Глен Кук «Суровые времена»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
Ничто не может противостоять мощи Повелителей Теней. Почти весь мир уже покорен ими, и лишь Таглиос, столетия не знавший войны, еще не захвачен. Та, что некогда, в другие времена и в другой стране, носила имя Буреносец, а теперь именует себя Грозотень, властительница ветров и громов, вместе с Черным Отрядом противостоит наступающему мраку... Но Отряд расколот. И никто не сможет предсказать, по силам ли окажется его бойцам, его ветеранам и его новобранцам, то испытание, что определено им судьбой...
Входит в:
— цикл «Хроники Чёрного Отряда» > цикл «Чёрный Отряд: Сверкающий камень»
- /языки:
- русский (5), английский (4)
- /тип:
- книги (8), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Д. Старков (5)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Doraner22, 10 мая 2023 г.
Суровые Времена.
Глен Кук
«Рассвет — цель слишком отдаленная, чтобы питать надежды дожить до нее.»
Данный роман является седьмым в цикле «Хроники Черного Отряда».
Читая аннотацию, складывается впечатление, что книга будет рассказывать события параллельно предыдущему роману «Стальные Сны» но от лица части отряда, которые остались в осаждаемом Дежагоре. Изначально я считал это плохим ходом, так как чем окончилась осада, нам становится известно и в предыдущем романе и даже немного далее по времени. Однако, всё оказалось не так просто. Книга одновременно и спин-офф и продолжение.
Роман действительно идет параллельно предыдущей книге. Рассказчиком выступает знаменосец Мурген. Соответственно, летописец анналов Черного Отряда у нас опять меняется, что немного снова освежает серию. Но с Мургеном не всё так просто. Оказывается, что повествуя об осаде, он проваливается в прошлое во время своих припадков из настоящего. А настоящее это примерно лет 5 после осады. Из-за этого, когда он так путешествует сквозь время, не всегда удается уследить, где герой находится сейчас. Пока тебе прямо об этом не сказали. Поэтому читать иногда тяжеловато. Мурген управлять данной силой не может и не умеет, а как он ее получил, нам пока не раскрывают.
«Первым правилом было: не сворачивай в коридоры пыльнее того, по какому идешь. Еще одно: незачем пытаться срезать путь там, где это вроде бы можно сделать. Пойдя напрямик, не придешь, куда намеревался. И самое главное, не давай воли чувствам. Особенно – разочарованию.»
Условно книгу можно разделить на две части. Это прошлое и настоящее. В прошлом мы узнаем, как защищали Дежагор и внутреннюю кухню города. Узнаем о новом народе, о котором ранее нигде особо не сообщалось, но который свяжет себя с Отрядом. Узнаем о предательстве. Мурген даже обретает семью, помимо нашего ЧВК. Происходит множество событий. В настоящем же, событий на порядок меньше, но все они знаковые: это и погоня за душителем и нападение на дворец. Настоящее я бы тоже разделил на две части, это, собственно, события от лица Мургена и события полетов на колдуне Копчёном. Да, такое необходимо упомянуть, ибо момент достаточно спорный. Колдун Копченый в прошлых романах ушел в кому и в данный момент, с помощью некоторых магических манипуляций, Копчёного используют как аналог БПЛА. Можно скрестить с ним разум и отправится подслушать разговор главного злодея и его пособников и тд и тп. Не везде он, конечно, может достать — в некоторых местах «роуминг» не позволяет. И вот часть настоящего: Мурген путешествует с разведкой по миру. Оттуда мы узнаем о многих планах и интригах. Про прошлое читать интереснее, чем про настоящее.
«... неудобно звать Стариком человека, который действительно стар, верно?»
Что касается наших старых знакомых, а именно Госпожи и Костоправа, то появляются они редко. Костоправ в повествовании находится на вторых ролях, а Госпожа появляется пару раз и всё.
«Воин не губит женщин и детей. Это — дело зверей. Когда звери убивают людей, люди бывают вынуждены излавливать и уничтожать их.»
Как такового финала у книги нет, так как это первая книга из подцикла, начинающая, как минимум, новую дилогию, и повествование обрывается. Но часть сюжетных линий всё-таки заканчивается и оставляет налёт печали и грусти по персонажам.
Часть людей, читавших цикл говорили, что книга Мургена полная ахинея, но мне пока нравится, посмотрим, что будет дальше. Если оценивать, то 4 из 5 или 7 из 10. Впечатления как минимум на уровне книг Юга.
Спасибо что дочитали.
BeNight, 26 февраля 2022 г.
Книга лучше знакомит читателя с воображаемой страной, в какой происходят действия. Благодаря уникальным способностям Мургена мы можем наблюдать за всеми действующими лицами, которые плетут интриги. Книга является первой в дилогии «Суровые времена» — «Тьма», поэтому сюжет обрывается на самом интересном месте. Всё самое значимое будет во «Тьме» — и экшен, и развязка. Кук — классик, хорошо что Азбука его переиздала, все книги Кука рекомендую к покупке, особенно в таких шикарных изданиях.
Ashenwail, 2 июля 2019 г.
Двойственное ощущение после этой части саги.
С одной стороны — продолжение любимого цикла, новый подход к рассказу (смена автора Анналов — им становится знаменоносец Мурген). С другой, сравнивая с книгами Костоправа и Госпожи, очевидно проседание текста: личность Мургена не вышла такой же колоритной, как двух предыдущих рассказчиков.
Хороший сюжётный ход с Копчёным: и, в самом деле, как-то же справлялись с проблемами люди, у которых не было ни спутников, ни дронов, ни радиоразведки?
Из плюсов: описания событий в Штормграде-Деджагоре стоит взять на заметку всем современным творцам тёмного фэнтези.
Из минусов: полностью исчезла Госпожа, а, ведь после предыдущего тома я был в предвкушении, что же будет потом. А потом, т.е., в Суровых временах, сюжет провис. Кук, который смог показать события глазами Госпожи, книга которой даже стилистически отличается от книг Костоправа, плохо справился с книгой Мургена. (ИМХО)
Итого: по всем отличительным признакам, проходная книга, но выдержанная в стилистике Чёрного отряда
SeverianX, 3 декабря 2019 г.
В романе «Суровые времена» снова меняется рассказчик. Им становится Мурген – знаменосец Отряда. Его стиль изложения мне понравился меньше, чем у Костоправа или Госпожи. Они были более заметными и харизматичными личностями. Но зато мы можем увидеть происходящее глазами простого (ну или почти простого) члена Отряда. События романа происходят одновременно в двух временных линиях: прошлое (времена осады Дежагора) и настоящее (подготовка к очередной военной кампании с Тенеземьем). Причем наш рассказчик проваливается мыслями в прошлое во время странных приступов. В чем причина этих припадков остается загадкой. Мурген становится свидетелем событий, произошедших с ним, но со стороны. Причем это прошлое немного отличается от действительности. Осада Дежагора описана очень качественно. Голод, болезни, бунты местных жителей, распри внутри Отряда – всё это показано очень реалистично и заставляет читать не отрываясь. А вот события настоящего буксуют на месте, повествование неспешное и заметно провисает. Единственная интересная идея для меня здесь – это путешествия в пространстве и времени с Копчёным. А как ещё показать события, происходящие в прошлом или на значительном расстоянии при повествовании от первого лица. По-моему, очень оригинально. Вообще роман видится мне скорее предисловием к последующим произведениям, т.к. не имеет даже открытого финала – события просто прерываются в определенный момент.
igor_pantyuhov, 24 февраля 2020 г.
Прежде всего хочется отметить, вернее хочется поругать составителей омнибусов по циклу. Дело в том, что предыдущий роман «Стальные сны», оборвался на самом интересном месте, и за Снами следовал не этот роман, а роман «Серебряный клин». Было довольно некомфортно перескакивать с одного еа другое а потом опять. На мой взгляд, Серебряный клин лучше всего поместить и читать сразу после Суровых времён. Но это чисто мое Имхо. Надо сказать, что и сам роман сбивает с толку. Во-первых, повествование начинается от лица осажденных в Дежагоре, что относит нас назад во времени. Во-вторых, повествование добрую половину романа ведетсяв трех временных линиях. Все это сбивает с толку, и заставляет сомневаться в том, что Кук справится и роман вытянет. Таки вытянул.) Это все тот же ЧО, который я люблю. И нисколько не мешает, пересказ событий с точки зрения осажденных. Только дополняет общую картину. Ну и пожалуй скажу еще одно. Это восе не какой-то новый подцикл в мире ЧО, это просто продолжение Книг Юга. Хотя зачем-то этот роман и оставшиеся три, выделили в отдельный подцикл.
Сказочник, 5 сентября 2017 г.
Добро пожаловать в мир Черного Отряда, сынок. Когда эти книги писались, такой истерии по темной фэнтези, как в последние годы, не было и в помине. Тогда это было просто совершенно нетипичное фэнтези. Нетипичное тем, что там нет положительных героев. Совсем. Что мрачнуха подана внатурашку. Ребят, вот вам ужасы войны, кошмары армейской жизни и немного юмора. В Суровых временам неслабо смещается акцент повествования. Ритм становится еще более рваным. Психоделики больше. Но это и немудрено — Отряд впервые показан в длительной осаде. Книга хороша. Очень.
tapok, 20 сентября 2015 г.
Долгое время я не мог понять, что же происходит. То, что Мурген – новый летописец, стало ясно почти сразу. А вот остальное… В таком стиле чёрт ногу сломит. То настоящее, то вдруг Мурген проваливается в прошлое, и тут начинается психодел. То вдруг будущее. Сумбур в кубе, короче говоря.
Прыжки в прошлое дают нам вид «из-за стен» Деджагора (помните в «Стальных снах» там засел Могаба?). Ранее Кук почти не описывал то, что там происходило. Так вот теперь этим займется Мурген. И это плюс, поскольку в Деджагоре осталась значительная часть отряда, столь приятная вашему покорному слуге. Однако выбранный для этого метод я точно не оценил. Хотя этот метод был терпимым, когда Мурген надолго «зависал» в прошлом.
Жаль
Искренне надеюсь, что последующие книги будут интереснее. Иначе придется читать через силу, поскольку завершение цикла уже близко (хотя последние три книги – самые объемные в цикле).
Bizarre, 10 декабря 2012 г.
«Стальные сны», «Суровые времена» рассказывают об одних и тех же событиях глазами разных людей. При этом, после прочтения первой книги, становится ясно как примерно окончится следующая книга, т. е. отсутствуют неожиданные повороты. Скучно. Скучно.
Firefoxie, 7 февраля 2015 г.
Да, наверное, не самая сильная книга цикла. Общее послевкусие от неё, как от аперитива. Подогрела интерес к будущим событиям не на шутку.
В остальном, восторг от серии не преуменьшается с каждой новой прочитанной книгой.
Batman, 17 сентября 2011 г.
Добро пожаловать в Город Мертвых, салага! Что, не терпиться отправиться к праотцам? Тенекрутовые войны быстро из тебя всю дурь выбьют. Ха-х… Да, шучу я, шучу, ты только не обижайся. Просто в последнее время что-то невесело у нас тут, только из окружения вырвались. Кто такие Старая команда? Да вон, гляди, стоят трое самых главных. Что за Лягушонок? А-ха-ха, Лягушонок! Смешно, но боюсь Гоблин обидиться, не называй его так больше никогда. Тот, что слева Одноглазый, думаю все здесь понятно. А прям между ними стоит наш Капитан, Летописец и Знаменосец Мурген.
Новобранец, ты, кстати, был вчера на собрании Черного Отряда, где Мурген зачитывал свою первую книгу? Нет? Ну, я тебе рассказывать все не буду, просто объясню в чем дело.
Тебе еще повезло, что примыкаешь к Отряду, когда осада уже кончилась. Мы-то сидели в подземельях и жрали одну землю, чтобы выжить. Слушок здесь пошел, что типа Мурген использует эти свои припадки, чтобы с помощью Копченого следить за всеми нашими врагами. Вот это я понимаю, вот это тактическое преимущество! Молодец, наш Летописец! Теперь никто не помешает нам придти в Хатовар. Что? Да я и сам не знаю толком, где он находиться. Недавно в Отряд поступил. Сразу же поставили за новобранцами смотреть.
Между прочим на собрании были и такие, кто остался недоволен его Книгой. И таких большинство, они говорят, что «Хроники Черного Отряда: Сверкающий камень. Летопись первая: Первая Книга Мургена» получилась хуже, чем у Костоправа и к прочтению не обязательна. Вот тут я с ними не согласен. «Книги Севера» Костоправа масштабнее, да, но они сумбурные, за всем этим мельтешением мест и имен не видно самого Черного Отряда, огромной семьи, в которую входят самые разные люди.
Книга Мургена мне понравилась больше, в ней чувствуется судьба человека. Простого Летописца из Последнего Свободного отряда Хатовара. В общем, отличная у Знаменосца получилась книга, надеюсь, следующие будут не хуже. Но есть одно но… где-то я многое из Книги Мургена уже слышал. Ах, да! Книгу Госпожи читали нам недавно. Так там про те же события почти, только взгляд со стороны. Второй раз почти одно и то же местами было скучно слушать.
Вот и пришли к месту твоей службы солдат. Стой на часах и не смей расслабляться… ох, чувствую суровые времена наступают для Отряда, суровые…
DeadPool, 11 ноября 2011 г.
Внимание спойлеры!
Поскольку отзыв рассматривает роль книги в цикле в целом, то избавится от них невозможно!Будьте бдительны!
Роман Глена Кука «Суровые времена» открывает очередной подцикл «Хроник Чёрного Отряда»- «Сияющий камень». Если вы думаете, что почувствуете разницу с «Книгами Юга», то горько ошибаетесь :smile:. Роман логически продолжает события предыдущих книг, разве что временной промежуток, который их разделяет, довольно таки большой, но он не чувствуется по одной причине- события романа окунают нас в прошлое, показывают события «Игры теней» и «Стальных снов» с точки зрения людей осаждённых в Деджагоре.
Вслед за Госпожой перо подхватывает новый летописец- наш знакомый — знаменосец Отряда Мурген. С точки зрения логики повествования это объясняется тем, что Госпоже и Костоправу попросту некогда заниматься Анналами, а лучшего кандидата чем Мурген не нашлось. Ну а с точки зрения писательского ремесла Кук убивает сразу нескольких зайцев.
1) Первая причина проста: смена рассказчика позволяет освежить серию. Ведь каждый из хроникёров обладает своим уникальным стилем, своим видением событий и персонажей. Таким образом Куку удалось сделать акцент на тех вещах, которые стали необходимыми в ходе повествования, но вряд ли были бы подмечены предыдущими летописцами. Отсюда и очень важные в дальнейшем нюень бао, с которыми Мурген, обзавёлся родственными связями (а семейка то непростая и своё влияние на сюжет окажет), это и более детальное описание членов Отряда (Бадья, братья инженеры, Масло, Ведьмак Сопатый и наконец Дрема ( будущий капитан) и др. ), которым Костоправ, будучи командиром уделить столько внимания не мог ( и это мы видим в «Игре теней», где новые персонажи весьма схематичны), а Госпожу это попросту не интересует. Вообще Мурген много времени уделяет именно своей личной жизни в отличие от других хроникёров. Это не хорошо и не плохо ( как некоторые люди тут доказывали) это просто позволяет расставить акценты значимые для будущего хода повествования.
2) Важную роль в событиях романа играют воспоминания об осаде Деджагора. Множество важных моментов произошло за стенами этого города. Здесь и предательство Могабы и встреча с нюень бао. Мурген, мало того, что являлся участником этих событий, он ещё и фактически являлся капитаном той части Отряда( а это в основном, пришедшее с Севера), вступившей в конфронтацию с Могабой и его нарами. Чтобы логично и интересно соединить описания прошлого и настоящего, Кук вводит приём «хождения во снах». То есть по неведомым причинам( благодаря действиям загадочной личности) Мурген «выключается» в настоящем и «включается» в прошлом. Это придаёт прошлому характер не прошедших много лет назад событий, а актуальных, происходящих на наших глазах драматических моментов, создаёт динамизм и реальную напряжённость ( интересно и то, что при погружениях события прошлого становятся несколько отличными от реальных), позволяет уделить внимание мелким деталям.
В дальнейшем, когда цикл приобретет эпическую масштабность (а произойдёт это в «Тьме»), такой ход поможет Куку обозревать множество событий, происходящих одновременно, не противореча стилистике хроник. К тому же мы получаем информацию из уст Мургена, а значит получаем личностную оценку событий, что всегда интересно для раскрытия характера персонажей.
Теперь по-поводу событий.
Условно в романе две части:Одна повествует об осаждённых в Джайкуре (прошлое), другая о жизни в Таглиосе и о подготовке к Кьяулунскому походу (настоящее).
Описание событий в Деджагоре просто украшение, не только «Суровых времён», но и всего «Чёрного Отряда». Мрачная полная отчаяния и тоски атмосфера. Голод, нужда, стычки с врагом. Но страшнее всего то, что и в самом Отряде нет единства. Брат идёт на брата... И несмотря на всё это люди не теряют надежду, чувство юмора и самоиронию( качество, присущее членам Отряда, которые всю жизнь кочуют из огня да в полымя), а главное- на этом фоне зреет прекрасное чувство любви. И Мурген- закалённый в боях вояка (хотя по-мнению остальных ещё новичок :smile: ) влюбляется, как мальчишка. Это здорово, наверное так и должно быть. Среди ужасов войны всегда пробивается луч света...
Вторая часть достаточно проходная ( по крайней мере не оставила столь ярких впечатлений) и служит своеобразным мостиком между предыдущей и последующей книгой. Но и здесь встречаются замечательные, яркие моменты. К примеру эпизод, когда Обманники напали на дворец в Таглиосе. Атмосфера страха и отчаяния так и ползла со страниц ( или это я такой впечатлительный :shuffle: ) А
К тому же эта часть обрисовывает нам изменившиеся характеры многих старых персонажей. Костоправ, к примеру, очень сильно изменился в роли военного диктатора ( или это Мурген так его видит ? хм...), показывает людей судьбы, которых сломал Деджагор, через несколько лет после тех событий. Обрисовываются усложнившееся отношения между Радишей, Прабриндрахом и Отрядом, которые в дальнейшем приведут к разрыву, описывается ,по сути, начало масштабной войны(бойни, если точнее), которая будет описана на страницах «Тьмы».
По-поводу персонажей я немного уже сказал, осталось лишь упомянуть, что несмотря на наброски относительно других героев, больше всего времени Кук уделил Мургену. Роман стал такой визитной карточкой Знаменосца, ранее, игравшего достаточно незначительную роль в ходе повествования. И такая ставка неудивительна, ведь именно Мургену предоставлена честь описать ключевые события «Тьмы» и именно его семья и он сам окажут очень большое влияние на будущие события. Вообщем-то это наверное первый такой эгоцентрический роман из всех. Если ранее большее внимание уделялось Отряду в целом, то теперь упор сделан на Мургена в частности ( и вряд ли это понравится всем, но причины такого подхода я уже назвал ранее).
Итог: Единственное за что можно поругать роман — его не самодостаточность. «Суровые времена» являются таким, коротким промежуточным этапом в истории Чёрного Отряда. Это первая книга цикла, которую ,ну совсем не рекомендуется читать отдельно, не ознакомившись с предыдущими. Но промежуточная не значит незначительная. Роман, как бы подводит эффектную черту в прошлом и перебрасывает многообещающие мостики в будущее. А остальные отличительные черты ЧО никуда не делись. Мрачная атмосфера, старые-добрые персонажи, захватывающий сюжет. Всё как мы любим :love:
P.S. Не равнодушен к Куку и Отряду, поэтому на 100% не объективен!Будьте бдительны!
DenisVoronin, 3 марта 2009 г.
Похоже, что суровые времена наступили не только для солдат Черного Отряда, но и для читателей. После Книг Севера качество сериала неуклонно падает. Вот и этот роман не оправдал ожиданий.
Книга разделена на две неравные части. Даваемый флешбеками Дежагор из недавнего прошлого очень даже неплох, мы впервые видим Отряд в затяжной осаде, когда нет ни сил, ни еды, ни надежды пережить следующий приступ. Но вот «настоящему» не хватает даже не динамизма, а попросту событий. Мистика и спиритизм на страницах Книги Мургена не спасают положения, любовная линия обрывается, едва начавшись, юмор...Ну, разве что юмор. Зацепили только два момента. Короткий эпизод, когда Старая команда пытается понять, с кем же они воюют, и вспоминает имена битых ими на севере колдунов и Взятых — ностальжи. Второй эпизод — кусок Анналов, написанный Одноглазым, из которого явственно следует, что главным врагом Отряда является алкоголь.
Концовка, при всем уважении к Глену Куку, выглядит непрофессиональной. Оборвал разговор на середине — типа без этого никто дальше читать не будет. Да куда же мы денемся?
garuda, 18 марта 2012 г.
очень затруднительный в плане оценки роман. с одной стороны старый, добрый кук с старыми добрыми персонажами. интересная задумка, отличная атмосфера. с другой стороны... а вот с другой всё не очень понятно. в частности этот до крайности рваная сюжетная канва романа. раз героя дёрнуло в прошлое, два в будущее, три вообще непонятно куда. вот тут как мне кажется очень важна тщательная работа над переводом. причём переводчик должен чётко знать всех персонажей, место действия и время действия. здесь же с этим огромные проблемы. лично я сам очень часто путался, где в каждом конкретном случая находится главный герой. а когда львиную долю времени тратишь на то, чтобы сориентироваться в пространстве-времени, удовольствие от чтения куда-то улетучивается. вот такие дела
IronFOX, 20 августа 2011 г.
Не удаются Глену Кук своеобразные связующие романы между подциклами (этот и «Серебряный Клин» в придачу). Точнее роль то свою они выполняют, мягко и плавно завершая сюжеты подциклов, рассказывая судьбу покидающих нас персонажей, готовя нас к новой порции событий и интересных героев порции, но вот удовольствия от чтения самый минимум. Но приходится перебарывать себя, ведь даже в такой тягомотной манере нам, как оказалось при прочтении следующего романа, умудрились рассказать историю становления одного из столпов Отряда...
Как самостоятельное произведение «Суровые времена для меня» слабы — сюжет топчется на месте, будучи в общих чертах уже известен нам, игры со временем, появившиеся без всяких на то предпосылок, раздражают, а сам новый летописец слишком эгоистичен и излишне склонен к рефлексии. Летописи Костоправа ощущаются как «Я и Отряд», Госпожа с присущей ей бескомпромисностью пишет «Я и есть Отряд», а творчество Мургена в лучшем случае тянет на «Дневник моих неврозов». Вся ценность романа открывается в процессе чтения «Тьмы», где Мурген наконец ощущается как личность, но все равно слишком уж большую честь для такой «мелюзги» оказал Кук, отведя на полноценное знакомство с ним целый роман.
Вареный, 18 октября 2010 г.
Уже второй роман подряд Кук, не торопясь, готовит читателя ко второй партии в игре Черного отряда и Хозяев теней. Первая завершилась поражением у Деджагора и все фигуры были хаотично раскиданы по игральной доске. Некоторые срубленные он поднимает, некоторые убирает, ставит новые, а те, что остались, перемещает на нужные позиции. Все это делается скрупулезно и вполне логично, но... чертовски медленно. И, я уверен, у многих читателей возникают нехорошие мысли, типа «а знает ли Кук, к чему все идет или пишет тупо ради бабла и тянет время?» Вообще странное дело, читать то по-прежнему интересно, но кое-что уже смущает и появляются вопросы.
Сменился летописец отряда, а значит и главный герой. Теперь это Мурген, знаменосец отряда. Прошло уже четыре года с тех пор как снялась осада Деджагора, Костоправ по-прежнему готовится к решительному наступлению. Мурген же подхватил странную хворь — во время приступов его выкидывает в страшное прошлое времен осады. И ему приходится переживать все те ужасы вновь и вновь. Но самое странное, что по возвращению он понимает, что все вокруг еще не настоящие, а прошлое просто более близкое. От этого в его голове полный бардак и не понимание, где действительность, а где нет. Он даже не понимает, точно так же в прошлом все происходит или несколько по-другому. Его сметение, Куку удалось передать очень грамотно. К тому же все это действо придает повествованию явный мистический привкус, вообщем то не свойственный книгам о Черном отряде. Очень мощным получилось описание осады. Подавленность осажденных и тяжесть ситуации, усугубляющаяся с каждым днем, передается читающему. Подобным разнообразием автору и удается удерживать читателя. Другое дело, что он избирателен в описаниях. Он очень много времени уделяет событиям в осаде, и тому к чему они привели, раскрывает причины многих событий, мотивации персонажей, раскрывает характер Мургена. Это хорошо. Плохо другое. Сюжет стоит на месте. Мы видим только, то, что видит Мурген, а видит он маловато. Это логично, но когда летопись писал Костоправ, читатель всегда был в курсе. Сейчас же на читателя сыплются загадки, не слишком важные, но очень многочисленные. Грубоватый способ поддерживать интерес, если честно. Тем более недоумение вызывает сюжетный ход с возможностью блуждать с духом Копченного. Это вообще гигантский рояль в кустах! Прибавим к этому отсутствие у романа концовки и получим здоровый скепсис у читателя по поводу веры в будущие сериала.
Но, черт возьми, ругать пока рано. Сомнений много, но еще три книги и возможно они все успешно объяснят. Поглядим.