fantlab ru

Кафу Нагаи «Соперницы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.50
Оценок:
2
Моя оценка:
-

подробнее

Соперницы

腕くらべ / Ude kurabe

Роман, год

Аннотация:

Нагаи Кафу (1879–1959) — один из самых знаменитых японских писателей «нового времени». Интерес к его личности и творчеству не иссякает в Японии и по сей день, а его главные книги переведены на все европейские языки. «Соперницы» — это, пожалуй, самое яркое во всей японской литературе описание быта гейш «эпохи электричества и телефонов». Нагаи Кафу отлично знал своих героинь в жизни — некоторое время он даже был женат на знаменитой гейше. До последних дней своей долгой жизни Кафу оставался завсегдатаем мира развлечений, но гейши были для него не только самыми лучшими собеседницами и не только самыми желанными женщинами. Он видел в них хранительниц особого пласта японской городской культуры, а себя ощущал наследником многовековой традиции, певцом «мира ив и цветов», как называли в Китае и Японии увеселительные кварталы.


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Соперницы
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нелегкая жизнь гейши

Молодая гейша Комаё, которую клиент несколькими годами раньше выкупил и женился на ней, овдовев, возвращается в столицу. В Японии начала прошлого века такое, оказывается, случалось. Может быть не было повседневной практикой, но переход гейши в статус почтенной замужней женщины бывал возможен. Автор повести, Нагаи Кафу, достаточно известный на родине, но практически незнакомый нам, был женат на гейше, хотя происходил из почтенного самурайского рода, а его отец даже состоял на дипломатической службе. Однако к героине. К несчастью, муж не оставил ей наследства и по-прежнему прекрасная, но уже не юная в свои 25 Комаё вынуждена вернуться к ремеслу гейши.

Встретив в театре одного из своих прежних гостей молодого успешного бизнесмена Ёсиоку, она принимает его предложение покровительства, которое не означает исключительного права на внимание гейши, но лишь приоритетное. То есть, девушка продолжает откликаться на приглашения, живя в чайном доме, но буде Ёсиока пожелает ее общества, она отодвинет всех прочих.

Чайный дом не бордель, а гейша не проститутка, хотя в числе оказываемых ею услуг постельные занимают не последнее место. Но все-таки прежде всего гейши были показателем статуса — красивые, изысканные, умеющие себя подать, владеющие искусством застольной беседы и основами актерской игры, музыкантши, певицы, танцовщицы, Комаё из числа таких, с детства проходившая муштру в школе гейш, сейчас в лучшей поре своей женственности и красоты, и хорошо бы продать это подороже, чтобы ко времени выхода на раннюю пенсию специфического ремесла скопить денег на открытие собственного чайного дома.

Потому, кроме Ёсиоки она соглашается на связь с очень богатым и таким же мерзким клиентом с откровенно садистскими наклонностями, готовым однако платить щедро и быть на вторых ролях. Да, тяжела и неказиста, но куда податься бедной девушке, и со всем можно как-нибудь примириться, если держишь собственную жизнь в своих руках. Как раз этим, Комаё не может похвастаться — влюблена в актера театра Кабуки на амплуа женских ролей Сэгаву, красавца и сердцееда.

И вот еще одна особенность этого сегмента японской жизни начала прошлого века — быть на содержании у любовницы для актера не только не зазорно, но вполне в порядке вещей. Заработанные не самым приятным, вопреки распространенному мнению, трудом деньги бедняжка спускает на своего любезного, который ни в чем себя не ограничивает. Поначалу Комаё утешает себя мыслями о помощи Сэгавы в продвижении бренда (зчркнт) наставничестве в театральных искусствах, и да, выступает с отдельными номерами на капустниках чайных домов она знатно. Но для того, чтобы ухватить удачу за хвост, надобно свободное сердце и трезвый ум, а у девушки один любовник в голове и сердце, она и покровительства Ёсиоки лишилась.

На Сегаву, тем временем, начинает охоту другая вдовушка из гейш, в отличие от Комаё, обеспеченная мужниным завещанием. Кто сильнее? Это, кстати, буквальный перевод названия «Соперниц», которых я не назову шедевром, да и никто бы не назвал, но как занятная историко-этническая диковинка, дающая представление об особом пласте японской жизни начала прошлого века, вполне себе занятно.

Сложная иерархия покровительства-подчиненности, богемная и маргинальная среда: артисты, поэты, драматурги, прозаики, журналисты, гейши, содержательницы чайных домов. Стилистически достаточно резкая и остроумная язвительность, перемежающаяся сентиментальной поэтикой. История, которой сочувствуешь, несмотря на радикальное отличие в менталитете.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх