Илья Варшавский «Бедный Стригайло»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Необъяснимым образом руки, шея и даже ноги Мария Феоктистовича Стригайло приобрели способность неограниченно удлиняться. Хирург в поликлинике сказал, что ничего необычного в этом не видит, так как мышечная ткань обладает значительной эластичностью...
Отвергнутый любимой, осужденный товарищами, изгнанный с работы, Стригайло не раз задавал себе вопрос — как жить дальше...
Входит в:
— цикл «На грани фантастики»
— антологию «Под ногами Земля», 1991 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 28 февраля 2021 г.
Кто-то посчитает, что писать сатиру бесполезно и даже глупо. И он будет неправ. Данный тип литературы появился очень давно: первые сатирические произведения были написаны еще в Древнем Египте (20-й век до новой эры). Наиболее известными мастерами жанра в древнем мире были Аристофан, Менандр, Гораций и Ювенал. Они высмеивали не только отдельных людей и нелепые обычаи, но и свое общество, которое не спешило быть совершенным. Впрочем, совершенным оно никогда не станет, ибо человек меняется вместе со своей средой и предъявляет ей новые, всё более жесткие требования. Это стремление сильно напоминает погоню за горизонтом: только приспособишься к новым требованиям, как уже пора их менять. Поэтому сатирикам всегда будет что сказать нашему миру. Жаль только, что в последнее время этот жанр потерял свою популярность, выродившись в грубый пасквиль, а то и в откровенное хамство (т.н. «флейм»). Рассказ «Бедный Стригайло» — характерный образец литературной сатиры. Здесь есть как реальные элементы (общество, в котором живет герой), так и фантастические допущения (способность героя неограниченно удлиннять свои члены). Комбинация этих составляющих сюжета придает ему изрядную толику сюрреализма, сказочности. Неважно, какова природа новых «талантов» Мария Феоктистовича (имя героя — тоже сатира на преклонение перед иностранной культурой), главное — что он с ними будет делать, и как общество будет на них реагировать. Автор немного сжульничал, постулировав абсолютно равнодушное отношение окружающих к проявленному Стригайло феномену: он никого не удивляет (сцена в трамвае), а кое-кого — даже раздражает (сцены в кинозале и на производственном собрании). Такое отношение вводит героя в состояние ступора, мешая ему разобраться в собственном даре. Его способности оказались никому не нужны! Конечно же, это гипербола, имеющая целью высветить невежество простого обывателя, равнодушие сотрудников и бездушие начальства. В итоге герой теряет всё, что имел. Как некое откровение, автор предлагает свое парадоксальное решение, которое фактически возвращает историю к самому началу. И на этот раз герой ошибок уже не допускает.
-------------------
РЕЗЮМЕ: сатирическая притча о том, нужны ли советскому трудяге сверхспособности, и как от них избавиться, если уж они у тебя появились. Как сказал персонаж Нонны Мордюковой из фильма «Бриллиантовая рука»: главное для человека — не отрываться от своего коллектива.
god54, 31 января 2010 г.
Чисто социальное произведение, события которого могли случиться только в советском проектном институте. Фантастики, то здесь практически нет, а так полностью напоминает похожие произведения Ильфа и Петрова тридцатых годов.