Александр Грин «Золотая цепь»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
«Тайна» и «Приключение» — вот магические слова, которые могут закружить человека, перенести его в необыкновенный дом, похожий на лабиринт, и сделать центром событий, о которых он будет вспоминать потом всю свою жизнь…
«36 часов среди сильнейших волнений и опасности, восхищения, тоски и любви…»
Опубликовано: Новый мир. 1925. №№ 8 — 11.
Входит в:
— журнал «Новый мир № 8, 1925», 1925 г.
Экранизации:
— «Золотая цепь» 1986, СССР, реж: Александр Муратов
- /языки:
- русский (88), немецкий (1), чешский (2)
- /тип:
- книги (87), аудиокниги (4)
- /перевод:
- O. Птачкова-Махачкова (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 3 февраля 2024 г.
Если честно, то я не так сильно проникся самым известным произведением Грина – «Алыми парусами». Я слишком многого от них ждал, а получил лишь, да, прекрасную в плане стиля, но всё-таки простую, незамысловатую сказку с простым и незамысловатым сюжетом. И за этот роман я брался уже без особенных ожиданий – и надо же было так случиться, что именно тут я и получил всё то, что ожидал получить от «Алых парусов». «Золотая цепь» оказалась чудеснейшим произведением. Великолепный стиль – это уже можно было ожидать после «Алых парусов» – но тут я выделил бы ещё и диалоги; настолько они яркие, характерные, по ним одним можно составить представления о личностях героев, их настроениях, их позах и движениях. По правде сказать, для меня теперь «Золотая цепь» один из эталонов в плане диалогов. Да и в плане стиля тоже. В нём есть что-то «не гладкое», очаровательное в своей тонкой нестандартности – это когда любой иной писатель на автомате поставил бы всё просто, избитым словом, а тут вот, хоп, и при кажущейся простате что-то эдакое, слово или выражение, -– и вот уже всё приобретает выпуклость, имеет свой тонкий оттенок. По-моему, это высочайший класс владения языком.
Сюжет. Если вот так по памяти перебрать его, то он не покажется столь уж витиеватым – герой волей случая учувствует в романтической истории. Но очарование тут в другом. В том, как сильно наполнена эта история ощущениями. Я где-то читал, что высший класс художественного мастерства это умение передать что-то невыразимое. И здесь есть это невыразимое. Роман – это молодость. Наивная, горячая, иногда комичная; это ощущение чего-то важного, что вот-вот настанет, а на самом деле уже настаёт – и всё с тем печальным оттенком прошлого, которое ощущается только через множество лет, с чувством одновременной находки и потери; впечатление, оставшееся навечно не по масштабу событий, а по масштабу тех изменений оставшихся на душе. Всё это есть, и всё это перерастает сам роман, оставляя долгое неповторимое послевкусие…
А ещё роман наполнен увлекательной и манящей таинственностью. Таинственностью сказки с фантастическим дворцом и его красотами, фантастическим богатством. Мистической таинственностью скрытых коридоров и залов, подслушанных разговоров и загадочных автоматов. Мистической таинственностью судьбы – с богатствами, имеющими чужое темное прошлое, и приносящая исполнение мечтаний и, в то же время, отдаление того, что на самом деле дорого; судьбой, в которой счастье близко, но может быть скоротечно, а рядом с друзьями всегда есть недруги. Таинственность детектива, в котором герой видит лишь осколки картины, и будто по волне несется к исполнению чужих, скрытых от него планов, настроенных разрушить другие скрытые от него планы. Таинственность чужих судеб, которые видит герой, которые его манят, и которые, как настоящие чужие судьбы, никогда не будут полностью открыты для постороннего. Таинственность грез, слов и слухов. И таинственность первых серьезных чувств – не понятых до конца, но тревожащих подчас очень долго, до конца жизни. И всё это сливается в таинственность молодости – ведь такой она и кажется спустя долгие годы.
И вот уже и не скажешь, что сюжет простой и короткий, в нём и сюжетов оказывается много – это история золотой цепи, Ганувера, Дигэ, Эстампа, Дюрока, Молли, история создателя говорящего аппарата-предсказателя и других, частью лишь зацепленные автором, услышанные и увиденные героем, но оставляющие четкое ощущение их значительности, их цельности – будто в этой книги есть листья других книг, так естественно перекрещивающихся с этой. Удивительное ощущение.
И прекрасный роман.
Zangezi, 30 мая 2024 г.
Трагедия этого романа, трагедия Ганувера — это разлад между умом и сердцем. Ум Ганувера — это хитроумный дворец-лабиринт, это механический робот-предсказатель, это удачное вложение золотой цепи, это выбор «подходящей кандидатуры» Дигэ и проч. Все это вопреки сердцу, не по воле сердца, невпопад. Отсюда и трагический конец, неизбежный (по Грину) при таком сильном крене в сторону ума. Гануверу противопоставлен Санди — человек, который движим всегда и прежде всего велениями сердца, который поэтому твердо идет по дороге своей мечты. Его кажущаяся нелепой татуировка «Я все знаю» на самом деле означает «Я знаю главное, поэтому знаю все». А вот Ганувер своим умом так ничего и не знает, пассивен, нерешителен и обречен. Впрочем, возможно, и Ганувер прежде был таким, как Санди, именно таким он встретил и полюбил Молли, пока не нашел проклятую золотую цепь. Роман не зря ведь называется так. Кто знает, устоит ли Санди, если найдет свою золотую цепь. Посыл романа: бойтесь золотых цепей — они извратят вашу природу, привяжут к ненастоящему, погубят сердце. Но именно так со всеми нами и происходит.
Artistic2008, 2 февраля 2022 г.
Я роман прочитал после «Бегущей по волнам» и «Алых парусов», и это, наверное, была ошибка. Не было бы высоких ожиданий, не случилось бы и такого разочарования. Начало вроде и интересное: двое незнакомых людей предлагают пареньку поучаствовать в приключениях, которые в конечном итоге превращаются в пшик. Кто такие персонажи, какие у них мотивы действовать так, а не иначе? А, всё равно. Они просто есть, и они такие. Часть сюжетных линий (например с братом Молли) просто обрывается.
Отдельно хочется выделить язык романа. В некоторых местах его читать просто невозможно (особенно сцены с описанием дома Ганувера). Я несколько раз ловил себя на мысли, что я 3-4 раза перечитываю одно и то же место, потому что спотыааюсь на каждом слове.
В одном из комментариев здесь сравнили роман со сном. Да, у меня такие же ощущения, только для меня они со знаком «минус». Вместо цельного, проработанного произведения, какой-то поток сознания. Повторюсь, БПВ и АП мне очень понравились, а тут сидел с мыслью «закончись уже поскорее».
Cerber66608, 10 января 2020 г.
С этим романом у меня получилась практически такая же история как и с «Островом сокровищ» Стивенсона, Я опоздал с его прочтением лет так на двадцать. Сейчас он уже не воспринимается чем-то волшебным и незабываемым, но я уверен, что читателей в подростковом возрасте он удивляет и еще как (чего только стоит устройство дома Ганувера). Романтизация тайн и загадок тоже сделана в угоду подросткам. Тайн в этом романе вообще очень много, нам специально подается описание со стороны одного человека, который попал в это общество совершенно случайно, ему не доверяют полностью, поэтому и для читателя происходящие события предстают отрывками, теми данными, которые видит и слышит главный герой. Поэтому мы иногда вместе с ним задаемся теми же вопросами: «Где Молли?», «Может, она уже приходила?», «Когда все начнется?», ну и так далее.
Из минусов хочу отметить иногда кажущиеся бесконечными описания устройства дома, признаться честно, иногда мне не хватало воображения, чтобы представить полную картину. Но о прочтении, естественно, не жалею, это все равно крепкий и интересный роман, правда после «Алых парусов» ожидал более «воздушного» чтения. Больше всего мне понравилась середина книги, во время приключения героев на сигнальном пустыре.
Ольгун4ик, 29 ноября 2019 г.
Я нашла 48 синонимов к слову «хвалить» и половина из них не сможет передать моё желание, чтобы книгу прочли как можно большее количество человеков, и мою благодарность писателю, романтику и просто сказочнику. Хотя детским писателем Грин все же не является. Подростковым, может быть. Но уровень Дюма легко преодолевает.
Наверное, впервые юношеские впечатления совпали с сегодняшним днём. Да, сюжет я совсем не помнила. Но берегла томик с теплотой и никогда не убирала далеко.
Сюжет... в принципе, сюжет приключенческий. Авантюра, которую предложили герою не закончилась, как обычно кончаются авантюры в реальности. Наоборот, она дала начало действительно будущему герою, познакомила его с теми, кто на долгие годы определил вектор движения его жизни.
Ещё будут загадочные тайники, мифическая золотая цепь, роковые женщины, бандиты и воры. Это кратко. Очень не хочется пересказывать сюжет. Я вначале даже пыталась мысленно придираться и дивиться лёгкости, с которой открываются скрытые двери и вообще вся подноготная случайному свидетелю. Но это как раз точно не главное. Главное здесь люди. Настоящие друзья, лучшие женщины, идеальные герои.
Роман даже немного напомнил «Над пропастью во ржи». И пусть с точки зрения критиков Грин просто приключенческая литература, а Сэлинджер психолог, но я уверена, что своим романом Грин сможет дать подростку больше. Гораздо больше. Героя видишь живым. Здесь все герои очень настоящие настолько, что я почти остановила себя, чтобы не искать сведения об этих героях дальше. Хорошо, что автор очень трепетно отнесся не только к своим героям, но и к читателям и рассказал историю всех и до конца.
К слову, я все таки слушала роман. Хотя и книга рядом была. Но уж очень хорошо читает Владимир Голицын. Не без недостатков, но голос молодой с очень подходящим тембром и настроением. Музыкальных пауз нет, но сами главы достаточно объёмные. Так что я минимум два раза слушала и пока даже не буду далеко убирать аудио. Как-то очень хорошо, запоминающе, волнующе и печально. Очень печально, даже когда казалось бы все хорошо. Но и надежда все равно есть. Как сказал пан Сапковский: Что-то кончается, что -то начинается. А города, придуманные Волшебником из Гель-Гью давно нанесены на самую интересную карту Вселенной.
Groucho Marx, 7 ноября 2016 г.
Очень атмосферный роман практически без сюжета. Всё сюжетное происходит где-то за кадром, а герой наблюдает лишь следствия бурных взаимоотношений основных персонажей романа. Мне кажется, что поставить в центр авантюрного повествования симпатичного вуайера, который не только не принимает участия в действии, но и не видит, что, собственно, происходит, лишь догадывается о происходящем по отдельным намёкам и следам, это интересная экспериментальная идея.
Можно сказать, что эксперимент Александру Грину удался, но он сам почувствовал, что прошёл по тонкой линии на грани провала. Второй раз Грин попытался исполнить трюк «приключенческий роман без приключений» в последнем своём романе, пессимистической «Дороге никуда», примерно с тем же успехом. И второй раз тоже было удачно, но... на грани.
Оба раза книги спасала общая аура меланхолии, мягкой иронической отстранённости повествователя от описываемых событий, чья авантюрность лишь подразумевается.
narsyy, 23 июня 2017 г.
Потрясающий по своей неинтересности роман. Давно не читал такого стерильного чтива, которое не зацепило бы абсолютно ничем. Уже после сцен на корабле начался процесс разложения романа на нечто непонятное, сверкающее и шумное, которое так до самого конца и дошло, не считая чуть оживившей действие сцены с освобождением Молли. Ничего цельного не получилось и, видимо, не планировалось, т.е. как мальчик-моряк должен был соотнестись с мексиканскими интригами, механическим человеком и целой прорвой бесполезных персонажей, и к чему была такая странная развязка, осталось неясным. Вообще же, очень трудно читать гриновские романы, и если Алые Паруса еще хороши, то вот Блистающий Мир уже на порядок слабее и на два порядка безумнее, а Золотая Цепь и вовсе первому не чета по всем параметрам. Короче говоря, мне роман совсем не понравился, и я буду первым отзывистом (отзывантом? отзывщиком?), который среди прочих восторженных читателей начнет тут качать головой и хмурить брови.
kerigma, 10 августа 2009 г.
Меня неожиданно осенило: романы Грина больше всего напоминают сны. Знаете, такие снятся, особенно в юности, длинные интересные, почти сюжетные сны, в которых происходит нечто обыденное, и в то же время точно знаешь, что за этим скрывается некая тайна, нечто волшебное и необычное. Потом просыпаешься и жалеешь, что это сделал — так там было здорово.
Романы Грина именно таковы: на первый взгляд, его мир вполне реалистичен, герои работают, устраивают личную жизнь, страдают от безденежья и слишком юного возраста и тд. И в то же время все окрашено в какие-то фантастические тона, и, кажется, вот сейчас, за поворотом, откроется тот самый блистающий мир.
«Золотая цепь» вполне подпадает под это определение. Я знаю, откуда вырос роман, из сна о чудесном доме, в котором наполненные диковинами роскошные комнаты соединяются длиннейшими потайными коридорами. Доме, в тайной комнате которого скрывается небывалое сокровище, которое дано увидеть не каждому. Именно в такой дом попадает наш юный герой.
От сна романы отличаются лишь тем, что волшебное сновидческое место внезапно наполняется реальными людьми, которые жестого разрушают магическую реальность. Хозяин волшебного дома тяжно болен, на душе у него незаживающая рана. Сам того не понимая поначалу, наш юный герой принимает участие в плане по его спасению — от собственных тараканов и банды заезжих мошенников. Но тут-то волшебство и наталкивается на реальность; волшебный, блистающий мир мелькает в мгновение высочайшего напряжения — и исчезает. Остается память на всю жизнь, которой достаточно, чтобы написать эту историю. Короткую, но пронизанную морем, солнцем и фирменной гриновской сновидческой магией))
Paganist, 25 сентября 2013 г.
Наверное, после «Алых парусов» от Грина инстинктивно ожидаешь чего-то волшебного, невесомого, но в тоже время важного и неизбывного. Став заложником этой феерии, получаешь дикий контраст в других его творениях, как это произошло с «Золотой цепью». В течение всего повествования ожидаешь какого-то взрыва, неожиданного поворота сюжета, парадоксальной развязки. Но этот роман несколько разочаровывает. Нет-нет, он не плох. Однако не производит впечатления целостного произведения. Ощущается некоторая искусственность линии сюжета. Да и сам сюжет отнюдь не крут, хоть и завлекает сладостными магнитами: море, любовь, золото, интриги...
Положительной стороной романа является неистребимая и вечная «гриновская» тема: противопоставление жёсткой реальности и мира романтических грёз, корыстолюбия и альтруизма.
Oreon, 29 июля 2011 г.
И да простят меня фанаты, но роман мне показался несколько смятым или скомканным... обрывки фраз.., оборванные линии.. (как с похищенной лодкой), непонятные, рваные диалоги... Даже складывается впечатление, что это огрехи переводчика, только вот перевода то нет:). Повествование из-за этого напоминает сон, тогда все становится на свои места, явь переплетается с вымыслом в самых причудливых формах, чем-то сродни Алисе в стране чудес (я ее кстати тоже не самым высоким балом оценил :)).
Это что касается реализации, но и сама идея тоже несколько надумана и притянута, да во сне с героем случаются всякие разные вещи, но в реальности... Сегодня ты оборванец на какой-то шлюпке, завтра тебя берут в доверенный круг своего светского общества, доверяют сердечные тайны и обещают сделать капитаном... Не бывает такого :). Да и сердечные дела виновника торжества тоже мне показались не убедительными, или лучше не раскрытыми: возможно я бы понял почему все складывается именно так, но кроме нескольких намеков и недомолвок — меня в них не посвятили. Концовка с одной стороны несколько подтягивает все произведение, выглядит несколько грустно и романтично, а с другой стороны — все тот же назойливый вопрос: Ну почему все именно так, а не иначе? Что этому послужило причиной? Так до конца и не ясно.
Не знаю, возможно это романтика подростка, когда хочется тайн и загадок (тут действительно вся атмосфера этим пропитана), а я уже (к сожалению :)) не в том возрасте, но мне больше по нутру романтика скажем Алых парусов. Кстати фильм по этому произведению я смотрел ближе к подростковому возрасту, но и он меня тоже, что называется, не зацепил.
fan2mas, 20 января 2011 г.
Моя самая любимая из гриновских. Еще ценю «Дорогу никуда» — и тут, и в ЗЦ замечательно передана атмосфера романтики. Никто так, как Грин, не способен передать ощущение чуда, того Несбывшегося, что витает совсем рядом, вокруг тебя, неуловимое, как сновидение.
Блестяще.
тессилуч, 30 октября 2010 г.
На корабле Санди появляются два загадочных человека, которые приглашают его с собой. С этого момента таинственное начинает проростать через ткань повествования. Санди попадает в гигантский дом, где в каждой комнате ждет неожиданность или необыкновенная встреча. Где в реальности можно найти такие здания? Санди находит легендарную золотую цепь и встречает биоробота Ксаверия. Кстати, можно заглянуть в книгу В.Бугрова «1000 ликов мечты».
И где в этом романе реальность? Можно назвать его притчей, но никак реалистическим произведением.:dont:
rediger, 25 июня 2009 г.
Прекрасная книга. Как всегда у Грина, здесь сталкиваются прагматизм жизни с ее романтической альтернативой. И как всегда победа, пусть даже моральная остается за романтикой. Причем романтика у Грина вовсе не означает оторванности от жизни — вовсе нет. Его герои живут в реальном мире, страдают и терпят неудачи. Но в них горит огонь, приподнимающий их над приземленностью бытия большинства из нас.
Вадим Панов, 13 ноября 2009 г.
Великолепный роман, великолепная история. Скажете — романтика? А что в ней плохого?
ивалан, 19 октября 2009 г.
Великолепный романтическо-фантастический роман. Море, пиастры и любовь.
И детские мечты, которые сбываются.
десять. Читать и ещё раз читать.