Сергей Беляков «Весна народов. Русские и украинцы между Булгаковым и Петлюрой»
Сергей Беляков — историк и литературовед, лауреат премии Большая книга и финалист премии Национальный бестселлер, автор книг «Гумилёв сын Гумилёва» и «Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя».
Весной народов назвали европейскую революцию 1848-1849 гг., но в империи Габсбургов она потерпела поражение. Подлинной Весной народов стала победоносная революция в России. На руинах империи появились национальные государства финнов, поляков, эстонцев, грузин. Украинцы создали даже несколько государств — народную республику, Украинскую державу, советскую Украину…
Будущий режиссёр Довженко вместе с товарищами-петлюровцами штурмовал восставший завод «Арсенал», на помощь повстанцам спешил русский офицер Михаил Муравьёв, чьё имя на Украине стало символом зла, украинские социалисты и русские аристократы радостно встречали немецких оккупантов, русский генерал Скоропадский строил украинскую государственность, а русский учёный Вернадский создавал украинскую Академию наук…
Номинации на премии:
номинант |
Ясная Поляна, 2020 // Выдающееся художественное произведение русской литературы |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Эрик Дрейвен, 8 января 2023 г.
Продолжение отличной книги «Тень Мазепы», получилось ничуть не хуже первой части. Русско — украинские противоречия от начала Первой мировой войны, до окончания войны Гражданской. Белые, красные, петлюровцы, махновцы и многие другие, стройными рядами проходят перед глазами читателей. А ещё немцы, поляки, евреи ...... но они как массовка, для более чёткой «фокусировки» основных сторон конфликта. Михаил Булгаков, Анна Ахматова, Константин Паустовский, Валентин Катаев, Александр Вертинский ...... целая плеяда в будущем великих и гениальных, а на тот момент просто молодых и подающих надежды, поделились с нами своими воспоминаниями о событиях, очевидцами которых им посчастливилось (или не посчастливилось) стать. Не секрет, что после распада Российской Империи и развала СССР, Украина и Россия принялись ожесточённо делить не только историю Древней Руси и черноморский флот, но и людей, составивших золотой фонд нашей культуры. «Нашей» в данном случае не значит общей. Каждая из сторон заявляет только своё право на это самое «наше». Не обошёл вниманием этот вопрос и Сергей Беляков в своей книге, разобрав «претензии на обладание» подробно и аргументированно. В самом деле, глупо считать украинским писателем киевлянина Михаила Булгакова, с презрением и почти отвращением описывающего петлюровцев в «Белой гвардии» и откровенно издевавшегося над украинскими «кiт — кот» или одесситку Анну Ахматову, гордившуюся своей «русскостью» и брезгливо морщившую носик при звучании украинской мовы. Не менее глупо пытаться навесить российские «великодержавные ярлыки» на Лесю Украинку или Ивана Франко, которые при жизни воспринимали всё русское/российское с не меньшей неприязнью. Как и в первой книге, Беляков максимально деликатен, тактичен и действительно пытается беспристрастно разобраться в вопросе. На мой взгляд, получилось если не безупречно, то близко к этому. Ну и довольно редко встречающиеся сейчас уважение и симпатия к обеим сторонам конфликта, попытка сначала понять и лишь потом осудить, незамалчивание неудобных фактов — всё это должно если не заинтересовать, то как минимум не вызвать острой неприязни ни у российского, ни у украинского читателя. Надеюсь будет и третий том.
prouste, 10 марта 2021 г.
В продолжение « Тени Мазепы». Беляков и неглуп и хорошо пишет, но первая книга мне показалась более артистичной и музыкальной. Понятны сложности, в том числе и соблюсти баланс , в описаниях социально- националистических дрязг и войн в 1917- 1919, суета и эффект плавильного котла переданы. Думаю, что для украинского истэблишмента книжка тенденциозна ( хотя автор старался быть объективным). Беляков — идейный государственник, которому органично чужды всякого рода народоинициативы в политическом поле — поэтому в этой книге « над схваткой» быть не получается.
В этой книге много отсылок, в том числе и полемических к « Белой гвардии». Поскольку мне эта книжка представляется посредственной ( в отличие от пьесы и экранизаций), тема также не особо интересовала нюансами. Чем ближе хронологически к современности — тем нервней тема. Писать третий том о Бандере автору, наверное, не стоит.