Михаил Емцев, Еремей Парнов «Приговорён к наслаждению»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Африка (Тропическая Африка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Четырем африканцам и одному белому суд вынес смертный приговор. Но по слухам приговор не был приведен в исполнение, а заключенных отправили в специальную резервацию. Два друга решили освободить белого смертника и заодно разузнать, что же скрывается под маской резерваций-рудников…
Входит в:
— сборник «Зелёная креветка», 1966 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Etamin, 20 мая 2023 г.
Этот рассказ Емцева-Парнова весьма интересен некоторыми аспектами, которые никак не отражены в предыдущих трех отзывах. Да, он вроде бы разоблачает ужасы капитализма в самом ужасном его логове — в ЮАР и описывает некий «идеальный» концлагерь. На самом деле это не столь важно. А где еще могла бы происходить подобная история, напечатанная в СССР в 1966 году?
Интересно другое. Центр удовольствия в мозгу был обнаружен в 1954 г. у крыс; у людей все несколько сложнее и изучалось позже, но подобные механизмы тоже существуют. Заслуга авторов в том, что они поняли, как это недавное по тем временам открытие можно было бы «употребить в дело». Не знаю, существуют ли более ранние НФ-произведения на эту тематику, но в любом случае Емцев и Парнов стали одними из первооткрывателей нового сюжетного хода. Который впоследствии неоднократно использовался. Один из самых знаменитых рассказов на тему об электронаркомании — «Смерть в экстазе» Ларри Нивена — появился только в 1969 г. Потом Нивен много раз возвращался к этой теме в рамках цикла «Известный Космос». Были и другие примеры.
Следует также отметить необычность самого повествования. Рассказ явно выглядит как некий кошмарный сон, из которого невозможно вырваться. Текст написан короткими, рублеными фразами и утверждениями, содержит разрывы и провалы между локациями, описания и психологические отступления почти отсутствуют. Подозреваю, что это — не неумение авторов, а именно художественный прием. Точно так же мало что мы узнаем о мотивации героев. Увидев происходящее, они почти сразу понимают, с чем имеют дело. Чудесное спасение рассказчика обрывает историю словно топором.
Интересно, что в том же 1966 году был впервые напечатан на русском (возможно, авторы были знакомы с текстом до того — не знаю) «Эдем» Лема, где в том числе описывается и некий «самоподдерживающийся концлагерь» — во всяком случае, так это представляется героям романа.
Если б текст еще не был местами излишне коряв, было бы вообще потрясающее произведение.
Кропус, 25 апреля 2018 г.
Если вдуматься, то ужас почище лафкратского. Там был всё же внешний кошмар, а здесь всё изнутри. Идеальный концлагерь, заключённые не только не бегут и добровольно (ну, почти), но и готовы убить любого, кто захочет их освободить. Единственный недостаток текста, это его название. Оно сразу выдаёт разгадку и, что твориться в резервации и с чем столкнуться там герои ясно чуть ли не до начала чтения. Читатель вовсе не движется к жутковатой разгадке вместе с героями. Хотя у меня сложилось впечатление, что авторы намеревались постепенно нагнетать у читателя ужас и понимание.
Не могу, не пройтись по рецензии https://fantlab.ru/user50209. (предыдущая). Считать, что в резервации создали идеальных строителей коммунизма, в какой либо форме, может только, простите, дурак. Если конечно под последним не понимать так называемый пролеткульт.
А god54 написал рецензию так, что нечитавший рассказ подумает, что приговорённые действительно пустили под откос поезд, убив машиниста. Но там же ясно сказано, что рассказчик не знает толком, что они сделали: то ли поезд, то ли просто перерезали какие-то провода. И если действительно пустили под откос поезд, то ещё неизвестно, что он вёз и кто его вёл. По такой логике и партизаны не должны были во время Великой Отечественной никаких диверсий устраивать. Правда странно, почему герой ввязался во всё это не выяснив детали. Но, кажется, его заинтересовала сама загадка резервации.
alex1970, 25 августа 2011 г.
Занятная штука в этом рассказе получилась — описывая ужасы империализма (больше США любили ругать только оплот апартеида ЮАР), авторы написали рассказ о создании «идеальных строителей коммунизма».
Людей, которых увидели герои, не волнует ровным счетом ничего, кроме выработки нормы и получения своей порции после работы — «нам Солнца не надо нам партия светит, нам хлеба не надо — работу давай».
Сам по себе рассказ написан интересно, хотя эти «борцы за светлое будущее» сочувствия совсем не вызывают.
Смешно, но произведение перекликается с жуткими рассказами из детства — старшие пацаны уверяли, что особо жестоких преступников не расстреливают, а отправляют на рудник, который находится в горах неподалеку
god54, 21 июня 2011 г.
Сама по себе идея рассказа о возможности прямого воздействия на мозг человека с целью изменения его поведения довольно широко описывается в фантастической литературе. Яркий пример — психотронное оружие. В данном случае это несколько примитивный пример — на уровне изучения рефлексов собаки академиком Павловым. Но с другой стороны я обратил внимание на характерные элементы советской фантастики: пять человек пустили под откос товарный поезд, в котором были машинисты и все погибли. А герои пытаются спасти их из тюрьмы, мол они борцы за правое дело. Но ведь это не освободительная война, а машинистами были совсем мирные люди. Герои оправляются в путь и берут с собой автомат и пистолеты — будут стрелять... Но ведь в обычных людей будут стрелять... Вот так просто мир делится на своих и чужих, и свои всегда правы, и свои выше тех, других, пусть даже мирных, мы их силой приведем к светлому будущему.