Майк Брукс «Лев. Сын леса»
Лев Эль’Джонсон, скованный стазисом в центре обломка своего родного мира, спал на протяжении десяти тысяч лет. Теперь он пробуждается в Империуме-Нигилус — кошмаре наяву. В эту непроглядно мрачную эпоху на угасающие угольки человечества со всех сторон надвигается грозная голодная тьма. Даже Льву не одолеть такое зло в одиночку, но есть те, кто готов помочь примарху в его благородном походе. Многие из его Падших рыцарей, загнанных и донельзя измождённых, долго ждали, когда их сеньор вернётся, чтобы принести им искупление. Теперь же Владыка Затенённых Путей должен вновь собрать вокруг себя этих лояльных бойцов и выступить на битву, чтобы истребить своего вероломного сына, а также банду искажённых хаоситов, зовущих его господином. Сталкиваясь с особенностями этого странного времени, Лев не может доверять ничему и никому, кроме самого себя. Но в Галактике, где нет ни Императора, ни Империума, ни Первого легиона, ни Калибана… кем станет он сам?
Входит в:
— цикл «Warhammer 40,000» > Отдельные романы
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нэнбала, 22 января 2024 г.
Лев никогда не был злодеем, но и героем он являлся столь сомнительным, что в итоге ему дали «арку искупления». И не ему одному. «Лев. Сын леса» показывает не постаревших Падших с постаревшим примархом – а повзрослевших. И как же про них приятно читать. Роман, по сути, прямое продолжение истории Темных Ангелов из цикла «Ереси». Со скачком времени на десять тысяч лет, но этот скачок ощущают скорее персонажи, чем читатель. И как герои кажутся более взрослой версией себя времен бунта Хоруса, так и роман кажется более «взрослым» относительно книг эпохи «Ереси».
В послесловии Майк Брукс пишет, что издательство поставило перед ним очень конкретную задачу сделать сопроводительную книгу к настолке, выдало ему известного персонажа, чей характер расписали полдюжины авторов до него, и кучу ограничений. Тем удивительнее, что ему удалось усидеть на двух стульях и не только выполнить требования, но и получить на выходе роман более интересный и… насыщенный, чем подавляющее большинство вархаммеровской литературы. Лично мне кажется, что причиной этого является понимание автором, чего именно хочет человек, который возьмется читать про вернувшегося Льва.
Во-первых, он будет хотеть читать про Льва, а не про кого-то еще. Очевидная, вроде, вещь, но часто авторы будто боятся писать про важнейших героев этой вселенной, даже некоторые сольники примархов (и в их числе «Лев. Повелитель Первого» от Гаймера) рассказывают истории совсем других героев, а на примархов дают посмотреть чужими глазами издалека. «Сын леса» — в первую очередь про Льва, а во вторую – про его отношение к сыновьям и с сыновьями. Падшие, как и их примарх, в таймлайне романа уже достаточно зрелые личности, чтобы задуматься над иными решениями конфликтов, кроме грубой силы – а потому боевых сцен здесь сравнительно немного, а те, что есть – действительно двигают сюжет, да и длительность их ровно такая, какую требует здравый смысл. Основной упор здесь на рефлексию, попытки героев осмыслить прошлое и настоящее, свою роль и место в мире – для вархаммера такой акцент нетипичен. При этом Брукс в детали «прошлого», к которым постоянно обращаются герои, читателя не посвящает, предполагая, что тот и так в курсе – то есть роман рассчитан на старых фанатов. Раз так – им не надо в очередной раз проговаривать мироустройство, а это открывает возможность осветить те детали, которые раньше авторы не трогали. В частности – бытовые, которые в эпическом повествовании часто отбрасываются как не стоящие внимания. Однако сцены того, как великий сын Императора спал на ковре возле кровати, так как та его вес не выдерживала, как для одиноких космодесантников снимание и надевание брони стало настоящей проблемой, как гордые Ангелы Императора учились передвигаться намеренно неуклюже, чтобы походить на модифицированных рабочих и не выдавать в себе опаснейших воинов Империума… Все это мелкие нюансы, которые уводят «Сына леса» в сторону более реалистичного повествования, тогда как многие книги «Ереси» напоминали скорее эпос или легенду. Хотя от легенды Брукс тоже взял немало – глобально сюжет перекликается с историями о короле Артуре, о чем автор прямо пишет в послесловии. Лев – (уже второй) спящий король, пробудившийся в темный час своей страны, и параллель прослеживалась задолго до появления романа. Автору оставалось только добавить деталей, что он и сделал, и сделал хорошо (а еще среди «серьезных» заигрываний со старыми легендами я нашла отсылку на «Монти Пайтон и Священный Грааль», что хорошо вдвойне). И так как часть истории уходит в область мифологии и символизма, вполне оправдано, что часть явлений читателю никто не объяснил и не факт, что объяснит. Лес просто есть, Лев просто в нем очнулся, потому что почему бы легендарному королю не пробудиться ото сна в зачарованном лесу, не вытащить меч из камня и не отправиться защищать людей? При всей «реалистичности» других частей истории в таких эпизодах рациональное объяснение лишнее. Единственно, что, с моей точки зрения, в объяснении все же нуждается – когда сам Лев успел так хорошо осознать прошлые ошибки, если для него с момента «смерти» на Калибане до пробуждения прошла пара мгновений? У Падших были годы, а то и столетия, а он когда успел-то? Что ж, примархи непостижимые создания.
Если подытоживать, я очень довольна. Роман оказался именно таким, каким мне бы хотелось видеть книгу о пробуждении Льва, а история сосредотачивала внимание именно на тех вещах, о которых мне, как читателю, хотелось знать сильнее всего. Большего и желать не смею.
Отдельное спасибо команде, издавшей книгу. Перевод, редактура, печать — все на высшем уровне, не уступая официальным изданиям (а многие из них превосходя). Буду следить за их другими проектами, так как сомнений в профессионализме этих ребят у меня теперь нет.