Алла Горбунова «Конец света, моя любовь»
Никогда ещё 1990-е и 2000-е годы не были описаны с такой достоверностью, как в новой книге Аллы Горбуновой. Дети, студенты, нищие, молодые поэты — её герои и героини проживают жизнь интенсивно, балансируя между тоской и эйфорией, святостью и падением, пускаясь из огня семейного безумия в полымя рискованной неформальной жизни Санкт-Петербурга. Но рассказы Горбуновой далеки от бытописательства: она смотрит на хрупкую и опасную реальность с бескомпромиссной нежностью, различая в ней опыт, который способен преобразить её героев. Алла Горбунова — поэт, прозаик, критик, лауреат премии «Дебют» (2005) и Премии Андрея Белого (2019).
Награды и премии:
лауреат |
Литературная премия "НОС", 2020 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Tamarisk, 18 сентября 2024 г.
Оценка моя, вероятнее всего, бессовестно завышена, потому что я ничего не могу с собой поделать — в книгах Аллы Глебовны так много самой Аллы Глебовны, что я люблю её уже не как автора, а как человека.
Смею предположить, что основной мотив творчества Аллы — её нарциссическое восхищение собой, и она просто желает, чтобы как можно больше людей восхищалось ею тоже, читая её прозу и стихи — что ж, я восхищаюсь, хотя в жизни не терплю таких людей, но понаблюдать издалека, как за хищным цветком — сплошное удовольствие.
«Конец света, моя любовь» — сборник небольших рассказов, разбитый на циклы, «Против закона» — это что-то автобиографическое, наболевшее у Горбуновой с 90-х, про всех её парней, наркотики и рок-н-ролл, «Бар мотор» — рассказы о мистическом баре на опушке леса, к которому стекаются потерянные души, следом — «Иван колено вепря», самая фантасмагорическая, сюрреальная часть — вообще в сборнике отрыв от реальности по мере перехода от цикла к циклу нарастает, и заключительная часть «Память о рае», вызволяет читателя из лап леших и чудовищ и бросает его вновь в наш бренный мир со своими потерями, горестями и коробками с пуговицами.
Первая часть, «Против закона», это грязища, малолетние сношения, трехдневные любови и отношения с бомжами, бандиты, бабушка из «похороните меня за плинтусом», перемежающиеся с культурными отсылками и Артюром Рембо. Как говорила Ахматова — я лирический поэт, могу валяться в канаве!
И пускай вещи написаны грязные, но слог чистый, как фарфоровая чашечка, и написано как-то... с любовью что ли, и ты знаешь, что у всех этих маленьких людей со страниц все будет хорошо, или хотя бы просто будет, и ты рад, что они есть.
«Ведь все мы, а было нам от тринадцати до девятнадцати лет, умерли на той войне, которая так и не наступила».
«Всю свою маленькую жизнь я пыталась защитить мир, спасти его, не дать ему раствориться, как облаку и морской пене, но мир обманул меня и оказался твердым, совсем твердым».
«Бар Мотор» выделился для меня в первую очередь двумя рассказами — «Тот самый день», потусторонне-меланхоличный, но светлый рассказ то ли о призраке, то ли о двойнике, и «Новый год без мамы», этакая притча об отцах и детях.
«Колено вепря», пожалуй, любимая моя часть, здесь я выделю несколько рассказов, которые запали в душу:
⚡» Что на небе ценится» форменно довёл меня до слез, хотя, наверное, задачи такой и не ставил, но это действительно один из сильнейших рассказов во всём сборнике, не только в «Колене».
«Бог и говорит: есть в сердце человека игла, которая всегда болит, в ней есть ушко, в это ушко идут караваны верблюдов и провозят сквозь него на небо вещи, которые люди любили всем сердцем».
⚡Бабки-однодневки понравились фирменной для Аллы отстраненной иронией над персонажами, вспоминая предисловие — такую книгу и такой рассказ могло бы сочинить какое-то доброжелательное нечеловеческое существо, ангел, который наблюдает за людьми откуда-то сверху, но не высокомерно, а с весельем и принятием (хотя у Аллы есть две ипостаси — я поэт и валяюсь в канаве, и я добрый ангел на облаке, сыплю на вас сверху золотые блёстки, и я не знаю, в которой из них она искренна и которая мне нравится больше).
⚡«Мы любим тебя, темный лес» — экспериментальный текст, и, наверное, мой фаворит, потому что напоминает любимые мною коротенькие сетевые «проклятушки». Я всегда любила этот формат, потому как это работа читателя с ассоциациями и достраиванием, и это хорошая форма, чтобы прочитать рассказ за 20 секунд, но представить и почувствовать гораздо большее, чем уместилось бы в такой же кусочек текста в прозе объёма покрупнее.
⚡Мой первый схизис — да это же огромный остросоциальный анекдот! Весело о страшном.
Последнюю часть, «Воспоминания о Рае», хвалят на просторах интернета более остальных, но я про себя зову подобное ностальгической мастурбацией, и интересной для себя не нашла. На контрасте с предыдущими частями читается довольно туго, напыщенно-философски и неуместно-надрывно, будто автор — единственный человек, который пережил детство, взросление, потерю близких и кота. А может, я так критична к этой части, потому что слишком чётко вижу себя, будто мои потери выворачивает перед всеми Алла?
В общем — рекомендацию к прочтению не даю, слишком специфичное произведение, но место в моей душе для него нашлось.