Геннадий Максимович «Остров «Его величества»»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Savonarola, 9 января 2017 г.
На излете советской власти над книгами серии «Библиотека советской фантастики» издательства «Молодая гвардия» принято было глумиться — тон задавали авторы «новой волны».
И хотя упреки эти не во всем справедливы (в серии издано было немало отличных отечественных авторов и произведений), признаем честно, попадался под брендом «БСФ» невыразимый хлам: вне конкуренции книги Игоря Подколзина и Владимира Рыбина (даже меня, голодного до фантастики, тридцать лет тому назад поразила инфантильная наглость, с которой Рыбин переписал в своем рассказе «Симбиоз» сюжет уэллсовской «Машины времени»).
Роман «Остров «Его величества», написанный Геннадием Васильевичем Максимовичем под псевдонимом Захар Максимов, казалось бы, типичный продукт «Молодой гвардии» — то, что «новая волна» презрительно именовала «фантастикой ближнего прицела». Автор не собирался никого ниспровергать и совершать революций, а просто написал увлекательную книгу, выделявшуюся на фоне собратьев по цеху — в те времена фантастику писали или «под Стругацких», или «под Казанцева», а Максимович взял да и выдал фантастико-политический боевик «под Юлиана Семенова». При этом, подозреваю, предварительно прочитав — или экранизацию поглядев — «Парней из Бразилии» Айры Левина.
История про миллиардера, пытающегося использовать фашистских недобитков в собственных злодейских целях, вышла не редкость бодрой и занимательной. Штампов и клише, конечно, хватало, но, в целом, зарубежные реалии смотрелись все же менее картонными, чем у большинства советских авторов: Максимович работал специальным корреспондентом журнала «Вокруг света» и знал, чего хочет неизбалованный экзотикой советский читатель.
Да и главные герои вышли пусть и стереотипными, но симпатичными.
Действие романа разворачивается в основном в 2005 году, и тут по части прогностики в заслугу автору поставить нечего: на сцене СССР, партия, комсомол и печатные машинки.
Нет, Геннадий Максимович не смог предвидеть события 2005 года. Но ему удивительным образом удалось предсказать реалии более близкого будущего: атмосфера романа с его телемостами, встречами журналистов, взаимным интересом, призывами к обоюдному доверию, разоружению и сотрудничеству напоминает реальность второй половины 80-х годов прошлого века. Того глупого и замечательного времени, о котором если и писать — так только в жанре героической утопии.