fantlab ru

Замиль Ахтар «Стальные боги»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.66
Оценок:
80
Моя оценка:
-

подробнее

Стальные боги

Gunmetal Gods

Роман, год; цикл «Стальные боги»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

Они забрали его дочь, и Михей приходит, чтобы забрать их королевство. За ним следуют пятьдесят тысяч вооруженных паладинов, крещенных в крови ангелов и жаждущие сжечь неверующих.

Только янычары могут им противостоять. Их живая легенда, Кева, однажды обезглавил мага под градом ледяных кинжалов. Но после того, как исчезла его жена, он проводит свои дни, погружаясь в дурман и поэзию.

Чтобы спасти свое королевство, Кева должен преодолеть свое горе и снова стать легендой, которой он когда-то был. Но Михей пишет собственную легенду кровью, и его праведное завоевание не остановится ни перед чем.

Когда боги выберут сторону, легенда будет выгравирована на звездах.

Для этого произведения есть карты:

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Стальные боги
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Gunmetal Gods
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человек состоит из внутренних противоречий. Поэтому концепция дуализма хорошо прижилась в некоторых восточных регионах нашего мира. Тьма всегда противопоставляется свету. И хотя роман писателя Замиля Ахтара «Стальные боги» рассказывает историю в сеттинге арабского фэнтези, во многом он будет заставлять задумываться о верованиях более восточных народностей с их Инь-Ян и двойственной природой вещей.

История разворачивается в фэнтезийном аналоге Османской империи приблизительно XVI века. Стрелковое оружие уже начинает распространяться и сильно влияет на исход битв, но от мечей с луками пока никто не отказывается. География и реалии видоизменены, правда, легко угадывается, потому что часто автор просто меняет пару букв в названии. Так, основное действие разворачивается в городе Костане — местном Константинополе или скорее уже Стамбуле. (Мне везёт, вторая книга подряд основана на истории этого города!) Но вместе с аркебузами и бомбардами здесь встречаются и маги, способные повелевать джиннами разных мастей. Правит городом и всем Сирмом династия Селуков, и противостоит им, конечно же, собирательный образ христианских стран — Империя Крестес.

Чтобы сделать конфликт острее, Ахтар выбирает главными действующими лицами двух героев из разных лагерей. На одной стороны бывший янычар-герой Кева с большим сердцем и глубокими ранами на нем, с другой — фанатичный лидер армии крестейских паладинов Михей Железный, потерявший дочь во время набега сирмских работорговцев. По задумке автора, герои непримиримые, но равнозначные, антагонисты, чьи судьбы похожи и даже зеркальны. Увы, быстро становится понятно, кому на самом деле симпатизирует Ахтар. Что не удивляет, учитывая его национальность. Поэтому одного ждёт грехопадение, а другого — возвышение. Но для обоих всё пройдёт одинаково болезненно. При этом автор старается сохранить загадочность и периодически подкладывает на чашу весов каждого героя разные с моральной точки зрения дела. Правда, вместо создания интриги персонажей скорее немного штормит в рамках собственных образов. Никакую логику повествования это не нарушает, потому что всему находится объяснение, но мешает их целостному восприятию.

Тем более на противостоянии Кевы и Михея строится и сам сюжет. Каждый из них олицетворяет свою веру и страну. На обоих лежит печать содеянного прошлыми поколениями, из-за чего истории героев причудливым образом связаны, хотя по книге они встречаются всего два раза. Один хочет отомстить неверным и завладеть Великим городом, другой — вернуть его и воздать как следует уже за свежие обиды. При этом водоворот событий с каждым витком становится всё более глобальным, вовлекая новых действующих лиц. Правда, в отличие от главных героев, остальные обрисованы лишь пунктирно. Да и самим битвам уделено тоже не слишком много внимания — чаще они происходят «за сценой». Увы, это обратная сторона небольшого объёма романа. К концу которой конфликт начинает даже затрагивать местную космогонию. Дело в том, что крестейцы верят не в Христа, а в Архангела с 12-ю апостолами, которые выглядят… Как самые заправские Древние. В Костане же проповедуют внешнее похожее на мусульманство поклонение богине Лат, которая тоже существо своеобразное. Что добавляет знакомые нотки хтони и лёгкого безумия. Но даже несмотря на это, автор так до самого конца и не определился с жанром. Для тёмного фэнтези с ужасными лавкрафтианскими богами в нём слишком много любви и борьбы за светлые идеалы, для классического фэнтези — перебор с жестью и реалистичными моментами.

Из-за такой двойственности романа сложно сформировать к нему однозначное отношение. Мне понравился хороший, образный язык и фантазия Замиля Ахтара, но до самого конца вызывали вопросы подход к истории и персонажам. На руку книге играет лаконичность и законченный сюжет, что особо не характерно для фэнтези. Поэтому я готов простить ей свойственные дебютам недостатки и в будущем познакомиться с продолжением. Но всем советовать «Стальных богов» сложно. Подозреваю, ещё не один ряд копий будет сломан в священных войнах вокруг романа. Что весьма иронично, учитывая тему.

Оценка: 8
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаться честно, выхода романа Замиля Ахтара «Стальные боги» я ждал с нетерпением. Интриговал и тот факт, что автор из Саудовской Аравии, и обещанное издательством в анонсах «мрачное фэнтези, вдохновлённое Крестовыми походами и лавкрафтовскими легендами», и прописанное в рекламных слоганах «противостояние двух выдающихся воинов, стоящих по разные стороны баррикад». И вот книга прочитана. Можно ли сказать, что я разочарован целиком и полностью? Скорее нет, чем да. Оправдались ли мои ожидания хотя бы наполовину? Ответ тот же. Поэтому давайте разберёмся по-порядку.

Миропостроение вызывает целый ряд вопросов, на которые нет ответов. Перед нами противостояние двух держав, которые условно можно назвать калькой с мусульманского Востока и христианского Запада. И не так важно, какой исторический период был выбран за основу — эпоха Крестовых походов или противостояние Османской империи европейским властителям, потому как образы противоборствующих держав у нас чисто собирательные. Итак, имеется Сирм со столицей в городе Костани, в котором без труда угадывается Константинополь/Стамбул, и империя Крестес со столицей в Гиперионе, являющаяся собирательным образом «христианской Европы». К сожалению, никаких подробностей ни об одном, ни о другом государственном образовании Ахтар нам не поведает. Не будет экскурсов ни в историю (не считая нескольких историй о деяниях великих предков сирмянского шаха и воспоминаний героев о прошлых битвах), ни в особенности государственного устройства, ни в экономику с демографией. На дворе у нас, вроде как, заря Нового времени, если по земным меркам, потому как вовсю уже используются аркебузы и пушки, но совершенно непонятно, на какие производительные силы опираются правители любого из государств, и какой общественно-политический строй в них царит. То же самое касается и религиозной составляющей. Крестесцы верят в Архангела и двенадцать ангелов, которые от христианства, скажем так, максимально далеки, а сирмяне и другие народы восточной части этого мира поклоняются богине Лат, плюсом есть ещё «нехорошие» богиня Хавва и бог Ахрийя, но в чём именно состоят различия между религиями, хотя бы ну уровне основных положений и догматов, нам тоже, к сожалению, не расскажут.

В центре сюжета — попытка предводителя крестесцев Михея Железного завоевать Костани, отбив его у неверных, с одной стороны, и судьба бывшего янычара по имени Кева, который десяток лет назад совершил небывалый подвиг, убив на поле боя мага, и теперь снова призван ко двору шаха. Оба мужчины пережили в своей жизни личные трагедии, оба чётко видят свою цель, оба готовы на всё ради её достижения, но путь их не будет простым, и обоих ждут как головокружительные успехи, так и стремительные падения. В романе нашлось место и масштабным сражениям, и политическим интригам, и различным видам магии, которая играет в повествовании немаловажную роль. Пересказывать все сюжетные повороты я, разумеется, не стану, потому как одним из неоспоримых достоинств романа является именно их неожиданность, да и героев своих Ахтар, в лучших традициях тёмного фэнтези, не щадит от слова совсем, но...

Но дальше начинаются проблемы с общей логикой повествования. Дело в том, что зачастую в действиях героев она попросту отсутствует. Чтобы было понятно, о чём я веду речь, приведу один, но показательный пример. Представьте себе ситуацию: вражеская территория, где-то там, в ночи, рыскают враги, готовые в любой момент тебя прикончить, и вот внезапно вдалеке показывается странная фигура в низко надвинутом на глаза капюшоне. Что должен сделать нормальный предводитель? Никогда не догадаетесь! Он должен взять двух ближайших соратников, которые являются при этом «ценными кадрами», и выбраться из укрытия навстречу этой самой фигуре! Блин, Замиль-бей, ну как так-то?! И подобных моментов в романе достаточно, поэтому сопереживать героям порой попросту не получается. Не добавляет очков автору и внезапное появление новых игроков «из-за пределов карты», если можно так выразиться, благодаря которым разрешается тот или иной конфликт или выигрывается та или иная битва. Карта мира вообще выглядит недостаточно масштабной, поэтому совершенно непонятно, откуда собираются армии в десятки тысяч человек, насколько быстро они способны передвигаться, как происходит их снабжение и чем они банально кормятся. Но и это ещё не всё! Временами автор предлагает несколько... неоднозначные, назовём этот так, решения проблем, встающих перед героями. Хотите ещё пример? Да запросто! Крестесцы применили на поле боя особые ракеты, издающие душераздирающие звуки, от которых лошади буквально сходят с ума. Знаете, какое гениальное решение находит прославленный Кева? И снова ни за что не догадаетесь! Он предлагает... отрезать лошадям уши! И дело даже не в том, что автор, видимо, попросту не понимает, что собственно слышат все млекопитающие, хоть лошадь, хоть человек, вовсе не теми ушами, что торчат из головы, а в том, что внезапно оглохшие лошади, которых дрессировали при помощи голосовых команд, будут совершенно бесполезны на поле боя.

Придираться к стилю написания романа особо не стану, но повествование от первого лица сложно назвать достоинством, да и разговаривают/думают все герои практически одинаково, из-за чего достаточно сложно переключаться с одного на другого. Ещё сильнее раздражает тот факт, что могучие воители, пережившие множество битв и отнявшие десятки, если не сотни жизней, всю книгу плачут, чего-то пугаются и страдают по прошлому. Получается не шибко убедительно. В целом, чувствуется, что роман написан начинающим автором, и временами тексту прям очень недостаёт хорошего редактора, но это дело поправимое — не всем же сразу шедевры выдавать?!

Что автору по-настоящему удалось, так это непредсказуемый финал! Я ожидал чего угодно, и приблизительно к середине книги стало понятно, на чьей стороне симпатии автора, но под конец Ахтар сумел удивить. Во-первых, в дело вмешались по-настоящему могучие сущности, и появились туманные намёки, что в мироустройстве всё не так просто. Во-вторых, на последних пятидесяти страницах «вотэтоповоротов» едва ли не больше, чем за весь роман до этого. Ну, а в-третьих, история получилась действительно законченной, хотя заделов на будущее оставлено вагон и маленькая тележка.

Подводя итог, могу сказать, что авансом выставляю роману 8 баллов. Замилю Ахтару явно есть куда расти, и фантазия у него богатая, но с текстом нужно работать гораздо тщательнее. Миру «Стальных богов» не хватает масштабности, продуманности географических и экономических реалий, да и более глубокие экскурсы в религиозные системы в виде каких-нибудь отрывков из священных текстов и древних легенд однозначно не помешали бы. Но читать первую книгу цикла было достаточно интересно, поэтому и продолжение читать буду. Надеюсь, писательское мастерство автора будет расти от романа к роману, да и обещанных «лавкрафтовских легенд» автор в следующих томах добавит поболее.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Снова повелся на рекламу от фанзон и МФ.

Ужасно что при написании рекламных постов для этой графоманской мути вспоминают Лавкрафта. Книга о топтании на месте и сантабарбаре дутых персонажей. Тут и там рояли, банальные твисты. Книга как жвачка, — прожевал и выплюнул, фиг вспомнишь.

Если кратко, это фанфик написанный на уроке истории (все очень поверхностно и примитивно). С демонами, крестоносцами, архангелами и непонятной логикой.

Оценка: 4
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Погружая припасы

Рубрика «фэнтези стран мира».

Роман от дубайско-американского пакистанца.

Псевдоземля с псевдоосманами и псевдотамплиерами.

Чуть изменена география и топонимы. Но шейхи, шахи, дожи, янычары и магистры на месте. Расположение местного Константинополя узнаваемо. По времени — высокое средневековье с аркебузами и бомбардами. Крестоносцы хотят отвоевать Костани. Шейх Мурад призывает героя-янычара помешать этому.

Сложно передать неспособность автора к плавному течению сюжета. Представьте себе гирлянду с редкими флажками — чередуются черно-красные флажки, в цветах Черного Легиона Михея Железного и зелёно-золотистые, в цветах янычара Кевы-Кузнеца. На этих флажках изображены какие-то важные, но статичные, выхваченные из небытия пафосные сцены. И расстояние на нити сюжета между этими флажками-сценами достаточно велико. Вот примерно так я воспринимаю неуклюжую эпизодичность романа. Автор сам заворожен красотой (кажущейся) и драматизмом (ложным) сцен, связность сюжета для него вторична.

Нет, конечно, идея реконкисты Константинополя может греть душу. Но то, как это реализовано в романе, вызывает большие вопросы. И дело даже не в магической помощи, а в скомканности и сумбурности произошедшего. Вспомнился мне тут штурм дворца Амина. Всего лишь дворец. Две тысячи охранников, целых пятьсот сорок советских спецназовцев! В «Стальных богах» сто паладинов вышли из подземелья в центре огромного города, прорвались к набережной и захватили аж целых семь «морских стен». И всего семьдесят погибло. Кстати, долго пытался понять, что за «морские стены» имел ввиду автор. Получается, что это некие мосты над заливом, артиллерийские галереи. Мы все помним, что с защитой Золотого Рога худо-бедно справлялась простая железная цепь.

Никогда не был заклёпочником, но чем меньше захватывает роман, тем больше хочется придираться, тем более, если автор сам подставляется. Мне с самого начала романа казалось, что всё происходит как-то уж очень быстро. То ли мир маленький, то ли автор плохо считает. Итак самый яркий пример. Костани захвачен ровно неделю назад (есть чёткие указания на это в тексте), а в город уже приплывает из столицы Крестеса патриарх с хористами и свитой. Путём несложных расчётов вычисляем, что от Гипериона, столицы Крестеса, до Костани ровно пятьсот миль (как исходная точка взяты указанные семьсот миль по суше от Костани до Зелтурии). Причем патриарх таким же прямым текстом утверждает, что не верил во взятие города, а, значит, отправился в путь только после получения известия о падении. Итак неделя — три дня туда, день на сборы и «погружение припасов», три дня обратно. Допустим. Получается, что средняя скорость судна должна составлять 7 узлов в час. И, так как маршрут пройден в обе стороны, значит в одну из сторон судно шло против ветра или если ветер был боковой, в обе стороны пришлось идти крутыми галсами. Вы знаете, посчитал и успокоился. Да, это практически предельная средняя скорость для парусно-гребных средневековых судов, но это возможно.

Поворчали, и будет. Где-то ближе к середине я привык к стилю изложения и этот же стиль позволил автору двигать сюжет вперед огромными рывками. Ровно в середине я понял, что у Ахтара по-хорошему нет башни, и мне это понравилось. Два наших зеркальных героя оперативно перестали быть обычными людьми.

Сюжет стал более плавным.

В обеих державах началась придворная возня. «Игра престолов» встречает «Великолепный век». Все хотят быть императорами Крестеса, все хотят быть шахами Сирма. И ключ ко всему — великий город Костани. Временные союзы и ненадёжные союзники. Диспозиции сил меняются так быстро, что что только успеваешь восхищённо качать головой.

Плюс необычная магия и выморочная теология.

Короче, втянулся, и вторую половину проглотил залпом.

Всю последнюю треть можно считать одним большим финалом с миллионом твистов.

За всю читательскую биографию было не более полудюжины книг, похожих на «Богов» Ахтара, когда скептицизм и недовольство в начале перерастали в восторг к концу романа.

Продолжения жду, хотя не очень понимаю, про что оно будет, очень уж сильно прорежены ряды действующих лиц. (Подсмотрел на гудридз — дело будет происходить в южной Аланьи. Но зная теперь Ахтара, уверен, что сюжет может завернуть куда угодно.)

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Если бы не недовольство началом, оценка была бы ещё выше.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кальянное фэнтези.

Вся книга является одной сплошной проблемой в виде увесистого кирпича потому как роман получился достаточно объемным по содержанию, но исходя из ощущений больше напоминает что-то гораздо меньшее. Видимо за счет многословности автор уверен, что его труд будет интересен читателю. И будет интересен даже вопреки двум во всем идентичным главным героям и совершенно не прописанному миру.

Действия «Стальных богов» разворачиваются в мире, где происходит конфликт между предположительно Европой и Османской империей. Практически все события этого романа будут посвящены персонажам с двух противоборствующих сторон. Их связывает не только однобокое происхождение как покажется на первый взгляд. Каждый из них пребывает в постоянном поиске удобного случая для свершения мести из-за этого они всегда испытывают ужасную неуверенность не только в себе, но и во всем возможном окружении. Я вот тоже, когда читал слегка перенял их сомнение, и каждую последующую страницу мне приходилось задумываться. А надо ли мне читать дальше?!

Часть негативных впечатлений по книге:

• Повествование достаточно сумбурное и ведется от первого лица, каждая глава отдана отдельному персонажу, но несмотря на это переход между ними настолько незаметен, что иногда по инерции я думал об одном герое, а потом внезапно понимал, что пару страниц как читаю о совершенно другом персонаже.

• Причине того, что отметил выше «способствуют» невыразительные образы, я лично разницы между некогда опытным янычаром Кевой и завоевателем в лице Михея Железного, совсем не заметил. Говорят они одинаково, никаких затруднений в использовании различных технологий не испытывают, особой разницы в медицине, стиле и образе жизни нет, видимо и возраст практически +/- один.

• Очень краткий и урезанный рассказ о том, как Железный брал Костани, мне бы хотелось увидеть в более развернутом виде сцены сражений и тому подобное. Но этого нет. Зато есть безбожно затянутые части, где ничего не происходит кроме курения кальяна.

По поводу курения и всего остального хочется отдельно сказать следующее. Автор добавил в книгу чрезмерное количество моментов, связанных с употреблением алкоголя и наркотических средств. На основании этого у меня появился вопрос. Для чего все это? Зачем этому действию придавать столь акцентированное внимание? Зачем уделять продолжительное время тому, что никак не влияет на сюжет? Не влияет не только на сюжет, но и никак не дополняет историю. Могу только предполагать, что это некая авторская слабость. Мне, например, как читателю оценить восторг по этому поводу не удалось, не мое это все, далек я от этого.

Итого имеем. Герои существенно невыразительны, сюжет вроде как есть, но интрига фактически даже за половину книги особо себя не показала, повествование весьма хаотичное, погружение в мир романа фоновое, потому что этот мир, хоть и «живой», но «живет» как-то сам по себе и мимо читателя. Мой окончательный вердикт будет такой. Первая книга цикла абсолютно беспомощна в своей дебютности. Местами неумолимо глупа и наивна. Про чрезмерное присутствие роялей даже упоминать не хочется. Низкую оценку поставил за то, чего мне в романе не хватило, а не хватило как видно многого. Единственное, что я готов отметить из положительного, то это фантазия автора, в ней ему не откажешь.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как обычно, я погрузилась в чтение на одну тему с головой и за месяц прочитала сразу с пяток разных восточных фэнтези: от детского горфэнтези (нет, не Амулет Самарканда, а Филипа Керра) до сразу нескольких янг-эдалт, завершив всё эпичным Ахтаром, выхода которого давно ждала.

Что ж, в этот раз взрослый эпик не выдерживает никакого сравнения с предыдущими (да, даже с детскими и янг-эдалт, хотя сравнивать некорректно). Хотя оказалось и не так плохо, как я ожидала после пары лет сплошных разочарований от Фанзона. Пожалуй, я бы даже взяла почитать продолжение.

Наверное, дело в одном понравившемся главном герое. Всего их тут два: Кева и Михей. Один принадлежит к явно читающейся мусульманской османской империи, другой – к так же отчетливо списанному с эпохи средневековья проевропейскому христианству времен крестовых походов. И мои симпатии, как ни странно, отнюдь не на стороне «наших».

Автор явно подыгрывает «мусульманам», сделав персонажей на их стороне куда более яркими, благородными и верными, чем «христиане». Религии в кавычках, потому как они, конечно, условные, называются там по-другому, система тоже другая, включающая магию, джиннов и пр. В общем и целом же не могу даже положительных хоть в какой-то мере назвать из сторонников Михея.

Насчет него самого я тоже раза три меняла мнение. Сначала он казался отважным воином, чтущим дух религии, а не букву:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(освободил своих соратников вопреки приказам клириков, согрешил с монашкой и пр.), затем, после захвата условного Константинополя, крыша у паладина прилично поехала и он начал казнить направо и налево (помним про постулат крестовых походов: убей всех, на небесах разберутся?). Это можно было бы списать хотя бы на фанатизм.
Но неет, его понесло дальше, из сына трактирщика
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в императоры
. На этом месте за его главы я стала полистывать, утратив к больному на голову человеку интерес.

А вот Кева наоборот набирал обороты с каждой главой. Вначале он предстает перед нами отставным янычаром, в свое время совершим немало подвигов, но теперь отошедшим от дел, располневшим, постаревшим (в 40 лет его все называют стариком) и погрузившимся в сибаритство. Но судьба бросает его в самый эпицентр событий, ставит на путь неминуемого противостояния с Михеем. Без спойлеров обратный путь к вершинам славы не расскажешь, но я зауважала мужика в основном благодаря духовному росту, а не подвигам. Даже в мести он остался в первую очередь человеком.

Другие персонажи обрисованы скуповато (и привязываться к ним особо не стоит), но хорошо вплетаются в сюжет и западают в память, так что талант автора налицо. А вообще картина, несмотря на размах чуть ли аж не с божественными столкновениями, скорее сосредоточена на внутренних переживаниях. Кстати, кажется впервые на моей памяти движущими мотивами действий обоих героев (и даже императоров) стала любовь к дочерям, а не к избранницам сердца. На более старшую аудиторию автор целил, что ли?

Архангелы представлены ну очень нетрадиционно: например, в виде гигантской наводящей страх медузы (см обложку). Джинны тоже подразделены своеобразно, добавляются фантасмагорические существа в образе невидимых большинству огромных цыплят с ролью полукупидона-полудомового. Молчу про темную богиню-воскресительницу мертвых. В общем, интересное прочтение известных религий, но, как по мне, они там скорее для антуражу.

Много жестокостей, причем довольно на современный взгляд беспричинных, а также неаппетитных подробностей, как сейчас модно, включая кучу смертей, но видела я и гораздо более мерзкие книги (в последнее время особенно много), тут всё обусловлено войной, причем на религиозной почве, поэтому выглядит логично.

Сюжет более-менее законченный, хотя в финале ну очень в кучу всё скомкано, учитывая, как до того каждый кальян смаковали. Итоговое противостояние меня не впечатлило, замах был куда сильнее, но послевкусие в общем довольно приятное, поэтому 4* точно ставлю.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Шах рубанул по воздуху, словно у него в руке молоток» ©

Тот случай, когда десяток бесплатных страниц в электронной версии или первая глава, прочитанная в книжном магазине, дают полное впечатление о романе и способностях автора.

Герои у него совсем не соответствуют заявленной биографии. Кева и Михей похожи на воинов в той же степени, что и на космонавтов. Вместо них просто ведет повествование автор, который в принципе не умеет жить и описывать события под чужой личиной. Признаться, вообще не помню, читал ли я когда-либо изданный в бумаге роман, где так плохо выписаны герои. Отдельно стоит отметить дурацкий ход, когда оба ГГ ведут повествование от первого лица.

Степень прорисовки материальной культуры и особенностей быта околонулевая. Попытка передать восточный колорит обернулась провалом. Даже какие-нибудь попсовые девчонки Чакраборти или Куанг дадут сто очков форы автору в глубине погружения. В этом смысле роман его пуст, лишь где-то по краям страниц иногда можно увидеть неловкие мазки, которые должны подсказать читателю, что герои имеют наглость быть не в европе.

История мягко говоря нестройная. Автор дважды за 70 страниц заявляет, что герой поедет к магу, причем в первый раз преподносит это так напыщенно, будто путь его займет весь роман, и один из них обязательно умрет. На деле же герой ажно две страницы скачет, а потом просто прибывает в пункт назначения, где ничего не происходит. Второй раз примерно с тем же успехом.

В общем, дочитывать это нет никакого желания. Ни языком, ни действом автор не увлекает. Фантазия же нынче есть у многих, и именно умение воплотить ее в цельную историю и является мастерством.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фэнтези, напоминающее противостояние христиан и мусульман в эпоху крестовых походов или арабо-османо-византийских войн.

К сожалению, это хаотичное повествование с многочисленными пропусками событий, нелепостями и упрощениями.

Уже в начальных абзацах видно, что история не предполагает хорошей проработки: стражник-юнец на воротах верит незнакомцу на слово и лично провожает его по пустому дворцу к шаху, сидящему на троне. В дальнейшем, происходящие события сильно грешат примитивизмом и часто не дружат с какой-либо минимальной логикой. Некоторые примеры:

• Армада из пятисот кораблей отплывает на завоевание вражеской столицы, однако никто не подготовился к походу и не знает, как преодолеть мелководье перед ее семью! морскими стенами. Уже в плавании главнокомандующему приходит в голову гениальная идея — перестроить все корабли за две недели. Причем, среди пятидесяти тысяч паладинов явно нет капитанов или каких-либо моряков, так как они даже не знают размеры собственных кораблей и измеряют их перед перестройкой. Тем не менее паладины смогли переделать один корабль, и результат описан не очень понятно. «Работы на нем завершились, но я заметил лишь более широкий угол корпуса. Джауз объяснял, как перестройка корпуса увеличит давление, направленное вверх. Это позволит кораблю с сотней человек и тридцатью пушками быстро пройти мелкий пролив, ведущий к Костани»

Для переделки остального флота герой решат проблему одним махом, отправляя пять легионов на захват десяти тысяч корабельщиков удачно подвернувшихся по пути. Естественно, быстро переделать большие корабли без верфей, подходящей древесины, снастей и парусов, а также ходовых испытаний можно только в подобном фэнтези.

• Cтиль написания похож на хронику. Все происходит по мановению руки. Например, сцена боя с некими этосианскими рыцарями описана в трех предложениях. «Мы вшестером убили или покалечили всех этосианских рыцарей, охранявших Гроб апостола Бента, хотя в основном это была заслуга Эдмара. Его метательные ножи всегда находили плоть, будь то подмышечная щель в латах или задняя часть колена. А мне, здоровяку с длинным мечом, рубить рыцарей было все равно что разрывать детей в доспехах (не то чтобы я когда-либо занимался подобным)»

Конечно, это наиболее эффективный метод борьбы с рыцарями — кидать ножи в щели их лат и рубить их доспехи длинным мечом.

• Для проникновения в город и грядущей битвы смельчаки нагрузились ненужным добром, часть которого пришлось бросить перед подводным плаванием

«Я приказал своим людям бросить все, кроме кольчуг, еды, мечей, аркебуз и зажигательных смесей. Берег усыпали груды черных доспехов, шлемов и копий вместе с разными безделушками – ножами, деревянными мисками, ложками, монетами, бусинами и игральными костями»

• Сотня человек каким-то образом пробивается через огромный город и захватывает семь непонятных морских стен, хотя раньше они считали

«Я изучал оборону Костани с моря. Даже с кораблями, способными идти по мелководью, тебе не преодолеть семь морских стен. Тесный пролив и правда довольно узкий. Против каждой стены можно выставить лишь семь-восемь кораблей одновременно, и им придется выдерживать огонь из нескольких сотен пушек»

Если на каждой стене сотни пушек, то сколько там пушкарей и воинов?

В итоге, постоянные ляпы не дают нормально воспринимать сюжет, героев и миростроительство.

Лор в книге подается отрывочно и сумбурно, короткими предложениями, которые редко переходят в складный и последовательный рассказ. Он тоже имеет пробелы, например, сложно поверить, что в государстве, где по османскому обычаю убивают всех братьев шаха и их детей, герой десять лет не подозревал и не слышал, что детей правителя, которого он помогал свергнуть, жестоко убили.

Сюжет развивается чересчур быстро, а начиная со второй части книги, переходит в мешанину из внезапных поворотов, неожиданных воскрешений, мимолетных изменений личностей, рояльной магии и древних богов,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сильно напоминающих инопланетян.

Я думаю, это призвано удивить читателя, однако все описывается столь кратко и фрагментарно, что к неожиданностям вырабатывается иммунитет.

Два главных героя похожи друг на друга. Много времени отводится на драму с их потерянными женами, дочерьми и новыми возлюбленными, которая не работает должным образом.

Из положительных впечатлений — некоторые второстепенные персонажи, удачные философские мысли и мелкие подробности средневековой жизни.

Оценка: 3
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Грешен, люблю «псевдо-историческое» фентези, в котором действие происходит не в условном средиземье, а в узнаваемых исторических декорациях, как правило, слегка переименованных, чтобы зануды не придирались.

Вот и в этой книге не абстрактный Гондор бьется с абстрактным Мордором, а империя Крестес (условная Византия) отправляет армаду на восток, в Сирм (смесь Османской и более ранней Сельджукской империи), чтобы вырвать из рук еретиков святой город Констани (ну вы поняли) и вернуть утраченные реликвии Истинной Веры. Шах Сирма в панике — к городу приближаются десять тысяч паладинов, крещеных в тяжелой воде и благословленных кровью ангелов.

ШТО, восклицает в этот момент читатель, и восклицает абсолютно справедливо. Потому что европейцы в этом романе поклоняются отнюдь не Иисусу, а неким 12 ангелам, упавшим в древние времена с небес, и про этих ангелов мало что известно, но скудные обрывки описаний пугающе напоминают лавкрафтовских монстров из межзвездных бездн. Впрочем, быстро становится понятно, что Лат, аналог мусульманского Аллаха, выглядит ничуть не лучше, а еще есть культы Ахрии и Хаввы, так они совсем уж за гранью... короче, с религиями в этом варианте истории XV века не задалось.

Композиция сюжета довольно занятная — вся книга состоит из чередования глав от лица главпаладина Крестеса и придворного янычара Сирма. Оба они поначалу персонажи малоприятные, паладин творит всякую кровавую дичь во имя истинной веры, а янычар в основном курит гашиш и страдает об ушедшей молодости. При этом у обоих героев удивительно много совпадений в биографии — оба потеряли жену, оба потеряли дочь, и так далее. Поначалу это кажется писательской небрежностью, но но временем становится ясно, что судьбы этих двоих прихотливо переплетены уже много десятилетий, хотя они ничего не знают друг о друге и встретятся лицом к лицу только ближе к середине романа.

В целом книга очень атмосферная, мрачная, динамичная. Битвы, осады, дворцовые интриги, предательства — в избытке. Ближневосточный колорит подан густо, хоть ножом режь. Количество вот-это-поворотов не поддается пересчету, натурально в каждой второй главе происходит что-то, переворачивающее представления читателя о мире романа. При этом основной смысловой стержень — противостояние Кевы и Михея, Востока и Запада, ислама и христианства — выдержан очень четко, для начинающего писателя даже неожиданно. Симпатии Ахтара явно на стороне Востока, но от дубайского автора странно было бы требовать иного.

В целом очень понравилось, несмотря на некоторую хаотичность изложения. Продолжения 100% буду читать.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман-страдание. Великий Магистр паладинов страдает о своей потерянной дочери и пытается утопить мир в крови. Знаменитый когда-то янычар страдает по своей потерянной дочери и пытается утопить себя в слезах. И вот шестьсот страниц они страдают, изредка прерываясь на какие-то боевые действия. И такое у меня сложилось впечатление, что главная цель автора — заставить страдать читателя. Поэтому мы вводим погибших дочерей, пропавших жен, утопление младенцев в крови, богов, которые вроде бы противостоят друг другу, и прочие всякие вотэтоповороты, причем все это довольно слабо логически обосновано.

Ну и плохо то, что автор вроде как пытается показать правду обеих сторон конфликта, только одна из сторон у него показана людьми, которые уже хотят крови ради крови и готовы ради победы поклоняться темным богам, а вторые хотят мира и находят в себе силы темных богов отвергнуть.

В целом книжка так себе, ни с героями, ни с миром продолжать знакомство желания нет. И, поскольку в книге есть промежуточный финал, с чистой совестью знакомство с автором на этом закончу.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Стальные боги» – первая часть одноименного цикла Замиля Ахтара. Роман написан в псевдоисторическом стиле в весьма интересном арабском сеттинге. В центре сюжета своеобразный крестовый поход, из-за чего книга напоминает мне цикл Скота Р. Беккера «Второй апокалипсис». Правда, на мой взгляд, у Ахтара книга вышла намного более динамичной и простой для восприятия. Простота – это то, как можно в общем и целом охарактеризовать «Стальных богов». Если разбирать каждый из аспектов по отдельности, они кажутся довольно простыми, а порой и клешированными, но если же смотреть на роман в целом, то он однозначно заслуживает внимания.

Время, в котором происходит действие романа, можно охарактеризовать, как позднее Средневековье. Постепенно на смену холодному оружию приходит порох. На востоке правит псевдоисламское государство Сирм, на западе – «христианский» Крестес. Центром конфликта стал древний священный город Костани, который некогда принадлежал Крестесу. Однако за 300 лет до происходящих событий завоеватель Утай покорил священный город, и ныне им правит шах Сирма. Костани вобрал в себя черты целых двух городов: Константинополя и Иерусалима. Именно в Костани бог крестесцев, Архангел, впервые сошел на Землю. На начало романа Костани и всеми прилежащими землями правит шах Мурат. Опозоренные когда-то крестесцы мечтают взять реванш и вернуть город и свои реликвии обратно. Однако и в самом священном городе обстановка отнюдь не спокойная. Сирм уже довольно давно не воюет, и многие считают Мурата излишне мягким правителем. Придворные строят свои интриги, а на улицах случаются беспорядки. Крестес же напротив ведёт успешные завоевательные войны благодаря гениальному полководцу – Михею Железному.

Главных героев в романе два, и они стоят по разные стороны конфликта. Первый из них, Кева – воин, некогда ставший легендой. В молодости он был прекрасным бойцом-янычаром и сделал то, что считалось невозможным – убил мага. Когда страсти в Костани накаляются, Мурат призывает Кеву с заслуженного отдыха для переговоров с ещё одним магом, которого подозревают в подрывной антигосударственной деятельности. Последние десять лет Кева, устав от кровопролитий, прожил простым кузнецом. Он уже немолод и находится в не самой своей лучшей форме. Ко всему прочему он сломлен исчезновением своей любимой жены, которая пропала после знаменитого убийства мага. В Костани у Кевы живёт престарелый наставник, ставший тому отцом, и юная приемная дочь, которую он по факту бросил на долгие годы. Как видим, семейные отношения у бывшей легенды далеки от идеала. Да и сам Кева заметно изменился. Все пережитое оставило на нем глубокий след, и он совсем не рвется в гущу придворных интриг. Второй главный герой, Михей Железный, в это самое время становится Великим Магистром и готовится с пятидесятитысячной армией верных паладинов вторгнутся в Костани. Этот непреклонный фанатик Архангела жаждет вернуть священный город под власть Крестеса. Задача эта неимоверно сложна – Костани в буквальном смысле неприступен с моря и прекрасно защищён с суши. Правда, чтобы напасть с суши армии сначала нужно перейти через горы, что также практически невозможно. Однако тут в его руки попадает ведьма-латианка, которая предлагает провести часть армии в самое сердце Костани при помощи магии. Решится ли богобоязненный Михей прибегнуть в помощи еретички для достижения цели? Присутствует в завоеваниях Михея и личный мотив: когда-то давно его родную дочь увели в рабство латиане. Автор умело противопоставляет двух героев, что ему удается очень хорошо. Обоим можно как сопереживать, болеть за них, так и временами недоумевать от логики их поступков. Кева Кузнец и Михей Железный будто созданы, чтобы сойтись в великом противостоянии. То, что мы можем видеть разгорающийся конфликт с двух противоположных сторон, является очень интересной чертой романа. Многим романам не хватает этой многогранности. Таким образом конфликт развивается сразу на нескольких уровнях. Во-первых, это война между Крестесом и Сирмом. Во-вторых, противостояние Михея и Кевы, в котором скоро появляется личный мотив. Есть и третий уровень – это игры за власть между богами, но об этом чуть позже. Этим роман напоминает мне такие небезызвестные циклы, как «Малазанская книга павших» Стивена Эриксона и «Сказания Меекханского пограничья» Роберта Вегнера.

Большую роль в романе играет религия, что опять же отсылает нас к крестовым походам. С одной стороны конфликта у нас крестесцы, верующие в единого бога Архангела и его могущественных Ангелов. С другой – латиане, поклоняющиеся богине Лат. Их культура во многом напоминает Османскую Империю. Есть и третья древняя богиня, решившая пошатнуть многовековые устои. Присутствует в романе и магия. Например, латинские маги носят невидимые маски, дарующие им долгую жизнь, молодость и огромную силу. Есть в романе и мифические существа – джины и духи, которыми маги могут повелевать. Однако всего этого не так много, для того чтобы цикл перешёл в ранг мифологического фэнтези. На стороне же крестесцев развитые технологии в виде более совершенных пушек и ружей. На мой взгляд, необычный хорошо прописанный мир – одна из самых сильных сторон романа.

Итог: Мне «Стальные боги» однозначно понравились, и я буду знакомиться с продолжением. Яркий мир, магия, крестовые походы, харизматичные и неоднозначные герои – все это можно отнести к сильным сторонам романа. К минусам я отнес бы разве что упомянутую выше простоту – многие сюжетные ходы опытный читатель сможет просчитать наперед. Однако это ничуть не портит впечатление от прочтения.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх