FantLab ru

Владислав Крапивин «Дети синего фламинго»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.76
Оценок:
712
Моя оценка:
-

подробнее

Дети синего фламинго

Повесть, год; цикл «Летящие сказки»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 60
Аннотация:

Самым обычным вечером школьник Женя Ушаков, вдоволь наигравшись с друзьями в рыцарей, возвращается домой. В пути к нему обращается странный человек, рассказывающий еще более странную историю: будто бы есть на свете невидимый остров Двид, жителей которого держит в страхе и повиновении Ящер, и только настоящий рыцарь может его победить... Но отправляться нужно прямо сейчас.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация: журнал «Уральский следопыт», 1981, N 1-3.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 137

Активный словарный запас: очень низкий (2405 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 43 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 27%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Великое Кольцо, 1981 // Крупная форма

лауреат
Аэлита, 1983 // Премия «Аэлита»

Экранизации:

«Легенда острова Двид» 2010, Россия, реж: Анарио Мамедов



Похожие произведения:

 

 


Летящие сказки
1982 г.
Всадники со станции Роса
1985 г.
Дети синего фламинго
1989 г.
Летящие сказки
1991 г.
Возвращение клипера
1994 г.
Собрание сочинений. Книга 4. Дети синего фламинго
2000 г.
Дети синего фламинго
2002 г.
Дети синего фламинго
2004 г.
Летчик для особых поручений
2005 г.
Дети синего фламинго
2014 г.
Дети синего фламинго
2017 г.
Дети синего фламинго
2019 г.
Летящие сказки
2019 г.
Дети синего фламинго
2021 г.

Периодика:

Уральский следопыт 1981`3
1981 г.
Уральский следопыт 1981`2
1981 г.

Аудиокниги:

Дети синего фламинго (аудиокнига MP3)
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Les Enfants du flamant bleu
2004 г.
(французский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное одно из главных предназначений настоящей литературы-помочь человеку разобраться в самом себе и окружающей действительности. Желающим сделать это, в помощь даются прекрасные, умные книги, оставленные талантливыми писателями не только для своих современников, но и для последующих поколений. Владислав Петрович Крапивин показывая в этой повести вымышленный мир, невольно как в зеркале отразил нашу нынешнюю действительность. В книге так много явных параллелей, что я просто не могу обойти их стороной. Да, да, именно так, нужно только совсем немного желания и проницательности, чтобы увидеть в обществе острова Двид нынешнюю объективную реальность. Равновесие порядка-это убаюкивающая иллюзия спокойствия и процветания, в которую к сожалению склонны верить люди острова, под одурманивающие вопли Крикунчика Чарли. Как все это похоже на происходящее за нашим окном, а Крикунчик Чарли теперь живет в экране нашего телевизора. Любое талантливое произведение не есть отвлеченное писание, оно всегда в той или иной степени актуально для желающих снять розовые очки и пошире открыть глаза.

Именно такие люди столь опасны для Правителей острова Двид, именно для борьбы с ними и предназначался Ящер, чтобы ни у кого не возникло желание переделать свою жизнь. А для иллюзии бесперспективности борьбы была разработана целая полит.технология, в сети которой и попали Женька с Юлькой. И как следствие, у покорного населения рождается ключевая гибельная мысль: «С Ящером воевать бесполезно, поэтому надо приспосабливаться». В итоге само собой получается, что для счастья вовсе не обязательно к чему-то стремиться, о чем-то мечтать и хотеть чего-то нового, вопреки установленным порядкам. Помните, как поет Кипелов: «Может лучше лежать тенью забытой, на горячем песке, от страстей вдалеке, где царит тишина и вечный покой»? Нет, только тот может называться настоящим Человеком, кто готов жить вопреки этому!

Ведь в разговоре Женьки с мамой, Крапивин гениально дал свое понимание смысла человеческого бытия. Это заключается в радости от жизни, а самая большая радость-это любовь. И тогда ты придешь к конечной цели, вершине морального наслаждения- к ощущению счастью. Это можно испытать от самых простых и доступных вещей: солнечного утра, свежести зелени леса, лица любимой. Все это находится рядом с нами, только протяни руку, но почему-то такие простые вещи оказываются почти всем недоступными и в этом состоит один из самых главных жизненных парадоксов. Человек сам создает для себя фантом из ложных ценностей, погружаясь в которые, делает свое существование пустым и бессмысленным. А к этому умело подталкивает нас Ящер, как известно находящийся не только во вне, но и внутри нас. Поэтому победа ребят над монстром из озера, явилась лишь началом пути к свободе острова.

Крапивин не стал излишне идеализировать мальчишек, Женька с Юлькой испытали и панический страх и отсутствие стойкости. Но ведь настоящая твердая воля только куется в детстве, чтобы проявиться в уже взрослом возрасте. Главное не затаить в себе плохое, а чистые детские слезы всегда смоют проявившуюся слабину характера. Искренне пережить свое горе и стыд тоже дорогого стоит, а на помощь всегда придут верные друзья. Но гораздо тяжелее пережить смерть своего друга, всем сердцем ощутить безвозвратность потери, когда живой человек превращается всего лишь в воспоминание.

И ребята прошли через такие испытания, потому что познали то, что никогда не узнать Отшельнику. Они узнали Истину: нужно всегда быть Человеком, без отговорок и компромисов перед совестью, в самом себе, как в зеркале, отражая моральную меру своих мыслей и поступков. Тогда ты будешь Человеком и перед собственным внутренним Я, а когда ты уйдешь из этого мира, ты останешься Человеком перед Вечностью, перед крапивинским Великим Кристаллом.

А еще необходимо сделать свой трудный выбор, как это сделал Юлька. Нужно преодолеть успокаивающее чувство казалось бы выполненного долга, побороть желание оставить для других выполнение начатого тобой дела, а для Юльки, пересилить непреодолимую тягу маленького мальчика к своей маме. И такой выбор всегда стоит перед каждым человеком в какой-нибудь точке его жизненного пути. Вся трудность сделать такой шаг очевидна, но тем кому это удается, уготована велика награда-стать тем самым настоящим Человеком. Спасибо Владислав Петрович за то, что указали в данной повести путь к этому.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вполне «крапивинская» повесть в лучших традициях: настоящая мальчишечья дружба против плохих взрослых. Удивительно разумные и самоорганизующиеся взрослые дети против того хаоса и глупости, который представляет собой мир взрослых. Дети ведут себя как взрослые: принимают решения, принимают ответственность, жертвуют собой; взрослые ведут себя как дети: капризно, недальновидно и с тотальным эгоизмом. Нормальных взрослых в книге вообще нет.

Собственно, до меня только сейчас дошло, что большинство крапивинских сюжетов укладывается в этот паттерн, поколенческий перевертыш. Вывернутая наоборот проблема отцов и детей. Это даже забавно, но я пока не знаю, какие выводы из этого делать дальше. Вот я вырос, как бы говорит автор, но умнее не стал и понятнее мне все не стало. И самое главное, теперь-то я вижу, что другие взрослые вокруг тоже не умнее, ничего не контролируют и им ничего не понятно. И делают они все неправильно. Где искать ту истину, тот единственно правильный, интуитивно угадываемый крапивинскими мальчиками ход мыслей и действий, который единственный приводит к успеху? Ответ «назад в детстве» — выбранная автором модель, хотя ничем не лучше, чем «в мудрой старости», собственно. Фантастичность книг состоит в первую очередь в том, что где вы видели таких детей))

Конкретная история чем-то неуловимо напоминает «Мио, мой Мио». Простой мальчик попадает в сказочную страну и должен там всех освободить, победив страшного монстра. Кто-то из местных ему помогает, а кто-то оказывается ложным другом. Крапивин чуток поддает совсем шварцевского толка кошмара, наряжая слуг дракона в смешные плюшевые костюмы и делая главных злодеев совсем не страшными с виду. Это очень круто и такие детали, стоит о них задуматься, реально пугают. Это тот же «Дракон», настоящий, страшный, шварцевский. Не чудовище в озере «дракон», а все они, плюшевые взрослые — дракон.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перечитала, когда захотела светлых эмоций после «Мио мой Мио». Для контраста что ли: тоже мальчик в аналогичной ситуации, но «свой до нитки», «родной». Чтобы плакал от страха, но поменьше. Чтобы думал и о птице, и о ребятах, которых бьют на постаментах в виде пирамид, но в равной степени. Чтобы не все бросались ему помогать в борьбе с Ящером. И чтобы… был наследным Принцем, сыном Короля и Королевы. Женьку Ушакова родители очень сильно любили, правильно воспитывали, и, что нетипично для Командора — это ребенок, у которого все в порядке. Крика: «Любите меня» я не заметила, он сам любит и отзывается на чужое несчастье.

Часто в критике на роман пишут: это были 80-е, Система распадалась, о «счастливом советском детстве» речь шла все меньше и меньше. Командор это чувствовал на грани с уверенностью и талантливо описал «прелести застоя» в виде детской антиутопии. А что такое «отёк», следующий за «застоем», описано в «Рыцарях сорока островов». Понятно, что 90-е – это логическое продолжение 80-х, но хочется верить, что у Юльки, Жени и Толика все получилось. Построить на обломках старого качественно новое. У них есть для этого предпосылки: ребята не зверьё, на новичков не кидаются, не справившихся со страхом и болью не «линчуют», заболевших обузой не считают.

Язык Командора этого периода мне понравился: все на месте, ничего лишнего, в цель и навылет. Оказывается, я могу чувствовать – «Ох, Дуг!», «Ох, Птица». Это болючее, как укол лидокаина, ощущение поселилось во мне 1 сентября и не уходит. Простыми словами он будоражит воображение, вызывает картинки. Лестница, виадук, тюрьма, Ящер, памятник мальчишкам – один из них еще не знает, что потеряет Друга. И Ктор Эхо, который не Рыцарь Като, а намного хуже – Система. Как по мне, куда страшнее вкрадчивый и добрый голосок, вещающий о «порядке равновесия» и необходимости жертв Ящеру (машине), чем плачущие кровавыми слезами лошади. Чувствуется, что Крапивин именно в этом произведении «нашел себя» окончательно, перестав подражать Гайдару и Грину в описательности и идейности. Сохраняя их искренность и честность.

Напоследок хочу отметить: Владислав Петрович признавался, что создатели «Легенды острова Двид» его с Лукьяненко перепутали. В ключевых моментах вроде Ученого и Правителя или заявления Юльки Гаранина о том, что он «дома». Ну да, в чужом мире с неясными перспективами, а последний вменяемый взрослый погиб… Лишить фильм этого Юлькиного

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Папа, мама, я дома!»
— преступление. Понятно, что создатели фильма мне ничем не обязаны, а я их творение не обязана смотреть. Говорят, любительское кино намного ближе к оригиналу. Поверю. А книга – все 10 из 10.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не ожидал ничего особенного от детской книги, поэтому был приятно удивлён. Нет, повесть так и остаётся детской (хотя, скорее, подростковой), с обычными мальчишками в главных ролях, с некоторой простотой и наивностью, чтобы подростку было проще читать. Однако, наивность героев нередко выходит им боком, когда выясняется, что реальность более сурова, чем им кажется. А за ширмой простоты прослеживаются аллюзии на вполне реальное политическое и социальное устройство. Забавно, что эта детская повесть оказалась более зрелой, чем многие произведения современного «взрослого» фэнтези, что попадали мне в руки. И на её фоне скорее они кажутся детскими, глупыми и наивными, не смотря на обилие в них «крови и зрелищ». «Дети синего фламинго» предлагает и персонажам книги и читателю подумать над своими действиями, и над тем, к чему они приведут. А не просто бездумно идти по самому простому пути.

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

жесткая и сильная социальная фантастика, мрачная антиутопия, упакованная автором в формат сказки.

в своем отзыве на «Голубятню на желтой поляне» я писал, что автор мог бы сделать книгу «взрослой», и от этого она только приобрела.

а про «Детей синего фламинго» можно смело сказать, что именно дети как герои и повествователи, и именно сказочный антураж тут нужны.

для того, чтобы не заморачиваться выстраиванием «реалистичного» фантастического мира с демографиями\географиями, теряя по дороге главное — посыл книги, который, конечно, не является чем-то совершенно новым, но все же не слишком избит.

главный герой «Детей фламинго», обычный школьник Женька, волшебным образом (описание которого опять выдает в Крапивине талантливого фантаста, умеющего творить миры) переносится на зачарованный остров Двид, население которого живет в страхе перед Ящером, чудовищем, угрожающим городу.

правда за многие столетия гнета, они как-то срослись с монстром, и даже полиция называется «слуги ящера».

и вообще, Ящером клянутся, Ящера восхваляют как хранителя мира.

едкое описание горожан, живущих по вымороченным, бредовым правилам, составляет сильнейшую антитоталитарную сатиру.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— У нас р а в н о в е с и е п о р я д к а... —

- Такое «равновесие», что никто на Земле про вас даже не знает, -- усмехнулся я.

- И слава богу! -- вскричал он. — В этом наше спасение... Да вы кушайте, кушайте, вот апельсин... Если бы про нас узнали, тогда что? Сделали бы наш остров пристанищем для туристов? Или военной базой? Или начали бы раскапывать, искать всякие руды и нефть? Научили бы жителей воевать, ссориться, мечтать о богатстве, бездельничать? Нет уж, увольте, мы проживем сами. С Ящером или без Ящера, но одни. Нам с этими чужеземными влияниями одно горе. Стоит хоть какой-то капельке просочиться -за границы -- и началось...

публичные телесные наказания, дурацкая плюшевая одежда, и главное — бегающие глаза и свистящий шепоток, показывающий, что на самом-то деле все всё понимают, но видите ли, служба-с... хи-хи-хи-кс.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
-- Почему ты неприлично скачешь и стучишь башмаками, нарушая тишину прекрасного утра? Мальчик совсем поник головой. -- Отвечай! -- тонким голосом потребовал незнакомец. -- Я спешил в школу... -- пробормотал мальчик. -- Разве в школу надо спешить? В школу надо выходить вовремя и являться точно в установленный срок. А ты, наверно, бегал по пустырям с другими бездельниками. Так? -- Нет, господин квартальный воспитатель, я не бежал, честное слово, -- поспешно проговорил мальчик. -- А почему у тебя курточка в мусоре? Квартальный воспитатель брезгливо снял с мальчишкиного рукава соринку. -- Это пушинка от тополя. У нас во дворе цветет тополь... и вот... она нечаянно прилипла... -- Надо быть внимательным и опрятным... Дай твою карточку. Мальчик достал нагрудного кармашка розовый квадратик. Не поднимая головы, протянул квартальному воспитателю. Тот недовольно сказал: -- Какая она у тебя потертая! И сколько дырок...

цитировать можно абзацами.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Последние новости! Слушайте, дорогие жители острова Двид! Наша жизнь течет спокойно и счастливо, хвала нашему чуткому и доброму Ящеру!.. Из-за угла на середину улицы вышел очень странный человек: в грязном белом цилиндре, коричневом длиннополом пиджаке и узких клетчатых брюках. Он странно выворачивал и вскидывал ноги, будто они сгибались в коленях во все стороны. Голова на тонкой шее вертелась, руки невпопад мотались. Человек запрокидывал голову и с какой-то натужной веселостью вопил: —

- Слушайте, почтенные горожане. Все спокойно на острове! Вчера вечером скончался уважаемый Дагомир Как, торговец клеем, красками и мороженым! Мы погорюем о нем положенное время, но скоро наша печаль сменится тихой радостью, потому что мы живем на острове Двид! Наша жизнь приятна и радостна, почтенные соотечественники! Сегодня после обеда мы соберемся на главной площади для субботних танцев! Приходите танцевать, жители столицы!

Взлягивая и дергаясь, человек прошел мимо нас. На его запрокинутом лице сияла блаженная улыбка. Я подумал, что это городской сумасшедший, и вопросительно посмотрел на Ктора. Ктор сказал с усмешкой: —

- Это наш славный Крикунчик Чарли. Наша живая газета. Он всегда там, где самые важные события... —

- Разве у вас нет радио? —

- Ра-дио?.. Ах да, есть... Но Крикунчик -- это наша традиция, к нему все привыкли. Кое-кто считает, что он чересчур шумлив, но все его любят. За то, что он любит наш остров, где царит незыблемое равновесие порядка...

мальчик, как герой принесенный из иного мира, должен якобы сразить дракона.

но на самом деле одолеть холодным оружием механическое чудовище, сотни лет назад построенное для защиты острова от вражеского флота, непосильно и для Конана-варвара, и предсказуемо проваливший миссию Женька в результате вполне кафкианского суда приговорен к казни.

таким образом ритуал «Ящер защищает горд от внешней угрозы» соблюден.

с помощью волшебной птицы пареньку удается бежать, и он знакомится с живущими в развалинах детьми-изгоями, единственными по-настоящему свободными людьми острова.

их возглавляет обаятельнейший Дуг, последний взрослый парень на острове, не ставший конформистом-обывателем в плюшевом костюме, а сохранивший свойственную молодости жажду перемен и свободы.

понятно, что героям удастся вывести из строя древнего робота, вот только...

вот только жители Двида жить уже не могут без Ящера!

и их ритуализированное бытие продолжится, пока не случится нечто по-настоящему потрясающее основы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вторжение детей из нашего мира.

вообще перед нами неожиданно жесткая и по-хорошему циничная книга, пусть, детская, но кто сказал, что книги для детей должны содержать только счастливые концовки, с непременным наказанием злых и вознаграждением добрых?

тут будут гибнуть положительные герои, добряки окажутся лицемерными подлецами, а жалкие трусы, на которых, казалось, только шикни — разбегутся, расчетливыми убийцами.

а потом... потом Женька очнется в нашем мире, со сломанной рукой и воспалением легких...

Крапивина многие упрекают в излишней идеализации детства и детей, в создании вокруг маленьких человеков, которые такие же как взрослые, только маленькие, ауры необыкновенной чистоты и даже избранности.

это конечно есть, но спрячу я политоту под спойлер.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
надо помнить, в какое время писались лучшие вещи Крапивина.

в тухлое, гнилое застойное время, из которого и выбродило в итоге и многажды проклятое «лихое» десятилетие, и то благорастворение воздуцев, которое мы имеем вокруг сейчас.

высокое искусство лицемерия, дар делать одно, говорить другое, думать третье, а чувствовать вообще четвертное, постигалось где-то к комсомольским годам в совершенстве, куда там жителям Двида с их железным Ящером, плюшевой униформой, розовыми карточками, публичными декапитациями и Крикунчиком!

так что только на десятилеток и была надежда.

десятилетки неминуемо выросли, а что с ними стало, читайте у Пелевина в «Поколении П».

детская, разумеется, книжка, очень «крапивинская», с вечными уменьшительно-ласкательными именами, романтикой дружбы и прочими его штампами.

вот только взрослым почитать будет очень полезно, хотя кто-то может и обидеться.

и этот кто-то сурово так спросит: на что намекает сказочник, не расшатывает ли он своей писаниной равновесие порядка?

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как я долго искал эту книгу! Прочитал ее в детстве, несколько раз – помню, очень понравилась, но прошло время, и я совершенно забыл и автора и название. Но впечатления остались сильные, поэтому периодически старался отыскать ее, в частности на этом сайте. Были у меня подозрения, что Крапивин, искомый мною автор, но как-то не нашел я среди бесчисленного множества его произведений данную повесть.

И вот, наконец, удача! Прочитал, или скорее «проглотил» всего за несколько часов. Замечательное произведение, доброе, динамичное, местами заставляет задуматься, даже жесткое где-то. Конечно детская книга, но читается и в 30 годков легко и непринужденно.

Автор здорово описывает все происходящее, создает замечательную, сказочную атмосферу, и совершенно непонятно в какие года написана книга, так сказать произведение вне времени. Как мне кажется, одинаково легко книга читается и сейчас и в конце 70-х.

Единственный недостаток — короткая больно, думаю, автор мог бы развернуться масштабнее. А так смело можно для ребенка эту книгу на полку ставить рядом с Хоббитом, Хрониками Нарнии и Киром Булычевом.

Короче сказки из детства самые лучшие.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В какой-то степени эта повесть именно то, из чего впоследствии и выросла «Голубятня...». Во всяком случае это первое произведение автора, в котором Крапивин столкнул своих героев, обыкновенных советских подростков, с какой-то странной, уродливой, неправильной жизнью в антураже необыкновенного, полусказочного, невозможного. А для нас, тех, кто с жадностью читал эту вещицу в далеком 1981, это было ещё и одно из первых окошек в чудесный мир странного, волшебного, неизведанного.

С высоты сегодняшнего дня и доступных любому читателю всех богатств мировой фантастики видно, что повесть, в отличии от «Голубятни...» предназначена в первую очередь для подростков, да и вообще больше смахивает на хорошую умную современную сказку, чем на что-то более серьёзное (ну скажите на милость, какой современный десятилетний мальчуган согласится отправиться неизвестно куда избавлять страну от ужасного чудовища? :)).

Но при всём при этом читается повесть и сегодня просто прекрасно: действие увлекательнейшее, текст лёгкий, а герои ровно такие, какими мы хотим их видеть. Ну а чудесного и таинственного в этой книжке столько, что самому привередливому читателю мало не покажется.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данное произведение показалось мне немного детским. Оно достойно прочтения — ведь в нём обсуждаются очень важные темы: война, дружба, предательство, самопожертвенность и другие. Единственное что мне не понравилось — концовка какая-то размытая, не всё понятно; не понятно, чем закончилась история.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не читанная ранее книга одного из любимых детских советских писателей. Наверное в ней автор наиболее чётко формулирует всю суть того, что является содержанием феномена «писатель Крапивин».

Классические герои — 10–12-летние мальчишки-девчонки. С горящими глазами, острым чувством справедливости-несправедливости, рыцарскими повадками и готовностью менять плохо выстроенную картину мироздания. Даже с риском для своей жизни, но в особенности для спасения жизней других. И главная, центральная мысль книги — Зло должно быть уничтожено, а Добро должно восторжествовать.

Однако не зря автор использует в повести образ Дракона — потому что даже побеждённый Дракон всегда имеет шанс возродиться в нас самих, даже тогда, когда мы стали его победителями. Потому что настоящий Дракон всегда находится не где-то вовне, не в пещере и не на дне глубокого озера, а в нас, в самых обычных нас, в геройских нас, в нас — победителях Дракона...

Читать такие книги Крапивина конечно лучше всего в своё время и в соответствующем возрасте. Но даже и сейчас, уже «возле пенсии», они вполне способны затронуть за живое и зацепить за глубинное, за спрятываемое и непоказываемое. И оставить свой отпечаток, свой след — сильный или слабый, заметный или крошечный, но в любом случае рано или позже обнаруживаемый...

Про песню «Алые паруса» барда Владимира Ланцберга иногда шутят, что если бы можно было присваивать научные звания и учёные степени песням, то она вполне заслужила звание «кандидат педагогических наук». Но тогда книги Владислава Крапивина и их автор вполне тянут на докторскую!

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Однажды, наша учительница начальных классов приболела и её подменила школьный библиотекарь. Она несколько уроков подряд читала нам эту повесть. Спустя три десятка лет всё что у меня было это впечатление. Ни автора, ни названия, ни сюжета я, разумеется, не помнил, но отпечаток в памяти остался такой, что уже будучи сильно немолодым человеком я озаботился вопросом: что же это было? Спасибо энтузиастам Фантлаба — это поистине бесценный ресурс.

Я хотел бы заметить, что Крапивин это абсолютно психоделический автор. Именно поэтому впечатление от его произведений остаётся на всю жизнь. Есть в его произведениях что-то галлюциногенное. Когда ребёнок читает их, он словно смотрит сон на яву. Жаль, что совсем немного мне удалось у него прочесть в нежном возрасте. Много упустил.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чрезвычайно жесткая и хлесткая вещь, мне, как маме двух детей, в острые моменты повествования, хотелось взять в руки автомат.Эта социальная фантастика не устарела до сих пор и поныне учит правильным вещам. Читать всем взрослым, да и детям постарше тоже. Единственная претензия к концовке книги. Где показательное наказание всех плохишей? Моя кровожадность требует не только изобличения, но и красочного описания ....

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная книга! Прочитал повесть в «Уральском следопыте», едва вернувшись из армии, и это была первая для меня книга Крапивина. Помню, был в совершеннейшем восторге. Делился впечатлениями направо и налево. Мастерски выстроенное повествование, в котором смешивается сказка и реальность, и это смешение, как я теперь вижу, для Крапивина является совершенно органичным. В «Если» печатались воспоминания писателя, в которых он объясняет свое пристрастие к параллельным действительностям, — я готов подписаться под строчками об игре реальностей, когда то, что хранится в памяти, не совпадает с тем, что видят глаза. Может быть, мы с возрастом и впрямь переселяемся из детского мира во взрослый — в другую Вселенную?..

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уникальный в советской литературе образчик фэнтези (не сказка) не на фольклорном материале. Очень красиво, очень жёстко и последовательно. повестью-сказкой «Детей Синего Фламинго» называют, конечно, только по инерции. Интересно, что такая замечательная повесть не породила в советских писателях желание работать в аналогичном направлении. Только Э.Геворкян написал отличную повесть «Черный стерх», и всё. Остальные предпочли держаться в русле литературной сказки.

Тем большего уважения заслуживает эта литературная жемчужина.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С чего же начать...Так-так-так..На душе тоска после прочтения. Вроде и дружба есть, и предательство. Но сердце щемит. Хотела почитать детскую книжку, а получился тяжкий груз.

А так прекрасно все начиналось. Ребята, лето и веселье. «Войнушка» на деревянных мечах. Двор и речка. Незнакомец в странной шляпе и страх. Решение помочь в борьбе со страшнейшим Ящером. Обман и темница. Свобода и знакомство с прекрасным синим Фламинго. А дальше что — узнайте сами.. Чудесная книга. Единственное, что маленьким детям я бы ее не читала. Слишком уж кровавые и страшные события здесь есть.

Оценка: 10
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Дети синего фламинго» — философская притча, социальная трагедия, книга-гротеск, антиутопия... Как победить ужасного монстра, который держит в страхе жителей острова? Монстра, который хранит баланс общественной жизни островитян; монстра, который является единственно непреложным законом существования. Страх и власть — запутавшиеся друг в друге причина и следствие, первейшие основы нашей жизни... Мы всегда боимся чего-то, мы рождаемся со страхом в душе, в страхе проходит вся наша жизнь... У него бывает много разных имен, от «терроризма» до «глобального потепления» — и он опутывает собой весь мир в липкую паутину — чтобы не вырваться, чтобы делать только так, а не иначе, чтобы подчиняться...

Но чтобы страх овеществленный, который так далек от конкретного человека, жил в его сердце как можно дольше — нужно постоянно вытаскивать на всеобщее обозрение какой-то символ — как чучело: вот снова где-то взяла на себя ответственность за взрыв дома очередная «алькаида», вот снова смыло прибрежную деревеньку где-то в «Микронезии»... Смерть, ужас, СТРАХ.

Жители должны постоянно чего-то бояться, и это что-то должно быть все время на слуху, все время перед глазами должны мелькать свидетельства о несокрушимости этого символа- и столь же неколебимой твердости «ЗАЩИТНИКА» — закона, государства...

А если власть оправдывает существование монстра? Если на «пугалках» о деяниях страшного ящера строится фундамент этого института принуждения? Если постоянно требуются новые жертвы — вещь действенная, определенная?

Ну а если жертвами должны становиться маленькие мальчики? Храбрые Мальчики, в которых начинают просыпаться юноши, Рыцари, готовые защитить? Как же замечательно — унизить, растоптать этого героя, заставив остальных поверить в непобедимость Ящера и склонить головы! Как же это ПРАВИЛЬНО — давить в ребенке будущее, чтобы дети сразу становились взрослыми — послушными, задавленными...

Но герой все равно придет. Даже если не сможет победить Ящера, даже если струсит... Он пройдет свой путь до конца, не сворачивая; он обретет новых друзей, он испытает боль потерь; и в конце концов он сможет одолеть Ящера...

Только для того, чтобы осознать страшную истину: сколь ничтожно мало — уничтожить символ, картинку... Как вычеркнуть Ящера из людских сердец? Как заставить кричать на площадях правду, если привычными являются старые слова, старые истины, сколь бы ложными они не оказывались?...

Помните у Шварца пьесу «Убить дракона»? Эта книга по сути о том же — настоящими чудовищами всегда оказываются люди, точнее — отдельные группы людей. А всем прочим так легко и просто подчиниться... Так просто слушаться привычного кнута и не поднимать глаза к небу — не видеть зарю нового мира. И смотреть себе под ноги, в дорожную пыль...

Но все равно — пока живы дети, пока жива Мечта и вера в то, что Справедливость обязательно восторжествует, настоящая справедливость — свобода выбора — все еще будет хорошо.

Надо просто верить, что те, кому ты даришь свободу, те, кому ты открываешь глаза — окажутся способны ВИДЕТЬ и ПОНИМАТЬ.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх