FantLab ru

Уилбур Смит «Божество реки»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.20
Голосов:
112
Моя оценка:
-

подробнее

Божество реки

River God

Другие названия: Речной бог

Роман, год; цикл «Древний Египет»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14
Аннотация:

Почти за две тысячи лет до Н.Э. не знавшее себе равных государство Древнего Египта впервые сталкивается с сильным и опасным врагом. Из глубин Азии на берега Нила пришли гиксосы. Они отважны и жестоки, их луки бьют в два раза дальше египетских, они мчатся в колесницах запряжённых невиданными чудовищами — лошадьми.

И вот молодая царица Лостра, спасая остатки своего войска и своего народа, уводит караван судов вверх по течению Нила, на юг, за Великие пороги, вглубь неизведанной страны Куш.

Великий исход египтян из Египта будет очень долгим и всё это время Леонардо Древнего Египта, инженер и врач, маг и изобретатель, учёный и музыкант Таита, будет делать всё для подготовки возвращения своей царицы в Стовратные Фивы с новым тайным оружием, с новыми союзниками и с новыми силами, обретёнными на просторах Чёрного Континента.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Божество реки
1995 г.
Божество реки
2007 г.
Божество реки
2007 г.
Божество реки
2010 г.
Божество реки
2010 г.
Тайный советник фараонов
2010 г.
Речной бог
2019 г.

Аудиокниги:

Божество реки (аудиокнига MP3 на 2 CD)
2010 г.

Издания на иностранных языках:

River God
2002 г.
(английский)
River God
2007 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, много от романа не ожидал, поэтому книга Уилбура Смита ждала своего шанса на прочтение почти два года. Однако её мощь оказалась столь велика, что я на три дня буквально выпал из привычной мне реальности и оказался в Древнем Египте.

Сразу следует оговориться, что историческим назвать этот роман можно только с о-о-очень большой натяжкой. Сюжет книги строится вокруг известной истории о вторжении в Древний Египет кочевых племён гиксосов, однако в ней слишком много фантазий и авторских допущений. Чтобы не разрушать интригу отмечу только один факт: абсолютно все герои романа являются вымышленными персонажами. Таким образом, на фоне «Божества реки» вольные экранизации «Трёх мушкетёров» (я уже не говорю про сам роман Дюма-отца) выглядят серьёзной документалистикой.

Тем не менее, автор настолько ловко складывает слова в предложения, а предложения – в главы, что оторваться от книги не представляется возможным. На руку здесь играет и эпичность повествования. Лично мне при чтении книги было плевать на все её недостатки: явную фантастичность сюжета и многочисленные анахронизмы; самый пошлый образец Марти-Сью в качестве главного героя; злодея настолько отрицательного, что это выглядит даже карикатурно и т.д. История рассказанная главным героем столь же обширна и могуча, как и Нил, на берегах которого разворачиваются события. Повествование то замедляется, то ускоряется; то сужается до речных порогов, на которых звенят клинки и сталкиваются армии, то разливается в ширь от описания самой великой любви, которую может испытывать мужчина к женщине.

Кстати, о главном герое. Зовут его Таита. Он является доверенным лицом первого царедворца Египта, а также воспитателем его единственной дочери. Таита красив, а также обладает всеми мыслимыми и немыслимыми талантами: врач, архитектор, инженер, поэт, музыкант, педагог, охотник, ветеринар, военачальник, маг... Список можно продолжать ещё довольно долго. Единственная сфера жизни, в которой он бесполезен – это секс с женщиной, ибо герою в подростковом возрасте полностью удалили гениталии. Таита является евнухом и это обстоятельство определило всю его судьбу.

В ходе чтения романа выяснилось, что автор с помощью своего героя регулярно высмеивает штампы и клише, связанные с современной идеологией либерализма. Поясню подробнее. Как часто шутят в нашей стране, идеальным героем фильма, претендующего на Оскар должна быть неимущая темнокожая одноногая лесбиянка, к тому же больная СПИДом. СПИДом наш герой не болеет, но остальным критериям политкорректности он вполне подходит. Судите сами:

– национальность: уроженец Ближнего Востока, воспитан в Египте. Точно не белый европеец;

– социальный статус: раб, то есть с точки зрения окружающего общества – не совсем человек;

– физическое состояние: евнух, а значит мало того, что инвалид, так ещё и не совсем мужчина;

– сексуальная ориентация: в течении многих лет исполнял для хозяина роль мальчика для утех, а значит может быть причислен к сексуальным меньшинствам.

Казалось бы, полный букет беспощадной толерантности? Ага, как же! Вот что на самом деле представляет собой мировоззрение главного героя:

– поскольку Таита является жертвой многолетнего сексуального насилия, то гомосексуалистов он презирает всей душой;

– статус раба не мешает герою вести успешный бизнес и добиваться наград, почестей и званий;

– воинов, получивших увечье на войне Таита считает бездельниками и дармоедами, так что надо ли пояснять, как он относится к прочим старикам и инвалидам?

– личная свобода не интересует героя от слова «совсем»;

– вообще, с точки зрения рассказчика, свобода является не естественным правом каждого человека, а привилегией для самых богатых членов общества;

– на протяжении романа Таита неоднократно раз убеждает читателей его мемуаров в пользе рабовладения. Отельной вишенкой является твёрдая уверенность героя в том, что для негров нахождение в рабстве у египтян является благом, которое невозможно отрицать (американские читатели романа в этот момент должны были испытать самые разнообразные чувства);

– рассказчик вроде бы признаёт за женщинами те же права, что и за мужчинами, однако сразу же оговаривается, что эти права существуют только для богатых женщин, а жёны и дочери простых крестьян являются не более чем обычным скотом;

– может быть герой романа не является эталонным белым европеоидом, однако его убеждённости в том, что он является жителем самой цивилизованной страны на Земле, а все остальные народы являются варварами, хватит на троих белых американцев.

Ну, а теперь скажите, с какой ещё целью, кроме как поддразнить своего читателя, современный англоязычный автор может создать такого персонажа? По итогам прочтения романа приходится констатировать, что Уилбур Смит является матёрым троллем, ибо на протяжении повествования оказались попраны абсолютно все «священные коровы» мультикультурализма.

В заключении следует отметить, что хотя формально «Божество реки» является первой книгой цикла, на самом деле оно представляет собой абсолютно законченное произведение. Роман охватывает события на протяжении свыше тридцати лет и я не представляю как можно продолжить это масштабное полотно не скатившись в пошлую сериальщину. К моменту окончания повествования Таите за шестьдесят. Очевидно, что написать ещё четыре столь же эпичные по своему размаху книги с этим героем у автора не могло получится при всём желании. Отзывы лаборантов на другие части цикла подтверждают мои самые худшие опасения. В свете этого всем, кому понравится эта книга следует серьёзно подумать: а стоит ли вообще читать необязательные продолжения?

Итог: роман, ставший для меня одним из самых ярких литературных событий года. Он настолько хорош и настолько целен, что я, наверное, не буду читать другие книги этого цикла, поскольку очевидно, что они не могут сравниться с ней. Всем, кому небезынтересен Древний Египет, настоятельно рекомендую ознакомиться с этим произведением.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть авторы, способные написать в жанре «экшн» телефонную книгу.

Впервые я приобрел увесистый шестисот страничный кирпич под названием «Седьмой свиток» в далеком 2007 году. Причем по той же причине, по которой мы с друзьями в детстве ходили на индийские фильмы: приятно почувствовать, что на свете есть кто-то глупее тебя, включая актеров, режиссеров и зрителей. Особым шиком считалось в самом душещипательном месте с треском развернуть шелестящую фольгу шоколадки и отравить почтеннейшей публике все удовольствие от набежавших слез.

То же самое я собирался сделать снова. Но про шоколадку забыл примерно на восьмидесятой странице, и тогда же с удивлением понял, что роман меня полностью захватил. Вы спросите: это серьезная литература? Отвечу: нет. Хорош ли у Уилбура язык? Язык самый обыкновенный, даже простоватый. Есть ли у книги исторические достоинства? Все вранье от первого до последнего слова. И тем не менее, от нее невозможно оторваться. Факт подтвердили мои изумленные приятели-эстеты.

Я очень люблю древнюю историю, особенно историю стран Востока и Индии. Поэтому псевдоисторическая литература на заданную тему у меня раздражения не вызывает. Как сказал Стивен Кинг, «иногда плохая книга может научить гораздо большему, чем хорошая». Но это не про Смита.

Историю царицы Лостры, Смит выдумал от начала до конца. Мало того: он беззастенчиво соврал про якобы найденные свитки папируса, подтверждающие существование этой апокрифической женщины-фараона. Но мне на это наплевать, так же как на неверные датировки с нашествием гиксосов. Уж больно удачным получился у автора образ хитренького Таиты, главного героя первых двух книг, и косвенного героя третьей. («Божество реки»-«Миссия»-«Седьмой свиток»).

Свои лучшие бестселлеры Смит написал уже в преклонном возрасте. Это ощущается по эпизодическим героям, вроде бывшего гэбэшника, потаскуна и пьяницы в «Седьмом свитке» и частому неодобрительному упоминанию плохого оружия «АК». Да, Смит мыслит категориями прошедшего времени, и вряд ли его взгляды изменит четвертая жена-таджичка. Но мне и на это плевать. Автор владеет философским литературным камнем, который позволяет превращать развлекательное забойное чтиво в золото, причем, в самом прямом смысле. (Уилбур Смит, наряду с Кингом, Гришэмом и Клэнси — один из самых высокооплачиваемых и тиражных современных авторов).

Начало литературной карьеры было не очень удачным: четыре первых романа Смита в родной Родезии были запрещены к публикации как непристойные. Опять-таки соглашусь, чувствуется в книгах автора некая болезненная озабоченность. Но даже этот неприятный штришок писатель впоследствии сумел обратить себе на пользу, умело дозируя откровенные описания и сцены. И даже придал им оттенок варварского великолепия и наивности древних. Несмотря на преклонный возраст(81 год), автор — живчик всем на зависть. Не говорю о страсти к путешествиям и сменам жен. Бойкость пера у Смита по сей день просто изумительная, так же как интерес к жизни, способность красиво врать и мистифицировать публику. История привилегированного раба Таиты, по словам Смита, была записана на берегах Нила. Сидел Уилбур на ступеньках храма, размышлял о вечности, и вдруг услышал тихий голосок: «Меня зовут Таита, расскажи всем о моей жизни»... Ну, а дальше писатель стенографировал.

Я несколько раз пытался кратко изложить содержание первых двух романов, но потерпел фиаско. Дикий бред получается. Начинаешь читать — и мгновенно оказываешься втянутым в действие. Чем мощнее внутренняя энергетика автора, тем ярче «галлюцинации», которые мы испытываем, листая страницы. Лично мне уже не нужна никакая экранизация: я увидел описанные события отчетливее, чем в кино. А разве не за это мы платим свои кровные 10-15 долларов?

Одним словом: рекомендую.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами – псевдоисторический приключенческий роман в антураже древнего Египта, чьи события и действующие лица имеют к нашей с вами в реальности отношение весьма опосредованное. Впрочем, так как дело происходит в весьма стародавние времена, то массового читателя, для которого все фараоны на одно погребальную маску, а вторжение гиксосов – лишь полузабытая строка из учебника истории, это смутит мало.

Сюжет — стандартный плутовской роман с героем-плутом «мастером на-все-руки», несчастными возлюбленными, злодеем-советником и прочими атрибутами подобных произведений. Выделяет произведение в этом плане разве то, что заглавное действующее лицо – евнух, а значит на амурном фронте блистать у него выходит не особо (зато он блистает во всем остальном). Язык произведения складный, да, местами вроде мелькают анахронизмы, но помним, что это все-таки псевдоисторическое произведение.

И в то же время, как по мне, книга – блестящая стилизация. Да, евнух Таита расписывает свои многочисленные таланты так, что в пору заподозрить его в бесславной принадлежности к многострадальному семейству Сью. Но дело в том, что скажем тем же фараонам было свойственно несколько (мягко говоря) преувеличивать перечень и степень своих достоинств и заслуг. Пожалуй, самый известный такой пример – битва при Кадеше, которую при ее спорных итогах древнеегипетская пиар-машина Рамсеса Второго раскрутила как величайший триумф. Есть даже такая шутка, что понять тот факт, что война все-таки складывалась неудачно из египетский записей можно лишь благодаря тому, что победы начинают происходить все ближе к столице. Поэтому если предположить, что герой в духе своего времени всячески возвеличивает себя и преувеличивает, привирает, а то и вовсе присваивает себе совершенно чужие заслуги, то все быстро становится на свои места. При этом по отдельным небольшим эпизодам можно понять, что герой, несмотря на все свое бахвальство, отнюдь не всеведущ, и порой с гордостью козыряет чисто практическими заблуждениями того времени, например вспоминает о том, как поднял на смех человека из Междуречья, который высказал идею о главенствующей роли мозга, а не сердца в мыслительных процессах человека.

Еще один несомненный плюс то, что автор не стал обрекать своего героя на не свойственные той эпохе псевдосовременные моральные нормы. Так чудо-евнух в принципе не считает людей равными, а в рабстве вообще не видит ничего зазорного. Герой живет в мире, где все принадлежит лишь сильным или тем, кто родился в нужном семействе, и при этом весьма приближен к власть имущим, так с чего ему думать иначе?

В общем и целом книга вышла весьма занятная. И пусть с точки зрения исторической достоверности критики она не выдерживает, как вольный художественный срез той эпохи глазами «слегка» зазнавшегося очевидца вещица эта вполне себе хорошая.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В отрочестве я зачитывался романами Г.Р. Хаггарда. Среди любимейших были «Клеопатра» и, в чуть меньшей степени, «Владычица зари». Закономерно меня стал увлекать Древний Египет. Увы, в страсть это не перетекло и так и осталось в подростковом возрасте. И вот сейчас, значительное время спустя, устав от классического фентези и сайфая, я решил прочесть что-нибудь о жарких песках и великих фараонах. Уилбур Смит, по-моему, самый популярный автор исторической прозы про Древний Египет, из представленных в книжных магазинах, поэтому выбор пал на него.

«Божество реки» захватывает с первых страниц. Язык произведения динамичный и красочный, что позволяет хорошо совмещать описания, работающие на атмосферу, и экшен сцены в той или иной форме. В книге много сцен секса и жестокости, но это вполне обыкновенно для исторических романов. Интересно, что в отличии от модного нынче тёмного фентези, здесь за нарочитой натуралистичностью прекрасно видны черты хаггардовского романтизма. На фоне различного рода чернухи цветёт вечная, безусловная любовь и совершаются славные подвиги. Главные герои наделены массой добродетелей и практически лишены недостатков. Однако, всё это, с поправкой на место и время происходящих событий, что добавляет толику реалистичности происходящему. Так, умнейший человек во всём Египте, Таита, иногда заблуждается в вещах, очевидных современному нам обывателю, как то роль мозга в теле человека или допустимость рабства в обществе.

Касательно Таиты: этот герой, на мой взгляд, один из недостатков книги. И дело не в том, что он плох, а, напротив, что он слишком хорош. Автор, конечно, приготовил ему тяжёлую судьбу: Таита раб и евнух, которого хозяин много лет насиловал и использовал для своих незаконных дел. Но что касается способностей и талантов, то ими герой одарён сверх меры. Так, Таита лучший в Египте: врач, бегун, наездник, стратег, математик, архитектор, инженер, изобретатель, художник, драматург, агроном, астролог, теолог, историк. Также он умеет сверхъестественно ладить с животными и предсказывать будущее. Особенно в первой части книги это несколько раздражает, но потом привыкаешь и просто держишь в уме, что если в книге проблема напрямую не связана с маханием мечём, то Таита всё с лёгкостью разрулит. Еще такая могущественность героя уравнивается тем, что во второй части романа события становятся эпичнее и приобретают почти мифологический масштаб, а в мифах такие персонажи очень даже к месту.

Не смотря на однозначную положительность главных героев, они не ощущаются стерильными – у них есть свои недостатки. Например, Таита временами бывает высокомерен и не способен признать свою неправоту, Тан очень упрям, а Локта довольно импульсивна. И, опять-таки, их «хорошесть» стоит рассматривать через призму времени – то же самое рабство активно практикуется и оправдывается как теологически, так и экономически.

Сюжет нельзя назвать оригинальным, но все традиционные элементы работают очень хорошо – героям сопереживаешь, а за событиями увлекательно следить. Вообще, «Божество реки» — интересный роман. Он доставляет удовольствие, как во время прочтения, так и после.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

грешно сказать, во время прочтения книги порой закрадывается мысль о пользе кастрации. (скорбный смайлик)

потому что главный герой — раб Таита — без малого гений, своего рода Леонардо да Винчи Древнего Египта.

он и математик, способный производить сложные расчеты, и инженер-механик, которому стоит раз взглянуть на невиданную прежде диковину, чтобы разобраться как она работает, и даже придумать, как ее улучшить, и художник, и писатель, и в медицине разбирается, и бухгалтерию своего хозяина ведет, и готовит хорошо.

еще Таита немножко маг, способный заглядывать в будущее.

а еще он — скопец, которому вельможа Интеф приказал отхватить «вообще всё», дабы его любимчик (да-да, Таита нужен был Интефу именно для постельных утех, домоправителем стал потом, когда вырос и стал любителю мальчиков неинтересен) не интересовался женщинами.

и пришлось Таите нерастраченную энергию направить на науки и искусства, а способность к любви на дочку Интефа красавицу Лостру и всевозможных мимишных домашних животных.

книга написана от лица Таиты, и он предстает очень обаятельным, положительным персонажем, хотя при этом видны его таланты ко лжи, манипуляции и сокрытию правды.

ну а чего вы хотели от раба?

Таита верно служит Интефу, могущественному вельможе, который вертит как хочет стареющим слабовольным фараоном, всецело погруженным в гаремные удовольствия и приготовления к торжественному погребению.

Таита платонически влюбленный в свою юную госпожу, наблюдает зарождающуюся любовь между ней и отважным Таном, молодым, но уже прославленным воином, но очень скоро на Лостру кладет глаз охочий до женской красоты фараон...

меж тем страну терзают разбойничьи шайки, парализовавшие караванную торговлю, в дельте Нила правит фараон-узурпатор, а с востока надвигается новая угроза — варвары-гиксосы, освоившие невиданный прежде способ вести войну.

Уилбур Смит был мне знаком по трем приключенческим романам на более современную тематику: читал я у него про наемников после краха колониальной системы, про добычу алмазов и про поиски затерянного города в Африке.

обратившись к истории Древнего Египта, Смит остался верен своей приключенческой музе, потому произведение яркое, динамичное, с колоритными (хотя и штампованными порой), героями, и любителям сражений и поединков будет здесь чем поживиться.

ни в коей мере нельзя воспринимать книгу как пособие по истории Египта, по степени вольности обращения с материалом Смит обгоняет и многих авторов фэнтези, которые берутся использовать в своих вымышленных мирах элементы мира реального.

другое дело, что в Египет Смита абсолютно ВЕРИШЬ.

да с материалом автором обошелся вольно, но материал этот тут есть, и его много, и он касается самых разных тем, от погребальных ритуалов до повседневной гигиены, от способов казни до медицинских инструментов.

потому перед читателем разворачивается красочная, пышная, полная первобытной витальности, жестокости и грязи жизнь Древнего Мира.

чувствуется, что герои книги живут в ином мире, по другим законам, и представления о морали у них другие, и цели в жизни тоже.

натурализма более чем достаточно, и касается не только потрошения бегемотов (с ритуальной охоты на них начинается книга) или военных действий, но сексуальной жизни, и бытовых привычек. потому людям со слабыми желудками кое-что лучше пропустить.

незнакомые с понятием «греха» люди Верхнего Царства не раз шокируют читателя своими выходками, которые они сами как выходки не воспринимают.

водяной туалет стоит прямо посреди комнаты, им с восторгом пользуются публично, во время представления мистерии, актера, играющего роль Осириса убивают по-настоящему, бравые солдаты без тени сомнения начинают приставать к Таите, ну евнух же это почти женщина! и так далее.

раскаленные пески, бесплодные земли, через которые течет благодатный Нил, пыльные бури, насылаемые Сетом, разливы реки, происходящие по воле двуполой богини Хапи, ритуализированность жизни и завороженность смертью и посмертным бытием...

повторюсь, Смиту ВЕРИШЬ.

правда в то, что египтяне в глаза не видели лошадей и воспринимали их как неведомых чудовищ, все-таки не верится.

что сами конными не воевали — вполне, но чтобы в ужасе разбегаться при виде «кровожадных чудовищ» уже не очень.

это, конечно, мелочи.

и вот, проиграв войну свирепым гиксосам, египтяне решаются на большой исход верх по течению Нила, где намерены собрать новую армию, накопить сил, зализать раны.

не буду пересказывать все хитросплетения сюжета, которых в толстой книге более чем достаточно.

на хрупкие плечи Лостры падет груз правления, египтяне будут осваивать новые земли, преодолевая сопротивление самой природы, появятся новые враги и союзники.

а хитроумный Таита, находясь в самом сердце событий, запишет и расскажет эту невероятную историю.

я понимаю, что Смит жанровый, развлекательный автор.

но в лучшие моменты «Божество реки» делает небольшой, осторожный шажок за рамки приключенческого стандарта.

писателю удается ухватить настроение и ощущение уходящего времени, которое уносит с собой все, оставляя лишь камни, да туман воспоминаний.

это становится заметно во второй половине книги, где юные в начале ее герои, сами начинают стареть и уходить один за другим.

и долгожителю Таите придется еще сделать надрез на боку увядшего тела той, которую он качал на руках младенцем, чтобы извлечь внутренности, готовясь к бальзамированию...

а могучий Нил все течет и течет, вечный и равнодушный ко всему.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Объемная книга, которая отлично подойдет любителю приключенческой прозы в целом и Древнего Египта в частности. Не стоит рассчитывать на глубокий исторический экскурс, все герои здесь полностью вымышленные, однако, некоторые глобальные исторические события соответствуют описаниям того времени.

Раб-евнух в качестве главного героя, от имени которого ведется весь сказ — довольно оригинальное решение автора, что добавляет интереса к книге. Однако, при всем при этом, как и подобает шаблонному главному герою, он талантлив во всем. Что называется и швец, и жнец, и на дуде игрец. Остальные герои картонные, четко подразделяются на добрых и злых, причем первых на порядок больше.

Основной упор сделан на сюжет, история развивается неспешно и охватывает несколько десятилетий, за которые пройдет большое количество псевдоисторических событий разной степени интересности. Минусом тут является то, что большинство событий предсказуемо. А дешевый литературный прием поднятия читательского интереса, ввернуть в текст эдакий спойлер, типа «В тот момент я даже не думал, что мои слова станут пророческими...», автор использует слишком часто. Однако, интересных сцен и событий тоже хватает, особенно в первой половине романа.

Так что читать этот роман можно, а вот перечитывать вряд ли.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающий роман! Браво автору — от книги не оторваться! Герои яркие, интересные, живые; сюжет богатый: битвы, драмы, интриги, любовь, страсть, крепкая дружба, путешествия, открытия — чего здесь только нет, и все сплетено в единую, завораживающую историю. А на фоне египетских реалий времен фараонов — это просто шикардос.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уилбур Смит один из не многих писателей чьи исторические романы читаются легко , без напряжения. Он не пишет исторические романы в полном смысле этого слова. В его романах нет реальных исторических личностей и ему не надо свои фантазии ограничивать или подгонять под исторические события того времени о котором он пишет. Уилбур Смит просто выбирает определённое историческое время и на его фоне создаёт исторический роман. '' Божество реки. '' относиться к таким романам. Великий Нил , Древний Египет — империя созданная за много столетий до нашей эры , страна фараонов и пирамид... И на этом фоне писатель пишет свой роман , наверно лучший из цикла '' Древний Египет. ''. Роман захватывает с первых страниц , несмотря на объём он не утомляет , а затягивает всё больше и больше... Не замечая того ты сам переносишься в те далёкие времена и вымышленных героев начинаешь восприниматься вполне реально. Описание природы занимает не последнее место в романе. Это не просто фон , это не '' голая '' картинка на заднем плане. Это целый мир , полный жизни и красок. Взять хотя бы первые страницы романа , где описана охота на гиппопатама... Лично я роман читал три раза , первые раз я его прочёл ещё в девяностых когда он вышел в издательстве '' Вагриус. ''. И не разру '' возвращение '' к роману меня не разочаровало , каждый раз я его читал с удовольствием. Именно благодаря роману '' Божество реки. '' я открыл для себя Уилбур Смита. Моя оценка 10!!! Рекомендую Всем!!!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх