Джо Холдеман «Вечные узы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Антивоенное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка | Латинская Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Обмен разумов, перемещение разума | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
2054-й год. Главного героя призывают в армию, в особое воинское подразделение «механиков» — людей, управляющих на расстоянии искусственными роботами-аватарами. Для того, чтобы стать «механиком», необходимо выдержать имплантацию в мозг особого чипа, благодаря которому каждый из 10-ти механиков группы ощущает своих напарников, как самого себя. Но каково это — общаться с людьми, которые знают о тебе всё, твою жизнь, недостатки, особенности твоего тела, все самые постыдные тайны и секреты? Каково тренироваться с ними, воевать, жить и любить?..
Входит в:
— цикл «Бесконечная война»
— антологию «Воины», 2010 г.
— журнал «Clarkesworld. Issue 130, July 2017», 2017 г.
- /языки:
- русский (2), английский (4)
- /тип:
- книги (5), периодика (1)
- /перевод:
- А. Хромова (2)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 26 мая 2024 г.
«Ктулху Милосердный!» — воскликнул я после прочтения, неужели либеральная повестка становится обязательным трендом в нашей любимой американской и не только НФ?
Обязательно нужно подчеркнуть расовую принадлежность. Белая «тётка», встреченная нашим новобранцем обязательно кажется вредной, а вот чёрные женщины все ,как на подбор, симпатичные и умные милашки. Геи, лесбиянки, бисексуалы — все представлены в небольшой группе из 10 человек, членом которой предстоит стать нашему герою — чернокожему астрофизику, призванному в армию будущего. Ему предстоит научиться дистанционно управлять боевым роботом -«солдатиком». Правда, есть один нюанс. Роботы действуют группой и для того, чтобы эта группа действовала эффективно, тем кто ими управляют имплантируют специальные чипы и 10 человек объединяют/сливают свои сознания в единое целое, что влечёт за собой серьёзные психологические последствия.
Секс обычный, секс виртуальный, секс межрасовый... . Его описанию посвящён значительный объём текста. Иногда мне казалось, что автор немного запутался. О чём, о чём он хотел нам поведать? О сексе? О войне? О том как чувствуют себя люди в экстремальных условиях? О последствиях вмешательства в деятельность мозга? Обо всём об этом в разных пропорциях? Вот только пропорции эти оказываются смещёнными в сторону «повесточных» веяний, упоминаемых мною выше. Нормального белого мужчины, а тем более воина, в рассказе не найдёшь «днём с огнём». Нынче — это табу.
Ещё один признак «повестки» в рассказе — это тезис о том, что Америка является единственным и самым мощным защитником демократии, свободы и всего-всего. Одного я не понял — с кем там наши единые разумы сражаются? Кто враг?
Рассказ, собственно не о воинах и не о войне. Он прежде всего об отношениях между людьми в определённых условиях. Фантастическая составляющая сразу же ушла на второй план, если не сказать больше. Про финал согласен с коллегами-лаборантами: он вышел скомканным и абсолютно невнятным.
Написано не без художественных достоинств, смысловая нагрузка, выражающаяся в осознании ситуации «потери» части себя, понятна.
А вот идеологическое сопровождение и детализация отношений — это мне глубоко чуждо. Сорри, других я взглядов, других.
Prosto_Chitatel, 11 декабря 2023 г.
Рассказ, где фантастика служит лишь фоном для возможности поговорить о человеческих взаимоотношениях, о способности слияния мужского сознания в женском и наоборот. О неожиданной потере. В целом — довольно неплохо, хотя любители НФ будут слегка разочарованы. А уж фанаты фэнтези, которые не удосужились зачитать предисловие от Джорджа Мартина о разнообразии представленных в сборнике «Воины» жанров, вообще будут кипятком от ярости струиться.
Однако есть один нюанс, начинающий меня беспокоить уже после прочтения второго рассказа сборника. Уж больно и у Холдемана и у Холланд концы рассказов получились какие-то скомканные. Словно они торопились их закончить к какому-то определенному сроку. А учитывая, что Джордж в предисловии откровенно пишет, что попросил авторов настрогать эти истории именно для этого сборника (уже подозрительно, когда автор пишет что-то не по вдохновению, а по заказу), закрадывается неприятное подозрение, что могло бы быть и по-другому. Рассказы-то весьма недурственные, а вот поди ж ты — заканчиваются слишком торопливо. Не было ли тут ситуации, когда их нужно было сдавать к конкретному сроку, и авторам пришлось слегка наплевательски поступить по отношению к читателю, закруглив все это дело не в угоду логике повествования, а в угоду издательства и вынужденным срокам сдачи? Посмотрим по следующим входящим в сборник произведениям, хотя, надеюсь, эта тенденция не будет прослеживаться, и я всего лишь озвучил теорию собственного заговора.
Artem_Nochkin, 22 апреля 2019 г.
«Вечные узы» Джо Холдемана были включены в составе сборника «Воины», что вышел в серии «Черная Fantasy». Приступая к произведению, я уже представлял себе ± классическое приключение в мире «Меча и Магии». Представьте же мое удивление, когда оказалось, что сам рассказ представляет собой образчик «Твёрдой» научной фантастики с щедрой примесью киберпанка. Сюжет (внезапно!) переносит читателей в далекое будущее, где нас в шкуре обычного раздолбая-студента призывают в армейку на должность «управляющего беспилотным мехом» — настоящей машины смерти, действующей в составе группы из 10 человек. Особенность управления заключается в том, что при подключении к машине, разумы 10 операторов на ментальном уровне сливаются в один сверхмозг. Естественно, при этом происходит полный обмен всеми ощущениями, воспоминаниями и страхами. На этом и будет основан рассказ.
Плюсы:
+ Персонажи (Все получились живыми и интересными личностями, со своими тараканами в голове. За ними интересно следить, за них переживаешь, как за своих);
+ Психологизм (Было бы странно, если бы рассказ, построенный вокруг «фишки» слияния разумов, обошелся без необходимого в этом деле психологизма);
+ Мир (Нетривиальный, отлично прописанный мир, отдаленно напоминающий «Звездный Десант» Роберта Хайнлайна);
+ Интрига (Автор умело поддерживает интригу и не дает заскучать даже на пару минут);
+ Мораль (В рассказе присутствуют несколько умных мыслей, которые вкупе приводят внимательного читателя к неожиданному выводу)
Минусы:
- Описание армейской учебки (просто фарс)
- Концовка, которой нет (Автор просто решил, что над логичной развязкой можно не стараться, а просто рубануть с плеча и закончить там, где надоело писать);
- Толерантность (В наше «прекрасное толерантное» время, видимо, нельзя просто взять и написать хорошую историю. Обязательно нужно сделать основной упор на том, что из 10 персонажей была, как минимум пара азиатов, один латинос, пятеро афроамериканцев и т.д. Естественно, среди них нашлись места для нескольких лесбиянок, тонны геев, пары бисексуалов и даже одному трансгендеру. А вот, вставить хотя бы одного белого гетеросексуального мужчину — это уже сложнее. Авторов за персонажей с традиционной сексуальной ориентацией в зарубежных издательствах, видимо, по рукам бьют)
Итого получается, что в принципе неплохой рассказ был напрочь загублен отвратной концовкой (которой попросту нет) и развешанными по всему тексту радужными флагами ЛГБТ.
AlisterOrm, 21 июня 2017 г.
Не знаю, как там в «Бесконечной войне», я вообще Холдемана раньше не читал, но это не бунтарское произведение, и не хиппарское. Времена изменились, 2010 год на дворе, и автор уже не может писать так, как это писалось и воспринималось в 1970-е. Для главного героя, аспиранта Джулиана, да и для всего мира, война — это не трагедия и не праздник. Это обыденность, рутинная и скучная служба, от которой никуда не деться. Война — настолько скучная повседневность, что Холдеман сам едва замечает её.
Всю бурную фантазию старого автора НФ, с течением лет подрастерявшего свой антивоенный запал, занимает чисто психологический эффект единения разумов, растворения людей друг в друге. Как души могут проникать друг в друга, и становится практически единым психо-нейронным образованием? А что, если одну из частей... отрезать?
В общем, это не совсем военная проза, ни prо, ни contra. Просто психологическая фантастика, о том, как другие, чужие люди могут стать частью тебя.
Futuris, 5 января 2017 г.
Рассказ неплох, но к «Бесконечной войне» (Forever War) никакого отношения не имеет. Действие происходит в том же мире, что и совсем другой роман Холдемана — Forever Peace, в русском переводе «Проект «Юпитер».
Deliann, 26 ноября 2012 г.
«Вечные узы» Джо Холдемана для меня тесно связаны с рассказом Джорджа Мартина «Завсегдатай мясной лавки». Между ними есть большое сходство (идея с аватарами) и различие (отношение к любви). Я бы даже сказал, что эти рассказы вместе смотрятся как значок инь-ян: «Завсегдатай...» очень мрачный и темный с небольшим вкраплением белого, в то время как «Вечные узы» — светлые с черным пятном. Это рассказ о войне будущего, но война здесь идет лишь фоном, в центре же всего повествования — любовь, обычная и нет. Главный герой, глазами которого мы наблюдаем за развитием событий, выписан просто блестяще, второстепенные персонажи показаны вскользь и оттого остались не раскрытыми в полной мере. Рассказ написан психологически достоверно, хотя и уступает тому же «Завсегдатаю...», однако все равно читается залпом, не позволяя от себя оторваться. Не ожидал обнаружить в сборнике рассказов с названием «Воины» такую трогательную вещь и оттого был очень приятно удивлен.
Al_cluw, 30 ноября 2016 г.
Неожиданно зацепил рассказ, хотя простенько все в нем. Есть слабая перекличка с к/ф «Аватар», довольно условная. И откуда-то появляются в современном произведении, несмотря на тематику сборника, пацифисткие аккорды. Типа, Джим Моррисон решил не спеть, а рассказать нам, один из своих обдолбанных снов. «Зажги во мне огонь, детка». Правда, поизучав биографию Холдемана, можно вполне ожидать подобных настроений. Он был тяжело ранен во Вьетнаме, награжден орденом «Пурпурное сердце». Пока главное произведение автора, «Бесконечная война», еще только в очереди к прочтению. Но сдается мне, что читал его раньше., просто надо освежить в памяти. Думаю, там будет другой повод выступить. А в данном конкретном случае, вполне неплохо.
drenay, 14 мая 2013 г.
Рассказ «Вечные узы» из очень приличной антологии «Воины». С Джо Холдеманом был до этого знаком по сильному роману «Бесконечная война». Насколько силен роман, настолько посредственный рассказ. Чтение «Вечных уз» совпало у меня с чтением других произведений малой формы таких писателей как Саймак, Азимов, Шекли. К чему я виду? К тому, что рассказы писателй написанные в 50-60 годах прошлого века несут в себе больше идей и читаются намного интересней чем рассказ написанный Холдеманом в 2010 году.
Сюжет не изобилует ни какой-то новизной ни открытием. Лично мне он напомнил советское время, когда наших родителей забирали на переподготовку в армию и они от трех до пяти месяцев находились в воинской части, сами не зная зачем. Об этом мне рассказывал мой дядька.
Автор показывает нам современную Америку, как самую сильную державу в мире, около 90% огневой мощи находится на американской земле.
Аспиранта физфака Джулиана призывают в армию «механиком», где он как и многие пройдет путь от «курса молодого бойца» до специалиста в военном деле. Армейские будни описанные Холдеманом ничем не отличатся от будней наших солдат. Кроссы, подтягивания, военная подготовка.И так из-за дня в день.Пока в один прекрасный момент нашего главного героя и еще девятерых «механиков» не привозят на секретную базу, где им суждено стать одним целым. Каждому в затылок будет вживлен имплантант, он станет связующим звеном для всех десятерых.
Хочется сказать, что как и сам рассказ так и персонажи получились посредственными. Из всех хочется выделить только Канди, которая в довоенной жизни была психологом и Каролин Коллинз. История этих двух девушек меня затронет больше всего.
Как итог имеем рассказ, не претендующий на шедевр, но и сказать, что он плохой я не могу. Он может как понравиться так и нет. Первоначально хотел поставить этому произведению шестерку, но из-за сильной и трогательной концовки поставлю семерку, но с большим авансом.
Рекомендация: средняя, на любителя!
visionshock, 21 февраля 2013 г.
Мое знакомство с антологией «Воинов» началось вполне успешно, сначала грянул неплохой рассказ о нашествие викингов, вторым открытием для меня нежиданно стал Холдеман со своей историей из цикла «Бесконечная война». Впрочем почитателем твердой НФ я никогда не являлся, но рассказ мне неожиданно понравился придя по вкусу.
Действие разворачивается в недалеком будущем где главного героя призывают на службу в механики, где он знакомится с очаровательной девушкой и погружается с ней в любовные отношения, параллельно он работает с ней в группе где все должны быть единым целым сознанием. Сюжет впрочем и задумка не уникальны, но смотрятся и обыграны Холдеманом вполне прилично, отчего рассказ смотрится весьма интересно и читается хорошо, что идет в огромный плюс конечно же. Сюжет развивается неторопливо, идея воинов разжевывается на ходу повествования, но полностью не раскрыта, боевая сцена фактически лишь одна и тема воинов раскрыта лишь относительно в рамках заданной автором концепции. Это впрочем не портит рассказ, но и не улучшает, тема воинов раскрыта, а их работа и процесс показан не так подробно как стоило бы.
О чем же этот рассказ? Скорее о утерянной любви и старых ранах, о том как влюбляешься в одно, а живешь лишь тенью любви, о том как просто потерять тень и как сложно будет жить с чем-то настоящим. Рассказ скорее о чувствах и живой силе всепоглощающей любви. Очень сложно следить за финальными терзаниями главного героя и как вообще все автор подает.
В рассказе достаточно тем откровенных и легких, полуэротических описаний. Автор словно нарочно касается темы, но не углубляется словно играя с читателем в свою игру.
Отличная история из сборника стоящая поклонов, пусть совсем не то что ожидаешь, но качественно, серьезно и заставляет смотреть на тему чувств под фантастическим ракурсом. Джо Холдеман, конечно молодец написавший такую интересную и качественную историю. Вообще антология «Воины» мне напоминает постепенно россыпь историй на ночь рассказанных словно заботливым дедушкой. А Холдеман получает свой плюс в пользу интересной истории тени любви на почве солдатского жития.
Тимолеонт, 2 марта 2013 г.
В рассказе хороша идея — единение с прочими разумами, такое, при котором не остаётся вообще никаких секретов друг от друга, и то, к чему это может привести. О взаимоотношениях с людьми, которые при всём желании не смогут скрыть от тебя ни единой мысли и намерения. Но именно эта идея, к сожалению, раскрыта лишь поверхностно.
Сильный недостаток — «Вечные узы» перегружены неуместным пафосом, это сильно выбивает из общего тона рассказа. Недостаток поменьше — сексу внимания уделено примерно столько же, сколько всем остальным темам вместе взятым. Автор прямо-таки зацикливается на открывающихся при таком «единении» эротических перспективах.
Должность воина в рассказе «Вечные узы» — чуть ли не мечта любителя компьютерных игр. Ты в укреплённом и безопасном бункере, твоё оружие — совершенная машина, и даже если её уничтожат, то ты лишь пересядешь в нового «аватара». Хотя и здесь есть свои подводные камни, вроде опасности погибнуть при сверлении черепа, от сварения мозгов и невозможности скрыть латентный гомосексуализм. Но без шуток, такие роботы — подарок для вооружённых сил. Неуязвимы, выносливы — практичней обычных людей. А главное — возможность предательства исключена на корню, ибо только-только твою голову посетят мысли о переходе на ту сторону баррикад — об этом узнает как минимум девять человек.
tohendiy, 3 августа 2013 г.
Война и любовь — вот «вечные узы», которые связывают деятельность человека на протяжении его многовековой истории. По мнению Холдемана будут связывать и в будущем. В этом рассказе эти два понятия сосуществуют, уживаются в одних и тех же людях и не противоборствуют друг другу, хотя внутренне, закадровое противоречие между ними все же существует. Очень здорово в рассказе представлена виртуальная, технически смоделированная сторона любви и секса. Настолько здорово, что, читая, поймал себя на мысли, что и сам при случае не прочь был бы испробовать что-нибудь подобное. В общем и целом рассказ — зрелищный и психологически наполненный. Стоит прочтения.
alex1970, 12 апреля 2013 г.
Рассказ не столько о войне, сколько о людях на войне и психологических последствиях «военного опыта» (временами кажется, что автор обобщает свой вьетнамский опыт).
Мысль интересная — подразделение, действующее при помощи некоего подобия коллективного разума. Но реализация оставила меня равнодушным.
Автор немного перестарался с антивоенным пафосом (когда слишком много, это сводит задуманный эффект к минимуму)
igor_pantyuhov, 10 декабря 2012 г.
Когда человек, страдающий от долгой жажды начинает пить воду, только тогда он начинает осознавать как же сильно ему хотелось пить. Собственно в этой фразе, можно уложить весь сюжет данного рассказа. Только если не понимать ее в буквальном смысле, естественно. Теперь обратимся к самому рассказу. Я думаю тема войны в этом рассказе, она второстепенна, не первична. Так, для фона, что называется. Главное в этом рассказе — эта тема любви. Причем любви — в широком смысле этого слова. Когда ты делишь с человеком все, а не только постель и отдельные эмоции. И когда эта связь разрывается, становится очень одиноко. И больно. Это все равно что человеку страдающему от жажды дать пару капель воды, а остальное не давать. Оценка 6.
tumashov, 31 января 2013 г.
Этот рассказ идет вторым по содержанию в антологии «Воины». После абсолютно не понравившегося рассказа «Король Норвегии» этот — стал для меня приятным сюрпризом. Во-первых — интересный сюжет. Даже не сюжет, а Идея рассказа. Во-вторых — повествование — текст читается очень легко — не замечаешь перелистывания страниц, и история, глубокая и интригующая, заканчивается слишком быстро. Прекрасно прописаны эмоции главного героя, превосходно содержимое рассказа —
Ну а основа рассказа — любовь — про нее уже было написано. Но не могу согласиться с отведением любви главной роли. Тут скорее показана не любовь, а то чувство , описываемое в книге как «ампутация ,к примеру, ноги» — с таким близким контактом ты действительно словно теряешь часть себя.
Mezeh, 13 мая 2010 г.
Второй рассказ сборника по жанру является классической научной фантастикой. Действие происходит на Земле в 2054 году, когда воюют не только люди, но и телепатически управляемые механические аватары. Мир рассказа тот же, что и в известном цикле того же автора «Бесконечная война» («Forever war») . При том, что действие происходит в будующем рассказ отчасти автобиографичен, так как главный его герой так же как и автор — физик, которого призвали в армию. Холдеман известен своей антивоенной направленностию, есть она и здесь, хотя рассказ представляет из себя по сути короткую и трагическую историю любви во время «бесконечной войны». Тем, кто еще не читал Холдемана рассказ поможет составить представление о его авторе.