FantLab ru

Роберт Чарльз Уилсон «Utriusque Cosmi»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.14
Оценок:
95
Моя оценка:
-

подробнее

Utriusque Cosmi

Utriusque Cosmi

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 22
Аннотация:

Карлотта возвращается в прошлое, чтобы встретить саму себя. Одной Карлотте миллиарды лет, она пережила гибель своего мира и водила знакомство со сверхцивилизациями. Другой, юной Карлотте шестнадцать лет, у неё нет постоянного дома, а её мать злоупотребляет наркотиками. Повлиять на прошлое невозможно. И всё-таки старшая Карлотта уверена, что каким-то образом ей удастся передать себе самой самое важное послание, ставшее для неё когда-то главным принципом и опорой в жизни...

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Лучшая зарубежная научная фантастика: Сумерки богов
2017 г.

Электронные издания:

Clarkesworld, Issue 88, January 2014
2014 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The New Space Opera 2
2009 г.
(английский)
The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Four
2010 г.
(английский)
The New Space Opera 2
2010 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Seventh Annual Collection
2010 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Seventh Annual Collection
2010 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New SF 23
2010 г.
(английский)
Galactic Empires
2017 г.
(английский)
The Very Best of the Best: 35 Years of the Year's Best Science Fiction
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, который возносит воображение читателя на поистине космическую высоту и выстраивание сюжетных арок, продолжающих вознесение (авторский термин встраивания человеческого разума в сверхразум), происходит до самого финала. Причём, что отличает рассказ от многих других на подобную тему, повествование ведётся от лица молодой девушки, ставшей частью этого сверхразума, а поэтому удаётся увидеть процесс встраивания и эволюции человеческого разума во Флот (такое название носит сверхразум).

Возможности чужого и эволюционно отстоящего от человечества на миллиарды лет разума столь велики, что у Карлотты Будэн, от лица которой ведётся повествование, поневоле рождаются ассоциации с ангелами — сверхъестественными существами, обладающими свойствами Бога, не ограничивая себя пространством и временем. Все процессы, происходящие в сверхразуме будоражат сознание читателя и кажется, что уже невозможно описать что-то более масштабное.

Однако, когда предел восприятия достигнут, автор вводит ещё один вид саерхразума и оказывается, что пределов и нет вовсе.

Наверное, автор просто описал естественный процесс познания человеком законов вселенной, у которой нет ни начала ни конца, а следовательно и нет никаких пределов, свойственных как раз человеку разумному. Поэтому читая подобные тексты, которые считаются фантастикой, мы вместе с автором эволюционируем, приближая момент скачка из разума в сверхразум. И, как показано в рассказе, совершить этот скачок могут не только люди, непрестанно занимающиеся научными обоснованиями подобного перехода, но и самые обычные, жизнь которых похожа на ад на Земле.

Не самый большой по объёму, но гигантский по глубине и охвату идей рассказ, заслуживающий внимания каждого любителя научной фантастики.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень заумный. Местами, конечно, увлекательно читать, мнится, что вот-вот случится какой-то экшн. Но нет. Вместо этого очеловечивание какого-то дрона, обезличевание человека, и все это приправлено высшей космологией и размышлениями о том, как непросто жить подросткам. Странное чувство. Странное название. Сильно на любителя.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вещь, любопытная как собственно антуражем и идеями, так и тем, что вышла между второй и третьей частью «Спина». Собственно, рассказ можно интерпретировать как некий черновик к масштабной концовке цикла, хотя прямо и не связаны. Поэтому объяснимо, когда говорят о некоторой вторичности и повторении автором собственных мотивов (могущественные псевдоинтеллектуальные системы, пронизывающие Вселенную; виртуальная жизнь разумных в них).

Что не очень понравилось: то, что героиня оказывается с самого начала психически деформированной, то, что это выясняется путём исследования слепка целой вселенной, а не простым сканированием памяти, заключенной в том же самом «вложенном цикле».

Выделю ещё недостаточно раскрытый мотив угасания остатков человеческого сообщества («биологический разум в долгосрочном плане нестабилен»). Как-то пессимистично выглядит, а между тем можно было зацепить интересную проблему рождения детей в виртуальности (например, Иган в одном из своих рассказов рассматривал возможность полной эмуляции развития мозга с новой личностью на основе расшифровки ДНК)...

Но в целом, как самостоятельное произведение, вполне хороший повод для фантазии и раздумий над грандиозными картинами космической протяжённости и проблемами существования сверхразума...

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему: некоторое время прочитал рассказ «Остров» Уоттса из этой антологии. Очень понравилось. И зная, что Дозуа — составитель антологий номер один в мире, решил прочитать все произведения из этого нехуденького тома, которому наши издатели зачем-то стыдливо дали подзаголовок «Сумерки богов». Умом-то я понимаю, что сборник под номером 27 в России мало кто купит, но всё равно странно

В итоге: просто невероятная фантазия у Уилсона! Матрёшка, размерами и продолжительностью превышающая Вселенную. История, которая началась в бедном трейлере на задворках Америки, пережила Большой Взрыв!

Потрясающе. Думаю, не зря этот рассказ стоит в антологии первым

Большие вещи Уилсона передвинулись в моём списке чтения существенно выше.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то руки вновь добрались до Роберта Ч. Уилсона и новенькой (сравнительно) антологии ныне уже покойного, земля ему пухом, Гарднера Дозуа.

Рассказ «Utriusque Cosmi» писателя-фантаста с земель Канадских, богатых именно авторами фантастического пера, к сожалению, опять рассказывает нам историю, лично мне поднадоевшую. Вариацию на тему излюбленных и, вправду, интересных мне в свое время гипотетиков — древней сети эволюционировавшей сети самореплицирующихся машин фон Неймана от наших дней до далеких-далеких эонов уже умершей Вселенной. Только зачем снова и снова Уилсон, богатая фантазия которого умеет порождать сюжеты причудливее и оригинальнее, возвращает нас к этому фантастическому допущению и уже опостылевшим декорациям? «Спин», «Горящий рай», «Слепое озеро»... В чем-то и «Дарвиния» с «Жатвой», но по большей части первые три романа с обозреваемым рассказом — все, по сути, об одной и той же теме/фантдопущении, но немного по своему. «Опоздавшие» Дэвида Брина и «Ночь всех мертвецов» Йена Макдональда — тема и в последнем случае сюжетное построение уже были в этих повестях также использованы.

Так что мне, как ценителю и фанату Уилсона, было приятно вновь погрузиться в миры гипотетиков, далекого будущего, почти исчезнувшего человечества... Но ведь автор может создавать новое и точно так же интересное — поэтому лучше именно этим ему и заняться.

PS. Хотя, безусловно, приятно видеть произведения Р.Ч. Уилсона, которые являются немногими из современной литературы (в целом) еще отдающими позитивностью и оптимизмом по поводу нас самих, мира вокруг нас и будущего. Вот же причудливые канадцы — одни рады попугать, другие побаловать светлыми картинками.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Короткая повесть, в которой обсуждаются темы от машины Типлера и фоннеймановских гипотетиков (да, тех самых, что в «Спине», только здесь они фигурируют под названием «Великие Древние», поклонникам Ктулху не беспокоиться) до семейной драмы в антураже американского коттеджного городка. Название взято из натурфилософского трактата Роберта Фладда (1617) об устройстве небесных сфер. Больше всего данное произведение напоминает салат оливье — столько всего напихано, что даже аристократические компоненты (в салате — раки из горных речек, в повести —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
разум, основанный на темной материи)
не вызывают особого удовольствия.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх