FantLab ru

Ричард Марш «Жук. Таинственная история»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.45
Голосов:
11
Моя оценка:
-

подробнее

Жук. Таинственная история

The Beetle: A Mystery

Другие названия: The Peril of Paul Lessingham: The Story of a Haunted Man

Роман, год

Входит в:

— антологию «Movie Monsters: Great Horror Film Stories», 1988 г.


Похожие произведения:

 

 



Электронные издания:

Жук. Том I
2017 г.
Жук. Том II
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Beetle: A Mystery
1897 г.
(английский)
The Beetle
1959 г.
(английский)
Movie Monsters: Great Horror Film Stories
1988 г.
(английский)
The Beetle
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Я не отрывала взгляда от изображения, и вдруг мне показалось, что женщина на алтаре пошевелилась. Пусть это нелепо, но она будто свела руки и ноги вместе и чуть повернулась вбок. (...) Из самой середины тряпичной горы тянулась тонкая, желтая, морщинистая рука: это она заставляла женщину на алтаре двигаться. Я недоуменно воззрилась на нее. За ладонью показалось предплечье, за предплечьем — плечо, за плечом — голова: даже в самых страшных кошмарах мне не являлось лица уродливее, ужаснее, отвратительнее. На меня уставились два исполненных злобой глаза....»

Да, почему-то на этот фантастический роман ужасов Ричарда Марша (к слову — деда Роберта Эйкмана...) и являвшийся когда-то бестселлером здесь до сих пор нет ни одного комментария. [1897-й, как отмечает редакция в послесловии — был годом «Дракулы», «Войны миров» и... «Жука»]. У меня же чтение этой книжки растянулось на четыре года — начал в 2017-м, когда она вышла в электронном виде у Salamandra P.V.V. (оттуда и начальный эпиграф...), потом отложил и закончил только сейчас...

Итак, о «Жуке» Ричарда Марша. Роман состоит из четырех частей, в каждой из которых роль рассказчика выпадает всякий раз новому лицу — поэтому иногда события перекликаются друг с другом (идёт как бы пересказ с другой стороны), либо дополняют и продолжают ранее сказанное. Кстати, как мне сообщил коллега с сайта, точно такая же схема используется в романе Джона Фергюсона «Человек во тьме» — четыре части с отдельным рассказчиком в каждой, притом что все части несколько варьируются по жанровому наполнению. Так и здесь — сначала ужасы, потом социальные отголоски (с истинно английскими, почти диккенсовскими диалогами!), и неминуемое финальное полицейское расследование.

Для затравки в первой части Марш применяет диковинные приёмы, вызывающие порой небывалое недоумение по ходу стремительно разворачивающейся истории:

— что за существо неопределенной половой принадлежности (то ли человек, то ли насекомое...) и отличающееся донельзя странным поведением проживает в доме на задворках Хаммерсмита, к которому имевший неосторожность, обнищавший рассказчик (клерк по имени Роберт Холт) влезает в окно, становясь его пленником?

— почему существо-мутант с таким подобострастием отзывается о местной звезде-политике Поле Лессингхэме? Как отмечает рассказчик: «Я осознавал, что мистер Лессингхэм, в физическом плане, представлял собой образчик мужественности, но я не был готов принять сей факт в таком аспекте — и обсуждать его в той манере, в которой временный повелитель моей судьбы принялся развивать и углублять тему...»;

- далее, что за дикий приказ поступает Холту — влезть в дом уже упомянутого Лессингхэма и забрать у него какие-то письма. (Видимо, по некой причине уродливое существо не могло исполнить это поручение самостоятельно или, возможно, чего-то стеснялось) при том, что впоследствии читатель сможет убедиться, как ловко оно способно было передвигаться;

- наконец, что означает ключевое для рассказа слово «Жук», которое в случае необходимости должно оказывать воздействие на сознание Лессингхэма...

Ну да ладно, это только завязка... В общем, египетская прокладка, (культ Исиды, скарабеи и т д.) проработана у Марша поверхностно — с минимальным историческим материалом -видимо, задача у автора была не впадать в ученость, а свести вместе как можно больше всего острого и спорного (добавим сюда ещё гипноз, языческие мотивы, девиантное поведение, фетиш различного рода: плащ на голое тело, отрезание волос; стирание гендерных различий и т д.). Открытых вопросов остается намного больше, но, надо признать, история временами излагается увлекательно. Полицейский финал немного скомкан, зато автору большую часть текста удается ловко водить за нос по поводу «положительности» или «отрицательности» этого самого несравненного Пола Лессингхэма (что следствие смены рассказчиков); то же касается и предпочтений девицы Марджори Линдон, в грубой форме бросившей вызов мнению родителя (неслыханный по тем временам поступок!). Что касается сравнений с Дракулой -тут скорее лишь историческая (по времени создания) и частично территориальная (по месту действия) общность. Стокеровский граф и маршевский «Повелитель Жука» проповедуют принципиально разные «тёмные» интересы (во всех смыслах), причем герой настоящей книги, все ж таки, более мелок как личность.

Итого: забавный артефакт заката викторианской эпохи.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх