fantlab ru

Константин Фрумкин «Милая сердцу экзотика»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.42
Оценок:
12
Моя оценка:
-

подробнее

Милая сердцу экзотика

Статья, год

Аннотация:

В этой статье речь пойдёт о том, как создание фантастической обстановки, фантастической среды в некоторых произведениях превращается в художественный прием строго определённой направленности.

© Константин Фрумкин
Примечание:

Полдень, XXI век, 2009, №9


Входит в:



Издания: ВСЕ (2)

Святой Грааль для инженеров
2019 г.

Периодика:

Полдень, XXI век'09
2009 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема: «…Речь пойдет о том, как создание фантастической обстановки, фантастической среды в некоторых произведениях превращается в художественный прием строго определенной направленности. Бывают романы, в которых невероятные события происходят посреди самых обыкновенных городов, — так, скажем, написаны «Война миров» Уэллса, «Вся плоть — трава» Саймака и «Осенние визиты» Лукьяненко. Бывает, что обстановка, в которой действуют герои романа, вполне фантастична, однако автор не собирается заострять внимание на этой фантастичности, роботы и бластеры составляют лишь приправу к «основному блюду». В этом случае фантастический мир — скажем, мир будущего — часто намечается схематично и стереотипно, с отсылками к аналогичным «мирам будущего» в других романах, а основное действие оказывается действительно фантастическим — то есть еще более фантастическим, чем фантастическая обстановка, в которой оно протекает. Таковы, скажем, «Фонтаны рая» Артура Кларка или «Жук в муравейнике» братьев Стругацких. Наконец, в немалом числе романов выписывание фантастической обстановки становится одной из важнейших преследуемых авторами художественных задач. Таковы, например, «Город и звезды» Кларка или «Возвращение со звезд» Станислава Лема…» (это цитата).

Идея: «…Существуют различные способы, как сделать фантастическую обстановку эффектной, как еще до начала действия произвести на читателя впечатление с помощью ландшафтов и интерьеров…» (тоже — цитата).

ФантДопущение — отсутствует. Текст — сугубо аналитический, вернее — литературоведческий. Однако позиционируется он (см. выше) достаточно интересно с точки зрения любого истового прихожанина Светлого Храмам Фантастики.

Продолжать оценку в соответствии со шкалой «Фантазия-2» нерационально (текст не жанровый), но — повторюсь: чтение — вполне имеет смысл. Масса примеров, имен, названий и т.п. Автор «разбирает по косточкам» известнейшие фантастические произведения, и — фактически — «рассказывает секрет фокуса»: как, на основании чего и за счет чего конкретно «под пером мастера рождается шедевр»

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Статья излагает мнение известного публициста о том, как фантастическая обстановка литературных произведений становится художественным приемом. Свое мнение автор обосновывает, используя в качестве наглядного примера «Варан» Дяченко и «Посмотри в глаза чудовищ» Успенского/Лазарчука. Спорить с автором не буду, ибо не совсем ухватил суть его новаторской идеи, тем более, что к его пояснениям у меня особых претензий нет. Фактически, рассмотрены две возможные формы фантастической обстановки — прямая и обратная. Прямая является простым «продлением» в будущее хорошо известных нам фактов, а обратная (инверсная) переворачивает всё «с ног на голову»: то, что было редким в нашем мире/времени, становится обыденностью иномира/будущего. Например, будете ли вы по-прежнему считать Эйнтейна великим ученым, если будете регулярно пить с ним пиво в местном пабе и ругаться по чисто бытовым причинам? Или другой пример: насколько ценилось бы в нашем мире золото, если б Гарину удалось пробуравить своим гиперболоидом Оливиновый Пояс? Фантастическая обстановка в обоих случаях является фоном для развития вполне реалистичного сюжета. Наверно, именно по этим причинам радиопостановка Орсона Уэллса вызвала в октябре 1938 года столько паники и неразберихи: она развивалась на фоне обыденной действительности и выглядела вполне правдоподобно, несмотря на фантастические допущения. Читайте статью, если вам нравится размышлять о проблемах творчества — и не только литературного.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх