Сергей Фрумкин «Программист»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия )
- Общие характеристики: Философское | Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Становление/взросление героя | Спасение мира | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
«Вначале было слово…». «Слово» — единица измерения информации…
Самое ближайшее будущее. Москва. Молодой человек заканчивает ВУЗ по специальности «нейропрограммирование». Трудоустройство обещает ему сказочные перспективы успешной и обеспеченной жизни. Но выясняется, что знания стоят дорого. И расплачиваться за них приходится не одному главному герою, но всему человечеству…
Роман впервые опубликован на страницах Лаборатории Фантастики по просьбе автора. Затем убран с ФантЛаба — опять же по его просьбе.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 331
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2648 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 65 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
brego, 30 сентября 2009 г.
Неплохо, неплохо. Как для первой одной из первых вещей так вообще хорошо. Мир интересен, достаточно проработан и логичен. Тема, конечно, не нова, эдакая смесь Матрицы с Дивовым, но тут еще копать и копать.
Из минусов — излишне предсказуемо, еще из названия начинаешь догадываться о чем будет речь, и книга этих ожиданий не подводит. Сюжет катится гладко и ровно, и это к какому-то моменту это начинает утомлять. Я вот заметил, что практически у всех молодых авторов все детали и вопросы раскрываются рано, где-то к середине книги. Это убивает интригу и отпускает читателя. Другое дело когда ты до конца книги читаешь в постоянном напряжении и думаешь — «да что здесь черт возьми происходит?». Особенно если тебе подпускают тумана в голову а-ля Лазарчук, когда вообще непонятно, это реальные события или наркотическое или, скажем, виртуальное восприятие обманутых органов чувств и мозга.
Еще минус — большее внимания уделено сюжету, и поэтому герои очень быстро — без особой рефлексии — принимают судьбоносные решения, развиваются, взрослеют. Для героини-с-именем-модной-ныне-поп-певички это очень удачный ход, ей это подходит, а вот для ГГ хотелось бы побольше, намного. Пусть не до уровня Руиза Ава, но все же.
Из плюсов — читается легко, как раз в стиле мира — так же легко, как например принимаются налоги в этом мире.
Все равно, мне понравилось. Твердые 4+ по пятибальной шкале.
Из мелочей — автор, видимо, it-шник, потому что технические детали, в отличие трудов от многих литераторов, явных ляпов не содержат, единственное что несколько покоробило — это выводы про ДНК, которого достаточно для развития организма на самом деле. А, еще лекция вначале — ну не станут люди, проучившиеся вместе, читать друг другу рекламно/познавательный курс о том, что они учили! Понятно, что надо обьяснить читателю что тут собственно происходит, но вот собеседование для этих целей подобрано очень удачно, естественно, а первая лекция — увы.
Ялини, 11 октября 2009 г.
Читала с удовольствием. Написано четким, русским языком, алгоритм содержания точен, самовнушение ГГ почти программное указание психоаналитика. Звучит почти как самогипноз. Можно попробовать применить на практике. Не зря говорят, идеи носятся в ноосфере.
Читается легко, так и кажется, вот-вот я тоже добьюсь результатов, следуя подсказкам автора. Поступки и мотивы персонажей, оболванивание масс рекламой расписаны точно, даны характеристики диктата капитала достоверно и просто.
Приключений меньше, больше размышлений героя.
Spyglass, 29 сентября 2009 г.
Автору удалось продолжить Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Продолжить не по форме, а по сути.:wink: Но теперь понятно почему этой вещи отказано в публикации на бумаге. Она настоящая.
Saneshka, 2 октября 2009 г.
Даже не знаю... для автора, которого я уже давно для себя записала в «безнадежных», на мой взгляд, просто невероятно хорошо! То есть, есть куча опечаток, несколько сомнительных (с моей точки зрения) словосочетаний и пара несогласованных предложений, но это ведь не суть. Суть в том, что, возможно, все эти идеи стары, все они жеваны-пережеваны, все мысли высказаны и записаны не одну сотню раз, но эта книга получилась если не уникальной, то отличной точно. И жизненной. Потому что вопросы-то, задаваемые на этой «волне» всегда примерно одни и те же: насколько мир управляет нами, а насколько мы — миром? В какой мере уверенность в том, что ты контролируешь ситуацию, помогает НА САМОМ ДЕЛЕ ее контролировать? Как наши духовные силы влияют на то, что мы делаем, на что мы способны?
Сам сюжет, помимо «идей», так же, по-моему, интересен: в конце концов, ситуация с «истинными правителями Земли» — одна из самых благодатных. А эти «Посвященные», этакие Иллюминаты нового поколения, со всеми технологиями будущего наперевес, куда как правдоподобны! То есть, можно сколько угодно ссыласться на «паранойю», но такая штука как «управление массовым сознанием» таки существует. А в книге описываемая ситуация в какой-то момент становится и вовсе безвыходной: с одной стороны власть трех десятков съезжающих с катушех людей, возомнивших себя превыше всех, чье влияние, в какой-то мере, возможно и благотворно, но уж очень — если отбросить вовсе вопрос о чисто моральной стороне вопроса — нестабильно. С другой, без этого контроля, мир вполне очевидно скатится в очередную преисподнюю непрекращающейся мировой грызни, как бешеные собаки, которых одновременно поспускали с короткого поводка. Возможно тот странный «гештальт», «самадхи» — даже не знаю, как это назвать! — предлагаемый Зарой и иже с ней кому-то (мне например...) может показаться сомнительной альтернативой, но, кажется, плясать под музыку Вселенной все-таки лучше, чем под дудку нескольких сбрендивших «божеств«!
Ну и, конечно, все эти «избитые истины», вроде «Того, что есть у нас, лишить нельзя. А все, чего можно лишить — не наше», «Если ты живешь в раю, твой рай последует за тобой, куда бы ты не отправился. Если ты думаешь, что рай там, где тебя нет, то рая для тебя нет нигде.» хочется цитировать. И цитатой же, наверное, можно в конце концов охарактеризовать книгу:
«Когда у вас будет время подумать, вы удивитесь, потому что поймете, что не узнали ничего нового. Эта информация всегда была с вами. Она есть во всех наших поговорках, во всех книжках, во всех записанных кем-то умных мыслях. Вы тысячи раз повторяли ее, не понимая, что и почему говорите. Нас просто повернули и ткнули носом.»
Carn, 30 сентября 2009 г.
Книга, предполагаю, понравится адептам нейролингвистического программирования и тем, кто разочаровался в современной системе обмена информацией.
Я люблю книги с рассуждениями автора, вложенными в уста героев. Это делает книгу более настоящей, более актуальной, выделяя из ряда полностью зависимых от штампов произведений, так как автор хочет поделиться чем-то, что важно для него. Но не стоит забывать, что книга должна завлекать, а это сложно, когда баланс между действием-описанием-рассуждениями смещён в сторону рассуждений. Оптимальное соотношение, по-моему, можно найти в книге «Чужак в чужой земле» Хайнлайна. Там рассуждения героев, во первых, к месту, во вторых, отвечают их характерам, и в третьих, не настолько длинны, чтобы утомить читателя. Необходимо сначала загадать читателю загадку про персонажа, чтобы он искал ответ на неё в филосовских рассуждениях автора, вложенных в слова персонажа, не утрачивая интерес к тексту.
Описания мира можно было сделать более достоверными, столкнув его с героем в мелких бытовых подробностях, которых я в книге либо не увидел, либо не запомнил — атмосфера большинства мест, где побывали герои, была схожа между собой. Если воздействие браслетика описывается достоверно, так как герой сам признаётся, что не в курсе почти, то потом, когда он становится большим специалистом в информационном воздействии — можно было описать процесс подробнее, в чём сложности, пару реальных примеров гипнозатранса вплести в объяснения. (Пример хорошего описания системы информационного воздействия, если брать дебютные работы айтишников, дан в «Объектном подходе» Ароматова)
Развязка построена на воздействии героя на огромное количество людей, которое у него получилось так ровно и гладко, что до середины воспринимаемое серьёзно произведение стало для меня сном-сказкой-обёрткой, которую в её же собственных терминах можно назвать программированием читателей под мысли автора.
Сюжет закручен хорошо, но я бы порадовался, если бы в нём была ещё пара витков, меняющих героев с плохих на хороших и обратно, в основном согласен с предыдущими комментариями.
vr0791, 12 декабря 2009 г.
Книга оставила двойственное впечатление.
Сама тема — развитие, самопознание, раскрытие героя — очень богата и привлекательна. Автор изложил некоторое видение этой темы, сделал это простым языком, придумал неплохой сюжет. Книга, однако, об осознании человеком своего места в жизни, что неминуемо заставляет автора по этому поводу высказываться. Есть высказывания, с которыми я бы согласился, есть и те, которые мне представляются непроработанными, недоговоренными, есть и совершенно для меня неприемлемые. Нет тех, которые не встречались бы в дешевой поп-психологической литературе.
Что коробит — это нарочитая эмоциональная незрелость и асексуальность героя. Герой, окончивший какой-никакой дистанционный ВУЗ с углублённой программой — сколько ему лет? По контексту — лет 20-25, по эмоциональной зрелости — около 15-16, а то и меньше. Автору не хватает мастерства сделать выслушиваемые героем нравоучения не столь нарочитыми, потому он делает их короткими и многочисленными.
Общее впечатление — первый слабенький черновик для хорошей книги.
kaver, 1 октября 2009 г.
Название заинтриговало, поскольку я сам программист. Написано неплохо, однако идеи книги стары как мир и обладают межгалактической бородой. :smile: Как уже отмечалось в других отзывах, все загадки раскрываются уже к середине книги, поэтому финал пресный, скучный и предсказуемый. Повествование то скачет галопом по сюжету, то скатывается в лекции, разъясняющие ту или иную идею. В результате к финалу получается полная мешанина, и ни сюжет, ни идеи не получают должного раскрытия.
Siroga, 6 января 2010 г.
К сожалению, я начал знакомство с творчеством Сергея только с этой книги. Сюжет хорош, хоть и предсказуем, мир ярок и интересен, главные герои не шаблонно-картонные, а вполне живые, с разными характерами. Почему тогда «к сожалению»? Да потому что книга требует корректора и редактора, а я жуть как не люблю сырые тексты. Кроме того, очень обширны отвлеченные от действия пояснения и рассуждения, а есть еще и философствования, вплетенные в сюжетную канву. Это несколько утомляет.
Предсказуемо? Не без этого, но мировоззренческие вещи — не детектив, в этом отношении меня абсолютно ничего не раздражает. Книга не из разряда «что», а «как». Кстати, если кому-то кажется, что постулаты вроде «я верю, что получится и, значит, получится» — это фантастика, скажу вам: я ЗНАЮ, что это абсолютная правда. Может, в романе немного гиперболизированная, но правда.
Впечатление в целом — хороший, даже отличный задел на роман. Пока же как законченное произведение не воспринимается. Нет надрыва, сопереживания героям маловато. Как-то эмоционально вяло. Тем не менее считаю заслуженной оценку в 7 баллов, тем более, что Сергей Сергею да еще полочанин витебчанину глаз не выклюет ;)