Александр Шакилов «День рождения мужчины»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
Земля после атомной катастрофы, во всём мире царит ядерная зима. А это значит, что человеку нельзя без лыж. Настоящие лыжи с торсионным ходом и мультипликаторами мышечных усилий -- величайшая ценность, они передаются в роду от прадедов к правнукам. Человек без лыж — ничто, но достать новые лыжи практически невозможно. Их можно только отбить с боем у врага или у бывшего друга.
Публикации: Журнал «Ski-cтайл», №1, октябрь 2005г., ООО «Ски-Пресс», стр. 91-95, тир. 12000 экз.
Входит в:
— антологию «Русская фантастика 2009», 2009 г.
— антологию «Там, где небо сходится с землей», 2009 г.
— журнал «РБЖ-Азимут 28/14», 2014 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 18 августа 2021 г.
Очередная апокалиптика итогового сборника рассказывает о социальной структуре общества людей, выживших после ядерной катастрофы. Чтобы легче было бороться с трудностями, они скооперировались в некие подобия самурайских кланов, сделав символом своей жизни не крутые машины, а ... обыкновенные лыжи. Правда, лыжи не совсем обыкновенные, а с разными технологическими прибамбасами, позволяющими летать, лазать по обледенелым стенам небоскребов да красиво убивать своих соперников. Эдакий скиатлон постъядерной эпохи. Герой рассказа отправляется в опасное путешествие за лыжами для своего повзрослевшего сына.
У меня лично сложилось впечатление, что автор обожает лыжный спорт и, может, даже сам принимает активное участие в соревнованиях. Это весьма похвально и являет собой неплохой пример для подражания. Но, с точки зрения правдоподобия сюжета, вся история смотрится фальшиво и особого доверия не вызывает. Фристайл-до?? Вы серьезно или просто «прикалываетесь»? Разве можно из разнообразных пируэтов лыжной акробатики сварганить боевое искусство типа каратэ-до или кёкусинкай? Не уверен, что это искусство переживет своих создателей! Не удивительно, что сам автор накладывает на него целую кучу ограничений (своеобразный кодекс лыжного самурая), чтоб они друг друга не изничтожили за неделю. Из-за всей этой шелухи не получается относиться к рассказу со всей серьезностью. От нечего делать почитать можно, но извлечь из него какие-либо умные мысли не выйдет — это чистая «развлекуха» на тему криминальных разборок («стрелок» по-бандитски). Может, «братков» такая легенда и развлечет, а вот остальных...
---------------
РЕЗЮМЕ: размышления о лыжном спорте эпохи апокалипсиса. Главное — достать лыжи, а мастера спорта всегда найдутся!
gorvzavodru, 18 апреля 2014 г.
Очень хороший рассказ (по крайней мере, для сборники РФ 09). Весьма неожиданно по сюжету и очень хорошо по смыслу. Попытка отца не помешать сыну в условиях жёсткой нехватки ресурсов — это болезненная и необычная тема.
Очень понравилось.
zvezdochet2009, 19 января 2011 г.
Для чего этот рассказ существует в природе? Не могу ответить. Он раскрывает какую-то новую идею? Нет. Он дает нам представление о блестящей стилистике? Нет. Какая-то особенная атмосфера? Никак нет. Может быть, там есть вразумительный сюжет? Повторяю — вразумительный — а не странное стремление отца подарить сыну лыжи? (Есть, например, такая штука как сноуборд) Опять же нет. Еле дочитал, честное слово. Ни о чем. Язык безобразный. Псевдопафосные обороты речи. Куда-то ГГ едет, кого-то убивает... Что, где, как — полный туман. Такое впечатление, что это не рассказ, а наспех сделанный набросок.
Sawwin, 28 марта 2009 г.
Третий постапокалиптический рассказ в одном сборнике. Слегка многовато. Зато сюжет рассказа вызывает чувство умиления. Дело в том, что автор случайно услыхал где-то, что после атомной катастрофы должна наступить ядерная зима, и, не зная, что это такое, принялся живописать: «погода солнечнаня, ясная, мороз. Снег ослепительно бел, небо кристально голубое. И тысячи промаркированных трасс, и сотни подъёмников...» Среди этого великолепия несётся на суперлыжах супергерой. Уходит от погони, по крышам небоскрёбов, что на улице Ленина, петляет среди развалин заводов, где возле радиоактивных станков до сих пор лежат замёрзшие трупы рабочих, лупит лыжной палкой каких-то промутировавших хищников. Этакий лыжный боевичок с необязательным хэппи эндом. Чудовищно инфантильные представления автора о последствиях атомной войны вызывают даже не удивление, а интерес сродни клиническому. Разве что у Томаса Диша я читал об атомной войне ещё больший бред («Сто две водородных бомбы»).
Бедная фантастика! Почему всякий безграмотный недоучка считает, что уж фантастику-то он творить может?
irish, 3 мая 2010 г.
От рассказа осталось ощущение какой-то милой подростковости. :) Как будто автор недавно научился кататься на горных лыжах, съездил на модный горнолыжный курорт, и теперь в художественной форме делится своими успехами с читателями. Как, бишь, там — «Я — ветер, я — снег, я — супер-пупер-мэн...»? =)) Тем временем за лихой погоней как-то теряется существенный для сюжета вопрос: почему, собственно, непременно надо убивать папеньку, вместо того, чтобы пользоваться комплектом лыж на двоих? Катались бы по очереди, и никто б не умер...
Недопродуманный мир, но не лишенный определенного обаяния. Интересно было бы почитать полноценный роман с такой «зимне-лыжной» версией постапокалипсиса.
Palaur, 4 июня 2009 г.
Очень интересный снежный сюжет придумал автор.
И так называемая «ядерная зима» поругиваемая здесь предыдущими ораторами может быть вовсе не ядерной.
(Как будто кто нибудь знает как это будет выглядеть на самом деле, если не дай бог будет)
Просто в результате какого то катаклизма по воле автора на земле наступила ЗИМА.
Наступила и наступила. Я считаю что автор фантастического произведения может быть безграничем в своей фантазии.
Главное что бы описываемый им мир был органичен и правдив в рамках этой фантазии.
И по моему в данном рассказе Шакилову это удалось.
За что и заслуженная восьмерка.
pavelgubarev, 3 апреля 2009 г.
Очень хорошо. В недлинном тексте мощное переживание, непростой выбор, интересный постапокалиптический мир. Действие мощно завёрнуто, бросая читателя между двумя цепочками событий. Единственное, что не понравилось – чуточку пафосные фразы «Я – ястреб», «Я – ветер» и т. п. Но в целом очень круто.