fantlab ru

Илья Варшавский «Бедный Стригайло»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.87
Оценок:
126
Моя оценка:
-

подробнее

Бедный Стригайло

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 28
Аннотация:

Необъяснимым образом руки, шея и даже ноги Мария Феоктистовича Стригайло приобрели способность неограниченно удлиняться. Хирург в поликлинике сказал, что ничего необычного в этом не видит, так как мышечная ткань обладает значительной эластичностью...

Отвергнутый любимой, осужденный товарищами, изгнанный с работы, Стригайло не раз задавал себе вопрос — как жить дальше...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Под ногами Земля», 1991 г.

— сборник «Контактов не будет», 1992 г.

Похожие произведения:

 

 

Издания: ВСЕ (5)
/период:
1990-е (2), 2010-е (2), 2020-е (1)
/языки:
русский (5)

Под ногами Земля
1991 г.
Контактов не будет
1992 г.
Электронная совесть
2016 г.
Электронная совесть
2019 г.
Человек, который видел антимир
2026 г.

страница всех изданий (5 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


[  4  ]

Ссылка на сообщение ,

Кто-то посчитает, что писать сатиру бесполезно и даже глупо. И он будет неправ. Данный тип литературы появился очень давно: первые сатирические произведения были написаны еще в Древнем Египте (20-й век до новой эры). Наиболее известными мастерами жанра в древнем мире были Аристофан, Менандр, Гораций и Ювенал. Они высмеивали не только отдельных людей и нелепые обычаи, но и свое общество, которое не спешило быть совершенным. Впрочем, совершенным оно никогда не станет, ибо человек меняется вместе со своей средой и предъявляет ей новые, всё более жесткие требования. Это стремление сильно напоминает погоню за горизонтом: только приспособишься к новым требованиям, как уже пора их менять. Поэтому сатирикам всегда будет что сказать нашему миру. Жаль только, что в последнее время этот жанр потерял свою популярность, выродившись в грубый пасквиль, а то и в откровенное хамство (т.н. «флейм»). Рассказ «Бедный Стригайло» — характерный образец литературной сатиры. Здесь есть как реальные элементы (общество, в котором живет герой), так и фантастические допущения (способность героя неограниченно удлиннять свои члены). Комбинация этих составляющих сюжета придает ему изрядную толику сюрреализма, сказочности. Неважно, какова природа новых «талантов» Мария Феоктистовича (имя героя — тоже сатира на преклонение перед иностранной культурой), главное — что он с ними будет делать, и как общество будет на них реагировать. Автор немного сжульничал, постулировав абсолютно равнодушное отношение окружающих к проявленному Стригайло феномену: он никого не удивляет (сцена в трамвае), а кое-кого — даже раздражает (сцены в кинозале и на производственном собрании). Такое отношение вводит героя в состояние ступора, мешая ему разобраться в собственном даре. Его способности оказались никому не нужны! Конечно же, это гипербола, имеющая целью высветить невежество простого обывателя, равнодушие сотрудников и бездушие начальства. В итоге герой теряет всё, что имел. Как некое откровение, автор предлагает свое парадоксальное решение, которое фактически возвращает историю к самому началу. И на этот раз герой ошибок уже не допускает.

-------------------

РЕЗЮМЕ: сатирическая притча о том, нужны ли советскому трудяге сверхспособности, и как от них избавиться, если уж они у тебя появились. Как сказал персонаж Нонны Мордюковой из фильма «Бриллиантовая рука»: главное для человека — не отрываться от своего коллектива.

Оценка: 7
[  2  ]

Ссылка на сообщение ,

Чисто социальное произведение, события которого могли случиться только в советском проектном институте. Фантастики, то здесь практически нет, а так полностью напоминает похожие произведения Ильфа и Петрова тридцатых годов.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх