Адриан Чайковски «City of Last Chances»
В Илмаре всегда была тьма, но никогда такая как сейчас. Город изнывает под тяжелой рукой оккупации Бледноликих, удушающей хваткой преступного мира, сапогом владельцев фабрик, тяжестью несчастных бедняков и бременем своего древнего проклятия.
Что станет той искрой, которая разожжет пожар?
Несмотря на то, что в городе полно беженцев, странников, убийц, безумцев, фанатиков и воров, катализатором, как всегда, станет Анкорвуд — эта темная роща, этот первобытный остаток, этот портал к странным и далеким берегам.
Некоторые говорят, что Ильмар — худшее место в мире и врата в тысячу еще худших мест.
Ильмар, Город Длинных теней.
Город неверных решений.
Город последних шансов.
Входит в:
— цикл «The Tyrant Philosophers»
Награды и премии:
лауреат |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2023 // Роман |
Номинации на премии:
номинант |
Локус / Locus Award, 2024 // Роман фэнтези |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Алексей121, 11 ноября 2024 г.
В Великом городе Илмаре всегда была Тьма. Когда-то там, где теперь возвышаются его кварталы, простирался бескрайний лес. Пройдут века, когда само название города забудется, и лес снова будет стоять. А пока от него осталась лишь роща с ее странными обитателями, носящими глухие деревянные маски, сторожащие порталы, ведущие в иные места, некоторые лучше чем это, а другие — гораздо хуже. Иногда через порталы в Илмар проникают беглецы. Чаще — чудовища. А самые отчаянные могут попытаться через них покинуть город. Для этого есть подходящий повод: уже несколько лет город был оккупирован Пеллсинами, которые стремятся привнести свой Порядок в полный суеверий, хаоса и скверной магии мир. Уже давно они научились ковать из сверхъестественных существ и артефактов оружие, силой которого завоёвывают мир (и уже точат ножи на миры иные). Но даже им приходится идти на компромиссы в городе где призванные заклинателями демоны вращают монструозные механизмы фабрик и заводов, где в проклятом районе, огороженном магическими метками, до сих гуляют духи давно свергнутой династии, устраивая балы и ристалища, где давно забытые боги умоляют тех, кто способен их услышать, поклониться им. Где клубок интриг сплетён настолько туго, что всего одно убийство может стать искрой, от которого разгорится пламя революции, вот только птицами революции будут Вороны и Стервятники. Таков Илмар, город неверных решений и последних шансов.
Удивительно, с какой фантазией и изобретательностью Чайковски подошёл к своему миру. Почти в каждую деталь, каждый сюжетный ход он постарался вложить что-то оригинальное и необычное. Почти каждая глава удивляет. Особенно это относится к самому началу романа, где мы видим город сразу с множества точек зрения, подчас весьма неожиданных. Роман имеет весьма сложную, мозаичную структуру, но при этом не рассыпается на ряд микроисторий, все сюжетные линии плотно увязаны друг с другом. Каждый человек, от коменданта оккупационных войск до бездомного жреца давно забытой религии, от лидеров восстания до молодой наивной студентки сыграет свою роль в разворачивающейся драме.
Нет, это не быстрое чтение. Создаваемая автором картина удивительно многомерна. От лекционных залов местного университета, до подвалов заклинателей-демонологов (которые уже давно больше похожи на юристов кручкотворцев, контракты которых содержат слишком много пунктов со звёздочкой), от тюремных застенков до проклятого района, в который до сих пор проникают смельчаки, чтобы поживиться сокровищами, рискуя в лучшем случае умереть, а в худшем — потерять рассудок и навсегда присоединиться к нечестивому празднеству. Роман требует всего читательского внимания, ведь, хотя, практически на все вопросы ответы будут получены, многие из них не проговариваются прямо, а требуют немного пораскинуть мозгами и сопоставить предоставленные автором подсказки.
Нет, это не быстрое чтение. Язык Чайковски весьма сложен, но сложность эта приятна (в отличие от того же Бэнкрофта). Владеет пером он гораздо лучше, чем большинство современных авторов фантастики и фэнтези, а уж насколько хороши краткие предисловия перед каждой главой — не передать словами.
А ещё этот роман полностью закончен. Да, мир романа получился весьма насыщенным, и я не удивлен, что у Чайковски нашлись ещё истории, чтобы их рассказать, но умение распутать все сюжетные клубки в одной книге в наше время редкость.
Обидно, что творчество Чайковски получает так мало внимания. Как по мне, он в разы достойнее тех, кто гребёт престижные статуэтки пачками. Удивительно, как ему удается поддерживать поразительную работоспособность при высочайшем качестве текстов.
Пожалуй, «Город последних шансов» один из лучших романов, прочитанных мной в этом году и точно лучшее городское фэнтези за последние годы.