FantLab ru

Танит Ли «Владыка смерти»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.91
Голосов:
111
Моя оценка:
-

подробнее

Владыка смерти

Death's Master

Роман, год; цикл «Сага о Плоской Земле»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В далеком прошлом, затерянном в пучине Времени, когда наша Земля еще была плоской, миром правили демоны, и Владыка Смерти в своих белых одеждах расхаживал среди живущих. И лишь один человек осмелился бросить вызов Черному Властелину...

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1980 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

Номинации на премии:


номинант
Балрог / Balrog Awards, 1980 // Роман


Владыка смерти
1993 г.
Владыка смерти
1999 г.

Самиздат и фэнзины:

Сага о Плоской Земле
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Death's Master
1979 г.
(английский)
Death's Master
1982 г.
(английский)
Death's Master
1984 г.
(английский)
Death's Master
1985 г.
(английский)
Death's Master
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, эстетику этой бесподобной книги лучше всего охарактеризовать словосочетанием «орнаментальный ориентализм». Вы можете спросить: когда же «ориентальная» литература отказывалась от орнаментального элемента? Вспомнятся и романтики, и декаденты, и оккультисты, и мистики... И вспомнятся совершенно правильно! Но в том-то и дело, что романам Танит Ли о Плоской Земле свойственна некоторая, что ли, тавтологичность. Попробую объяснить, что скрывается за этими учеными словами и почему именно «Владыку Смерти» я считаю лучшим романом серии.

Построить роман не просто на основе существующей мифологии, а на основе ее литературного изложения — этим занимались уже многие. Прекрасная серия Эмиля Петайи «Калевала» — один из самых сложных и эффектных примеров. А создательница «Плоской Земли» не просто использовала сюжетные схемы арабских сказок... Если присмотреться внимательно, в романах Танит Ли не так уж много прямых заимствований из «1001 ночи». Большая часть — умелые стилизации с использованием общих мест как бы ближневосточного происхождения. Лучшие, самые яркие образы и их сочетания — авторские. Мир, создаваемый Ли, живет не по книжным законам, а по законам жизни, нам чужой, для нас неприемлемой, но все же жизни. Анимистические установки Танит Ли отдают хтонической древностью; в ее книгах нет неодушевленных существ: и земля, и растения, и стихии — все живо, все действенно, все активно. И наименее активен человек, попадающий в поле зрения Владык лишь в редчайших случаях.

Греховность человеческой природы подчеркивается Ли с каким-то наивным упоением. Даже высшие силы прельщаются человеческой красотой. В полном соответствии с ближневосточными нормативами изображаются сексуальные отношения (предпочтение, ясное дело, отдается однополым), воспеваются радости бытия — только значение они приобретают не сами по себе, а в связи с деятельностью высших сил. Сплетаются образы, слова, предметы — и рождается магия.

Мир, созданный Танит Ли — своеобразное растение-паразит, обретшее независимое существование. Эта флористическая семантика исключительно ярко развита во «Владыке Смерти». Кольцевая композиция данного романа соответствует и литературной традиции, и законам вторичной реальности, в которую сложно сбежать и из которой еще сложнее выбраться... Писательница предложила нам не игру и не мифологию, не проработанную вселенную и не придуманную головоломку — в Плоской Земле все это есть, но это не главное. Танит Ли художественно реализовала мечту о Нирване как о растворении в Высшем; пусть это высшее и подвержено в свой черед соблазнам смертных...

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая книга.

И пусть ей временами чуть-чуть не хватало динамики, тем не менее все равно получилось очень увлекательно.

Здесь есть многое. Не буква, но дух восточных сказаний и сказок. Здесь есть история двух необычных людей — сына и одновременно дочери королевы и мертвеца, и неуязвимого человека (впрочем, это не только их история). История о том, что делает с людьми бессмертие и чем все это заканчивается. Они бессмертны, верно, но живы ли они по сути?

История о том, что смерть, конечно, всепобеждающа, но Владыка смерти — как и все на земле, что наделено какой-либо формой существования и имеет разум, подвержен любви. Кстати, сцен сексуального характера здесь достаточно, но это все подано так естественно и органично, что воспринимается как само собой разумеющееся. Интерпретация загробного существования и роли в нем умерших здесь тоже достаточно интересна. Владыка смерти здесь печален, но не злобен, приходит почти ко всем, но это не доставляет ему такого уж удовольствия. А здешние демоны во многом напоминают скорее детей, которых влечет лишь то, что занимательно и интересно, и это фактически отправная точка их морали.

В общем, так или иначе, мир этой книги достоин посещения.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое и главное: этот роман может понравится только тем, кому приятна манера, характерная для восточных сказок в стиле «1001 и одна ночь».

Второе и не менее важное: это — НЕ фэнтези, это — СКАЗКА.

Далее чуть подробнее:

Поделюсь своими ощущениями от самого чтения: первые процентов 10 я читал с интересом и всё ждал, когда же события перестанут течь бурной рекой и автор уделит внимание образам персонажей и окружению, когда же наконец перестанет сухо констатировать лавину фактов, и когда же картонные «геройчики» перестанут суетиться на страницах романа, а немного призадумаются, приобретут хоть какую-то глубину.

Где то к 30 процентам я уже окончательно понял, что ничего не изменится и просто физически заставлял себя водить глазами по строчкам, и тут надо отметить, что я практически в 99 процентах случаев дочитываю начатые произведения до конца, дабы сложить полную картину и своеобразно выразить уважение автору за приложенные усилия. Но в данном случае просто не могу. Такая манера повествования настолько мне неприятна, что я просто не вижу смысла продолжать. Ничего не меняется, никакого развития героев, дерганые, суетливые, наивные поступки всех «геройчиков». Гиперболизация в описании окружения и персонажей тоже порядком режет глаза. А-ля: «наисладчайший шербет моих очей», которые напрочь лишают жизни и «человечности».

В общем, как стилизация под классический восточный стиль изложения текста роман удался. Действительно очень похоже и такое ощущение, что и правда писалось в те века. Но это нельзя назвать плюсом. Ибо зачем нам сейчас такие «новинки из склепа». Никакого психологизма, никакого сопереживания героям, никакой заинтересованности, куда дальше их понесет река событий в виде безвольных щепок, настолько же безынтересных. И небольшой, но возможно для кого то немаловажный нюанс: эротика в романе тоже с характерным для «1001 и одной ночи» колоритом: пресыщенная образами и преувеличениями, но при этом лишенная сексуальности, в той же степени, в которой лишена реалистичности.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересная книга с обилием резких поворотов сюжета, интриг, героев, божеств, магии и колдовства. И ведь как все сплетено — читаешь и в глазах не рябит, вопросы лишние не возникают, а сюжет воспринимается как мифологическая данность и интересно что будет дальше. Поначалу отпугивает обильный эротизм (сцены, описание, нетрадиционность и т.д.), но прочитав чуть больше уже понимаешь, что это стиль повествования и читать нужно без оценок происходящего по ценностям нашего современного общества — все происходило давно, в других странах, да и вообще в другом мире, где нет характерного нам понятия «хорошо/плохо», все относительно.

Яркие герои, красочное описание окружающего, приключения — все в плюс. Однако книга воспринимается как сборник мифов/рассказов, нежели как цельное произведение с явной сюжетной нитью от начала до конца (она есть, но не столь очевидна), чего-то нехватило что бы кинуться читать остальные книги из цикла :)

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

вот такая фэнтези достойна всяческих похвал! вызывает восхищение. браво-браво !!!:appl:

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх