Гастон Вилльям Адам де Павловски «Voyage au pays de la quatrième dimension»
Фрагментарная модернистская история будущего масштабов Стэплдона, уделяющая внимание не только научной футурологии, но эволюции философских и социальных концепций.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
keellorenz, 3 августа 2023 г.
В сетевых магазинах роман характеризуется так:
Путешествие Гастона де Павловского в Землю Четвертого измерения, написанное между 1895 и 1912 годами, предшествует «Последним и первым людям» Олафа Стэпплдона. В этой потрясающей истории будущего мы посетим уникальную эпоху Левиафана, когда колоссальная сущность окутала людей, как клетки в гигантском теле, время Научной тирании, когда безумные гении с высоким IQ правили человечеством, и, наконец, Великое идеалистическое Возрождение, или Эпоху Золотого орла, когда постигается четвертое измерение. Мы встретимся с гомункулами и суперменами, интеллектуальными машинами и гигантскими микробами. «Много примитивной футуристической фантастики теперь кажется банальной в своих ожиданиях, но в будущей истории Павловского нет ничего банального. Сюрреализм его футуристических виньеток, особенно тех, которые касаются атомных и биотехнологий в научную эпоху, получил новое дыхание благодаря фактическим достижениям в современной науке» (с) Брайан Стейблфорд.
«Французский писатель Гастон де Павловский написал роман «Путешествие в страну четвертого измерения», изданный между 1895 и 1912 гг., а в расширенном варианте — в 1923 г. Как и Уэллс, Павловский использует фантастическое четвертое измерение для обсуждения социальных вопросов. Однако, хотя эта книга о путешествии во времени, Павловский не считает время четвертым измерением, а, следуя примеру Эбботта и Хинтона, описывает страну в четырех пространственных измерениях.
Павловский также находился под сильным влиянием спиритуализма Цёлльнера и его работы «Трансцендентальная физика», которая была широко известна среди французских интеллектуалов в начале XX в., особенно среди художников-кубистов».
« Гастон де Павловский в 1912 году опубликовал полуроман-полутрактат «Путешествие в страну четвертого измерения». Помимо иных уже знакомых нам мотивов (автомобиль как «новое животное») здесь описывается новая раса людей, способных видеть невидимое. Для этогоим служит специальный прибор «афаноскоп». В результате мозг новых людей заполоняет хаотический поток несущихся образов:
«Воспринимаемый в форме световых впечатлений, этот обескураживающий хаос увлекалих сознание, ломал окружавшие их афаноскопы и высвобождал в их обезумевшем мозгу настоящую бурю».
На следующий день эти сверхзрячие люди превращаются в обломки «слишком сложных машин». Катастрофа «афаноскопов» Павловского отражает несогласованность между хаосом моментальных восприятий и непрерывностью движения машины.
Новая метафорика зрения уходит корнями в докинематографическую эпоху, в период всеобщего увлечения оптическими игрушками, созданными на основе вращающихся дисков, «колес», всевозможными фенакистископами, зоотропами, праксиноскопами.»
На русском не издавался, но в научных статьях об искусстве начала 20 века встречается к контексте примера четвёртого измерения в литературе и влияния подобных концепций на оп-арт и авангардистскую скульптуру/живопись.