fantlab ru

Марика Становой «Рождение экзекутора»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.88
Оценок:
8
Моя оценка:
-

подробнее

Рождение экзекутора

Роман, год (год написания: 2017); цикл «Империя Джи»

Аннотация:

Крошка — хрупкая девушка, чувственный подарок или хладнокровный убийца, покорный воле Императора. Он украл её еще ребенком, заблокировал память и вырастил в любви и преданности. Девушку настолько переполняет любовь, что для её личности не остается места. Однако Крошка не догадывается, что она уже шестой эксперимент и существует лишь для единственного задания в будущем.

Примечание:

Редакция и корректура — Ольга Задворных и Дора Штрамм

Обложка — Сэм на основе проекта Александра Ичимару.


Входит в:



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)





 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все нижеизложенное – мои размышления, не претендующие на достоверность. Итак, поехали!

Несмотря на массу выдуманных человечеством богов, вряд ли кто-то по-настоящему задумывался, что могут представлять собой подобные создания. Большей частью абсолют абстрактен, далек, мифичен. У абсолюта есть добро и зло: две меры, столь же абстрактные. Конечно, есть, допустим, греческие боги, сверх меры наделенные пороками и страстями, но поверим ли мы, что они – и есть люди?

Боги могут любить, ненавидеть. Умирать. В чем тогда смысл? Греческие боги, как и полчища выдуманных писателями монстров – всего лишь картинка, кадр, набор символов и букв. В это поверить нельзя. Что же тогда? Бог – это гипотетически некое идеальное существо. Но что такое идеал? Объективного понятия нет. Каждому свое.

Сейчас, в современном обществе, если задуматься, бог это – ничто. Верующие побоятся наделить абсолют человеческими качествами, атеисты увидят лишь пустоту.

А что, если заглянуть за грань? Представить, что бог действителен и с ним можно пообщаться? Просто так, а не посредством мистического переживания?

В романе «Рождение экзекутора» мы как раз сталкиваемся со взаимоотношением бога и слуги. Вернее сказать, игрушки. Крошка – это орудие, смертельное и неотвратимое, символизирующее безграничную мощь бога-императора, а также игрушка в его руках. Слабая, податливая и ранимая. Выбранная из миллиардов безликих созданий и доработанная в инкубаторе.

Аналогия напрашивается сама собой. Бог-мужчина, как берущий начало в глубине веков архетип самца, и слабая женщина, его рабыня, беззаветно влюбленная в создателя. Адам ведь творение господа, и Ева… А что Ева? всего лишь слеплена из кости мужа. Она нужна для определенной цели.

Вот и у Крошки есть предназначение и бог-мужчина, готовя ее к высшей цели, кунает подопечную, словно котенка, в дерьмо. Путь Крошки – это путь женщины, вопреки всему разрушающей миф о главенстве самца. Путь Крошки тернист. Она ломается, оборачивается в парня, стремясь вытравить из себя женщину… но сохраняет женское начало. И остается ей.

Путь Крошки – это демонстрация экзистенциального подхода к существованию. Перефразируя Достоевского: «бог есть, и ничего не дозволено». Это постулат, который Крошка должна принять и смириться.

Император – тот самый бог – предстает обычным человеком, и поначалу это вызывает недоумение. Где могущество? Где сверкающий меч, позолоченные латы? Бог ведь величественен? Ничего этого нет. Ученый, исследователь, политик, даже путешественник. Скучный человек в стерильном высокотехнологичном мире. Кто он? Марика пытается смоделировать внутренний мир бессмертного, заглянуть в душу бога. С тем, каким он выведен в книге, можно поспорить, но, тем не менее, вполне обоснованной предстает мысль, что с вечностью приходит безумие.

Безумие, или, скорее, гипертрофированное мышление человека, в сущности, переставшего им быть. На мой взгляд, это довольно ярко показано.

С вечностью приходит страх.

Все живое испытывает страх, почему бы и бессмертному не бояться? И чего он может так страшиться? Конечно же смерти. «Ещё никогда не существовало гения без чувства страха», говорил в свое время Кьеркегор.

Личность императора центральная в книге, хоть ему уделено гораздо меньше внимания. Она как-бы приоткрывает дверь в мир, где живут герои и все эти странные, на первый взгляд, задания, жестокость и извращения, метания и страдания героини получают некоторое обоснование.

Символично, что семья оборотней – по сути диких и кровожадных существ – самая человечная в романе. Именно там Крошка, пускай ненадолго, обретает такие близкие нам ценности, как семья, материнство.

Книга спорная, провокационная. Но только выигрывает от этого. Заставляет задуматься, подбивает возразить, и это признак, что в роман вложена идея. И не одна.

Но не все идеально.

Часто откровенно скучно. Долгие и занудные описания обрядов на той же Гайдере утомляют. Сюжет не закручивается, а так неспешно, медитативно катится к завершению, периодически будоража вспышками насилия. Чисто субъективно – я бы предпочел постепенный накал с выплеском в конце.

Итог – очень даже неплохо. Нестандартно, смело. Я бы посоветовал тем, кто привык анализировать написанное, искать глубинный смысл.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Женский роман, сплошные эмоциональные переживания приправленные религиозным фанатизмом (практически биография религиозного фанатика).

Вся фантастическая и приключенческая мишура на заднем плане, абсолютно не влияющая на сюжет и развитие событий.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это очень провокационный роман, так как Марика Становой основательно прошлась по многим аспектам повседневной жизни в социуме. Этнографические этюды соседствуют с порнографическими эпизодами, а философская патетика идёт параллельно с педагогическими принципами. И все это в редком жанре биопанке, где импланты, клоны, модификанты с кибервозможностями.

«Экзекутор» не оставляет равнодушным. Он или вызовет отвращение, или покажется смелой фантасмагорией, не лишённой шарма. Наблюдая за рождением Крошки в будущего суперсолдата и телохранителя, проникаешься симпатией к её волевому стержню. Противостоящей системному угнетателю в лице Императора, будущий Экзекутор планомерно постигает азы нелёгкой профессии. Местами воспитательный процесс вызывает шок и диссонанс, вроде убийства любимого питомца. Местами ввергает в ступор, так как автор не стесняется выпячивать жестокость во всех подробностях.

Но у этой «шоковой терапии» есть стиль. Для Становой жестокость и сексуальная подоплека — это рабочие инструменты манипуляции и достижения целей. Метод кнута и пряника еще не был так претенциозен, как в отношениях Босса в лице Имперского величества и его послушной марионетки, которую еще предстояло много чему научить.

Есть и вполне обыденные вещи. Например, описания кваргов и быта народа из далёкой планеты.

Примечательно, что у «Экзекутора» сбалансированный язык. Нету избыточности и лишней «воды», каждая фраза находится точно на своём месте. И это несмотря на миллион знаков под катом. Только за язык автору нужно поставить жирный плюс.

Книга явно не для всех. Утрированно — на большого любителя.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я читала эту книгу долго, зато всё, что думаю о ней, изложу быстро :) Начинала читать, ничего не зная ни о мире, ни об идеях – только несколько фраз-намеков автора, которые дают представление о том, что за слоями, но не о том, что представляет собой сам текст. Я открыла эту книгу в поезде, отправляясь в недельную поездку, полную свободного времени, и думала, что за это время прочитаю «Рождение экзекутора», а потом еще пару книг сверху. Щас.

В итоге у меня ушло на нее больше месяца. Я читала дозированно, с перерывами: я слишком эмпат для всего этого, мне было необходимо разбавлять происходящее другими историями и просто делать паузы. Не потому что книга тяжелая, хотя и нелёгкая, а потому что она просто сочится тем, что я воспринимаю труднее всего – болезненностью. Да еще пополам с ощущением безальтернативности. Не безысходности, а именно безальтернативности. И не жестокостью, хотя её там достаточно, а именно болезненностью. Это сделано, несомненно, талантливо, потому фиг там выйдет абстрагироваться.

Вся история, все конфликты, главные герои, их стремления, их неудачи и удачи, кстати, тоже, – всё это представляет собой один большой чесучий и кровоточащий клубок. И я воспринимаю такие вещи трудно, потому что знаю: когда я закрою книгу, у меня не появится ответа на вопрос «Ради чего всё это было пережито?» – нет, ответ-то есть, более того, он заявлен уже на первых страницах, просто я не могу принимать такие ответы, они не лезут в мои парадигмы. Сходные ощущения у меня когда-то были от «Заводного апельсина».

О чем история – точнее, как я её поняла. Возможно, я поймала совсем не то, что закладывал автор, поскольку не могу назвать себя чутким читателем и никакие сверх-идеи никогда не улавливаю. Так вот, я вижу это как историю о мире, превращенном в развлекательную полянку для ипанутого садиста с комплексом жертвы. Ибо мир, который заявлен сильным и безбедным, мы почти не видим на самом деле, но то, что видим, вызывает вопросы класса «WTF?». На первый взгляд, это «Эквилибриум» наоборот: решительно всех плющит и таращит от безусловной любви к императору и всяческого восторга. На второй взгляд – если в технологически развитом обществе, где пачками ходят андроиды и работают системы межпланетных телепортов, люди должны руками выращивать себе еду из мушиных личинок, значит, людей категорически нечем больше занять. В общем, про занятые руки там и говорится прямым текстом, но если основную массу людей нельзя занять более интеллектуальным трудом, значит, исключительно важно делать так, чтобы они не думали (и не развивались).

Где-то на фоне солнцеликий император играется во «Всё ради общего блага».

Самые эмоционально здоровые существа (они же – те, про кого интереснее всего читать) – держащиеся подальше от благ империи кочевники и оборотни. Оборотни – вообще самые вменяемые люди среди дурдома, а погружение в их быт и традиции – просто «Дайте два!», чего стоит один лишь отдельный вход в дом, которым нужно пользоваться в волчьей ипостаси – там стоит специальная купель, а-а-а!!, в том месте у меня автоматически делалось вот такое лицо ^_^

Да, так вернемся к баранам: зачем император воспитывает себе экзекуторов? Почему их используют либо как шлюшные подарки бессмертным друзьям на время, либо как палачей, шобы все боялись и не насмехались? Что случится, если друзья императора обойдутся без шлюхи, усиливающей счастье, а палачом будет андроид, который без эмоций сдерет с кого-нибудь шкуру – остальным будет нестрашно, что ли? Так и сейчас никто из бессмертных экзекутора не боится. Некоторые опасаются, как бешеной животной, ну и всё. А с экзекутором-подарком или с ним же, присланным просто поработать, обращаются как с вещью, обляпанной чем-то неприятным – при том, что экзекутор, на минуточку, официально часть императора. То есть это своего императора в лице экзекутора бессмертные всячески стебут, пинают, ломают ему рёбра, ну и всякое такое. Для прироста ужаса перед страшлым и ужаслым палачом, не иначе. Потому у читателя быстро возникает когнитивный диссонанс и вопрос: «Зачем на самом деле нужны экзекуторы и зачем данного конкретного экзекутора дрессируют много лет именно как шлюху-палача?» Лежащий наверху ответ сводится к «Патамушта!», а потом экзекутора начинают последовательно разбивать на кусочки, чтобы учился оставлять свои желания за дверью.

Учится экзекутор паршиво. Вообще ведет себя не как тренированное всю жизнь существо, а как капризная девочка. Зная, что за конкретными действиями последуют конкретные отдачи, которые раздолбают её вдребезги, она всё равно эти действия совершает («Патамушта!»), а потом в слюнях переживает отдачи. Когда ей поставлена задача слиться с окружением, она даже не пытается мимикрировать – горстями швыряет в лица мимокрокодящих своё раздражение, всем вокруг хамит и настырно привлекает к себе внимание. И до бесконечности – то ли экзекутор очень тупая, то ли у неё атрофировано стремление самосохраниться, ведь всё равно оживят, то ли… То ли.

​Через это «то ли» экзекутор понемногу не то растет, не то разрушается, это как посмотреть, и на этом пути всё от начала и до конца покрыто болезненными вавками. Желания и нежелания, наказания и награды, горя и радости – всё болезненное, воспалённое, нездоровое. У меня есть предположение, что всё именно такое просто потому, что император – больной ублюдок. Он пришел к власти через боль, кишки, унижения и дерьмо, и теперь с криком «It’s my life!» создаёт себе привычный уголок болезненности, подбирая сходных с собой людей на роль экзекуторов, чтобы в них, как в унитаз, сливать собственные травматичные загоны и реализовывать через них кровожадные стремления. И эта музыка будет вечной, потому что все они бессмертны.

Памагите.

​Язык повествования достаточно богат, чтобы хорошо делать читателю визуализацию, и не настолько цветаст, чтобы оттягивать на себя внимание от происходящего – именно такой, каким должен быть в подобной истории. Сопереживательно? Не знаю. Достоверно – да, абсолютно, но сопереживательно ли? Экзекутор в теле девочки меня утомляла, потому что ну дурная же, как будто вчера взятая с улицы, а не годами дрессированная. Экзекутор в теле мальчика стал интереснее, потому что решительнее. Но общий затык с ними для меня как для читателя заключается в том, что они, по сути, ничего не хотят, только быть с императором, растворяться в императоре, а он прогоняет экзекутора спать на коврик под дверью или отсылает далеко-далеко – нууу, это проблема не уровня данной истории. Герой по большей части только следует за течением, регулярно взбрыкивая по причине сиюминутных желаний левой пятки либо накопившейся грусти, и немедленно выгребая за это звездюлей. Т.е. это не «Я сломаю себя об колено, чтобы соответствовать пожеланиям своего прекрасного императора, до которых сейчас не дотягиваю» и не «Пока я еще почти подросток, в голове моей опилки, нигилизм и ололо – я сломаю об колено моего дорого императора, потому что лучше знаю, как всем жить надо». Т.е. конфликт, по сути, внутренний, при для внешнего воздействия у одной стороны есть осознанные и спланированные действия, а у другой стороны есть гибкость валенка и «Я хочу быть с тобой». У императора имеется большая цель, у экзекутора нет никакой. Император, конечно, антагонист, потому что мешает экзекутору получать себя безлимитно, но ведь это так мелко, ведь каша варится густая и глобальная, личность экзекутора просто не соответствует масштабу этой каши... а значит, экзекутор – даже не герой истории, а функция её.

​В общем, всё сложно. Нет, СЛОЖНО! Я совершенно уверена, что если взять и перечитать, то можно нахлопать себя по лбу и найти много интересных слоёв, но если я решусь на это, то очень нескоро, потому что эта история меня энергетически вампирит.

Я сейчас даже не знаю, хвалила я эту книгу или ругала. Я не знаю, какую оценку ей поставить: для оценки мне нужна не линейка циферок, а спектр эмоций. Не знаю, поняла я там хоть что-то или не поняла ничего.

Знаю, что запомню её надолго и ярко, и что после того, как книга закрыта, хочется грустить и мороженку.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое впечатление от содержания текста — «сирёжа молодец!», ЕВПОЧЯ. Стал девочкой и переписывает Кей Дача.

Император.

Его воспитанник.

Прочие детали, открывавшиеся по мере чтения только усиливали первое впечатление.

Биотехнофэнтези. С (ненужными) другими планетами, волшебными порталами, волшебными амулетами души. Волшебными свойствами самочинящихся волшебников.

Сложнейшие переживания и мотивы неподвластных внешней смерти существ, которым нечего стало хотеть.

Это он — Император иллюзий. Альтернативный углерод (Altered Carbon). И прочие, столь же интересные переживания бессмертных, всемогущих и всеведущих богов и героев.

Полностью релевантный эксперимент альтернативной истории наблюдаю я. Как Сергей родился Марикой, стал не врачом-мозгоправом, а ортодоксальным общей практики ветеринаром, и пописывает талантливые истории из своего опыта в фантастическом антураже. Поскольку опыт этот стал не, в основном, словесным, а , в основном, «телесным», то и антураж весьма натуралистичен. У Сережи подобная сцена ровно одна — в Чистовике, когда главному герою «рвет требуху» неодолимая сила башни.

Экзекутор же подобными сценами просто живет. Его жизнь из этого состоит примерно полностью.

Ну, собственно, именно про это однажды написал Лем. Чем занимались бессмертные существа с неограниченной регенерацией? Вот этим самым...

А мотивацию накрутить, цель там неописуемой важности, это пожалуйста... .

Опять же переживания и мотивы телесно бессмертного существа описываются подробно, «вкусно» и со знанием дела. Подергать за этот орган — это заболит. За тот пощипать — будет вот эдак.

Ну и, соответственно, там , где у Сережи «-14», там у Марики «+18». Потому, что органы и ткани, они у живого человека между собой связаны накрепко. А слова, они, конечно, могут убивать, ранить и направлять. Но, в отличие от непосредственных воздействий на тело, «душе», которую теребят слова, нужен контекст. Совместный опыт.

У меня есть совместный опыт и с Сережей и с Марикой. Поэтому роман Марики зашел как надо. Потеребил те места, которые Сережины опусы не теребят. А это дорогого стоит.

Есть, правда, момент, не дающий поставить 10

Власть забирает всё время, выделенное на властвование и те, кто поручают властителям «лично тыщь-пыщь», в точности соответствуют Мойше «если бы я был Рокфеллером, я бы был богаче Рокфеллера — я бы еще немножка шил...» А те властители из старого времени, кто так действовал, остались в памяти народов Нероном(какой актер умирает) и Коммодом(лично на арене показывал как мечом швырк -жжих)

Так и в экзекуторе — бессмертный император лично ковыряется микроменеджментом. Потому что гладиолус.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх