Юрий Каракурчи «Фарфор»
Эта книга о хрупких вещах: о ломкой старости, о робком детстве, о соседках по подъезду, которые вдруг пропадают с лавочки, о дымной церкви на последнем этаже больницы, о плацкартном вагоне, в котором всю ночь громко храпела женщина, о потерявшихся письмах из Мариуполя, о красной смородине, которая кровоточит, если ее неаккуратно сорвать с ветки, о мире, подсмотренном из-под козырька новенькой бейсболки USA California.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Дизель78, 21 января 2024 г.
Во время чтения вспоминаются эпитеты такие, как тягучее, томное, насыщенное, неотпускающее, всё как будто мёдом намазанное и зимой замороженное во времени, читал будто провалился в тину прошлого, не отпускало и хотелось не останавливаться, воспоминания с головой окунали в прошлое, в советское моё детство, многое из прочитанного ёкалось внутри, очень многое и очень знакомое, такое всё родное и забытое, аналогичное и узнаваемое, мысли совпадали, воспоминания узнавали, ощущения возвращали, это было когда-то со всеми нами в 90-ых, именно такое тягуче грустно ностальгическое, и пусть без сюжета центрового, но как по маслу просто ежедневные события в рассказах обычной жизни подростка, живущего у бабушки в разные годы, можно подменить персонажей и главных лиц, но в целом то именно так всё и было, и это всё с головой нахлынуло и утопило, невозможно так реалистично написано, в точку, идеально, до боли в душе чётко, близко, невероятно знакомо, люди все в меру смешные, в меру юморные на бытовом уровне, в меру советские, такие все пережившие только что перестройку, отчего немного озлобленные на власть, но наивно радующиеся переменам в виде сериалов вместо черно белого на цветном телевизоре, обсуждающие ещё Санта барбару и Тропиканку, да иные мексиканские сериалы того времени, ну и конечно бесконечные похороны, то одни, то другие болезни, бабушки на лавочке сменяются, люди в доме уходят, жизнь идёт своим чередом, хрупкая как тот Фарфор, и память уходит, хочется запомнить момент детства, хочется остановить мгновение, только вокруг всё уже не то и не так, много мыслей в голове роится во время чтения этой книги, будто читаешь и сам в параллели проживаешь снова свою прошлую жизнь, какой-то толчок из под спудного вынимает забытое своё, глаза в потолок и молчать, магический эффект у Фарфора, хочется не отпускать и побыть там ещё немного, от этого и читается так безотрывно,... а глава про чернику и как потерялись в лесу это просто смех от души и до колик, ржал не могу от каждой едкой фразы, и смех и грех, старые тётки, а что поделать, потерялись, мат смешной и такой ржачный, они тоже так умеют, я будто проснулся на миг, и снова ушел в ностальгию со следующей главой,... каждая отдельная история из детства, отдельная судьба другого человека, появившегося и ушедшего в память внука Юры и бабушки Гали Каракур, уютно и душевно,... автор очень умело лавирует между искрометным юмором и шуточками до слёз и бесконечно грустными моментами утраты, потери, ухода близких людей, как на волнах эмоций, и от этого хочется плакать и смеяться одновременно, ... очень меланхоличное и ностальгическое произведение...
strannik102, 4 сентября 2022 г.
Хрупкий мир детства
Этот роман можно полюбить за один только великолепнейший и богатейший неожиданными метафорами авторский литературный стиль. Причём Юрий Каракур как взял высокую стилевую планку в начале романа, так и держит её на самом высоком уровне. И потому уже сам процесс чтения текста книги доставляет совершенно особое наслаждение, сравнимое разве что с наслаждением, испытываемым видавшим виды гурмэ при поедании какого-либо совершенно особенного блюда — тут на ум сразу приходят один из персонажей киносценария А. и Б. Стругацких «Пять ложек эликсира» и ещё некто Ниро Вульф из цикла детективных романов от Рекса Стаута.
Однако помимо чисто литературных достоинств роман Юрия Каракура имеет ещё и совершенно феерическую смысловую составляющую. Точно и тонко автор вводит нас в мир детских своих воспоминаний и соответственно отношений. И прежде всего с его двумя бабушками. Написанные совершенно искромётными и порой на грани приличия образы двух пожилых женщин (это на детское восприятие они пожилые и бабушки, а так обыкновенные женщины, просто в статусе «бабушка») захватывают читательское внимание и поглощают читательское же время с неотвратимостью чёрно-дырной сингулярности.
В результате во время чтения и некоторое время после ловил себя на готовности буквально попискивать от удовольствия и одновременно от глубокого сентиментального чувства. Мощная удовольственная книга! Интересный автор. А уж фамилия какая удобная для запоминания…