Жорис-Карл Гюисманс «На пути»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество )) | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Дюрталь, журналист и писатель, совершенно потерял удовольствие от своей жизни. Жить как раньше, в пороке и разврате, он не хочет, но полностью придти к богу не может, не хватает силы воли, да и жизнь Парижа мешает.
Однажды старый аббат, которому Дюрталь рассказал о своей проблеме, дает ему рекомендательное письмо в один монастырь строгого устава, расположенный неподалеку от Парижа. Дюрталь едет туда, чтобы пожить там недельку-другую.
В произведение входит:
|
Входит в:
— цикл «Дюрталь»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rovdyr, 25 декабря 2019 г.
В романе «На пути» (после «Без дна» — втором в трилогии, центральной в творчестве Жориса Карла Гюисманса) представлена весьма интересная стержневая идея — обращение главного героя, литератора Дюрталя, к средневековому мистическому христианству (естественно, в Католической церкви). К сожалению, в сравнении с первым произведением цикла художественная реализация оказалась несколько слабее.
Во-первых, огромной потерей стало исчезновение примечательных персонажей второго плана, с которыми в «Без дна» Дюрталь вел увлекательные беседы, полные примечательных суждений. В «На пути» словесное общение представлено преимущественно в формате наставлений и поучений, которые читателя с обычным светским сознанием (к каковым отношусь и я) быстро утомляют, да к тому же не отличаются большим разнообразием. Возможно, мне было бы интереснее, если бы Гюисманс обратился к оригинальной мистической теологии Мейстера Экхарта, но он предпочел иное — наверное, более фундаментальное и ортодоксальное.
Во-вторых, роман очень сильно отягощен трудно воспринимаемыми подробностями католической культуры — обилием святых, их житий, трудов, а также латинскими названиями гимнов и многочисленными монотонными деталями церковного убранства и обрядов. Вникать в это было слишком сложно, и я часто терял нить.
Главной ценностью книги служит драма главного героя на его Пути. Он подвержен (ярче всего — по причине плотских соблазнов) терзаниям разума, противоречивыми рефлексиями, сомнениями, стрессами и эмоциональными «качелями». На фоне раскрытия темы христианского мистицизма эта драма производит сильное впечатление. Особый интерес представляет описание нескольких дней проживания Дюрталя в монастыре траппистов (ветви цистерцианского Ордена), для которого характерен очень строгий устав: например, большинство монахов имеют право на речь только в молитвах. Именно здесь Дюрталь испытывает то, что христианские мистики называют «темной ночью», то есть погружение в темные интеллектуальные и психологические процессы на Пути к Богу.
Кстати, если говорить о плоти, то тут следует обратить внимание на следующее обстоятельство, вызвавшее у меня немалое недоумение. Первый наставник Дюрталя, парижский аббат, высказался в том смысле, что для человека губительна любая сексуальная связь. Причем, по его же мнению, за сладострастие и алчность, в отличие от прочих грехов, человек платит еще во время земной жизни.
Это обстоятельство показало мне мою неподготовленность к литературе, построенной на религиозной основе. Я-то полагал, что такая категоричная оценка не относится к связям в рамках брака, освященного Церковью особым Таинством. Здесь же она напомнила мне радикальное учение катаров, которое, как известно, было подавлено Католической церковью посредством Крестового похода куда более жестокого, чем против магометан. Не сомневаюсь, что более компетентный человек решил бы эту проблему; мне же это оказалось не по силам. И в еще большей степени это касается вопросов, рассматриваемых в рамках логики теистической философии.
Zlydeni, 17 ноября 2017 г.
Роман «На пути» — чтение абсолютно не одного вечера. Главный герой, литератор Дюрталь, с которым читатель мог познакомиться в первом романе цикла, «Без дна», раздавлен душевными метаниями. Его состояние в христианской литературе описывается как «темная ночь» — такое состояние души, когда человек готов уже уверовать в Бога и встать на путь истинный, а потому сатана еще яростнее сбивает его с толку, вводит в заблуждения и заставляет сомневаться. Весь роман — это духовная борьба Дюрталя с самим собой, рефлексия, самоанализ, поиск. Естественно, для рядового читателя сюжет такой книги сильно вряд ли представит интерес.
Ко всему прочему, «На пути» представляет собой в буквальном смысле энциклопедию, в которой представлен огромный перечень христианских святых, их деяний, их книг, их мировоззрения. Огромную роль здесь играет церковная музыка, истории и типам которой уделено немалое количество страниц. Дополняют всю эту богатую информацию комментарии в издании от «Энигмы». На выходе получаем по-настоящему интересную со, скажем так, научной точки зрения книгу.
Я человек неверующий, но мне не безынтересны символизм в христианской религии, исследование религий вообще. А потому людям, увлекающимся религиоведением, будет довольно любопытно ознакомиться с этой книгой. Боюсь, глубоко и православно верующим этот проникнутый порывистым католическим духом роман будет совсем не близок.
k2007, 23 апреля 2013 г.
Роман абсолютно не понравился. Совершенно чуждая мне тема — поиск бога человеком, у которого нет не семьи, ни друзей. И вот он мечется туда-сюда, пока не получает совет отправиться в монастырь. Там его охватывают всякие искушения и наваждения, но с помощью монахов он с этим справляется. Очень много внутренних переживаний.
Совершенно не интересно