fantlab ru

Иван Тургенев «Накануне»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.69
Оценок:
348
Моя оценка:
-

подробнее

Накануне

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 51
Аннотация:

Жаркое лето много московских семей проводит на подмосковных дачах, убегая от городской суеты, нежась в лучах теплого солнца, отдыхая на берегах Москва-реки. В одно такое чудесное лето 1853-го года, недалеко от Кунцева, судьба сводит нескольких молодых людей. Начинающего ученого Берсенева, подающего надежды скульптора Шубина, болгарского эмигранта со сложной судьбой Дмитрия Инсарова, дворянскую дочь Елену Стахову... А далее автор поведает непростую историю их взаимоотношений, приведшую в итоге к самоотверженной любви Елены Стаховой и Дмитрия Инсарова.

Награды и премии:


лауреат
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006

Похожие произведения:

 

 


И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений в десяти томах. Том 2
1891 г.
Рудин. Накануне
1935 г.
Избранные произведения
1946 г.
Избранные произведения
1947 г.
Накануне
1949 г.
Накануне
1949 г.
Накануне
1949 г.
Романы
1949 г.
Накануне
1953 г.
Собрание сочинений в 12 томах. Том 3
1954 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1958 г.
Накануне
1959 г.
Накануне
1959 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 3
1961 г.
Полное собрание сочинений и писем в 28 томах. Сочинения в 15 томах. Том 8
1964 г.
Избранное
1968 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 2
1968 г.
Накануне. Отцы и дети
1969 г.
Романы
1969 г.
Дворянское гнездо. Накануне. Рудин. Вешние воды
1971 г.
Записки охотника. Накануне. Отцы и дети
1971 г.
Рудин. Накануне
1971 г.
Рудин. Накануне
1972 г.
Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети
1974 г.
Избранное
1975 г.
Романы
1975 г.
Рудин. Накануне
1975 г.
Избранное
1976 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 3
1976 г.
Накануне
1977 г.
Накануне
1977 г.
Накануне. Отцы и дети
1978 г.
Избранное
1979 г.
Избранное
1980 г.
Накануне. Отцы и дети
1980 г.
Накануне. Отцы и дети
1980 г.
Накануне. Отцы и дети
1980 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1980 г.
Полное собрание сочинений и писем. Сочинения. Том 6
1981 г.
Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети
1983 г.
Накануне
1984 г.
Накануне. Отцы и дети
1985 г.
Накануне. Отцы и дети. Степной король Лир
1985 г.
Дворянское гнездо. Накануне. Первая любовь
1986 г.
Избранные сочинения
1987 г.
Накануне. Отцы и дети. Стихотворения в прозе
1987 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1988 г.
Романы
1996 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1997 г.
Дворянское гнездо : Накануне; Отцы и дети; Повести и рассказы; Стихотворения в прозе
1998 г.
И. С. Тургенев. Собрание сочинений в 2 томах. Том I. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне
1999 г.
Первая любовь
1999 г.
Отцы и дети
2001 г.
Накануне
2002 г.
Рудин. Дворянское гнездо. Накануне
2002 г.
Дворянское гнездо
2004 г.
Избранные произведения в 2 томах. Том 2. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети
2004 г.
Отцы и дети
2005 г.
Дворянское гнездо
2006 г.
Отцы и дети
2006 г.
Дворянское гнездо
2007 г.
Накануне
2008 г.
Первая любовь
2008 г.
Ася. Вешние воды. Накануне
2009 г.
Дворянское гнездо
2009 г.
Отцы и дети
2009 г.
Рудин. Дворянское гнездо. Накануне
2009 г.
Отцы и дети
2010 г.
Накануне
2011 г.
Отцы и дети. Рудин. Накануне
2011 г.
Ася. Накануне
2012 г.
Накануне
2013 г.
Накануне
2013 г.
Отцы и дети
2014 г.
Полное собрание романов в одном томе
2014 г.
Собрание сочинений в 7 томах. Том II
2016 г.
Отцы и дети
2017 г.
Полное собрание романов в одном томе
2017 г.
Накануне
2018 г.
Накануне
2018 г.
Отцы и дети. Накануне
2019 г.
Вешние воды. Накануне
2019 г.
Накануне
2021 г.

Периодика:

Roman-Zeitung № 6 (447) 1987
1987 г.
(немецкий)

Аудиокниги:

Накануне
2007 г.
Накануне
2007 г.
Накануне
2007 г.
Накануне
2009 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная особенность есть у Тургенева – начинать с легкого, с воздушных легеньких разговоров об искусстве, о любви, обо всех таких материях, будто чуть летящих над землей; переходить к историям любви уже более твердой, со своими мучениями и сомнениями – но переходить так, что, кажется, вся суть романа и содержится в этой любовной линии, что это отлично написанный, но в духе своего времени любовный роман, эдакий любовный нечеткий многоугольник. И только к концу вдруг разрешаться Большим Русским Смыслом, выжимать как дождь из тучи его трепещущее социальное значение.

Но и хитер Тургенев.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
По этому роману я понимаю, за что его обвиняют в либерализме. «Вот ваше молодое поколение!» – восклицает с горечью Инсаров, глядя на пустослова Лупоярова. И Шубин вопрошает русскую силу и лень (и всё – уже отжившие) в лице Увара Ивановича: «Будут ли у нас люди?», имея в виду таких деятельных патриотичных людей как Инсаров, и, стало быть, таких не замечая… Но, постойте, а как же, например, сама Елена Николаевна, мало её? Ведь Инсаров радел за свою родину, она же пошла за чужую, приняла её боль. И всего-то женщина. А если уж принимать версию, что Елена Николаевна это символическая Россия, пошедшая за сильным «реальным» человеком, то где этот сильный человек, бросающий всё ради защиты своей родины (а Елена Николаевна в своей вечной тяге защитить слабого лишилась-то большего, чем он) – пропал на половине пути, так и не поборовшись, не по своей воле, но выбыл из этой борьбы. А ей-то пришлось воевать за него и сгинуть. Иронично получается. И, да, возможно роман и более актуален сейчас, актуальна действенная любовь Инсарова к своей стране. Но Елена Николаевна – это будто бы и предостережение о невольных обманах… Да и разве можно найти Шубину человека подобного Инсарова в его обществе – но вывод его безоговорочно сделан: их нет. Но можно ли попенять тому же Берсеневу, что он не такой – а может он лучше со своей жертвенной любовью, со своей честностью, ведь только автором не поставлен в положение Инсарова…

Но это так, рассуждения. А они есть – и это прекрасно. Это признак литературы.

Накануне любви, накануне жизненного выбора, накануне перемен, и накануне – возможно – появления того человека, которого так искал Шубин. Но я, прочитав перед этим «Отцов и детей», не мог не отделаться ещё и от мысли, что роман ещё – и накануне «Отцов и детей». И, казалось, что в Базарове отразился и трикстер Шубин (о, умеет создавать автор таких персонажей, как Шубин, а без него этот роман, положа руку на сердце, был бы бледен), и немного Инсаров, и совсем уж чуть-чуть Берсенев, и фатализм, топором размахнувшийся в этом романе, остриём своим, лезвием уткнулся и в Базарова там, в «Отцах и детях». И уже то, что я думаю так, говорит: «Отцы и дети» я ценю у автора выше, что они мне запали глубже, возможно – вкусовое дело, да – потому что его любовная тема (чудесная, тонкая – Тургенев хороший психолог – но по нынешним меркам не без наивности) не раздувалась там так сильно как здесь, не придавливает – мягко, перинно, но придавливает – всё остальное. Но всё это – с большим уважением к тем достоинств и с тем удовольствием, что я получил и от этого романа.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, это лучший и точно — самый необходимый роман Тургенева для нас сегодня. Шесть лет назад, когда сам находился в полном идейном раздрае, я читал этот роман совсем другими глазами. Он весь устремлен в будущее, полон радостными надеждами и верой в позитивные изменения на нашей великой Родине. Нужно самому иметь веру размером хотя бы с горчичное зерно, чтобы правильно понять автора и его замысел.

В романе есть и трагедия «лишнего человека» (отец Берсенева и частично он сам), драма праздности (скульптор Шубин), конфликт отцов и детей (Елена и ее родители), но все это затенено центральным сияющим образом, вокруг которого, как вокруг светила обращаются прочие персонажи и их взаимоотношения — Еленой Стаховой.

Это эталонная «тургеневская девушка». Высокая, стройная, со смуглой кожей, ясными серыми глазами и острым подбородком, с русой косой до пояса. Главное же в ней — непреклонная воля, глубокий ум, всечеловеческая душа и высочайший уровень нравственности. Это, конечно, Россия. Не только ее грядущее, но и ее вечное становление. Кажется, только смерть ее может остановить, но она перешагивает через смерть и идет дальше в неведомое, но прекрасное. В финале — сцены в Венеции — Тургенев очень ясно показывает, что никакие достижения западной культуры и цивилизации не равны ей, она все это принимает, усваивает и духовно перерастает, оставляя умирающее европейское прошлое позади. У нее есть цель и эта цель святая. «Освободить свою Родину... Эти слова даже говорить страшно, так велико они звучат!» — восклицает Елена.

И самое главное, сегодня мы можем ответить на финальный вопрос скульптора Шубина, обращенный к «черноземной мощи» Увару Ивановичу: «Будут ли в России настоящие люди?» (Или только были, можем добавить мы, — Горький, Ленин, Жуков, Гагарин). И будут, и есть.

И именно эти настоящие люди вселяют надежду на грядущее светлое завтра. Потому что задачи только усложнились за истекшие полтора века. Из-за трагедий, ошибок и преступлений, совершенных недостойными детьми России. Есть, и такие, и даже много таких. Теперь необходимо не только завоевать будущее, но и сберечь великое прошлое, которое Тургеневу казалось нашим естественным достоянием. Ан нет. Мы лишь звено в цепи поколений, и без прошедших звеньев, она вся рассыплется.

Так что горьким упреком звучат сегодня слова ученого Берсенева: «Он (Инсаров) двенадцать лет прожил в Киеве, поэтому так хорошо говорит по-русски».

Тургенев написал боевой роман, яростный и прекрасный. Это опора наша, кладезь для черпания сил в трудах наших, направленных на созидание.

П.С. Книгу прослушал в исполнении Ивана Литвинова. Очень хорошо! Рекомендую ,пусть и не горячо))

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начнем с главного. Это шедевр!

Творение гениального художника, «перл создания», как выразился бы один из персонажей романа Шубин. Увлекшись новомодными течениями и книжонками для расслабления мозга, мы часто забываем, что русская классика это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО самый крупный бриллиант в короне всемирной литературы. Больше, лучше, точнее о человеке не сказал никто наравне с русскими гениями. Кто хочет удостовериться — может за несколько часов прочитать 150 страниц романа Накануне и убедиться сам. Текст лучший адвокат самому себе.

И это не какая-то сухая схема. Роман очень яркий, эмоциональный, насыщенный идеями. Он будит не только мысль, но чувство. Например, учит любви к родной природе. Вчера читал его в электричке по дороге в Москву и обратно. И как раз то место, где герои отправляются на экскурсию в Царицино. Тогда это был не район Москвы с парком развлечений, а дальнее Подмосковье. И как же хорошо Тургенев описывает наши края. Глядя за окно электрички, я и сам начинал подмечать в знакомом и привычном пейзаже новые черты, смотрел на него новым взглядом, вооруженный оптикой Тургенева. И любовь моя к Подмосковью очистилась от шелухи повседневного восприятия, пусть и не надолго. Но периодически такие очищения чувств классикой крайне необходимы.

История же любви в романе, конечно, трагическая. Но молодым людям обоих полов я бы как раз рекомендовал чтение этой книги. Они должны знать заранее, что бывают такие чувства, которые управляют нашим поведением, а не подвластны нам. предупрежден, значит вооружен. Полюбил не того человека, и все это может окончиться самым плачевным образом. Может, чтение этого романа как раз и убережет какую-нибудь юное создание от любви к террористу или иному подонку общества. Тем более иностранному гражданину.

Потому что неправда, что в романе показано, что нет настоящих людей в России. Два очень хороших молодых русских стоит в центре повествования. И что характерно — это ученый и художник-скульптор То есть творческие, глубокие люди. Они сами не осознают, что они и есть надежда на будущий расцвет России. Но это по молодости лет. Возмужают, пройдут университеты европейской жизни и узнают свою подлинную значимость.

А Елена... Что ж... Она оказалась слишком нетерпеливой, порывистой, с чрезмерно завышенной планкой ожидания. Влюбилась даже не в самого Инсарова, а свою мечту о таких Инсаровых. И поплатилась крахом всех своих иллюзий, а то и жизнью. Греха в ее любви не было, тут она права, а вот НЕТЕРПЕНИЕ, скоропалительность была. И была за это уплачена страшная цена. Так что читайте, юные девушки, Тургенева. Он вас научит правильному поведению и умению выбирать правильный круг общения. Попросту научит анализировать свои чувства и поступки.

Кстати, что касается профиля нашего сайта, в романе есть сцена с бабушкой колдуньей, волшебной помощницей главной героини. И произошедшее не имеет никакого рационального разъяснения в тексте. Тургенев и тут смог выразить свое мистическое отношение к действительности. Конечно, революционно-демократическая общественность ничего этого не заметила. Она все ждала, «когда же придет настоящий день» (Добролюбов), а дождалась только расстрельных рвов Бутовского полигона. Они все считали Тургенева трусливым либералом и никаких уроков из его творчества не извлекли. МЫ должны быть умнее, у нас больше исторического опыта, чем у современников Ивана Сергеевича.

И последнее. Последнюю фразу романа считаю одной из самых гениальных последних фраз в литературе. Она несет потрясающий эмоциональный заряд при всей своей казалось бы обыденности. Приводить ее зесь бессмысленно потому что вся эмоциональная нагрузка возникает от всего предшествующего ей текста. Нов одной этой фразе виден весь масштаб дарования Тургенева.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Задаюсь себе вопросом почему среди русских классиков мало кто писал про обычную любовь и простое человеческое счастье? Обязательно надо бросаться под поезд, уходить в монастырь, или как здесь?

История любви тут конечно выписана живописно и ярко, но вызывает сострадание и жалость. Любовь же Инсарова к родине, его патриотизм и желание с головой ринуться в освободительную борьбу за свою родину, вышел наоборот как-то однобоко и плоско, весь политический подтекст смазан. Это не дает проникнуться и даже вызывает легкое недоумение по поводу поступков Елены — создается впечатление, что ей все равно за что бороться, за угнетенную Болгарию, права негров или наоборот за чистоту белой расы, лишь бы с/за любимым человеком.

Слог Тургеньева характерно тяжеловесен (как для меня). Кроме Елены возникает некоторая сложность с определением перечня главных героев. Так, кроме Инсарова, присутствуют еще молодые люди: студент Берсенев и ваятель Шубин, головы которых тоже в некоторой степени кружит Елена на протяжении всей книги. Причем Инсаров здесь не только не первый, но и в сюжет вводится автором где-то после первой трети повествования. При чем это «введение» также мне показалось не совсем органичным и несколько притянутым: никто его еще в тексте не видел, но все им уже восхищались. Да и разговоры молодых людей в начале книги кажутся несколько не соответствующими возрасту и обстановке, хотя далее сюжет вошел в русло и шел ровно и без нареканий.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот книга, которую, может быть, не следует давать юным девушкам. Начитается и убежит с иракским беженцем Ирак освобождать.

Много писали о том, что сюжет глубоко символичен. То, что прекрасная девушка выбирает чужеземца, мол, символ того, что для храбрых и гордых нет дела в России. Но в основе романа подлинная история, действительно, была девушка, против воли родителей вышедшая замуж за болгарского беженца, отправившаяся с ним на восстание и пропавшая без вести. Книга мне, увы, показалась слишком сделанной. Слишком много говорится, вместо того, чтобы быть видным из текста, а Инсаров, может быть, и правда, слишком похож на образцового патриота, чтобы его полюбил читатель.

Почему, говоря о «тургеневских девушках», представляют себе нежные, эфирные создания? Героини Тургенева отважны и независимы, смело идут на войну, как Елена в «Накануне» или в революцию, как Марианна в «Нови».

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх