fantlab ru

Андрей Курков «Не приведи меня в Кенгаракс!»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.00
Оценок:
20
Моя оценка:
-

подробнее

Не приведи меня в Кенгаракс!

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Вагон-теплушка со странным грузом в ящиках с таинственной маркировкой. Два высокооплачиваемых сопровождающих. И бесконечный бег по просторам России. Из прошлого в будущее...

© Форумный Тролль
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Не приведи меня в Кенгаракс», 1991 г.

— антологию «Китеж», 1992 г.

— сборник «Смерть постороннего», 1996 г.

— сборник «Приятель покойника», 2000 г.

— сборник «Приятель покойника», 2004 г.

— сборник «Любимая песня космополита», 2005 г.

— сборник «Любимая песня космополита», 2006 г.



Издания: ВСЕ (12)
/языки:
русский (12)
/тип:
книги (12)

Не приведи меня в Кенгаракс
1991 г.
Китеж
1992 г.
Смерть постороннего
1996 г.
Приятель покойника
2000 г.
Приятель покойника
2000 г.
Пикник на льду. Приятель покойника
2000 г.
Приятель покойника
2001 г.
Приятель покойника
2001 г.
Приятель покойника
2004 г.
Любимая песня космополита
2005 г.
Любимая песня космополита
2006 г.
Приятель покойника
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сегодня то и дело предпринимаются попытки переписать историю, изменить прошлое, при этом фальсификаторы, чаще всего маскирующиеся под официальных борцов с этой самой пресловутой фальсификацией, прикрываются благими намерениями, государственным интересом и радением о душевном здоровье народных масс. Подобная культивация лжи не допустима ни под каким соусом, в одной очень умной Книге сказано: «Истина сделает вас свободными», соответственно любая ложь всегда направлена на то, чтобы лишить человека свободы выбирать и сомневаться, запретить самостоятельный поиск истины и превратить Личность в жалкого раба, который никогда не найдет выхода из хитросплетений искусственной идеологии, созданной в высоких кабинетах благообразными «мудрецами». Человек, лишенный исторической правды, неизбежно становится манкуртом.

Повесть А. Куркова «Не приведи меня в Кенгаракс!» — это попытка разобраться в самом себе, в историческом прошлом и неопределенном будущем. С каким багажом многомиллионная страна неумолимо приближается к точке смены вех, какую эстафету мы сумеем передать потомкам, здесь нужно отметить, что произведение было написано в период с 1984 по 1987, т.е. в эпоху кризиса советской системы, причем здесь нашли отражение личные мысли, тревоги и переживания автора, сюда он вложил частичку души. Произведение выстраданное, программное, не проходная повестушка-однодневка из серии прочитал и забыл, но предупреждение, повод задуматься, оглянуться назад, оценить путь, который прошла страна за эти непростые десятилетия, и сделать выбор — с горечью помнить всё или забыть и с улыбкой идиота встречать новый день.

Автор предлагает нам суровую философскую притчу, облеченную в форму дорожного приключения, которое протекает на фоне мрачного почвеннического сюрреализма. Двое сопровождающих, Радецкий и Турусов, колесят по России в вагоне товарного поезда, их путь из ниоткуда в никуда. Главная задача — доставить таинственные ящики с непонятной маркировкой неизвестному адресату, но когда произойдет доставка и примет ли адресат груз — этого не знает никто. В самом начале устами Радецкого автор задает главную моральную дилемму произведения, его герой рассказывает напарнику случай из практики своего отца, который после войны работал прокурором — на этот небольшой фрагмент повести стоит обратить особое внимание. Продолжать жить во мраке неведения или познать истину и умереть — вот непростой выбор, который предстоит сделать каждому.

Центральные персонажи прописаны неплохо, но всё-таки образу Радецкого стоило уделить больше внимания. Это опытный сопровождающий, который катается с грузами вот уже 12 лет, он циничен, грубоват и немного язвителен, его главная цель — войти в историю. Турусов же во многом отличается от напарника, именно ему отводится роль главного героя — это образ типичного интеллигента — бывший студент, увлекавшийся восточной философией, он вообще отрицает историю в качестве науки, признавая, что существуют некие общие закономерности, которые повторяются на определенных отрезках времени. Случайных персонажей в произведении попросту нет, каждый играет важную роль и запоминается — начиная со зловещей троицы в темных плащах и шляпах и заканчивая бабушкой Клавдией и её сыном Павлом, добывающим сторублевки прямо из сугробов, как руду в шахте.

Локаций в повести не так много и нельзя сказать, что их описания изобилуют детальностью, но каждая остановка на пути следования обязательно запомнится. Пожалуй, лучше всего получилась сибирская часть — очень атмосферно и гротескно — разбросанные по тайге бесплатные гостиницы-«факелы», как залы ожидания в белом безмолвии, оазисы тепла среди льда и мрака. Карелия получилась не такой яркой, тем не менее Выборг, это заколоченное до срока окно в Европу, зачаровывает своей медитативной магической атмосферой как при свете дня, так и во мраке ночи. Обозначенный в заглавии Кенгаракс получился бледнее всего, такое ощущение, что чем дальше уводит героев по сюжету извилистый маршрут, тем меньше красок остается в авторской палитре. С раскрытием интриги автор тоже поторопился, интерес связан с загадочными ящиками и непонятным Кенгараксом.

На определенном этапе невозможно не вспомнить оруэлловское Министерство Правды, занимавшееся ретушированием и правкой исторических фактов, здесь, конечно, нет подобной структуры, но ощущение от того, что историю можно не только править, но и безвозвратно уничтожать, не важно с какими целями — замешан тут личный интерес, общественная безопасность или простое постное безразличие ко всему — всё это оказывает даже больший эффект, чем известная антиутопия. Возникает подсознательный страх остаться в пустоте, в историческом вакууме, где нет ни верха, ни низа. Белые пятна множатся в геометрической прогрессии — утрачиваются документальные свидетельства, уходят очевидцы событий и процесс точного установления истины замирает, остается лишь надежда, что удастся сохранить какие-то крупицы, обеспечивающие привязку к реальности, связь с нашими историческими корнями, потому как хочется верить в лучшее и вслед за героем с отчаянной верой повторять: «Господи, не приведи меня в Кенгаракс!».

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх