести — слишком уж наглядны аналогии...
Но, к сожалению, идеи идеями, а читать это, хоть и очень динамичное, произведение, не очень интересно — слишком уж наивен и сумбурен текст. Думается, для автора таких блестящих вещей, как «День гнева», «Полигон», «Пробуждение», «Винсент Ван Гог» и т.д., эта книга скорее всё-таки неудача, чем успех :(.
ArtTrapeza, 19 декабря 2015 г.
Взялся читать «Инстинкт?», из-за того что эта повесть оказалась в одном сборнике с «Побегом». Произведение оказалось немного лучше, чем я ожидал. Чуть-чуть напомнило мой любимый лемовский «Эдем». Действие повести происходит в 2006 году (а не написал ли её Гансовский задолго до 1988 года?). Столь близкое будущее, невероятный скачок технологии (через 18 лет летаем меж звёзд) и другие несуразности заставляют меня предположить, что автор намеренно сделал общий фон повести условным, чтобы сосредоточиться на главном — описании иакатского общества.
Что есть «муравьиный» Город, зависимый от Машины — антиутопия про общество потребления? Вероятно, да. Но также заметны мотивы сатиры на тоталитаризм. Вместе это немного напоминает Торманс из «Часа быка», но уже в стадии полного угасания. Жители Города подобны уэллсовским элоям с Машиной вместо морлоков. Кажется, к жителям квазифеодальной Усадьбы Гансовский относится немного лучше. Впрочем, эта пастораль не вызывает у меня доверия. Спорна также альтернатива и Городу, и Усадьбе (вроде бы это две крайности) — развитие цивилизации «с чистого листа» выглядит как пастораль немного другого рода.
Моё мнение довольно сумбурно и отдаёт канцеляризмом. Возможно, я плохо понял, что хотел донести автор своим произведением до читателя. Надеюсь, что он хотел донести хоть что-то.
Стронций 88, 8 августа 2010 г.
Ну что сказать? В общем… В общем… В общем… Тут в названии знак вопроса. Думаю, повесть и назвать-то можно было одним этим знаком вопроса. У меня, например, этих вопросов валом. К повести, к «Аэлите»… Да, Гансовский классный автор, «Аэлиты» он бесспорно достоин и хороших произведений у него немало, но вот почему премию дали именно этому, я лично не понимаю…
Вот никогда ещё я не испытывал столь противоположных чувств по отношению к какому-либо произведению. А тут… Прямо с первой страницы всё начинает скакать. Моменты жуткого наивняка, и тут же – моменты от которых мурашки по коже. Причём всё так близко, что вопросом задаешься: а уж не два ли человека всё это писали, вот так, по полстраницы? За некоторые эпизоды хочется поставить жирную единицу и запульнуть книжку куда подальше, перевернул станицу – и читаешь уже на сжатом дыхании – десятка не меньше! Вот, в общем-то так… По сюжету чем-то напоминает «Обитаемый остров». Начало сквозит какой-то соц. бравурностью как косм. опера годов тридцатых. (вернее сначала тянет косм. оперой, а уж затем соц. бравуром). Прилетел на планету наш парень, а там правящий класс превращает пролетариев в скотов. Ну и пошло-поехало. В общем, начало не шибкое, однако и тут подстёгивает – этот холм которого никто не видит, а затем остров и, наконец, машина. Есть ведь в этой машине нечто потрясающая, а? Машина под городом, которая обеспечивает людей пищей обладающей некоторыми свойствами – таинственная машина. И действия икантцев… С одной стороны жуткий наивняк в виде их умных разговоров и действий после «освобождения» (после нескольких поколений рабства букуна они просто не могли так быстро этому научится! Еденица!). С другой – те странные слова, действия, будто из фильмов Линча. Да и места такие есть – будто психоделический фильм смотришь. И фильм завораживающий, странный. Но тут же эти имена их проклятые – Змтт, Крдж, Втв – язык сломаешь, точно какой-то школьник их придумал. Но ближе к концу затягивает – когда машина ломается, и происходят все эти изменения в природе. Звери рвущиеся в дома, рыбы прыгающие на берег, бесформенное нечто вышедшее из моря, растущее на глазах солнце… Так будоражит, что мурашки по коже! Уф!.. И тут же опять эти СОДа и комиссия – наивняк невероятный, сразу тут у них парт ячейка какая-то образцовая образовалась. Откуда?! Вчера были, простите, безвольным быдлом, а буквально сегодня такие перемены. Откуда у них такие знания?! Но без поворотов сюжета, без тайн, обманов и открытий тоже не обошлось. И то же подстёгивает. Но тут эти размышления об этом мире и его устройстве, настолько размазанные, многословные и какие-то… в общем, ощущение, будто это просто заполнение пустого места в книге. Однако к концу просвечивают здравые мысли, например, слова Вьюры на счёт узколобости мнения землян о политическом устройстве… И финал – позитивный, немного мелодраматичный и в каком-то смысле приводящий всю эту историю к размерам горошины во Вселенной. Слова Путешественника во вселенной чужды многим слушателям, у всех свои проблемы, как эти лошади. Каждый живёт на своём уровне, в мире своих проблем, и всё другое ему трудно понять и прочувствовать…
В общем, повесть неровная как кардиограмма. Местами наивная и детская до отвращения. Местами странная и завораживающая. С размытой идеей (ощущение такое, будто чтоб понять её нужно читать не один раз), не понятно, к чему всё это? Размышления о инстинкте и разуме – настолько бледно проходит, что почти не оседает в сознании. Хоть и понятно, что именно соц. будущее он и сравнивает с таким путём инстинкта (этим чуть-чуть похоже на «Мы» Замятина), однако не очень последовательно выходит. Но читается легко – всё происходит стремительно. И не смотря на потрясающие моменты и даже пласты, после прочтения в голове много сумбура. Не лучшая веешь. Для тех, кто хочет ознакомиться с творчеством Гансовского, не лучший старт.
god54, 30 марта 2010 г.
Какое-то длинное произведение, насыщенное нравоучениями и философскими выкладками и детальными разъяснениями, если читатель не поймет, что предполагал автор. К сожалению, не верится в происходящие события, не верится в искренность главного героя, создается ощущение некой иллюзии, которая обволакивает тебя и из которой невозможно вырваться, а сюжет проходит мимо. Особенно понравилось заключение Председателя колхоза: А ты там коней заведи, могу помочь. Грустно почему-то.
elent, 17 сентября 2006 г.
Интересная вещь — этот инстинкт. как многим, власть предержащим, хотелось бы иметь его у всех иных.
Viktorrr, 6 июля 2007 г.
Так называемая «социальная фантастика». Так себе произведение, надолго такие не запоминаются.