FantLab ru

Роджер Желязны «Порождения света и тьмы»

Порождения света и тьмы

Creatures of Light and Darkness

Другие названия: Создания Света, Создания Тьмы; Создания света, создания тьмы; Создания света — создания тьмы; Порождение света и тьмы

Роман, год (год написания: 1967)

Перевод на русский: В. Лапицкий (Порождения света и тьмы), 1992 — 9 изд.
М. Денисов, С. Барышева (Создания света — создания тьмы), 1993 — 2 изд.
А. Ганько (Создания Света, Создания Тьмы ), 2003 — 1 изд.
Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 115
Рейтинг
Средняя оценка:
8.28
Голосов:
1511
Моя оценка:
-

подробнее

Аннотация:


Диковинный мир, где рядом с величайшими достижениями технократической цивилизации соседствует волшебство, где оживают боги Древнего Египта — Анубис, Гор, Тифон, Сет — создает Роджер Желязны. Удивительный мир переплетающихся реальностей, мир грез, заставляет читателя не только следить за динамикой сюжета и приключениями героев, но и задуматься над вечными вопросами Смерти и Бессмертия, смысла существования Вселенной, над вопросами сущности Добра и Зла.

Примечание:


Роман написан в 1966-1967 гг.

В 1968-1969 гг. тремя порциями был опубликован журнальный вариант романа: «Creatures of Light», «The Steel General» и «Creatures of Darkness».

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Избранные произведения. Том 2
1992 г.
Порождения света и тьмы
1992 г.
Создания света, создания тьмы
1992 г.
Создания света, создания тьмы…
1992 г.
Остров мертвых
1993 г.
Создания света - создания тьмы
1993 г.
Создания света - создания тьмы
1993 г.
Этот бессмертный
1993 г.
Миры Роджера Желязны. Том 2
1995 г.
Порождения Света и Тьмы
1999 г.
Джек-из-Тени
2001 г.
Князь Света
2003 г.
Создания Света, Создания Тьмы
2003 г.
Князь Света
2004 г.
Порождения Света и Тьмы
2007 г.
Порождения света и тьмы
2017 г.
Порождения Света и Тьмы
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Creatures of Light and Darkness
1970 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 ноября 2009 г.

Несмотря на то, что это один ранних романов Желязны, книгу в каком-то смысле можно назвать квинтэссенцией всего его творчества. Космические боги, они же межзвёздные маги, они же таинственные ангелы-хранители постов по поддержке равновесия вселенной. Мир где правит то ли магия, то ли технология, то ли их синтез... От всего этого кружится голова...

Боги, которые на самом деле и не боги, или на самом деле боги. Кто их там поймёт, с их смешными страстями. В «Князе света» помнится тоже было нечто подобное, только в не столь утрированной форме.

Ещё одна замечательная и примечательная особенность этого текста — его ритм и темп. Он звучит как белый стих, как поэма в прозе. Усиливает этот эффект и описательная стилизация происходящего в Доме Мёртвых и Доме и Живых под египетские мифы. А динамика развития сюжета и условная схематичность характеров наводит на мысль, что автор хотел придать роману сходство с трагикомической фарсовой пьесой, а возможно и с египетской мистерией. Недаром же он обратился к египетской тематике! Действительно, многое в романе наводит на мысль об этих таинственных представлениях, которые разыгрывались древнеегипетскими жрецами. Вот и «Создания света — создания тьмы» и есть такая техномистерия, поставленная Желязны.

Ну и какая же сказка, без намёка на серьёзную философию! И тут автор постарался на славу. Его роман походя поднимает целый корпус серьзных философских проблем, которые его же герои разрешают совершенно играючи. Желязны в своей ироничной несерьёзной манере препарирует целые уровни бытия и небытия, погружаясь всё глубже и глубже, до самой бесконечности и далее.

Роман этот представляет из себя достаточно крепкий орешек. Не каждый сумеет осилить его с первого раза. Такие книги нужно читать, перечитывать и вновь перечитывать. И восхищаться.

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июня 2009 г.

Книга прочтена ажно в 92-м году.

Оставила ощущение недоогранённого бриллианта. Но Желязны, как и все другие писатели, не мог быть ровным, он же человек, а не самопишущая машина.

Идея бога с подавленной памятью и технотрансформаций живых существ захватывает внимание.

Очень философичен первый диалог Анубиса с Вейкимом, когда бог-псиглавец воплощая-развоплощая слугу в тело-механизм спрашивает — жив ли он.

Несколько выспренны некоторые эпитеты: Принц-Который-Был-Тысячью (так в переводе) и То-Что-Кричит-В-Ночи. Это удручало тогда, и тем более сейчас, когда выдала на-гора свой хогвартский шедевр Сами-Знаете-Кто.

Возможно, время вымарало в моей памяти некоторые эпизоды, но осталось ощущение, что я таки не понял, кто был этот Принц и что там такое кричало в Ночи.

Было несколько обидно за сгинувшего Сета, слабость Анубиса; восхищал лошадиный «аватар» и могущество Тифона.

Книга понравилась нестандартностью и множественностью идей и, при всех минусах «накопительного коммерческого» писательства, именно Амберский цикл, «Создания», «Джек» и «Князь» с лихвой покрывают литературные убытки Роджера в таких произведениях, как: «Маска Локи», «Черный трон» и т.п.

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 августа 2012 г.

ТАКОЕ не привидится ни под самым жестким «кайфом», ни в самом лихорадочном бреду, ни в самом невероятном сне. ТАКОЕ не расскажет самый безнадежный душевнобольной. ТАКОЕ способно породить лишь безудержное больное воображение, сдобренное писательским талантом (коим Желязны, несомненно, обладает). Дикий, ядерный коктейль из мифологии, мистики и научной фантастики... Короче: понравилось, очень понравилось:) Атмосферное начало, описание домов Жизни и Смерти и таких разных миров — зачастую гротескные — заставляют почувствовать себя частью безумного буйства. Возникало желание по-детски прыгать и хлопать в ладоши. От восторга:)

Взяться за чтение этого творения меня побудили положительные отзывы и любовь к мифологии. Автору в своей трактовке египетских богов удалось сохранить чисто древнеегрипетское предствление об этих богах, т.е. представить их не высшими силами, далекими от людей, а, скорее, существами иного, чуть более высокого порядка, которым не чуждо ничто человеческое.

Хотелось бы отметить умение автора удерживать интригу и торжественно, «под барабанную дробь» ее раскрывать. Этому немало способствуют вкрапления вроде интерлюдий, которые на первый взгляд кажутся бессмысленными, но после очередного сюжетного поворота мгновенно этот смысл обретают. А как виртуозно описана темпоральная фуга! Взрыв мозга, если пытаться вникнуть, но очень увлекательно, если представить, что называется, в красках.

Из недостатков, пожалуй, назову скомканную концовку. Перевернув последнюю страницу, удивилась: «Что, и всё???» (К тому же, непонятен резкий переход на «драматургическую» форму изложения). По-моему, гораздо эффектнее было бы закончить погружением Изиды в сон.

Итак, мое знакомство с творчеством Роджера Желязны можно считать состоявшимся, и весьма успешно.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 апреля 2011 г.

Перечитывала несколько раз, в разных переводах, в попытках докопаться до изначальной истины, что же автор имел в виду в том или ином случае. Красиво написанная («Стихнут стоны у отмели, когда затонувший корабль вернётся в гавань...» «Пусть будет десять пушечных салютов, пусть удалят их из воздуха и слуха, оставивлишь девять напряжённых молчаний между ними...») После первого прочтения провела много времени, изучая египетскую мифологию. Как и во всех вещах гениального Желязны, если начинаешь копаться и разбираться, уходить в глубины, в которых пребыал автор, открывается всё больше и больше нового и интересного. Это лишь после поверхностного прочтения можно сказать, что сюжет прост, интересен лишь антураж. Для меня его книги — это своего рода мозаика, которую складываешь и складываешь, иногда даже вовсе не сразу — какие-то камешки ещё предстоит вставить в отведённые им места. Одно из любимых произведений.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 марта 2011 г.

Мистическая притягательность текста. Простые, иногда схематичные и в то же время удивительно сильные образы. Космический размах, мифический антураж и странный демонический юмор. Может быть в этом романе Желязны нащупал некое направление отличное и от фэнтези и от НФ. Перечитываю эту книгу чаще других. Снова и снова в моем воображении «Человек идет в канун своего Тысячелетия по Дому Мертвых». И каждый раз это новый человек...

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 мая 2016 г.

«Создания света, создания тьмы» написаны в 1969 году, спустя два года после «Князя света». И влияние «Князя…» на «Создания…» хорошо ощутимо. Перед нами вновь мир далекого будущего, вновь человеческая экспансия и технологии подняли некоторых людей до уровня богов. На этот раз, правда, индийский пантеон заменен на египетский. Вновь главный герой является одним из богов, но не отожествляет себя с ними, существуя как бы вне сложившейся системы. Это все на поверхности и сразу бросается в глаза при чтении. Давайте взглянем чуть глубже.

Итак, люди колонизировали космос и во главе всего этого стоял Тот. Был ли Тот Богом или все его способности объясняются технологиями и генетической мутацией – каждый решит самостоятельно. Тот контролировал все освоенные миры с помощью своих ставленников, тоже богоподобных. Однажды в глубинах далекой планеты Тот обнаружил некую злую сущность, которая угрожала жизни всей галактики. Тот нарекает это нечто Тем-что-плачет-в-ночи и бросает все свои силы, а также своих сыновей, Сета и Тайфуна, на уничтожение этого создания. Однако отвлекшись на новую опасность, он забыл о старых. Подчиненные Тота подняли мятеж, захватили и поделили власть, после чего успешно помешали уничтожению Того-что-плачет-в-ночи. Итоги: Тот в изгнании, тратит все свои силы на сдерживание в заточении твари, угрожающей жизни всей галактики, Сет и Тайфун считаются погибшими, а к верховной власти приходят Анубис и Осирис, которые перекраивают мировые порядки по своему усмотрению.

Роман начинается с празднования в Доме Мертвых тысячелетия службы Оакима. Анубис лично поздравляет его, дарит ему имя и отправляет во внутренние миры с целью уничтожить загадочного и бессмертного Принца-имя-которого-тысяча.

Роман легко читается, но тяжело усваивается. Он напоминает лоскутное одеяло, в которое много чего вшито, но от обилия и разнообразия лоскутов общая картина уходит куда-то на границы восприятия. И это, в общем-то, неудивительно, т.к. Желязны писал эту книгу как упражнение и не более. Он даже не собирался ее издавать, просто накидывал идеи, нанизывая их на нить повествования, не особо беспокоясь, насколько хорошо они гармонируют друг с другом. Тем не менее во всем этом безумии и хаосе можно найти свое особое очарование.

Да и как его не найти, когда тут рядом с египетскими богами действуют греческие (Тайфун) и вообще авторские (Железный генерал, который воплощает собой дух войны и бунта), когда наряду с технологиями используется магия, когда даже Черная дыра применяется как оружие, а для особой аутентичности Анубис и Осирис делают себе пластические операции, чтобы их головы стали похожи на шакалью и птичью соответственно. А черный юмор, который использует Желязны? Взять хоть сцену гадания на человеческих внутренностях, когда жертва, чьи внутренности использовали, была в сознании и обвиняла предсказателя во лжи, т.к. тот неправильно положил «вон тот кусок кишки», а затем и вовсе заявила: «Это мои кишки, и я не желаю, чтобы по ним гадал жулик!».

В общем, книга по-хорошему безумная и непростая для восприятия. Ей не хватает глубины и эпичности «Князя света», но прочитать ее я рекомендую. Редко встретишь произведения подобного толка.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 августа 2007 г.

Несмотря на всю мою любовь к Князю света, Хроникам Амбера, Ночи в одиноком октябре да и ко многим другим произведениям Желязны, эта книга остается для меня лучшим произведением Мастера. Непередаваемая атмосфера мрачного мироздания, управляемого египетскими богами. Колоритнейшие персонажи, такие как Железный генерал, извечно сражающийся на стороне тех, кому суждено проиграть, и безумный поэт Врамин. Мифопоэтический стиль и образы, а также внутренняя логика повествования создают впечатление некой иномировой хроники, в которой не объясняются многие упоминающиеся события и понятия именно потому, что они известны и понятны обитателям той вселенной. Этим вызваны и претензии некоторых к не понятной мотивации поступков тех или иных героев.

Особо отмечу шикарное по своей образности и атмосфере вступление, описывающее события, происходящие в Доме мертвых.

Когда я прочитал книгу в первый раз, то ничего не понял, но был в восторге от прочитанного.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июля 2015 г.

Мне кажется, было бы ошибочно считать, что перед нами нечто, основанное на древнеегипетской мифологии. Конечно, большинство действующих богов взято оттуда, но автор черпал и в греческой мифологии (Цербер, Минотавр, Тифон, благие киклопы). Откуда взялся зеленобородый Брамин, судить не возьмусь. Аналогично обстоит дело и с Железным Генералом. Это олицетворение бунта, а таких богов, кажется, не было ни у кого. Конечно, Бронза -- конь Генерала имеет восемь ног, подобно одиновскому Слепниру, но это ничего не доказывает. В конце концов, на скифских петроглифах тоже можно видеть восьминогих коней -- символ быстрого бега.

Таким образом, не следует воспринимать роман, как иллюстрацию к тем или иным мифологическим представлениям. Зато совершенно очевидна мысль, которую я уже встречал у Желязны в романе «Ночь в тоскливом октябре». Это идея внеморальности высших сил, их полной внечеловечности, а также бессмысленности бытия как такового. В издательской аннотации к роману читаем: «Удивительный мир переплетающихся реальностей, мир грез, заставляет читателя не только следить за динамикой сюжета и приключениями героев, но и задуматься над вечными вопросами Смерти и Бессмертия, смысла существования Вселенной, над вопросами сущности Добра и Зла». Вслед за издателем идею о соществовании «Добра» и «Зла» повторяют некоторые из лаборантов, а кто-то даже договаривается до того, чтобы считать одного из богов «положительным героем». А между тем, в романе нет даже таких слов: «добро и зло». Создания света, равно как и создания тьмы с полным безразличием уничтожают целые народы и даже миры. И смысла в этом противостоянии нет ни малейшего, одна только игра стихий. Боги бьют не только людей, но и друг друга, унижают, лишают силы, уничтожают, но при этом и победитель, и побеждённый знают, что, пусть через тысячи лет, но погибшие вернутся, силы восстановятся и бессмысленный круговорот завертится вновь. Так при чём здесь добро и зло, существующие лишь в представлении людей, которые вовсе никем не принимаются в расчёт?

О том, как написан роман много и хорошо сказали авторы предыдущих отзывов. Мне остаётся лишь восхититься умением Роджера Желязны создавать прозу на грани стихотворной поэтики. Наверное так и надо писать о круговороте вселенной, о богах и тщете сущего, хотя такой стиль затрудняет восприятие простых мыслей автора. Впрочем, думается, что и как бы ни написал автор, всегда найдутся желающие выискивать в тексте добро и зло, а героев делить на хороших и злых.

Оценка: нет
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 апреля 2010 г.

Лучшее произведение (на мой взгляд) у Желязны. Нетрадиционные ходы, основоположник параллельного трактования какой-либо мифологии (в данном случае — египетской). Есть живые, яркие характеры, вообще произведение шире и глубже чем это может показаться после первого прочтения.

Интересные находки — Генерал (вечный борец за справедливость герой без лица), сказавший не больше 10 фраз за все произведение но с характером, который можно живо представить. Вечные, ктороых мало и все меньше... Сын-отец являющийся отцом-сыном..... (Христианство? Где святой дух? Тифон?)

Хороший контраст — размеренно-задумчивый стиль повествования, описывающий жесткий экшн. Психоделизм. Новые находки модели вселенной.

Интересно и то, что «экшн-голливуд» в этом произведении прописан очень ненавязчиво. По сравнению с 9 принцами — Создания Света Создания Тьмы на порядок свежее и интереснее. В первом случае жевачка для развлечения, во втором попытка найти что-то действительно новое, с чем автор справился.

Перечитывал раз 5. Каждый раз как заново. Поставил 10.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 марта 2009 г.

Прочитала отзывы и не смогла ограничиться просто оценкой.

Эта книга, ну вот право же, — типичный Желязны. В ней он, с моей точки зрения, как модно говорить, оторвался. От души.

Мне эта трансформация творчества, вот в такой вид, я имею в виду, напоминает некоторые варианты у Стругацких. Они тоже любят вдруг пуститься во все тяжкие, а поклонники читают, широко раскрывая все больше глаза и обвиняя себя (если что невнятно дошло) в явном скудоумии... ну не Стругацких же обвинять-то, с ними, ясное дело, все в порядке...

Эту книгу я перечитывала несколько раз, и еще буду неоднократно. Какие-то новые фрагменты я вижу в ней при новом прочтении.

Совершенно особая ирония присутствует и неизбывно живет в этой книге.

Для меня Желязны — это тот человек, который может писать книги, пробуждающие желание действовать, двигаться вперед, вливающие новую энергию. Не все его книги таковы. Но эта — одна из них.

Как говорится: «снимаю шляпу».

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 мая 2015 г.

Очень похоже на «Князя Света». По сути, та же идея, разница только в мифологиях – там индуизм, тут египетская. Невообразимо далекое будущее, отдельные личности обрели божественную силу и способность управлять жизнью, смертью и вселенскими энергиями.

Что есть жизнь, что есть смерть и что есть сознание? Что есть созидание и разрушение?

И началась война богов – сражения, альянсы, предательства, гибель и воскрешения. Семейка далеко не мирная – Тот, Сет, Осирис, Тифон, Исида, Анубис и еще несколько бессмертных. Какое дело богам до простых смертных, когда они заняты разборками в собственном семействе и борьбой за владычество? Древние мистерии разворачиваются на вселенском уровне, мифология переосмысливается категориями научной фантастики.

Миры содрогаются и рушатся под ударами темпоральной фуги, когда боги ведут свои битвы. Звезды взрываются фейерверками немыслимых красок и исчезают в потоке сияющей аннигиляции. Боги в своем могуществе так немыслимо высоко поднялись над уровнем обычного человека, что смысл происходящего скользит на самой грани постижимого. Хаотичные серии эпизодов, похожих за выхваченные наугад стоп-кадры постепенно выстраиваются в четкую систему. Пытаться вникнуть в подробности божественных деяний – все равно что искать четкий смысл в картинах Дали и безумных сновидениях. Лучше просто наслаждаться изысканными красочными эпитетами и причудливыми перетекающими одна в другую картинами – это чистый восторг. Есть что-то сверхъестественное в безумной красоте повествования.

«Создания света и тьмы надевают и сбрасывают одежды человека, машин и богов».

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 декабря 2013 г.

На первый взгляд в этом произведении нет абсолютно ничего земного, человеческого. Созданная автором вселенная — это хтонический мир темных могучих созданий, чья история уходит корнями во тьму вечности, а все деяния символичны и судьбоносны. На их плечах покоится мир. Именно такими предстают читателю герои романа при первом появлении. Но ключик к пониманию этих образов автор дает в самом начале романа, обыгрывая декартовский постулат Dubito ergo cogito, cogito ergo sum (Я сомневаюсь, значит мыслю, я мыслю, значит существую). И именно это на мой взгляд позволяет увидеть за всей грозностью образов обычные человеческие черты. Взаимоотношения этих титанов, их копящиеся веками обиды, пристрастия, увлечения, мелкие пакости друг другу настолько понятны, просты и даже обыденны, что вызывают улыбку — все это мы встречаем в своей жизни каждый день. Только не в таких грандиозных масштабах. И вместо трепета приходит сопереживание. Они как будто становятся ближе и понятней, человечней.

При этом герои романа не становятся полностью «людьми», как персонажи «Князя Света». Они сохраняют определенную толику трансцендентности и нереальности. То есть мифическая сторона романа остается доминирующей. Она заставляет смотреть глубже и искать между строк тайных знаний и скрытого смысла.

И для меня именно это сочетание обыденного и нездешнего, представленное в идеально выверенных пропорциях, и есть главная причина любви к «Созданиям...».

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 апреля 2011 г.

Мощь образов в этой книге, не побоюсь этих слов, «заставляла» меня перечитывать ее в общей сложности не менее трех раз. Размах сюжета поистине космический, с превосходно вплетенными египетскими нотами. Весьма впечатлило, особенно очень искусное сплетение технократии и мифологии. Язык, которым написан роман, просто отличный. Именно после этого романа мне в свое время полюбился Желязны. Не так уж много писателей его поколения умели так писать.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 августа 2008 г.

Вывернул на изнанку, разорвал, рабросал, сжёг, вырастил, вымел, вымолил что то потрясающие своей природой хаоса и перенесением на бумагу мыслей непорочно беспорядочных.

В голове голова помещается едва, но если думать о бесконечности всё остальное просто...

---

моё мнение с удовольствием не совпадёт с истиной

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 ноября 2009 г.

Перечитывала.

Желязны — такой автор что иногда кажется что мы с ним в разной реальности.

Очень трудно пересказать сюжет.

Как сказал герой Лукьяненко «Книги — это боль автора выходящая наружу» (Ну конечно не так, но примерный смысл ясен:))))

Сейчас писала про Анджея Сапковского, что в его романах нет вот этой боли. Зато есть сюжет который можно пересказать:)

Создания Света, создания тьмы — это сплошная боль.

Один диалог о жизни и смерти чего стоит....

Тем не менее за эдакую неголливудскость — поставила 9.

Все равно это — один из любимых авторов.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх