fantlab ru

Джо Аберкромби «Герои»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.57
Оценок:
2789
Моя оценка:
-

подробнее

Герои

The Heroes

Роман, год; цикл «Земной Круг»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Говорят, Черный Доу убил больше людей, чем зима, и взобрался на трон Севера по горам черепов. Король Союза, завистливый сосед, не собирается ждать, пока Доу вскарабкается ещё. Приказы были отданы, и армии потащились сквозь северную грязь. Тысячи людей собрались в забытом кругу камней, на никчемном холме в неприметной долине. Эти люди принесли металл, острый, как вздорный взгляд жулья, пойманного на воровстве.

Бремер дан Горст, опозоренный фехтовальщик, поклялся вернуть честь в бою. Одержимого искуплением и пристрастившегося к насилию, его не волнует, сколько крови прольётся в попытках обрести утраченное достоинство. Он не дрогнет, даже если потеряет жизнь.

Принц Кальдер не был поборником чести и точно не хотел умирать. Единственная его страсть – власть, и он скажет любую ложь, использует любой трюк, предаст верного друга, лишь бы заполучить эту власть. Да так, чтобы не пришлось сражаться за неё самому.

Кернден Кроу, последний честный человек в северных землях, не заработал после жизни, проведённой в битвах, ничего. Опухшие колени и истерзанные нервы не в счёт. Его уже не волнует, кто победит, — он просто хочет поступать по чести. Но как можно понять, что верно, в этом пылающем, полном противоречий мире?

За три кровавых дня судьба Севера окажется решена. А если учесть, что обе стороны пронизаны интригами, безумствами, мелкой завистью и тихой грызнёй, можно с уверенностью утверждать, что здесь вряд ли что-то решат сильнейшие воины и благородные сердца.

Три человека.

Одна битва.

Никаких героев.

© Перевод аннотации geralt9999, редактура dehumanizer
Для этого произведения есть карты:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2011 // Фэнтези или хоррор (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2012 // Роман

номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2012 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

номинант
Премия журнала SFX / SFX Awards, 2012 // Роман

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2013 // Книги — Фэнтези года

FantLab рекомендует:

Джо Аберкромби «Герои»


Похожие произведения:

 

 


Герои
2013 г.
Герои
2018 г.
Холодное железо
2021 г.
Герои
2021 г.

Аудиокниги:

Герои
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Heroes
2011 г.
(английский)
The Heroes
2011 г.
(английский)
The Heroes
2011 г.
(английский)
The Heroes
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  57  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джо Аберкромби, кавалерийским наскоком завоевавший несколько лет назад своей дебютной трилогией умы и сердца любителей мрачного, реалистичного пост-мартиновского фэнтези, наконец-то порадовал «своего читателя» третьим романом (да-да, я умею считать... и я не оговорилась). Какими бы словами ни называла это официальная библиография, но три части «Первого закона» в лично моих читательских ощущениях – это не три романа, а одна большая книга, цельная по задумке и стройная по исполнению. И «свой читатель» здесь тоже не просто так закавычен, поскольку тот, кто «чувствует фишку» и пребывает с автором примерно на одной «волне вибраций» по видению жизни и по качеству чувства юмора — он может, он имеет право любить, ценить, ругать или досадовать. А вот «вибрирующим» на каких-то других волнах – им на территории «Героев», увы, делать нечего. Не понравилась дебютная трилогия? Жаль. Значит, ещё один прекрасный, чуть менее эпический, чуть более «локальный», но и чуть более зрелый роман – он тоже скорей всего не понравится. Ну что тут скажешь? — ещё одно моё «жаль».

«Первый закон» был фейерверком – ярчайший дебют, харизматичные герои, динамичная история и чистейшее.. чистейшее хулиганство во всём, начиная с искромётного языка и заканчивая полностью замороченным читателем, который чем дальше, тем больше чувствовал себя одураченным. Правда, заодно и восхищённым, что ценно (покажите мне того, кто в районе финала не говорил «вау!»… я не поверю. Это ж, если только из принципа)). Вышел «Best Served Cold», и я, помнится, настолько тогда уже скучала по этому аберкромбиевскому хулиганству, что прочитан он оказался в какой-то бессознательной радости, я даже не успела тогда испугаться. (Влюбленные в автора барышни – они волнительные такие создания, да)). Волноваться я начала вот сейчас, беря в руки третий (sic) роман, потому как почувствовалось, что вот именно сейчас всё и должно окончательно выясниться: а звезда ли таки из ярчайших звёзд он, милейший Джо? Или всё же однодневка, по случаю лишь единожды урвавшая джек-пот из цепких лапок госпожи Удачи? Пара вечеров чтения, и к середине книги моё волнение улеглось. Еще два-три вечера и.. и что? ну, как принято говорить, «Джо – красавчик», а разве кто-то из нас, влюблённых, по-настоящему сомневался?;) (были ли на пиру сами музы? утверждать не возьмусь, но похоже, что Каллиопа с Мельпоменой даже немного повздорили, борясь за влияние на автора. Талия – очень даже заглядывала на огонёк. Эрато – побрезговала, факт ;)

Итак, «The Heroes». Вы явно не читали ни одной книги Аберкромби, если всерьёз подумали, что в заглавии речь о чём-то другом, нежели о точке на карте под названием Герои, о груде камней на каком-то богом забытом холме посреди ячменных полей, вокруг которой и развернётся трёхдневная битва двух армий извечных противников – северян и Союза. Вы прочитали хотя бы три-четыре главы любой из книг Аберкромби? а значит, долой сомнения – ну разумеется, тему «фэнтезийного геройства» со свойственными себе прямотой, безжалостностью и чёрным юмором автор рассмотрит всесторонне, обсмеёт, сломает пару-тройку жанровых клише, поиронизирует, но одновременно заставит сочувствовать и сопереживать. Да, это роман про очередную войну, про борьбу за власть и про власть обстоятельств над человеком. Впрочем, несмотря на ярко сконструированные батальные сцены, это, в первую очередь, история персонажей, каждый из которых одновременно что-то обрёл и что-то потерял в этой бессмысленной бойне: корону, состояние, карьеру, иллюзии, гордость и достоинство или жизнь и смерть. Это нехитрые такие темы, они ничем не удивят, но именно они и обеспечивают изрядную долю обаяния романа. Джо в общем-то славится тем, что кратким эпизодом, двумя-тремя мазками умудряется сделать своих героев очень живыми и симпатичными, потому что у каждого из них своя правда. Каждый, под грузом ли обстоятельств, ведомый ли собственными убеждениями, вовлекается в конфликт и выходит из него, так или иначе обретая какого-то «нового себя» или наконец-то определяясь на тему «кто же я такой». Кто-то, правда, не выходит. Кто-то «возвращается в грязь»..

Читатель, не склонный посочувствовать героям, найдёт в романе дивный «экшен». И как можно было придумать по-настоящему интересную книгу, если всё действие происходит за три дня, а вкратце укладывается в схему «пришли – повоевали — объявили перемирие – переделили территорию – переназначили вождей – поискали qui prodest»? Не понимаю, честно, но почему-то интересно. Да, действие не сразу раскачивается, не с места в карьер, но вот уж сцена боя, показанная глазами десятка разных персонажей, последовательно по цепочке гибнущих от рук друг друга, словно выживший в текущей дуэли подхватил камеру и продолжил съемку? ну, не знаю.. думаю, что никого не должна оставить равнодушным. Это вообще очень «кинематографичная» книга: из-за яркости, из-за жесткого, точно выверенного ритма текста она так и просится быть экранизированной. Остается только мечтать, что, например, HBO, вдохновившись успехом «Игры престолов» (а успех просто обязан быть, уверена), обратит своё внимание и ещё на один хороший литературный источник для кассового сериала. Не стоит забывать еще и о том, что не так масштабно, как в дебютной трилогии, но уж пару раз и здесь Джо обманет, введёт в заблуждение. И почти что детективный «крючочек», заброшенный на самых первых страницах, не будет давать покоя до самого конца.

Недостатки? Есть, есть немного.. (ой, ну что же придумать для приличия, не считая того, что мне очень не хватало инквизитора Глокты с его «why do I do this»?.. хотя почти каждый из персонажей живет под этим лозунгом)). Излишняя сентиментальность в финале? Нет, для меня это – не недостаток. Ну, хорошо, поищем другие. Пожалуй, Аберкромби по-прежнему совершенно не удаются женские образы. Пожалуй, «Герои» — это наиболее грустная и наименее смешная книга из всех, что я у него читала. А может, это и достоинство в данном случае? Пожалуй, есть эпизоды, не слишком нужные для того, чтобы нарисовать картинку, она и без того 3D, а есть – не доведённые до совершенства, хотелось бы больше, подробнее и обстоятельнее. Что ж, отнесём всё это в «статью» пожеланий к следующим романам.

Если моё чудовищное многословие ещё кто-то читает и если этот «кто-то» ещё сомневается в моём персональном умопомешательстве по поводу милейшего автора и его нового романа, то позволю себе очень кратко подытожить: это клёвая книжка, от которой можно получить много радости (ой, именно эти несколько слов и надо было оставлять в качестве отзыва)). И я завидую тем, у кого знакомство с «Героями» ещё впереди, а в собственном мироощущении со всем основанием перемещаю Джо Аберкромби с позиции блистательного и любимого дебютанта если и не в «маститые», то во всецело состоявшиеся авторы уж точно.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивлен обилию положительных отзывов на данный роман — скучное произведение из ниоткуда в никуда. Возможно причина моей оценки в том, что я читал его сразу после «Первого закона», который не в пример данному произведению мне понравился и от сравнения никуда не уйти. Если «закон» это История/Сюжет (с большой буквы) о становлении героев и устройстве мира, то «герои» — жалкая страница из этой истории. Смешно читать книгу о войнушке, которой в предыдущей трилогии не посвятили бы и четверти книги для повествования, а тут отведен полноценный фолиант для описания... чего? Интриг? Жизнеописанию каких-то второстепенных/проходных героев? Трудностей войны? Все это было и в лучшем виде в предыдущих романах цикла, текущая книга воспринялась как топтание на месте.

Не понравились «старые герои» — здесь в тексте они изменились поведением/действием и воспринимаются лишь отдаленным подобием своих «оригиналов». Понравился стиль — остался прежним, авторским. В остальном же не за что зацепиться, проходная книга ИМХО. Полагаю должна понравится любителям «игры престолов», когда сюжет идет фоном (если идет вообще), а впереди сплошные интриги, предательства и политика, обилие действующих лиц и связей между ними (как половых, так и прочих).

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень сильно понравились три романа из цикла «Первый закон», гораздо меньше — следующие три, но я решила погрызть автора еще, потому что мир уже привычный и интересный, и мало ли какие волшебные вещи от меня скрываются. Но увы, «Герои» — книга не просто проходная, а такое чувство что написанная на спор с издателем. Поясню: это такой Джойс от героического фэнтези, автор показывает несколько дней одной конкретной битвы между Союзом и Северянами в рамках длинной войны, перескакивает между большим числом репортеров. То есть натурально вся книга — о том, как приходила эта битва, никакого более обширного сюжета нет. Даже ничего глобально в той войне не сдвинулось. Вот группа северян, мы подробно рассматриваем, что они делают прямо сейчас, какое у них задание, как они обсуждают свои бытовые мелочи. Вот группа представителей Союза, посмотрим на них. Страниц через 200-300 они, может быть, сразятся друг с другом, а может быть и нет.

Я все ждала, что будет что-то еще, ну нельзя же так 600 страниц, в конце концов. Какой-то еще сюжет, который оправдает создание отдельной книги на эту тему. В Дагоске, в «Прежде, чем их повесят», это была история исчезновения прежнего инквизитора и расследования того, кто из высших городских чинов крыса — не говоря уж о том, что подготовка к осаде и осада тоже заняли не два дня. А тут увы, никаких новых интриг, кроме внезапного итогового возвышения сына Бетода — но, на мой вкус, он слишком проходной персонаж даже здесь, чтобы это как-то искупало остальной роман.

Несмотря на огромное число репортеров, никто из них не кажется особенно приятным или интересным. Аберкромби, к своей чести, вообще не преувеличивает человеческие достоинства, конечно. Но так, чтобы на две армии не было ни одного персонажа, который вызывал бы хотя бы уважение и стабильно делал что-то приличное — это даже для него слегка перебор. В жизни такие люди все-таки обычно находятся. А тут объективный (насколько можно назвать так взгляд автора) взгляд не находит в командовании ни одной армией ни одного мало-мальски компетентного человека — все сплошь бездари и тупицы, движимые исключительно личным маленьким интересом. Как им в принципе удается как-то сражаться, чего-то добиваться и оставаться у власти — большой вопрос.

Я не любитель гигантизма про рождение и гибель империй в одном томе, но подобный, мм, миниатюризм тоже не по мне. Тем более, что дробление точки зрения на миллион ничего не значащих персонажей (Господи, скажите кто-нибудь Аберкромби, чтобы он вырезал своего капрала Танни и больше никогда не доставал!) особо себя не оправдывает, кроме того, что добавляет страниц. К примеру, итоговое падение одного северянина и возвышение другого оно никак не объясняет: почему Кальдер, а не Глама Золотой и не Трясучка, к примеру? Почему Байаз, так офигительно сыгравший раньше, тут ничего не делает и не оказывает на исход битвы и вообще всего никакого особого влияния? Что такое странное случилось с Горстом, наконец.

Если брать что-то еще из мира «Первого закона», я бы с удовольствием прочитала про Гуркул или Старую империю, вот, про совсем другой мир. А не отдельный роман про статистов из предыдущих хороших романов.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Правда, она как соль. По крупице вроде приятно, а от пересола тошнит»

Роман Джо Аберкромби, опубликованный в 2011 году, являющийся шестым произведением в цикле «Земной круг».

Лично для меня пока самая слабая книга у Джо Аберкромби. Это не значит что она плохая, просто лично мне читать было скучно. Книга по сути своей это одна большая битва, и читать 500 страниц про то, как две армии убивают друг друга мне не интересно. Чтение книги давалось с огромным трудом, чего нельзя было сказать про трилогию «Первый закон», которая ушла просто влет. Если бы это был не роман, а повесть, произведение от этого бы только выиграло, а так скучно, неинтересно, слишком растянуто и грязно. Но это лично мое мнение. Аберкромби умеет писать хорошие книги, и данная книга не исключение, учитывая, сколько положительных оценок на сайте. Просто это не мое.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще, я довольно долго думал, как сформулировать и подвести черту всему тому, что мне не понравилось в этой книге. Я сам большой поклонник военной прозы. Как советской и российской, так и зарубежной. И всегда что-то отличает ее профессиональных авторов от сонма остальных. Некая косточка. Квинтэссенция того, почему она представляется у них совершенно по-иному, нежели у гражданских. И я сейчас ее вам назову.

Отсутствие морали.

«Однажды он порадовал меня поразительным рассказом — таким же ярким и конкретным, как все другие рассказы о войне, но суть его я понял только год спустя: — Патруль вышел в горы. Вернулся один человек. А рассказать ничего не успел — умер. Я ждал продолжения, но его рассказ этого не требовал. Когда я спросил, что же там произошло, он посмотрел на меня с какой-то жалостью, словно говоря: «И стоило на тебя время тратить, если ты такой тупой?» (с) Майкл Герр, «Репортажи»

Война слишком многогранна, чтобы повидавший осмеливался делать хоть какие-то обобщения. Назвать войну каким-то одним словом равносильно тому, чтобы назвать одним словом весь мир. Война — это грязь? А если я скажу, что война — это тайна? Или что это открытие? Или что это работа, которую приходится делать? Как и постулат того, что война жестока и аморальна, все эти слова не раскрывают и десятой доли ее сути. И тот, кто хочет рассказать о ней правдиво, не будет закладывать четкий вектор.

А вот Аберкромби будет. И его инструменты — нытье, морализаторство и тяга к навешиванию ярлыков. Большая часть происходящего в книге, будь то сюжетные коллизии, взаимоотношения персонажей и прочие перипетии, используется лишь для продавливания авторской позиции. Джо так стремится убедить читателя в том, что война — это кошмар, что не брезгует даже прямыми логическими дырами.

Первое, что мы видим с самой завязки — это отсутствие мотивации сторон. Мотивация Севера — вроде как пограбить, но ради такого сообща не будет действовать армия двунадесяти языков. Мотивация Юга — вообще полная нулевка. Три дивизии прут умирать на холм. Возможно, свою роль сыграла пропаганда? Нет. Религия? Нет. Стойте-стойте, а в армии есть вообще хоть кто-то, должный заниматься поддержкой боевого духа? Капеллан или комиссар? Нет, таких нет. И паникеров никто не казнит? Да кто ж их будет казнить, они целыми дивизиями бегут. В реальных регулярных армиях перед отправкой людей на смерть пытаются представить все в правильном свете. Мы-де делаем правое дело, защищаем страну, спасаем угнетенных, а они — наглые вторженцы, варвары, убийцы, у них нет ничего святого, а еще они используют запрещенные методы войны. Просто удерживать позицию, когда тебя идут убивать — это одно. А удерживать позицию, когда враг вешает и сжигает заживо твоих соотечественников, а за Волгой для тебя земли нет — совсем другое. Пропаганда — кропотливый труд. Но через него «грязь и жестокость» не показать. Да еще и солдаты будут казаться людьми с какими-то идеями, а не бедным-разнесчастным стадом на бойне. Поэтому Аберкромби такое не интересно.

Высшие офицеры Юга представляют из себя гражданских чиновников, по ошибке затянутых в армейские мундиры. Все о них говорит первая с ними же сцена. Какая-то девчонка (если сравнивать возрасты) может легко встрять в их разговор и даже начать смешно острить и утирать носы. Место, где находится командующий фронтом — это штаб командующего. А штаб — это, на секунду, режимный объект. Интересно, позволила бы себе дочь современного генерала вмешаться в разговор с его подчиненными? А дочь феодала — с его рыцарями? Не думаю.

Эти люди похожи на злодеев из «Одиссеи капитана Блада». Проспав все пары по тактике и пустив страницы «Обороны Дурацкого брода» на самокрутки, они принимают просто феерически тупые решения. А в перерывах между этим решаловом демонстрируют свои эго, самонадеянность и недальновидность. Как они вообще усидели на своих местах?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Уже после атаки конницы через чисто поле с ямами уцелевшие солдаты просто кончили бы таких командиров на месте. А потом списали на военные потери. Если бы Аберкромби действительно уперся в реализм, то бойцы попросту учинили самосуд над всеми генералами, а затем принялись до последней капли крови выполнять приказы дан Горста. Потому что каждый видел, что Горст делал для продвижения наступления, и чего не делали высшие офицеры. Опыт войн всех времен подтверждает: в боевых условиях трусов и мудаков казнят, а подчиняются только авторитетным и знающим.

Передать важный тактический приказ первому попавшемуся солдату? Запросто, с кем не бывает. Какие такие профессиональные адъютанты, специально обученные обходить битвы и уничтожать послания при малейшем риске? Да ладно. У нас битва, и фронт сыпется, что вообще может произойти?

Вся тактика Юга держится на Бремере дан Горсте. Сюжетная броня делает его пробивным клином любого наступления. На руку также работают и особенности мира вроде отсутствия копий или распространенности лезвийного оружия в эпоху кирас и кольчуг. На что рассчитывает воин, атакующих тяжелого конника мечом? Что в забральную щель каким-то чудом ткнет? Не лучше ли взять что-нибудь с тупым концом?

Естественно, бессмысленная война, ведомая идиотами — наилучшая декорация для рассмотрения взятых конструктов. О том, что война — это бессмысленно, плохо и жестоко, Джо напомнит Вам не раз. И не два. Напомнит устами всех персонажей. А если вы и после этого не поймете, он даже создаст специального персонажа,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
который на войну очень хотел, но потом его трепетное сердечко разбилось.

Концовка — апогей инфантилизма.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
За два шага до победы лорд-маршал выходит на мировую с северянами (хотя какие у него для этого полномочия? Он кто, дипломат?). Я себе пытаюсь представить, как после Бородинской битвы Наполеон или Кутузов картинно вскидывают к челу руку и такие: «Нет! Довольно! Погибло слишком много людей! Так больше не может продолжаться!». Вот это вот все, вместо того, чтобы продолжать додавливать врага всеми силами. Лорд-маршал — он ведь наверняка прошел какую-то военную карьеру и сталкивался со случаями, когда его жизнь разменивали за гроши. Почему в момент захвата инициативы его волнует, как будет одержана стратегическая победа? Впрочем, солдаты Юга не хотят расквитаться с Черным Доу за убитых товарищей. А так как подчиненные Кроя — гражданские чиновники, его некому казнить и принять командование на себя.

Просто финиш. Полное дешевого морализаторства писево. Оправдание войнам лично я не ищу. И промилитаристом не являюсь. Но если это единственное, что может предложить антивоенное фэнтези, то я не впечатлен. Все на этом.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, не самый сильный роман Аберкромби.

Впрочем, книги этого писателя (ну, за исключением рассказов, наверное) похожи друг на друга как братья-близнецы, все они с одинаковыми достоинствами и недостатками.

Наверное, слабым местом этого произведения является сюжетная линия. Весь роман — картина одного рядового сражения на Севере. Описание битвы с разных сторон, показанное от лица нескольких десятков героев. Нет интриги. Нет увлекательной завязки и выделяющегося финала. Кульминация отсутствует.

Вообще, это, скорее, не роман, а некая пьеса. Каждая глава — сцена спектакля, где определенная группа актеров ведёт свой диалог. Скудные декорации. Но, очень много разговоров.

Это недостаток? Не знаю, просто, такова задумка автора. Но, когда в книге присутствует увлекательный сюжет, наверное, читать ее интереснее.

В остальном — все достоинства остальных романов Д. Аберкромби присутствуют:

— Шикарные диалоги.

— Грандиозные сцены сражений.

— Яркие поединки.

— Стандартный набор героев, среди которых, каждый читатель найдет себе полюбившийся персонаж.

— Лёгкий и приятный язык.

Все та же очень грамотно сбалансированная фэнтези. «Черная», но, в меру, с некоторым количеством жестокости и крови, только, без тошнотворного описания разной мерзости и сплошной нецензурщины. Немного юмора. Совсем слабая, но, некая любовная линия, всё же, присутствует. Есть и кое-какие элементы эпического фэнтези. В остальном — крепкое «героическое фэнтези». Ну, и, название соответственное — «Герои».

Если и критиковать, то, наверное, только за скучный (по сравнению с другими романами автора) сюжет.

Ну, и, может быть, за некую попытку, сделать из своей книги чисто развлекательного жанра, серьезную литературу, неуклюже добавив кучу философских размышлений о смысле войны.

В остальном — приятное, очень грамотное и профессионально написанное фэнтези. Понятное дело, что произведения подобного рода ориентированы больше для подростков, поэтому, объективно оценить этот роман мне сложно, восторга он не вызвал. Тем не менее, прочитал с удовольствием. Не шедевр, по-моему, ничего выдающегося в этой книге нет. Но, как хорошая развлекательная книга — в самый раз.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, после «Лучше подавать холодным» я даже подумывал забросить Аберкромби, настолько уж унылой бестолковщиной был тот роман.

Но все-таки взялся за «Героев».

Поскольку мордобитие и геноцид автору даются гораздо лучше, нежели интриги, «Герои» ощутимо бьют ЛПХ по всем фронтам. И кабы не россыпь несуразностей, оценка была бы выше. Тут вам и шитые белыми нитками сюжетные повороты, и обязательная россыпь штампов, и плохо прописанный мир, и слабое представление автором структуры описываемых, пардон, подразделений. Например, в первом полку, прятавшемся на болотах, помимо полковника, первого сержанта и пронырливого капрала, офицеров вообще нет. То есть во всех других — не продохнуть от лейтенантов и капитанов, а в первом — ни единого упоминания. Поэтому любую задачу по обучению новобранцев, разведке, наблюдению, выполняет тот самый капрал, который, к слову, еще и знаменосец. И это в перерывах между «набиванием карманов». Все — остальные несколько сотен человек «просто существуют». Или Финри, на все руки мастерица, сама не понимающая своего отношения к мужу, внезапно превосходно владеющая иностранным языком, чему удивляется даже ее папаша, разбирающаяся в стратегии и тактике (отцовы гены), да и вообще беспринципная амбициозная стерва, периодически страдающая от приступов любви к ближнему. Ладно, спишем на сложный психологический портрет. Еще? Моментальный поворот «всех из себя» вождей Черного Доу после дуэли, от которого прошибает жалостью к одноухому мерзавцу. Согласен, нам как бы намекали, что суровые северные мужики, болтающие о чести, по большей части этого самого «балласта» лишены, но настолько? Вместо того, чтобы настучать по рукам вмешавшемуся негоднику, они спешат заявить о лояльности новому сюзерену. Впору отшвырнуть книгу и кричать: «Черт возьми, все продано! Все куплено!». А ведь так и есть, там все давно куплено и продано. Причем главный «торгаш», знакомый нам еще по «Первому Закону», остается неизменным. И он все так же отвратителен. Читателя такая покладистость настораживает, а вот умница Кальдер и ухом не ведет, принимая все как само собой разумеющееся. Ну и еще примерчик — этот самый товарищ Кальдер, который — внезапно — не слишком-то и похож на себя любимого из ПЗ, величайший хитрец и дипломат на Севере... Нет, я согласен, что местных Аберкромби постоянно показывает недалекими тугодумами, но даже на их фоне ухищрения Кальдера выглядят в основном нелепо, в лучшем случае на уровне средней школы. Повторюсь, интриги — не самая сильная сторона романов Джо.

Теперь о хорошем. Автор продолжил работу по развитию персонажей, и здесь мы видим еще более интересных и глубоких героев. И самое главное — не пару «штук» на роман, а солидный такой букет. Да, не всем досталось этой самой «глубины», «картонки» тоже никуда не делись, но основные персонажи, а так же их окружение по большей части удались. Ну... насколько удались? Скажем так, Стивен-который-Кинг уже очень давно прописывает своих героев на этом уровне, а то и поглубже. И тем не менее, это именно похвала.

Здесь мало героев ПЗ, и немного — ЛПХ. Есть, например, Трясучка, который в ЛПХ сделал, на мой взгляд, неуклюжий поворот налево, да вроде как на том и остался. Есть Черный Доу, который, для убийцы и негодяя, предателя и узурпатора, вызвал... нет, не симпатию, хотя и ее тоже, особенно когда речь зашла о горшках, тут скорее участие. Характер действительно непростой, его поступок по отношению к Девятипалому в ПЗ в любом случае имел сложную мотивацию, здесь же он разгребает заваренную кашу. Задумываешься невольно — а прошло ли все его правление одной большой войной или нет, что он вообще успел сделать за эти годы? Мог ли избежать конфликта с Союзом, несмотря на собственный темперамент и присутствие Ишри? К слову, в трилогии он, безусловно, был самым первостатейным негодяем в отряде, с руками по колени в крови и все такое, но беспринципным ублюдком все-таки не был. Есть Ищейка, но вскользь. Есть Крой, тоже заметно похорошевший по сравнению с самим собой в ПЗ. Многих упоминают.

Есть великолепный Горст. Он действительно прекрасен. Такой водоворот страстей и комплексов, внутренних противоречий. Получился менее задумчивый и гораздо более деятельный Глокта. И пусть человек он, мягко говоря, неоднозначный, образ удался на славу. Сочетание не просто несокрушимого рубаки, а в полной мере наслаждающегося процессом талантливейшего убийцы — на поле боя, и нелепого, полного жалости к себе труса — во всех остальных случаях, само по себе — богатейшая почва для опытов. А здесь впридачу и причины комплексов, и жуткий эгоцентризм, и своеобразная моральная оценочная шкала. Что радует, Джо не сплоховал и вполне удачно раскрыл героя.

Вышеупомянутый Кальдер с одной стороны стал более разносторонним персонажем, с другой — удался он, как я уже сказал, не очень. И это при том, что присутствует динамика развития. Его решение насчет Скейла на последних страницах тоже спорно. Вроде бы попытка перехитрить судьбу, а если взглянуть иначе — а что изменится?

Танни — упрощенная версия Остапа Бендера под фирменным соусом «бывалый вояка». Капралы, как говорится, вечны.

Ну и полюбившиеся лично мне герои:

Кернден Зобатый, прямой как сами помните что. Хороший человек. Заботливый командир. Опытный солдат. Человек, которому можно довериться. То, что он выдал «заговор» Доу только подтверждает правило. И очень грустно оттого, что он, по сути, человек с окончательно сломанной психикой, ибо найти себя в мирное время просто не может. Так что помимо «одержимых войной» Джо показал нам еще и тех, кого она попросту не отпускает. Удачный ход.

Жужело из Блая. Герой с большой буквы, живая легенда. Но знаете что — читателю он запомнится не столько как человек, машущий самой здоровенной оглоблей на свете, сколько как тот, кто позволял себе внезапные пространные рассуждения на самые разнообразные темы. Такой себе философствующий мясник с «безуминкой». Образ получился несколько «анимешным», что, впрочем, его не портит.

Ну и Бек. Именно Бек — человек, за три дня изменившийся до неузнаваемости, заглянувший в глубь себя и себя понявший. Имя он заработал себе достаточно красочно. И за то, что все это обернулось так, а не иначе, спасибо следует сказать Зобатому.

Язык все тот же, «жирный», «сочный», местами так же чересчур. «Чернуху» в плане «расчлененки» понять можно, тем более не такая она и страшная, а вот в отношении «грязи» — ее как и раньше больше, чем нужно, а нужно ее ровно нисколько, ибо притянута эта самая «грязь» за уши. Так же режут глаза щедро рассыпанные по тексту анахронизмы, и раздражает абсолютно идентичный словарный запас у всех — от древнего чародея до последнего пастуха, от аристократа до немытого дикаря из-за края света.

Понравились ощущения бессмысленности и безысходности происходящего, вспомните хотя бы идущего на приступ холма Челленгорма. Роман в сухом остатке — настоящая ода человеческой глупости. И мерзости. И амбициям. По большому счету, кроме Зобатого, Кроя и Челленгорма, ни один из командиров не заботился о жизнях подчиненных. Переплюнул же на голову всех, конечно, Байяз. Или вот смерти — нет, не в пустой мясорубке, а другие. Уорт, Клайг, Рефт... Мертвым, конечно, все равно, но умереть-то можно по разному.

В общем, подумать читателю Джо дает, однако в первую очередь «Герои» это все же «боевик». С цистернами крови и простеньким сюжетом с одной стороны, и — с настроением и выворачиванием характеров — с другой. Вещь далеко не идеальная, но имеющая, как минимум, право быть.

P.S. Несмотря на общую простоту, читались «Герои» почему-то с некоторой натугой. И не столько тяжело, сколько скучно.

Тем не менее, на данный момент «Герои» и «Полмира» — это лучшее, что я прочел у Аберкромби.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Буду столь резок и правдив как товарищ Зобатый. Так вот, читать изначально было интересно, а затем пришло понимание, что это скорее всего самовнушение. В общем эта книга пока что первая у Аберкромби которая мне не понравилась. В сравнение с предыдущим циклом «Герои» даже рядом не валялись. Она им проигрывает по всем пунктам, язык у нее какой-то через чур старательный и вязкий, читать ее по большей части трудно. По итогу я один из тех, кто не готов оставить приторный отзыв.

Подача информации в целом ясная, но в ней чрезмерно много излишнего словоблудия. Для событий трех дневной войны объем неимоверно велик, во всяком случае его можно сократить хотя бы на треть.

К роману претензий много, хотя их большая часть к военному быту и боевым действиям. Для меня стало понятно, что воплотить масштабность сражений задача автору не посильная. Даже описания не больших схваток назвать удачными трудно, просто по мере чтения складывается впечатление что Джо драк в жизни не видел и в них сам не участвовал. Далее можно затронуть тему армейских будней и сразу вручить антипремию офицерам Союза, взявшим с собой на территорию вражеской страны жен, а кто-то даже и дочерей, через которых потом выторговывают мир. Пожалуй, эти моменты самые кринжовые, давно так не смеялся.

А вот жалоб относительно персонажей не имею, на мой взгляд они отлично реализованы и соответствуют своим характеристикам и психологическим портретам даже не смотря на то что подобному образу героев свойственно кочевать у Аберкромби от книги к книге с разницей лишь в именах. Тут скорее всего вина отработанного лекала. Из столь огромного каста хочу выделить двух на мой взгляд ярких представителей романа, Зобатого, Горста и конечно же Танни. Наверно это единственная связка персонажей про которую хотелось читать.

P.S. Видеться мне, что заданный изначально высокий уровень планки первых книг по отношению к последующим несколько не досягаем и ставит для меня под сомнение качество его дальнейших работ.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Плюсы:

– Очень круто описываются сражения. Впервые Абер использовал прием с перемещением из одного человека в другого во время битвы.

– Огромное удовольствие доставляют хорошо прописанные герои первого плана Капрал Тани и Зоб.

Минусы:

Слабые герои чьи главы идут очень тяжело:

– Финри с синдромом Мэри Сью, которая разбирается в ходе сражения лучше генерала армии, забалтывает одного злодея плясать под ее дудку, другого исполнять ее желания, при этом сама пустое место.

– Горст чье нытье при переслушивании книги ну уж очень тяжело было воспринимать.

Итог:

Бодрая книга про войнушку с как очень интересными так и провисающими героями, сдобренная легким но обильным насилием. Написано с большой иронией автора относительно «героев» и военной романтики в целом. Твердая 8.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Та книга после которой начинаешь понимать что «Красная страна» еще ничего, не самое худшее произведение Аберкромби. В «Героях» он уж очень постарался выпятить себя во всех смыслах. Если в «Стране» есть хоть парочка самобытных персонажей, то здесь просто все как один ноющий и болтливый донельзя автор. Бывалые воины так много говорят словно это им платят за каждую строчку, а не мастеру темного, темного фэнтези. Вот эта толпа клоунов несет пургу не переставая — на привале, на толчке, на бабе и тем более в процессе битвы. С первых страниц хочется чтобы их всех поубивали как можно быстрее. Но не таков Аберкромби. Он каждый пук растягивает так чтобы читатель мог сполна насладиться вонью. Честно не пойму чего здесь нашли авторы высоких оценок. Батальные сцены? Унылы больше чем полностью. Герои? Зануды все как один. Сюжет? Не, не слышал. Антивоенный пафос? Да сколь можно-то. Все давно поняли что война это скука смертная и можно обделаться пока закончишь. Продолжение «Первого закона»? Ох лучше бы его не было такого продолжения. Поставь точку, начни заново, чем мешать с грязью все хорошее, что было в первом цикле. Нет, я понимаю, что надо же как-то кормиться, но лучше бы автор взял паузу, если не пишется так хорошо как раньше. Рад что у него снова начало получаться — «Эпоха безумия» уже не такое унылое чтиво. Жаль что у Джо ушло так много времени на перезагрузку.

ps В упор не заметил «глубоких интересных героев которых тут целый букет». Один Горст на что-то похож — собственно он и тянет сюжет. Нет ну конечно смотря с чем сравнивать. Верю что бывает хуже. Но после «Первого закона» читать такое тяжело.

Оценка: 5
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вижу, что моё мнение идёт вразрез с мнениями остальных читателей, но я как Кернден Зобатый – прямой как резак, так что… Это первая книга Аберкромби, которая мне не понравилась. Нет безумного драйва, нет остроумных диалогов и черного юмора, нет интересных персонажей и сюжета. Даже более менее симпатичные персонажи из предыдущих книг Горст и Трясучка трансформировались в какие то бледные тени самих себя. Если первый из рыцаря без страха и упрека превратился в одинокого депрессивного нытика, то второй теперь просто молчаливый мужик с железным глазом. А главный минус в том, что эта книга безумно затянута. У меня создалось впечатление, что битва длинною в три дня, шла по меньшей мере три года. И по прежнему лейтмотивом книг Аберкромби остается – “все дерьмо”. Даже герои.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действие романа «Герои» происходит в мире «Земного круга» спустя несколько лет после событий трилогии «Первый закон». По хронологии между ними идет роман «Лучше подавать холодным». В принципе, читать предыдущие книги не обязательно – «Герои» понятна и без предыстории. Но в таком случае вы рискуете пропустить множество отсылок и пасхалок. Многие персонажи из «Первого закона» встретятся нам на страницах данного романа: Ищейка, Чёрный Доу, принц Кальдер, Бремен дан Горст, Байяз и другие.

В романе описана всего одна битва, длящаяся три дня. Зато описана она со смаком, с разных ракурсов, через разных персонажей. Это позволяет прочувствовать сражение, будто сам находишься посреди боевых действий. Один и тот же момент битвы мы видим с точки зрения разных героев, и порой после гибели одного персонажа повествование продолжает его убийца, который сам вскоре оказывается убитым и т.д. За счёт этого сражения получились яркими и динамичными.

Название роман получил в честь холма, за который и будут проходить сражения. Героями его назвали из-за огромных камней, установленных, якобы, в честь героев прошлого. Но название также и иносказательное, потому что героями будут те, кто участвуют в битве. Поднимаются вопросы войны, противостояния чести и достоинства порокам и грязи, и, вообще, есть ли на войне герои, и нужно ли стремиться ими быть.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, Бек – сын великого война Шамы Бессердечного – живет с мамой и маленьким братом. Он всю жизнь мечтает стать воителем и завоевать имя в битве, как отец. Но, попав в первое же сражение, понимает, что не создан для этого. В итоге, он возвращается в родной дом, отложив отцовский меч. Или Кернден Зобатый, старый рубака, постоянно мечтает о спокойной жизни плотника. Но уйдя на покой, понимает, что уже не может уйти от судьбы война и возвращается к ратному делу.
В книге есть много сцен, после которых хочется сесть и хорошенько подумать.

И нужно немного уточнить, что же предшествовало битве на Героях. Напряжение между Союзом и Севером всё нарастало и в итоге переросло в военное противостояние. Власть над Севером узурпировал Чёрный Доу, и, чтобы доказать свою силу и мастерство правителя, ему была нужна крупная военная победа. Его окружают колоритные боевые вожди. Каждый из них преследует свои цели и готов ударить в спину бывшему союзнику. Доу приходится прилагать немало усилий, чтобы держать их в узде. Во главе войск Союза стоит лорд-маршал Крой – грамотный и честный военачальник. Но вот его генералы далеко не так хороши. Генерал Челенгорм слишком молод и неопытен. Свою некомпетентность как командира скрывает за излишней бравадой и множеством мелких и незначительных приказов. Генерал Миттерик – человек волевой, но излишне импульсивный и с крутым нравом, любит игнорировать приказы, всё делать по-своему. Лорд-губернатор Мид как военачальник совсем плох. Люто ненавидит северян и из-за этого совершает ещё больше ошибок. Вдобавок к этому посланник закрытого совета – Баяз, первый из магов – требует быстрой победы любой ценой.

Все ужасы войны предстают перед нами: кровь, грязь, смерть, отрубленные конечности и горы трупов. Очень часто автор показывает нам, что война это не героизм и слава, а способ высших чинов получить ещё больше власти. Для простых же солдат, тех кто проливает кровь, война несет лишь несчастье.

Язык у Джо Аберкромби красив и выразителен, поэтому роман даже при некоторой затянутости читается легко. Очень много персонажей, глубоких и хорошо проработанных. Нет однозначно плохих или хороших, у каждого своя правда и нормы морали. Проработка персонажей всегда была сильной стороной автора.

Из самых ярких персонажей можно выделить следующих. Бремен дан Горст – бывший лучший фехтовальщик Союза и страж короля. Но после прокола (о котором подробнее рассказано в «Лучше подавать холодным») отстранен от дворца и назначен королевским обозревателем Северной войны. Служит постоянным объектом насмешек из-за очень высокого голоса и неудачной карьеры, скромен и нерешителен. Но всё меняется, когда он окунается в родную битву – сражение. Тут он становится настоящей машиной смерти. Его мечта – заслужить прощение короля и вернуть уважительное отношение общества. Кернден Зобатый – названный, предводитель весьма колоритной дюжины. Он честен и прямолинеен, «как резак». Устал от постоянных войн и хочет уйти на покой. Но для того, кто всю жизнь провел в битвах, это очень непросто. Принц Кальдер – младший сын Бетода (бывшего короля Севера). Труслив, скользок и хитер, как змея. Плетёт постоянные интриги против Чёрного Доу, мечтая вернуть трон отца. Хлад – суровый названный с обезображенным лицом и металлическим глазом. Навевает страх не только на врагов, но и на союзников.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В некоторых эпизодах с ним можно найти отсылки к «Лучше подавать холодным».
На самом деле у Аберкромби нет тусклых и скучных персонажей.

Роман написан на очень высоком уровне, как, впрочем, и всегда у автора. По крайней мере мне не попадалось слабых книг у него. Читатели, только познающие Земной Круг, получат при прочтении хороший роман. Тех же, кто уже читал книги Аберкромби, ждёт возращение в любимый мир и встреча с полюбившимися героями.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В романе описываются события трехдневной битвы войск Севера под руководством Черного Доу и армии Союза под командованием маршала Кроя. Казалось бы, о чем тут можно написать? Руби, коли, плети интриги. Все, в общем-то, так. Но Аберкромби решил взглянуть на войну и понятие «геройства» с необычного ракурса. Он описал жестокое сражение от лица трусов. Практически все главные персонажи чего-то бояться: идти в бой, выглядеть слабым, проиграть. Тем, кто привык читать про героев сражений, особенно фэнтезийных, это может не понравится. Но этот ход дал читателю прочувствовать, что средневековые сражение — это абсолютно жуткая мясорубка, не имеющая никакого отношения к морали. Этот роман, почти как реальная битва, заставляет вас решать множество моральных дилемм. Останьтесь ли вы на позиции, зная, что она абсолютна безнадежна, а цена вашего героизма — смерть? Помчитесь ли вы на выручку другу, понимая, что шансов почти нет? Герои романа сталкиваются с такими вопросами постоянно, а мастерство писателя позволяет и читателю пережить то же самое.

Мне всегда хочется поберечь героя. Он вроде бы и силен, и навыков у него больше, но все это «геройство» является лишь дополнительной небольшой опцией, которая вряд ли решит исход сражения. А лишиться важного интересного персонажа можно вмиг. Поэтому я всегда с каким-то неприятным чувством относился к битве, в которых участвуют героические личности. Кто такие герои у Аберкромби? Это люди, которые прошли множество передряг и сражений, они отлично владеют оружием и, самое главное, они выжили. Черный Доу — осколок дюжины Девятипалого. Жужжело из Блая — человек огромной силы с огромным мечом. Бремер дан Горст — лучший фехтовальщик Союза. Почему они стали героями? По мнению автора, из-за своей жестокости. По моему мнению — из-за своего везения. Как можно пройти живым хотя бы несколько битв, подобных описанной в романе, даже если ты великий фехтовальщик? Умение в такой битве становится уже не главным. Главное — это пощада непреодолимых обстоятельств. Меня всегда корежило, что поле битвы не ценит заслуг. Какой бы ты ни был великий герой, каким бы умом или талантом ты не обладал, все это может окончится самым глупым образом: человек, который даже не знает, как взмахнуть мечом, может пережить сражение, а воин, о котором слагали легенды, падет от первой же шальной стрелы.

Лев Толстой в «Войне и Мире» показал войну как нечто иррациональное. Явление, существующее отдельно от воюющих, где в бою от солдат почти ничего не зависит. У Аберкромби герои все еще могут что-то изменить, но как же этого мало! В мире Аберкромби царит Несправедливость. Ее еще можно назвать Жизнью. А в жизни очень редко получаешь по заслугам. Жизнь и смерть солдата любой войны прошлого и настоящего несправедлива. И я совершенно не представляю, как можно идти в бой, зная, что твоя жизнь зависит не от тебя, а от стечения нелепых обстоятельств.

Два человека, за которых я переживал в этом романе, погибли абсолютно по-дурацки. Одного кто-то проткнули в спину копьем, пока он дрался с противником, а другого исподтишка ударили по голове топором. Вот ты только одним своим видом вдохновляешь людей, рисуешь в голове планы будущего, а вот спустя миг ты мертв, и все твои планы уже никому не интересны.

Я считаю, что так нельзя. Героев нужно беречь. Как опцию последнего шанса. Как что-то, на что можно надеяться, о чем можно иногда вспомнить и улыбнуться.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И тогда мы не будем читать, как один из последних осколков отряда Логена Девятипалого, великий Черный Доу, лежит в общей могиле с безымянными солдатами, а Жужжело из Блая так и не понял, от кого получил в спину копье

Этим мне роман не понравился. Жизнь цинична и жестока. Но читаем ли мы подобные романы, чтобы получить лишнюю дозу несправедливости? Вряд ли.

Но могу ли я поставить за это роману низкий балл?

Нет. Я хочу быть справедливым.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

По впечатлениям это пока что самая депрессивная книга у Аберкромби. Безрадостная. Ну что ж, это было ожидаемо — целая книга, посвященная войне. А автор никогда не отличался ее идеализированием.

Одиночный роман, целиком посвящённый трехдневной битве, ее предпосылкам и последствиям. Множество судеб, сплетающихся вместе, множество разных взглядов и маленьких историй. И разумеется тесная связь с героями и событиями предыдущих книг.

Из всех персонажей, как это ни удивительно, с особенным интересом следила за линией Кальдера. Кто бы мог подумать, что третьесортный злодей из первой трилогии раскроется подобным образом. За это тоже ценю автора — при всех циничных описаниях его герои порой способны расти внутренне, преодолевать себя и демонстрировать куда более героическое поведение, чем сами от себя ожидали.

Ещё одна особенность книги — в ней ещё меньше магии, чем в предыдущих. Её и раньше-то было немного, а здесь так вообще... Зато потихоньку сказывается влияние технического прогресса (я так понимаю, это маленькие ростки на пути к новой трилогии).

Что ещё... Запомнился эпиграф к третьему дню сражения. Совпало с моим ощущением ))

А вообще правильно так закончилось всё. И пускай чисто субъективно мне эта книга не так понравилась, как предыдущие (не поклонник я военной прозы), не могу не отметить мастерство автора. Так что и оценку ставлю соответствующую.

Оценка: 9
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Имя Джо Аберкромби появилось на устах поклонников жанра фэнтези сравнительно недавно, но уже сейчас ни у кого не повернется язык назвать британского автора новичком. Всего за несколько лет Джо прошел путь от дерзкого дебютанта до признанного игрока высшей лиги, заставляющего читателей с нетерпением ожидать появления каждой новой книги. Для завоевания читательской любви Аберкромби понадобилось всего пять романов, действие которых происходит в одном и том же мире. Но не спешите обвинять автора в «сериализации» творчества — в каждом новом произведении Джо добавляет новые кусочки в огромную мозаику общей картины мира, кропотливо составляемой с первых строчек дебютной книги.

В «Героях», например, Джо продолжает рассказ о бесконечной истории противостояния северян и Союза. Дрязги между непримиримыми соперниками не закончились с воцарением Логена Девятипалого на троне Скарлинга, тем более что, как мы помним, Девять Смертей на этой должности не задержался. С момента последней смены власти на Севере прошло уже около девяти лет, и вот уже снова ячменные поля Севера становятся местом столкновения двух противоборствующих сторон. Однако давно уже известно, что Север, как и Стирия, Союз и Тысяча островов становится всего лишь очередной ареной для бесконечного противостояния двух самых могущественных людей в мире — Байяза, первого из магов, и пророка Кхалюля. Вот и на этот раз и Байяз, и эмиссары пророка крутятся рядом с командующими и готовятся провести парочку экспериментов с новыми способами ведения боевых действий.

Время и место действия романа носят крайне локальный характер — все события происходят в одной небольшой долинке вблизи городка Осрунг в течение всего одной недели. Как и обычно, повествование ведется попеременно от лица множества ПОВов. Тремя главными действующими лицами выступают младший сын Бетода принц Кальдер, полковник Бремер дан Горст и «человек-кремень» Кердн Кроу. Также Аберкромби смотрит на происходящее глазами капрала армии Союза Танни, молодой жены офицера Финри дан Брок, совсем юного воина (а еще вчера — фермера) Бека и ряда других персонажей. Общее число задействованных в повествовании лиц занимает несколько страниц убористого шрифта, но большая часть, в том числе все верхнее командование и Байяз, показаны исключительно глазами третьих лиц. Количество экранного времени, уделенного персонажам, разнится в каждом конкретном случае — какие-то герои появляются на протяжении всего романа, кому-то автором уготован всего один отрывок, в конце которого персонаж, выражаясь языком северян, вернется в грязь. Разнообразие ПОВов позволяет читателям перемещаться во все ключевые точки баталии и быть в курсе общей картины. Кроме того, поскольку герои находятся по разные стороны баррикад, многообразие точек зрения позволяет избежать однобокого взгляда на ситуацию.

Собственно, персонажей можно назвать главным достоинством романа. Несмотря на кинематографичность описания, динамичный сюжет и множество неожиданных сюжетных ходов, битва в долине Осрунга станет всего лишь еще одним звеном в бесконечной истории противостояния Севера и Союза, Байяза и Кхалюля. Но вот судьбы практически всех участвовавших в битве персонажей изменятся, кого-то в лучшую, кого-то в худшую сторону, и именно за этими превращениями интереснее всего наблюдать. Действующие лица попадают в самые различные ситуации, совершают чудовищные ошибки, избегают смертельной опасности и творят неоднозначные поступки, но все их дела выдают в персонажах живых людей, со своими мечтами, надеждами, страхами, обидами и скелетами в шкафу. Аберкромби дает возможность выговориться практически каждому основному действующему лицу, показывает всех персонажей с разных углов и заставляет проникнуться симпатией даже к такому маньяку, как Черный Доу. Чего уж говорить об остальных?

Здесь, пожалуй, кроется самая большая опасность книги. Война — опасное место, тем более в романах Аберкромби, поэтому персонажи имеют печальную привычку регулярно возвращаться в грязь, и читатели рискуют испытать множество неприятных моментов, переживая гибель очередного персонажа. Тем не менее Джо умудрился обратить на пользу книге — после очередной смерти героя испытываешь неодолимое желание перелистнуть страницы назад и вернуться к тем главам, где он еще живой. И каждый раз возвращение к тексту романа воспринимается как встреча с давними приятелями, с которыми так приятно посидеть вечерком за костром, вспоминая былые времена. «Герои» идеально созданы для перечитывания и смакования любимых моментов. Несмотря на всю жестокость и стремление автора показать всю грязь и мерзость войны, роман, особенно главы Кроу и его дюжины, пропитан особой семейной атмосферой товарищества, настоящего боевого братства. Впрочем, Аберкромби не был бы собой, если бы на каждого Кроу, для которого его команда действительно давно уже заменила семью, не приходилось с десяток капралов Танни, настолько же далеких от идеалов боевого товарищества, как ячменные поля вокруг Осрунга отстоят от Адуи.

К числу других достоинств книги следует отнести ее исключительную кинематографичность. Работа Аберкромби редактором на телевидении безусловно идет ему только на пользу, и отдельные эпизоды книги, наподобие последовательной гибели ряда персонажей от рук друг друга, просятся на экран прямо сейчас без минимальных изменений.

Кроме того, «Герои» до краев наполнены действием. Впрочем, странно было бы ожидать другого от книги, посвященной одной-единственной битве. И хотя Джо описывает расположение сторон до и после боевых действий, даже в этих главах находится место стремительным схваткам, мгновенному изменению социального положения персонажей и передвижению персонажей из грязи в князи и наоборот. Иногда даже буквально, все же помнят, что означает знаменитое выражение северян про грязь?

Несмотря на то, что все действие романа происходит в одной единственной долине, Джо не забудет показать читателям, что весь остальной его мир не стоит на месте. Для давнишних поклонников Земного круга Джо припас известия и о происходящих событиях в Стирии и Союзе, и о судьбе ряда персонажей предыдущих книг. Кроме того, отдельные достижения научно-технического прогресса будут представлены на страницах романа во всей своей оглушающей красе. Все же помнят, что следующий роман Аберкромби будет смесью фэнтези с вестерном?

В плане языка Джо не устает радовать своих читателей. Знакомиться с творчеством Аберкромби в оригинале — сплошное удовольствие. Красочные и сочные описания, позволяющие составить мнение о месте или персонаже всего за несколько предложений, остроумные диалоги, постоянная игра слов, циничные комментарии — в «Героях» есть все то, за что мы так любим Джо.

Резюме: Мрачная, жестокая, зрелищная, интересная, смешная, грустная и печальная история о том, как война рушит, ломает и меняет человеческие судьбы. Такие близкие и милые сердцу персонажи, очередная возможность встретиться с полюбившимися героями, окунуться в знакомый мир и восхититься писательским мастерством Джо Аберкромби. Поклонникам автора и жанра читать в обязательном порядке. На английском языке роман вышел в начале 2011 года, и собственно после его появления голосование на звание «Книги года» можно было и закрывать — кандидат №1 уже появился.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх