fantlab ru

Румаан Алам «Оставь мир позади»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.60
Оценок:
10
Моя оценка:
-

подробнее

Оставь мир позади

Leave the World Behind

Роман, год

Аннотация:

Желая провести немного времени вдали от шумного города, Клэй и Аманда снимают домик на Лонг-Айленде и вместе с детьми отправляются в долгожданный отпуск. Настроенные на приятный отдых, они не заметят знаков, не почувствуют перемен, витающих в воздухе. Лишь когда ночью к ним в дверь постучатся незнакомцы, представившиеся хозяевами дома, и сообщат, что в Нью-Йорке случился блэкаут, а повсюду происходит что-то пугающее, Клэй и Аманда почувствуют неладное. Но могут ли они доверять этим людям? Что у них на уме? Кто они — угроза или спасение?

«Оставь мир позади» — гипнотизирующий роман о двух совершенно разных и чужих друг другу семьях, волею судьбы оказавшихся отрезанными от большого мира, в котором происходит что-то необъяснимое.

Номинации на премии:


номинант
Национальная книжная премия / National Book Awards, 2020 // Художественная литература

номинант
Aspen Words Literary Prize, 2021

номинант
Премия критиков «Стрэнд» / Strand Critics Award, 2020 // Дебютный роман

номинант
Готэмская книжная премия / Gotham Book Prize, 2021


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
К.А. Новикова (1)

Оставь мир позади
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычно, когда говорят про такой жанр, как технотриллер, то на ум приходят произведения Майкла Крайтона или Тома Клэнси. У первого акцент произведений часто фокусируется на новейшие технологии, которые из-за человеческих ошибок провоцируют жертвы. У второго технотриллер имеет сильнейший политический аспект, когда сюжеты сосредоточены вокруг геополитики, шпионажа и вооружённых конфликтов. В общем, жанр технотриллера всеобъемлющий, по-своему гибридный и цепляет множество тем.

Казалось бы, причём здесь роман Румаана Алама «Оставь мир позади»? Просто его тоже с очень большой натяжкой условно можно назвать своеобразным технотриллером, который, правда, выполнен в более лёгкой форме, нежели научная фантастика Крайтона или шпионские триллеры Клэнси. Там, где другие авторы технотриллера делают главными героями своих произведений политиков, учёных, военных или шпионов, Румаан Алам ставит в центр сюжета обычных людей, которые оказались в типичной ситуации, что характерна для жанра. У нас здесь технологическая катастрофа, которая накрывает США, но от главных героев никто не требует в рамках сюжета спасать мир. По сути, данный роман является деконструкцией весьма нестандартного и сложного жанра, который решает продемонстрировать нам изнанку технотриллера глазами обычного обывателя.

Но на самом деле здесь всё не так хорошо, как можно себе представить. Читателя наверняка отпугнёт слог автора и поднимаемыми им вопросы. Это изнанка технотриллера, а значит, забудьте про научные теории, забудьте про подробный разбор устройств и работы той или иной технологии, забудьте про шпионаж и политические дебаты. Вместо всего этого Румаан Алам затрагивает то, что волнует в первую очередь среднестатистического человека здесь и сейчас: прочитать электронные письма, приготовить что-то на ужин, посмотреть телевизор или заняться сексом. В итоге роман очень медленно разгоняется, первые шесть глав и вовсе посвящены обыденной повседневности, вплоть до того, что автор может даже начать перечислять объём купленных продуктов в магазине. Да и в последующем книга, несмотря на нагнетание обстановки какого-то фонового апокалипсиса, не сворачивает с протоптанного пути развития темы повседневных проблем. Порой кажется, что Румаан буквально смакует эту тему, обнажая в своём романе тематику общества потребления.

Ещё одной проблемой книги можно назвать огромную недосказанность, ибо автор развешивает по сюжету условные триггеры, которые в нужный момент просто не срабатывают. «Оставь мир позади» написан в эпоху информационных технологий, когда кредит можно буквально взять в онлайн, смартфон есть буквально у каждого человека в кармане, а интернет и Wi-Fi стали такой же обыденной вещью, как телевидение или радио. И вот представьте, что ваш уютный мир, где можно прочитать свежие новости прямо с экрана своего смартфона и где со своего компьютера можно написать письмо другу, который живёт на другом конце страны, начинает рушиться, создавая вокруг вас информационный вакуум. Собственно, именно это и является костяком местного технотриллера, когда привычные и обыденные вещи ополчаются против своих хозяев, выходят из-под контроля и умирают, обрывая вашу связь с внешним миром.

Причина этого самого блэкаута — это главная интрига произведения и одновременно его главная проблема, так как автор не сумел или не захотел раскрыть как следует во всей красе. Румаан Алам крупицами рассыпает информацию касаемо происходящего, но не даёт ни однозначного ответа, ни намёки для теорий. Представьте, словно у вас под носом всё это время был вкусный батончик шоколада и стакан минеральной воды. А затем их забирают и ставят взамен варёные брокколи и стакан томатного сока. Вот примерно такие же ощущения разочарования остаются после прочтения данного романа, который дразнит классной обёрткой, но внутренним содержанием вызывает разочарование.

Мы получили произведение, которое выворачивает наизнанку жанр технотриллера, ставит во главу повествования обычных людей, да ещё и нагнетает неплохую интригу, а затем сливает всё это в унитаз за счёт лишней воды в тексте, долгого разгона повествования и отсутствия внятных ответов на вопросы. Читая аннотацию, можно ждать от романа несколько иного, чем он является по факту. Это стоит иметь в виду, если решите начать своё знакомство с этим произведением.

[UPD] P.S.: В 2023 году вышла одноимённая экранизация данного романа, которая получилась намного удачнее, чем книга-первоисточник. Это тот редкий случай, когда можно смело пропустить книгу мимо себя и сразу приступить к просмотру фильма. Экранизация гораздо лучше раскрывает тематику блэкаута и даёт несколько интерпретаций произошедших событий, чтобы зритель сам для себя решил, какой из них более реалистичный.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга разочарование.

Собственно, сюжет совсем не нов. Нечто подобное происходило в романе Кибершторм.

Начал читать и сразу понял, что стиль повествования мне совершенно не нравится. Он какой-то шуточный что ли, или даже графоманский. Да, уровень этой книги, как на самиздате. Да и там, наверное, найдутся лучше. А ещё по этому роману сняли фильм... Ну да бог с кино. Оно получилось такое же, как и первоисточник. Никакое.

Диалоги здесь не особо хорошие, если не сказать больше, убогие какие-то. Куча логических дыр. Конечно, когда читаю какой-нибудь роман, я стараюсь не обращать на это внимание, но тут это само лезет в глаза. Одним словом, сильно разочарован. Ожидал большего, а получилось, как всегда...

Оценка: 1
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На этапе довольно будничной завязки, когда семья едет на отдых, сразу чувствуется, что автор временами пишет язвительно, а то и откровенно желчно, что немного подогрело интерес к произведению:

«Клэй... достал свои сигареты из бардачка, морщась от колкого гравия. Сел на лужайке перед домом в тени дерева и закурил. Ему следовало бы чувствовать себя плохо из-за этого, но табак был скрепой нации. Курение связывало его с самой историей! Это был акт патриотизма, во всяком случае когда-то, – как владеть рабами или убивать индейцев чероки.»

А потом уж и всякие необычные происшествия подоспели...

Я бралась ха этот роман, толком не зная, о чем он, и потому при появлении в доме «незнакомцев» ожидала какой-то бОльшей опасности и каких-то бОльших противоречий.

В итоге две семьи вынуждены оставаться друг с другом в замкнутом пространстве и поневоле начинают зависеть друг от друга, а затем и сопереживать. Обстоятельства связывают их узами, сравнимыми с семейными.

Четыре главных персонажа — люди, в общем, вполне обычные, с довольно заурядными характерами... Ну, это я к тому, что Клэй, к примеру, мог бы выглядеть более заносчивым и честолюбивым, и тогда эпизоды, когда он «обламывается» и «ударяет в грязь лицом» в своей невозможности помочь собственному семейству, выглядели бы еще более эффектно.

Мысли Клэя в комфортной обстановке, до всех событий:

«Иногда, глядя на семью, он чувствовал всепоглощающее желание что-то совершить для них. Я построю вам дом или свяжу вам свитер, чего бы мне это ни стоило. Нас преследуют волки? Я превращу свое тело в мост, чтобы вы могли пересечь овраг. Они были для него важнее всего, но, конечно, они этого не понимали, потому что таков родительский договор.»

А когда мир сделался непонятным, то все стало выглядеть так:

«Мужской долг, осознал Клэй, это полное дерьмо. Он был так тщеславен в желании их спасти! От этого шума он захотел оказаться дома. Он не хотел защищать: он хотел, чтобы его защитили.»

Причины, по которым разворачивается все то, что где-то там далеко происходит, от чего мир необратимо меняется, обозначаются каким-то неясным пунктиром, какой-то туманной дымкой. Собственно говоря, автор показывает, что это не так уж важно.

И вот дальше наступает период, когда самыми уязвимыми становятся дети. И тут нас ожидает много интересных наблюдений о природе родительства.

«Аманда очертя голову бросилась в лес и нашла их с помощью какого-то инстинкта, про владение которым она и забыла, или, возможно, ей просто повезло.»

«Аманда отвела Роуз в ванную, промыла ее раны. Ничего серьезного. Ритуал утешил их обеих: влажная туалетная бумага и неоспорин, лицо ее ребенка так близко, что она могла почувствовать запах ее горячего дыхания. Руандийцам после геноцида оправиться помогли салоны красоты. Прикосновение к другому человеку исцеляло.»

Когда я размышляла, в чем все-таки месседж этой книги, я случайно натолкнулась на эпиграф... Часто бывает, что эпиграфы становятся более понятными уже после того, как прочитаешь книгу.

Так вот, эпиграф гласит:

«Любовь, как птичий щебет, продолжается,

Едва затихнут звуки бомб.»

По сути людям только и остается, что быть добрыми, точнее даже — «человечными» друг с другом, когда им практически уже нечего терять. И в свете этого становится понятен смысл встречи Джорджа — он же Д.Х. — с таким практичным и рациональным подрядчиком Дэнни на последних страницах книги... Встреча с человеком, который, как оказалось, всегда относился к нему по принципу «Ничего личного — только бизнес». И в момент, когда остальным героям уже стало ясно, что можно продлить жизнь, лишь сплотившись, Дэнни — как во времена старого мира — четко придерживается установленных рамок в русле стратегии «Мой дом — моя крепость».

«Джордж чувствовал себя глупо. Конечно, так Дэнни себя бы и повел. Только бизнес. Они не были друзьями, а если и были, то сейчас чрезвычайные обстоятельства. Значит, наверное, это все.»

«Д. Х. сглупил. Люди разочаровывали. Он справится лучше. Они все равно останутся хорошими, добрыми, человечными, порядочными – вместе, в безопасности.»

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх