FantLab ru

Дж. Р. Р. Толкин «Неоконченные предания Нуменора и Средиземья»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.83
Голосов:
326
Моя оценка:
-

подробнее

Неоконченные предания Нуменора и Средиземья

Unfinishied Tales of Numenor and Middle-earth

Другие названия: Неоконченные сказания

Сборник, год; цикл «Легендариум Средиземья»

Аннотация:

Что сильнее в сердце нуменорского принца: любовь к морю или верность жене? Чего желает гордая Галадриэль: править в Средиземье или вернуться на запад? Каким образом Торин и Компания ввязались в авантюрное путешествие к Одинокой Горе? Почему дикари остались только в Друаданском лесу? В этой книге вы не найдёте чётких ответов, зато воистину проникнитесь духом созданного Толкином Легендариума Средиземья, а также узнаете о таких сторонах истории этого мира, о которых и не подозревали. Выбор Сарумана, клятва Юного Эорла, трагедия детей Хурина, поиски Кольца назгулами, военные кампании Рохана и Гондора, устройство и использование палантиров, морские путешествия нуменорцев… обо всём этом умудрился рассказать Кристофер Толкин, разобравший черновики своего отца и соединивший их в одну более-менее слитную композицию.

© antc
Примечание:

Незаконченные и почти законченные произведения о Трех Эпохах Средиземья. Под редакцией Кристофера Толкина.

В произведение входит:

  • I. Первая Эпоха / The First Age
9.13 (23)
-
9.21 (24)
-
  • II. Вторая Эпоха / The Second Age
  • Описание острова Нуменор / A Description of the Island of Numenor
  • Алдарион и Эрендис / Aldarion and Erendis
  • Род Эльроса / The Line of Elros
  • История Галадриэли и Келеборна / The History of Galadriel and Celeborn
  • III. Третья Эпоха / The Third Age
8.52 (42)
-
  • Кирион и Эорл / Cirion and Eorl
  • Поход к Эребору / The Quest of Erebor
8.00 (63)
-
  • Битва у бродов Изена / The Battle of the Fords of Isen
  • IV.
  • Друэдайн / The Druedain
8.72 (41)
-
1 отз.
  • Палантиры / The Palantiri

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— журнал «Резвый Пони 1996'01», 1996 г.


Награды и премии:


лауреат
Балрог / Balrog Awards, 1981 // Сборник/Антология. под редакцией Кристофера Толкина

лауреат
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1981 // Мифопоэтическая премия фэнтези

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1995 // Книга года


Неоконченные предания Нуменора и Средиземья
2017 г.

Самиздат и фэнзины:

Резвый Пони 1996'01
1995 г.
Неоконченные предания Нуменора и Средиземья
2002 г.
Неоконченные предания Нуменора и Средиземья
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Unfinished Tales of Numenor and Middle-earth
2001 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 августа 2017 г.

Толкинское Средиземье поразительно. Даже не потому, что практически открыло дорогу для сотен и сотен творцов новых миров. И не потому, что задало некую высокую планку, породило целую армию фанатов и подражателей.

Поразительно другое. Попытка мастера создать такой мир, который действительно стал бы живым, самостоятельным, развивающимся по своим собственным законам, вне зависимости от желаний, капризов или даже воззрений его Создателя. Такого мира, где события происходят не случайно, а вытекают из исторических закономерностей, где люди принимают решения не стихийно, а исходя из опыта и традиций поколений, а поступки героев определяются десятками и сотнями других поступков и событий, которые происходили в разных местах и в разные времена. Вот это самое поразительное- скрытые законы, которые определяются сотнями и сотнями деталей — от символов веры до структуры языка.

А для этого требовалось масса всего. Не достаточно нарисовать карту и придумать заумные названия. И даже недостаточно вплетенных в историю «Властелина Колец» песен, легенд и сказок. Нужно было большее.

Ведь, если задуматься, нам рассказали только самый конец большой истории. И много осталось почему? Почему Саруман стал предателем, а Гэндальф выбрал толстого и не приспособленного к опасностям хоббита Бильбо для участия в походе гномов? Как великая Галадриэль оказалась в своем скрытом лесном царстве? Какой рок преследовал нуменорцев? Как возникла нерушимая дружба между бывшими кочевниками роханцами и оседлыми потомками Нуменора? И много еще каких вопросов оставалось у внимательного читателя.

На что-то ответил «Сильмариллион», но этот набор легенд и преданий Средиземья был все же достаточно сух и лаконичен, чтобы ответить на главное ПОЧЕМУ? А именно почему герои «Властелина Колец» поступали так, а не иначе. Какая череда событий и судеб привела именно к такому завершению истории.

Это удивительный подвиг Создателя: работать всю жизнь над этим ПОЧЕМУ. Размышляя, пробуя варианты, ища и находя логические связи. И замечательно, что мы можем сейчас наблюдать не только за финальным вариантом мира, но и самим процессом творения.

Вот что это есть: процесс творения мира, отраженный в «Неоконченных преданиях Нуменора и Средиземья». Прекрасная, но не оконченная повесть о странствиях Туора и его поисках Гондолина. Еще один вариант легенды о детях Хурина- история , которая оставляет вечное сожаление о несбывшемся: о ненаписанном великом романе, который мог бы затмить славой самого «Властелина Колец». Не менее яркая повесть об Алдарионе и Эрендис, которая приоткрывает некоторые тайны жизни Нуменора и связи его со Средиземьем. История Галадриэли, которая объясняет, как древесное царство стало домом для великой эльфийки и почему она столь долго откладывала возвращение в Бессмертные земли.

На что-то будет получен ответ. Как на вопрос, зачем Гэндальфу понадобился Бильбо в походе гномов или как и почему роханцы стали преданными союзниками Гондора . Что-то так и останется набором вариантов, оставляющим без ответа вопросы. Что -то запутается еще больше, предлагая слишком большое количество трактовок, чтобы обрести окончательные очертания. Но остается главное: ощущение сопричастности, что и я- читатель- участвую в процессе Творения Великого литературного Мира.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 октября 2017 г.

Феномен Профессора, на мой взгляд, совершенно неоспорим. Сколько бы ни велось споров, у Толкина будут миллионы почитателей по всему миру, которые восхищаются творчеством автора. И даже, казалось бы, сильная критика со стороны знающих специалистов (например, Ч. Мьевиль) уже ничего не исправит. И «Неоконченные предания Нуменора и Средиземья» — очередное тому подтверждение.

Кристофер Толкин в который раз взялся аз дело (он довел до ума «Сильмариллон», «Детей Хурина», «Смерть Артура» и «Песнь о Сигурде и Гудрун»), однако с первых же страниц читатель понимает, что как таковой вклад сына в дело отца минимален. Если вышеназванные произведения всё-таки были доработаны, чтобы выглядеть цельно, то «Предания» в прямом смысле слова являются неоконченными. Больше всего они напоминают сборник отрывочных сведений, причём некоторые из них существуют в том или ином виде (про детей Хурина есть главы «Сильмариллона» или даже целый роман\повесть). Мне кажется, что Кристофер хотел своим трудом показать, что Профессор действительно шлифовал свой монументальный труд годами, добавляя детали, меняя имена или хронологию, чтобы в итоге получить нечто совершенное. И обоим это удалось. Сын показал, что отец создал совершенство – целый мир, где каждое дерево наполнено жизнью и яркой историей.

Какие-то части преданий похожи на сказочный эпос (например, о Туоре), какие-то выглядят достаточно мрачными легендами (о детях Хурина), другие, напротив, носят чисто описательный характер, позволяющий составить впечатление о чём-то определенном (об острове Нуменоре). Места, которые близко соприкасаются с событиями «Властелина Колец» мне особенно понравились (по сути – вся третья эпоха). Кристофер сдабривает труд отца обширными комментариями, который порой практически сравниваются по объёму с записками Профессора. Иногда эти комментарии излишне, но чаще всего они чуть ли не показывают, как шел процесс создания бессмертного эпоса.

Отдельно скажу пару слов об издании. В 2017 году вышел массивный том «Преданий», который я тут же приобрел. Хорошего сказать о нём могу мало, кроме того, что радует факт книги на полке. Претензий к изданию куча, но два самых главных – это формат книги и вёрстка. Формат книги превышает размеры обычных томов как в высоту, так и в глубину, от этого книга на полке выглядит как второгодник в первом классе, причём второгодник этот задерживается в первом классе уже не первый год. С этим ещё можно смириться. Но меня совершенно расстроила вёрстка страниц. Зачем в книге такие огромные поля и такой маленький шрифт, особенно в комментариях? Складывается ощущение, что издатель гнался за мнимым объёмом сборника, который едва ли составляет половину всего «Властелина Колец»! Но хуже всего другое. Хуже всего – сноски. Они вынесены после каждой главы. Порой этих сносок по полсотни на главу. Представляете – 50 раз за главу в 15 страниц заглянуть в конец главы, чтобы прочитать комментарии?! Полный провал. И пусть такие громоздкие сноски плохо бы смотрелись внизу страниц (спорно, учитывая «огромный шрифт»!), я бы предпочел такой вариант, нежели тот, что предложен АСТ. Ближе к финалу книги я устал от перелистывания страниц туда-сюда и стал читать на электронке. По времени это намного экономичнее.

Заключение: всё-таки издание не портит впечатление от книги. Кристофер Толкин взялся за сложное дело – привести бумаги отца в порядок. Не дописать, не использовать их для того, чтобы создать что-то своё. На мой взгляд, деятельность Кристофера много сложнее простого дописывания, в котором практически всё будет состоять из творчества. Работа Кристофера – тяжелый труд, чтобы создать нечто в духе отца, не отступить от Высокой Буквы. И у него получилось, на мой взгляд. Очень надеюсь, что продажи «Преданий» в РФ покажут хорошие цифры, ведь это повлечет за собой печать других произведений «Легендариума Средиземья».

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 мая 2009 г.

Написать я хочу о сказании «Путешествие Туора в Гондолин», которое привело меня в бешеный восторг, и к которому я часто мысленно возвращаюсь. Чтение этого сказания можно сравнить с прямой телепортацией в Белерианд, с визуальными эффектами, запахами и абсолютным погружением, так, как в лучших сказаниях «Сильмариллиона». И это даже несмотря на то, что оно незакончено, мне это, например, нисколько не помешало. Особенно впечатлило явление Ульмо из штормового, вечернего моря во время грозы, и еще тот момент, когда Воронве и Туор переходили заснеженную древнюю дорогу, которую стерегли орки. Здесь визуализация достигла высшей точки — снежные откосы, острый зимний воздух с запахом костров, пустая заснеженная дорога, далекие огни на орочьих постах, морозная тишина, сгущающиеся сумерки — вообщем, от этого эпизода впечатление самое сильное.

Про ворота Гондолина хочу заметить, что они слишком роскошные и вычурные, даже какие то «неэльфийские» ИМХО, мне почему то кажется, что если бы Толкиен переписал это сказание набело, он бы сделал их проще и естественнее.

Ну и конечно, в конце сказания появляется Глорфиндейл! Прадва, его тут зовут Эктелионом, и появляется он всего в нескольких предложениях, но все ранво, моему счастью не было предела)

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 декабря 2011 г.

Разные истории мира Средиземья. Лучшая вещь сборника — «О Туоре и его приходе в Гондолин». Поэтическая и романтическая история. «Повесть о детях Хурина» — это, скорее, фрагменты и версии. Далее идет блок текстов о Нуменоре — исторические и географические произведения. Воспринимается это как остатки той литературы, что была в Нуменоре до падения. Третья и четвертая часть — различные тексты о Третьей эпохе, о разных событиях, котоые упоминаются в ВК фрагментарно или вообще одной строкой. В целом это книга для тех, кто проникся Средиземьем, для кого это не просто литературный текст, а страна, в которую можно открыть окно и уйти из этого мира. Для тех, для кого «Властелин Колец» это больше, чем книга. Для готовых уйти по волшебной тропе.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 августа 2007 г.

А я вот в оригинале читала. И это гораздо лучше. Правда, все время спотыкаешься о комментарии Кристофера Толкина, но если Вы хотите знать, почему просьба Гимли о локоне показалась такой дерзкой эльфам — читайте, не пожалеете. Ну и разобраться в эльфийских легендах эта книга помогает здорово.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 ноября 2011 г.

Неоконченные предания — это сборник текстов. Некоторые из них вполне могут быть самостоятельными, другие недописанные — тоже представляют интерес. Особенно понравилось было узнать побольше о Нуменоре, а то в Сильмариллионе об этом информация даётся достаточно разрозненно. Читал на русском в переводе ТТТ. Признаюсь моя любимая легенда Древних Дней — это Падение Гондолина. И вот к нашей радости Профессор предоставляет вполне законченный рассказ (я имею в виду подробности и малопохожесть (совсем даже на оборот!) на черновик), который опять же претворяет нам мир Средиземья. На самом деле очень жаль, что Толкин именно эту легенду не развернул до путешествия Эарендила (Дети Хурина вызвали меньше энтузиазма).

Итог: я бы не советовал читать эту книгу до ознакомления с пятикнижием, а так она является очень хорошим спавочником по Средиземью. Кристофер Толкин — молодец в этом случае он сделал верный ход.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июля 2008 г.

Согласен с baroni. Да, это «допматериалы» — не более того. Но я, знаете ли, люблю копаться в «допматериалах», тем более — к такой книге, как ВК :wink:

Не знаю, обладает ли она какой-либо литературной значимостью, но что обладает значимостью литературоведческой (толкиноведческой :glasses:) — несомненно. За это и оценка с моей стороны будет высокая.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июля 2008 г.

Эта книга — собрание нескольких самостоятельных историй, каждую из которых стоило бы оценить отдельно. Наиболее законченные истории, дополняющие «Сильмариллион»: «Пришествие Туора в Гондолин» и «Повесть о детях Хурина». После лаконизма «Сильма» с удовольствием читала «подробности», сильнее эффект «присутствия». «История Галадриэли и Келеборна» — ближе к черновым наброскам.

«Описание Нуменора» и «Алдарион и Эрендис» вводят читателя в Нуменор. Это был воистину Благоловенный Край — и там тоже было место драмам и конфликтам даже до Падения.

3-я часть — жаль, что не вошла во «Властелин Колец» (в качестве глав, за исключением «Похода к Эребору», который надо включить в «Хоббит»:wink:). Эпизоды очень интересные и законченные.

4-я часть — это «приложения», тоже стоило включить в «ВК» именно как приложения.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 марта 2009 г.

Да, наброски, наброски... Временами очень жаль, что это так и не стало законченными историями. С другой стороны, мне все равно было очень любопытно их читать. Временами чувствуешь себя как археолог: не все кусочки разбитой вазы есть, но что-то на основе оставшихся можно домыслить самостоятельно.

Но это скорее уже чтиво для фанатов-толкиенистов (к которым, я собственно, и отношусь).

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июня 2007 г.

Для меня это сборники черновиков, набросков к романам, т.е. то, что можно назвать «Дополнительными материалами к ВК». Помогает лучше разобраться во Вселенной Толкиена, сравнить с тем, что Профессору удалось/не удалось воплотить в своей главной книге. Какие-то вещи имеют, безусловно, самоценное значение. Но в целом — именно «Материалы к...»

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх