Джонатан Симс «Тринадцать этажей»
Лондон скрывает много тайн. Одна из них — Баньян-Корт, построенный одиозным олигархом Тобиасом Феллом. Шикарный фасад, апартаменты премиум-класса, а на задворках теснятся квартирки для неимущих.
В годовщину строительства миллиардер-отшельник внезапно приглашает на званый обед двенадцать человек. Какова его цель? Что их связывает?
За драмами и грязными делишками наблюдают сами стены Баньян-Корта, чьи изменяющиеся пространства преодолеваются не только ногами, и есть направления, которые не покажет ни один компас.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Бедлам, 16 мая 2022 г.
На роль талисмана своего романа Джонатан Симс выбрал число тринадцать. Задумка стара как мир – количество этажей мрачного дома толсто намекает на его зловещую суть, до поры сокрытую в тени тайн и странных событий, цепочка которых тщательно выстраивается на протяжении всего действа. В очередной раз увязать зло с несчастливым числом идея довольно тривиальная, бывают приметы и пострашнее. Но Симс сделал ставку именно на эту. Не придумав ничего нового, он обратился к хорошо знакомому старому.
Десять лет назад миллиардер Тобиас Фелл построил престижный тринадцатиэтажный Баньян-Корт. Роскошное жилье премиум-класса, квартиры в котором по карману далеко не каждому. Однако это только фасад. Заднюю часть дома миллиардер отдал под жилье для малоимущих. Таким образом, Баньян-Корт оказался разделен на две половины, хитро связанные между собой многочисленными скрытыми коридорами и ходами на границе двух миров – бедных и богатых. Особой вражды между ними нет, но недопонимания и неприязни хватает. И многим частенько приходит в голову, что мысль свести вместе два этих мира была не слишком-то удачной. Впрочем, истинная цель Тобиаса была совсем иной. Ее то он и собирается раскрыть двенадцати приглашенным на ужин гостям из числа жильцов, а также обслуживающего персонала.
Маленькая девочка с жуткой воображаемой подругой. Антиквар, охотящийся за предметами искусства. Сантехник, на свою беду вынужденный работать в Баньян-Корте. Усталая мать-одиночка, едва сводящая концы с концами. Риэлтор, девушка-клерк, разработчик мобильных приложений, начинающая журналистка, бывший бездомный, мелкий начальник в крупной корпорации, консьерж, и еще одна девушка-клерк. Каждый — отдельная история, ведущая в итоге в апартаменты Фелла. И все они, прежде чем получить заветное приглашение, проходят через череду таинственных и страшных происшествий, на собственном опыте убеждаясь в реальности обитающего в стенах дома необъяснимого зла. Намерения этого зла остаются для них непонятными до момента встречи с миллиардером, которая состоится в тщательно приберегаемом финале.
Но до финала надо еще добраться, а этот процесс читателю «Тринадцати этажей» не всегда в радость. Двенадцать историй предваряющих развязку на поверку оказываются чтением довольно утомительным, поскольку Джонатан Симс испытывает терпение читателя гораздо дольше, чем следовало бы. Монотонные описания житейских невзгод, чередуемые с не всегда убедительными вкраплениями ужасного, энтузиазма по отношению к творению Симса не добавляют. Автор злоупотребил и количеством персонажей. Роковое число в романе ужасов вопреки некоторым стереотипам выглядит скорее ненужным штампом, чем необходимостью. На первый взгляд добавляет символизма, но на деле работает не очень хорошо. Запомнить подробности и сюжетные переплетения всех историй не получается, их слишком много и каждая, по существу только пролог. Соединяясь, они разрастаются до размеров романа, при этом индивидуальной самостоятельностью не обладают. Одни истории интересны чуть более, другие чуть менее. В результате однозначно констатировать, что пациент скорее мертв, чем жив, нельзя. Его кардиограмма нестабильна – то пусто, то густо.
При этом, роман довольно прилично написан и не лишен некоторого обаяния, свойственного именно английским романам. Автор с безупречным, истинно британским чувством такта дежурно обличает социальную несправедливость и неравенство, но дозирует разоблачения в строго отмеренных, почти гомеопатических объемах, ровно настолько, насколько это необходимо для раскрытия затронутых в книге тем, и ни толикой больше. За что ему огромное спасибо, потому что в отличие от многих своих современных коллег, Симс хорошо понимает, когда следует остановиться, чтобы не увязнуть в политике.
Кроме того, кое-где Джонатану Симсу все же неплохо удается припугнуть зазевавшегося читателя, подловив того неожиданной сюжетной находкой. Таковы, например, истории консьержа Джейсона и сантехника Янека, изложенные в десятой и одиннадцатой главах. Но это скорее исключения, чем правило. Остальные десять историй гораздо скучнее, а мытарства их героев однообразны и вызывают больше сочувствие, нежели страх. В общем, наличие некоторых достоинств не искупает недостатков книги, а в лучшем случае их уравновешивает. Да и то не всегда.
Спору нет – дела многих богатых гораздо чернее их холеных рук. Это старая истина, приснопамятная еще советским школьникам из стихотворения Джанни Родари. Однако на одной этой мудрости далеко не уедешь. Стихи, пусть и не очень хорошие, из нее получились, но фундамент для романа вышел довольно шаткий. Поэтому «Тринадцать этажей» все время балансирует на грани фола, с большим трудом поддерживая тусклую искру читательского интереса, постоянно норовящую потухнуть. Увы, на одних прописных истинах и добросовестном бытописательстве, в котором Симс силен, далеко не уедешь. Блюдо из таких скудных ингредиентов получилось хоть и съедобным, но слишком пресным. Ему банально не хватает остроты — проглотил и забыл. Насытиться им можно, но запоминающегося вкуса и интересного долгого послевкусия оно не имеет.
daleko13, 13 октября 2021 г.
Насколько аннотация интригует, настолько книга разочаровывает. Очень вредит увлекательности переизбыток персонажей: хоть автор и постарался сделать их не похожими друг на друга, но 12 человек всё-таки перебор. Когда в финале все герои собрались в пентхаусе, я с трудом могла вспомнить, кто есть кто. Другой, более серьёзный недостаток – вялость повествования. Большинство из двенадцати историй представляют собой невнятное описание неких мистических явлений почти без всякой динамики. Даже в концовке, когда, казалось бы, напряжение должно нарастать, герои два десятка страниц бродят толпой по помещению, разговаривая ни о чём.
Что понравилось, так это место действия, сам Баньян-Корт с его тайнами, призраками, невидимыми коридорами, давними и нынешними трагедиями. Определённая атмосферность в истории присутствует, но читалось всё же скучновато.
Wolf94, 16 июня 2021 г.
Мертвые мертвы. Справедливость только для живых.
Как только я увидела книгу в новинках, то сразу же заинтересовалась. Естественно устоять перед очевидно мистической историей, где сюжет не выходит за переделы дома, практически невозможно) Я даже не стала строить завышенных ожиданий, серьезно, тут либо автор должен быть мастером своего дела, либо в сюжете будет такая финтифлюшка от которой челюсть не отвиснет, но включится азарт. Увы, но Симс не обладает ни одним из перечисленных качеств.
Тринадцать этажей — это история, словно ребенок фильмов «1408», «Тринадцать привидений», сериалов «AHS» и «Парк авеню, 666». Баньян-Корт, шикарный дом, в котором живут, как и сливки общества, так и бедняки. Владелец здания — эксцентричный олигарх Тобиасом Феллом, который не покидает своих апартаментов. В годовщину строительства миллиардер-отшельник внезапно приглашает на званый обед двенадцать человек. Почему именно они? Что за ужасные истории скрывает за своими стенами Баньян-Корт?
Двенадцать историй, объединенных сверхъявственными явлениями. Все было вполне удовлетворительно, пока мы не добрались до финального аккорда. Вот тут-то и сидишь с лицом — И вот ради этого я читала 400 с хвостиком страниц?! Какое разочарование...
Повторюсь, я не строила никаких завышенных ожиданий и сюжет был не из бодрых, а приемлем, но тринадцатая история все портит. Предпочтительней было бы видеть другую, хотя и более предсказуемую, концовку. Лучше посмотрите фильмы, не тратьте время на книгу)
Deliann, 4 июня 2021 г.
Есть такой подкаст The Magnus Archives, который насчитывает более двухсот эпизодов и представляет собой чрезвычайно длинный аудиосериал, исследующий разнообразные мистические и хоррорные темы. У подкаста есть и своя фан-база, в основном, правда, за рубежом. Но вот, Джонатан Симс, один из авторов The Magnus Archives, выбрался за пределы аудиоформата и написал роман «Тринадцать этажей», который тематически во многом пересекается с подкастом, но попроще и поменьше.
Сюжет романа вертится вокруг таинственного особняка Баньян-Корт, который построил себе миллиардер Тобиас Фелл. Особняк производит гнетущее впечатление и сам по себе, а после загадочной смерти миллиардера и вовсе становится довольно пугающим местом. А может он был пугающим и до неё?.. После пролога, в котором читателя берут на крючок таинственным убийством, роман рассыпается на тринадцать рассказов, связанных между собой местом и временем действия. Герои рассказов самые разнообразные: сантехник, девушка-клерк, бизнесмен, журналистка, семилетняя девочка и так далее. И объединяет их не только проживание в Баньян-Корте, но и присутствие на званом ужине хозяина особняка в вечер его смерти, а также всякая чертовщина, проникнувшая в их жизни накануне.
Сами по себе рассказы неплохие, но неоригинальные. Заядлые читатели хоррора будут постоянно испытывать чувство дежавю, потому что сюжеты с «мистической картиной» и «умным» домом, слетевшим с катушек, исхожены уже вдоль и поперек. А ведь в книге есть ещё переработанные городские легенды, штампы из популярных ужастиков и даже вариация пионерской страшилки про пятно на стене. Но это ещё полбеды. Рассказы ещё и прямолинейные. То есть если в самом начале персонаж покупает странную картину, сразу понятно, что с ней будут проблемы. Или, если в экспозиции участвует чуточку странная воображаемая подруга семилетней девочки, то можно не сомневаться, эта самая подруга окажется чем-то злобным и сверхъестественным. Но тем не менее, жуткие моменты в книге всё же присутствуют, да и пара удачных рассказов в ней есть. Особенно впечатляют первая и одиннадцатая истории. В одном случае шороху наводят необычные шепчущие фигуры в подъезде, в другом из душа течёт кровь. А вот разгадка изначальной головоломки может и разочаровать. Лично я рассчитывал на более элегантное сведение всех историй в финале, нежели то, что получилось.
Перевод не без огрехов. Встречаются как лёгкие тавтологии (слова «впервые» и «сперва» в одном предложении), так и перегруженные предложения с канцеляритом и неверно переданным смыслом («По её словам, мать несчастного прочитала об этом в газете, вот только она не помнила, в какой именно, и её вывел из себя мягкий вопрос Виолетты, поинтересовавшейся, как можно делать обводку человеческой головой, считающейся одним из самых твердых предметов в спортивной экипировке.»*).
По итогу перед нами довольно стандартный развлекательный ужастик. «Вау-эффекта» не ждите, но один раз потратить пару вечером вполне можно.
*Речь идёт о приёме в баскетболе. Ну и конечно, голова не может быть предметом спортивной экипировки.