Сергей Снегов «Четыре друга»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Производственное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено ) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Четверо друзей занимались важными научными исследованиями. В ходе работ происходит несчастный случай, и Кондрат Сабуров погибает в лаборатории. Одному из оставшихся поручают разобраться в происшедшем.
Входит в:
— сборник «Дом с привидениями», 1989 г.
— сборник «Право на поиск», 1989 г.
— сборник «Люди и призраки», 1993 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 135
Активный словарный запас: низкий (2572 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
VovaZ, 4 января 2021 г.
Производственная НФ повесть, несколько в тоне «Право на поиск». Исследования на передовом рубеже науки одиноким гением, трагическая авария. Герой ведёт следствие.
Безусловно, повесть на порядок “взрослее” Права на поиск. Интрига гораздо интереснее, НФ линия гораздо лучше продумана, и вполне разумная. Герои, не смотря на многословное описание характеров, остаются плоскими.
Особое удивление вызывает образ человека будущего в строках Снегова. Автор пишет в стиле соцреализма, и нецельность моральных обликов можно было бы объяснить закатом советской литературы. Однако и эта самая нецельность выходит какой-то не цельной. С одной стороны, какой-то супер-полдень, когда даже производство оружия, в принципе запрещено, и все сплошь гуманные и творческие. С другой, вполне себе зрелый, и типичный молодой учёный принимает идею геноцида мешающей расы, как вполне приемлемый метод решения проблем. А его коллега настолько не доверяет своему обществу, что предпочитает уничтожить саму технологию, только бы она не досталось в руки современников. Ну и, интриги, подсиживания, зависть, грязная кулуарная политика. Как и в Праве на поиск, впечатление, что речь о советском НИИ, эпохи застоя.
Вместе с тем, повесть понравилась.
Тимолеонт, 16 февраля 2020 г.
Да, стоило долго тренироваться на нудных приключениях братьев Васильевых и, наверно, написанной в то же время «Драме на Ниобее», чтобы в итоге сотворить такой вот почти что шедевр. Блестяще показана атмосфера коллектива юных, наивных друзей, которые несмотря на всю свою гениальность не понимают, как сильно ещё может жизнь потрепать их отношения. Вообще, здесь Снегов вспоминает золотое, каким я сам его считаю, время своего творчества, когда он написал шедевральные «В полярной ночи» и «В глухом углу», «Четыре друга» — прекраснейший производственный роман. Не хочу и не буду его сильно критиковать, но три серьёзных претензии не могу не упомянуть:
1. Слишком уж шовинистически и стервозно выглядит единственная девушка из нашей четвёрки. Ещё чуть-чуть и её можно было бы с чистой совестью назвать отрицательным персонажем, такой разлад она вносит в дружески-рабочий коллектив. Впрочем, будет людям наука, что не стоит смешивать чувства, особенно любовь, и дело.
2. Чрезмерно навязчивая идея разоружения. Не, я сам убеждённый пацифист и считаю, что силу нужно применять только в случае крайней необходимости, но здесь оно изображено очень уж приторно. Понимаю, что повесть писалась в самый-самый разгар горбачёвского разоружения страны и его же проповедей мира во всём мире, но надо же меру знать. 100% отказ от оружия ради мира во всей галактике настолько наивен, что аж хочется столкнуть персонажей с ваховскими орками, тиранидами или некронами, на крайний случай.
3. Крайне удивляет, что начинающим, пусть и очень перспективным учёным, сходу выделили крупный бюджет на обустройство их лаборатории в отдельном корпусе. Да, я верю, что в мире прекрасного будущего столько ресурсов, что девать их некуда, но всё же выглядит оно сомнительным.
olpo70, 17 ноября 2017 г.
Как умело смог Снегов направить повесть, нписаную в твердом, производственном ключе в нужное идеологическое русло. И повесть от этого только выиграла. Все кто любит советскую, научную фантстику и так с удовольствием стали бы читать это произведение. Тем более как всегда у автора герои с сильнейшими и очень интересными характерами. Причем до того разными и отличающимися друг от друга, что ты понимаешь о неизбежности их столкновения. И эти столкновения дают прекрасную эмоциональную окраску всей повести. Кто-то может возразить что эти характеры немного неправдоподобны и идеологизированы(подогнаны под светлое будущее). Да я соглашусь, но это не плохо для продукта своего времени.
Но вернусь к тому что сказал в начале. Не думаю что кто-то будет возражать что Снегов очень красиво обыграл идею о запрете оружия и запрете его применения против любой разумной жизни. Другие надо искать пути, мы же люди. И это не только дань советской идеологии. это актуально и сейчас. Но жаль что отошло на второй план.
Кропус, 17 мая 2017 г.
Повесть неплохая. Я только одного не понял, почему астронавтам на далёких планетах запрещено иметь боевое оружие, а только парализующие. По-моему это гуманизм доведённый до абсурда. Парализаторы хороши при индивидуальном нападении. У Буджольд, в «Осколках чести» приведена история одного пацифиста который принципиально использовал только парализатор. В конце концов его смяла толпа члены которой осознали, что единственное, что им грозит это здоровый сон. А пристрелили он хотя бы одного, другие бы призадумались. Возможно было достаточно просто пригрозить. Впрочем, идею Эдуарда покорить гарпий военной силой я тоже не поддерживаю. Дело даже не в гарпиях (возможно Эдуард прав, и такой поворот будет в конечном итоге для них благом), а в людях. Не дай бог войдут во вкус и будут решать все проблемы в космосе таким образом.
Мирта, 23 апреля 2016 г.
Сюжет простой и вроде бы предсказуемый, но что-то в ней есть, что заставляет снова возвращаться к этой истории, и не забывать. Очень сильные характеры персонажей — четырёх друзей.
alex1970, 23 мая 2015 г.
Далекое коммунистическое будущее. В лаборатории, экспериментирующей с принципиально новыми видами энергии, происходит катастрофа. Расследование поручают его коллеге и бывшему другу (они поссорились примерно за год до катастрофы).
Перед зрителями проходит картина встречи студентов, которые из абстрактных идей профессора-реформатора сумели извлечь практическую пользу и создали модель принципиально нового источника энергии.
Автор создал достаточно интересные образы четверки и их недруга-администратора.
Профессионально сделанная повесть, не дотягивающая до лучших произведений (к которым я отношу «Люди как боги»), но достаточно интересная.
Yazewa, 28 ноября 2008 г.
Пожалуй, я согласна с комментарием Lord_of_light : добротно. Полный комплект: профессионально проработанная научная проблема, и детективная составляющая, и комплект разнотипных героев с разнотипными же взаимоотношениями — и тут полный комплект, от любви и ревности до научного соперничанья, и даже жуткая планета с зубастыми монстрами наличествует, и вполне себе идеологическая высокоморальная концовка, и этакий хэппи-энд с благородным научным будущим...
А что-то не то. Возможно, именно ощущениенадуманности всего этого построения? Картонная шаблонность типажей героев? Наверное, все это и создает эффект искусственности, исключает чувство сопереживания. Мне было неинтересно.
mitra, 1 апреля 2008 г.
Замечательно выписанная научная атмосфера. Это непередаваемое ощущение причастности к чему-то большому, к раскрытию каких-то тайн природы. Ну и плюс к этому, детально прописанные герои, каждый со своими достоинствами и недостатками, на мой взгляд получились очень живыми.
Ladynelly, 19 сентября 2007 г.
Хорошая повесть об этике ученых, об отвественности за будущее...
austin, 15 февраля 2007 г.
Отлично прописаны характеры. Хорошая книга! Лучше читать классиков, чем современный ширпотреб...
Lord_of_light, 3 апреля 2006 г.
Все творчество Снегова можно охарактеризовать одним словом- добротно. И для этого произведения подходит как нельзя лучше.