FantLab ru

Лев Толстой «После бала»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.45
Голосов:
204
Моя оценка:
-

подробнее

После бала

Рассказ, год (год написания: 1903)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 44

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Повести и рассказы
1950 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 12. Произведения 1895-1910
1959 г.
Повести и рассказы
1972 г.
Избранное
1976 г.
Повести и рассказы
1976 г.
После бала
1977 г.
Повести и рассказы
1978 г.
Повести и рассказы
1979 г.
Два гусара. Рассказы
1982 г.
После бала
1983 г.
Смерть Ивана Ильича. Повести и рассказы
1983 г.
Воскресение. Рассказы
1984 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Рассказы
1984 г.
Л. Н. Толстой. Избранные произведения
1985 г.
Повести и рассказы
1986 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 11
1987 г.
Рассказы
1988 г.
Воскресение
1998 г.
Детство. Отрочество. Юность. После бала
1998 г.
Повести и рассказы
2003 г.
Русский рассказ XX века
2005 г.
Рассказы о любви
2009 г.
Воскресение
2010 г.
После бала. Повести и рассказы
2010 г.
Севастопольские рассказы
2016 г.
Севастопольские рассказы
2018 г.
После бала
2018 г.

Периодика:

Жемчужина, № 35, июль 2008
2008 г.

Аудиокниги:

Повести и рассказы
2007 г.
После бала
2007 г.
Повести и рассказы
2008 г.
Повести и рассказы
2008 г.
Хрестоматия по литературе. 8 класс (аудиокнига MP3)
2008 г.
Исповедь. Повести. Рассказы
2009 г.
О первой любви, о второй любви и о любовях последующих
2010 г.
Кавказский пленник. После бала. Смерть Ивана Ильича
2011 г.
Кавказский пленник
2012 г.
Хрестоматия по литературе. 8 класс
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Из русской художественной прозы / Pages from Russian Fiction
1989 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

8/10 Лев Толстой «После бала» -- философский по сути рассказ о тонкости и грубости человеческой натуры. Рассказ идет от лица уже немолодого человека, который рассказывает своим приятелям историю своей неудачной любви. Очень емко рассказ затрагивает несколько уровней бытия, и повествует, по-моему, в первую очередь о том как внутренние качества человека влияют на его судьбу, а также об отношении человека к торжеству случая и жестокости в этом мира. Написано с литературной точки зрения блестяще: передача эмоций, характеров и персонажей целиком -- все выглядит живым и дышащим. Читать интересно и приятно.

Резюме: хороший рассказ о взаимных отношениях человека, общества и судьбы

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не хотел писать отзыв на этот рассказ, выставил убогую троечку, и будет с него. Всё-таки, жалко, рассказ попал в школьную программу, а такого издевательства не выдержит и великое произведение. Так чего дополнительно плевать в творение Льва Толстого... Но сегодня на «Радио России» была встреча с неким учителем литературы, который сформулировал одну из главных моих претензий к рассказу «После бала». При этом он сказал, что подобный вопрос частенько задают ученики, так что это не мой личный таракан, а вполне объективное явление. Вопрос таков: Ну хорошо, отец любимой девушки оказался жестоким палачом, но девушка тут причём? Если любишь, постарайся увести её из этой ужасной семьи. Но гордо отвернуться и уйти, разлюбить во мгновение ока -- не по-человечески это. Объяснение учитель дал следующее: Юный Иван Васильевич был в ту пору в состоянии имманентной влюблённости. Он обнимал своей любовью весь мир, по немодные сапоги потенциального тестя включительно. И когда он увидел, как гоняют татарина за побег, всё его мировоззрение рухнуло. Человек немедленно разучился любить и мог только скорбеть. В первую минуту объяснение кажется логичным, а Лев Толстой представляется тонким психологом. Но если так, молодой человек должен разлюбить мать и отца, весь белый свет и стать глубоким мизантропом, во всяком случае, надолго, пока не наступит выздоровление. Но ведь этого нет, Иван Васильевич остался прежним, он всего лишь «разлюбил и проклял» былую пассию. Дело в том, что Лев Толстой ни разу не психолог, и не стоит выискивать в его писаниях глубокого смысла. Несчастный Иван Васильевич рупор авторских идей, и не более того. А потом мерзавцы от образования всунули рассказ в школьную программу, отучающую детей от чтения, и заставляют искать глубокую философию на мелких местах.

С литературной точки зрения рассказ, как и всё у Льва Толстого написан отвратительно, но стоит ли говорить об этом лишний раз? Кто сумел выработать у себя литературный вкус, тот и сам всё видит, а кто намертво искалечен отечественным школьным литературоведением, тот всё равно не поймёт, сколько доводов и примеров ни приводи.

Какую же оценку ставить толстовскому опусу? Порнографии и любования садизмом здесь нет, значит, не единица. И ещё один балл накину за фразу «Братцы, помилосердствуйте!» Отличная фраза, придумать такое невозможно, наверняка Лев Толстой подслушал её, когда будучи офицером, любовался экзекуциями, широко в те поры распространёнными. Итого, тройка. Хотел бы написать: «Не читайте», -- но поздно, каждого из нас уже принудили прочесть это в нежном, легко ранимом возрасте.

Оценка: 3
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В последнее время всё чаще и чаще замечаю, что мода ругать русскую классику и как её преподают в школе не заканчивается, а лишь набирает новые обороты. И Достоевский плох, Булгаков чем-то не угодил, а Лев Николаевич записан в ряды графоманов. Но если всё-таки на некоторое время абстрагироваться от школьных воспоминаний о вдалбливании классических мнений критиков о классике и прочих неприятных моментов, которые наверняка были у каждого второго школьника. Забыть это и посмотреть правде в глаза.

Конечно, просто сказать «Это же классика!», значит, ничего не сказать. Слова «Это же классика!» вовсе не аргумент. Но не согласиться, что эта литература на века будет весьма сложно. Она была актуальна и в те года, актуальна и сейчас. Да, нет атмосферы ушедших лет. Зато люди всё те же и проблемы идентичные.

Возможно, «После бала» нельзя назвать шедевром творчества Толстого, но все вышесказанные слова можно смело к нему отнести. Для меня это небольшое произведение как дыхание прошлого, полное боли, разочарования и крови. Оно наполнено реальной жизнью, созданной ярким контрастом бала (в особенности, танец Вареньки и её отца) и той жестокой сценой, что наблюдал главный герой после торжества. Главное, «После бала» полно ошибок. И для каждого читателя они свои.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уверен, что где-нибудь на просторах Интернета обнаружится статья, автор которой берется доказать, что наказание шпицрутенами является проявлением подлинного гуманизма. Дескать, вообще-то за многие прегрешения положена была их свершившим самая натуральная смертная казнь, но император Николай Павлович не любил к казни прибегать, а потому предпочитал дать шанс на сохранение жизни даже злостному преступнику. Но данный аргумент, ежели понимать, что из себя представляло подобное наказание, когда человека прогоняют сквозь строй, столь же «убедителен», как идея благодарить борцов с еретиками за то, что сожгли какого-нибудь человечка на костре, но ведь обошлись же без кровопролития...

Поэтому одна из целей, поставленных автором, достигается без особых затруднений. Резкий контраст: едва ли не со страниц идиллии сошедший офицер, так трогательно обращающийся на балу с вступающей во взрослую жизнь дочерью, так сильно располагающий к себе всем своим уютно домашним обликом , и тут вдруг по долгу службы этот же пожилой человек превращается в кровожадного монстра, полагающего своей священной обязанностью, чтобы провинившегося солдата непременно забили до смерти, обращается в лютого тигра рыкающего...

Небольшой объем рассказа помогает Толстому не утратить возможность достоверно обрисовать эмоции и характеры персонажей. А то ведь знаем мы его, будь возможность растянуть повествование до масштабов романа, так он бы всю эту достоверность сам и порушил бы нудным морализаторством и дотошным объяснением мотивов каждого чиха каждого из героев. Здесь же нет: никаких готовых объяснений, читатель сам должен дойти до понимания причин того, каким образом внутри человека уживаются одновременно овечка и тигр, и того, как легко порой обычные люди творят злые дела необычных масштабов...

Но...

Не знать бы еще подоплеку написания данного произведения...

Злодейское избиение происходит в Чистый понедельник, то есть сразу после Прощенного воскресенья. Злодействуют православные, злодействуют над татарином. Рассказ же предназначался для предполагаемого сборника в пользу жертв кишиневского погрома. И вот вместо ожидаемого от Толстого призыва ко всем без различия вероисповедания и происхождения быть милосердными, оставаться людьми в любых обстоятельствах готовился очередной этап битвы Льва Николаевича с демонизируемым им православием, чреватый вкладом не в преодоление ксенофобии, а в ее пестование...

Поэтому пропадает вера в то, что пафос произведения порожден голосом совести автора, а не конъюнктурой. Мнится, захотелось графу Толстому поучаствовать в тогдашнем аналоге нынешнего BLM...

И даже порой возникает жалость, что не написал он рассказ о злом помещике, от которого крестьянка родила сыночка, а этот сыночек волею отца стал кучером у его законных детей. Жуковский вот кучером не стал. У замшелого крепостника, стало быть, не оказался сын кучером, а великому гуманисту чадо в кучера то и пригодилось, чтобы братиков своих катать...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх