fantlab ru

Василий Головачёв «Хроники Реликта»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.83
Оценок:
549
Моя оценка:
-

подробнее

Хроники Реликта

Цикл

Аннотация:

Крупный роман, охватывающий промежуток от конца 22 до 35 века. Основа сюжета: в далеком космосе обнаружена спора реликтовой формы жизни и доставлена на Марс для изучения. Несмотря на предупреждения более древних рас, исследования споры (почти километрового яйца) продолжались до тех пор, пока она не «проросла». Родившийся «Звездный Конструктор», уничтожив треть Марса, покидает Солнечную Систему. Позже «малыш» еще дважды наведается в Систему, едва не поставив ее на грань гибели, первый раз с просьбой о помощи, и второй раз, желая «поиграть».

Спустя тысячу лет после окончания войны ФАГа (5-6 части «Реликта») Война-Игра вновь угрожает дальнейшему существованию человечества, а точнее его остаткам, уцелевшим после катастрофы тысячелетней давности. Гея — новая родина человечества, Земля — превратившаяся в результате катастрофы в плоскую лепешку, колонии эвакуировавшихся с Земли интраморфов, а так же весь объем Космориума — ограниченного неведомыми стенками участка Метагалактики.


Содержание цикла:


7.70 (923)
-
32 отз.
7.61 (570)
-
11 отз.
7.71 (546)
-
10 отз.
7.82 (518)
-
7 отз.
  • Дети вечности  [= Запределье; Большой выстрел; Полёт урагана. Часть вторая] (1991)  
7.80 (438)
-
2 отз.
7.60 (413)
-
3 отз.
7.69 (385)
-
1 отз.
6.76 (84)
-
1 отз.
5.42 (19)
-
5.70 (23)
-
1 отз.
5.42 (19)
-
5.50 (18)
-
  • Аквилон (2010) // Автор: Вадим Филоненко  
6.10 (29)
-
5.24 (17)
-
5.35 (17)
-
5.38 (16)
-
5.47 (15)
-
7.37 (529)
-
9 отз.
7.18 (264)
-
10 отз.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Непредвиденные встречи
1979 г.
Реликт
1982 г.
Спящий джинн
1988 г.
Современная советская фантастика
1990 г.
Полет урагана. Часть вторая
1991 г.
Полет урагана. Часть первая
1991 г.
Избранные произведения. Том 5
1993 г.
Избранные произведения. Том 6
1993 г.
Избранные произведения. Том 9
1995 г.
Контрольный выстрел
1995 г.
Реликт. Роман в трех томах. Том 1
1996 г.
Реликт. Роман в трех томах. Том 3
1996 г.
Реликт. Роман в трех томах. Том второй
1996 г.
Реликт. Том 1
1996 г.
Реликт. Том 2
1996 г.
Реликт. Том 3
1996 г.
Война абсолютов
1998 г.
Запределье
1998 г.
Контрразведка
1998 г.
Реликт. Том 1
1998 г.
Реликт. Том 2
1998 г.
Сжатая пружина
1998 г.
Чужане
1998 г.
Абсолютный игрок
1999 г.
Игра с огнем
1999 г.
Реликт. Том 1
1999 г.
Реликт. Том 2
1999 г.
Абсолютный игрок
2001 г.
Реликт. Том 1
2001 г.
Реликт. Том 2
2001 г.
Хроники Реликта
2005 г.
Хроники Реликта. Том 1
2005 г.
Хроники Реликта. Том 2
2005 г.
Реликт. Дети вечности
2006 г.
Реликт. Абсолютный игрок
2007 г.
Реликт. Первая трилогия
2008 г.
Абсолютный игрок
2009 г.
Реликт. Вторая трилогия
2009 г.
Реликт 0,999
2010 г.
Мегаморф
2010 г.
Мегаморф, или Возвращение Реликта
2010 г.
Абсолютный Игрок. Книга 1. Кладбище Вселенной
2010 г.
Абсолютный Игрок. Книга 2. Божественное Семя
2010 г.
Мегаморф
2011 г.
Непредвиденные встречи
2016 г.
Хроники Реликта. Том первый
2017 г.
Хроники Реликта. Том второй
2017 г.
Хроники Реликта. Том третий
2017 г.
Реквием машине времени
2018 г.
Хроники реликта: Непредвиденные встречи. Пришествие. Возвращение блудного конструктора
2023 г.

Периодика:

Сокол 4 (23)
1997 г.

Издания на иностранных языках:

Хроніки Релікта. Релікт. Книги 1-2
2007 г.
(украинский)
Хроніки Релікта. Релікт. Книги 3-4
2008 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Негативные отзывы, которых довольно много, меня немного умиляют. Кажется, что тут собрались все элитные (и седобородые) критики жанра. Я читала этот цик лет в пятнадцать и это лучшие литературные воспоминания юности.

Оценка: нет
– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга для меня символизирует сразу 2 памятных события. Первую часть объемом всего в 120 страниц я в свое время пытался осилить за совершенно рекордный для себя срок — около 4 месяцев!

Второе событие произошло уже после того, как моя борьба с романом закончилась сокрушительной победой последнего. Дело в том, что на своем курсе я обладал самой большой библиотекой фантастики, многие просили почитать, и потом книги ко мне уже по разным причинам не возвращались. Так двухтомник «Реликта» меня буквально спас. Когда человек, чья порядочность вызывала у меня сомнения, просил «чё-нидь почитать», я приносил первый том этого цикла. Книга ВСЕГДА возвращалась ко мне на следующий день, а ответом на мой невинный вопрос: «второй том принести?», обычно служил мрачный взгляд несчастной жертвы российской фантастики. После «Реликта» у меня обычно книг уже не просили. Вот она — сила художественного слова!

Оценка: 1
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

После «Реликта» вообще перестал читать современную фантастику — в сравнении с этой вещью всё теперь очень тускло, плоско и избито как кажется. Зато с огромным интересом перечитал Ефремова. «Туманность Андромеды» вовсе не беднее масштабного мира «Реликта» , она просто глубже в своей апокрифичной простоте. Творчество ИАЕ похоже на прекрасный алмаз, вещи ВВГ как россыпь изумрудов. «Хроники Реликта» это пока лучший камень ВВГ.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бросил его читать в конце 90-х. Достал потому что переписыванием своих более ранних опусов: написал рассказ — издал, дописал вторую часть — издал, дописал еще две главы — опять издал... И каждый раз под новым названием, что характерно! Так что когда на полке в ряд встали 5 книжек (один 3-х томный роман по сути), я понял — все, пора завязывать с этим автором...

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так случилось, что моё знакомство с фантастикой началось с Реликта ВВГ.

Не спал первые двое суток. Когда читал, ловил себя на мысли, что моя картина мира удивительно схожа с описанием автора. Одни положительные эмоции. А философские проблемы о сосуществовании различных существ, с различными системами приоритетов и ценностей в одних жизненных ситуациях, попытка осмыслить мотивы поступков — все это просто поражает, заставляет отложить книгу и задуматься над вечность))))

Вообщем читать однозначно!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пишу отзыв именно на книги Головачёва,а не на 0.999.

Реликт — это глобальная эпопея, которая превосходит даже «Войну и мир». И это всё в виде качественной научной фантастики. И это лучшее, что есть у автора.

От себя свело ставлю 10/10.

Но чтобы это порекомендовать другим читателям надо обязтаельно пояснить:

- для чтения нужно любить космос и хотеть узнать его как можно больше.

- нужно иметь нестандартный ум, чтобы понять и переварить всю порцию фантастики, что сваливает автор на голову читателям. И это должно нравится.

Я это переварил и до сих пор восхищаюсь смелостью фантазии изложенной в этих книгах. После них мне любые «зелёные человечки», инопланетные жуки и динозавры кажутся банальными и неинтересными. Именно в Реликте мне открылось, что ИНОЕ может быть настолько иным, что превзойдёт любые наши фантазии!

Но книга не является голым сборником фантастических идей, в ней есть и сюжет, и много размышлений о пути развития человечества. Вообще надо сказать, что «реликт» показывает один пусть человечества, а «Чёрный человек» показывает иной пусть. Обе серии начинаются с почти одного и того же мира. Но конечная стадия развития отличаются кардинально. В паре эти 2 серии заставляют о многом задуматься.

И не надо сравнивать Реликт с другими. С «туманностью Андромеды» очень мало общего. А по богатству именно Sci-Fi идей «Реликт» её в разы превосходит. Впрочем, как и все остальные книги, которые мне довелось прочитать.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Именно с этим циклом я прежде всего связываю имя Василия Головачева. Первый цикл, который я прочитал в жанре космической фантастике, одно из первых воспоминаний о фантастике как жанре... Во всех отношениях памятный цикл для меня (особенно первые два тома). Он навсегда остался у меня в памяти, как олицитворение самой фантастики. Именно с него началось мое настоящее увлечение фантастической литературы.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Энциклопедия будущего.

Василий Головачёв как зеркало русской фантастики

Василий Васильевич Головачёв (ВВГ) – вот уже 20 лет один из самых популярных и противоречивых писателей-фантастов современности. В произведениях, созданных им с конца 70-х до начала 90-х годов ХХ века («Реквием машине времени», «Отклонение к совершенству», «Спящий джинн», «Особый контроль», а несколько позже «Реликт» и «Чёрный человек»), описан многоплановый мир будущего, развивающийся на протяжении почти трёх веков.

Сейчас, оглядываясь на произошедшие 10-20 лет назад перемены в жизни общества, можно сказать следующее: ВВГ в своём творчестве того периода дал обобщающий синтез предшествующей ему НФ-прозы и был, наряду со Звягинцевым и Павловым, последним её представителем в нашей стране.

Посмотрим же, какая ситуация сложилась в советской фантастике ко времени становления и утверждения ВВГ писателем-фантастом.

В 60-е гг. космическая тема была доминирующей и даже обыденной на фоне достижений советской космонавтики. Казалось, что лавина открытий и изобретений (овладение ядерной энергией, кибернетика и первые ЭВМ, развитие телевидения, лазер и голография) вплотную приблизила эру глубокого проникновения в Солнечную систему. Десятилетие прошло под знаком Ефремова и молодых тогда братьев Стругацких, в начале своего творчества отдавших должное космической тематике.

Однако в 70-е гг. произошло отрезвление многих энтузиастов. Оказалось, что экстенсивное освоение околосолнечного пространства потребует гораздо больше ресурсов и времени, нежели предполагалось. Появились попытки осмыслить психологические проблемы индивида в космосе. Особенно отчётливо такая проблема поставлена в романе Павлова «Лунная радуга». Одновременно с этим происходил откат от темы космоса и обращение внимания на поиск ответов на животрепещущие вопросы современности, начавшей проявлять все признаки трагического отставания от ведущих стран мира. Либо высмеивался пафос прошлого десятилетия. Гротескные повести братьев Стругацких стали лицом тогдашней фантастики.

К 80-м гг. на фоне сворачивания ожиданий быстрых успехов космонавтики этот процесс перешёл в стадию социальной заострённости, скептического отношения к недавним проектам и смелым утопиям. Возникла необходимость переосмысления недалёкого прошлого страны. Именно тогда Звягинцев начал писать «Одиссей покидает Итаку». Исключением из общего ряда стал ВВГ, показавший возможности научного направления в рамках классической для НФ картины глубокого проникновения в космос.

В его раннем творчестве совместились две основные линии отечественной НФ.

Первая из них – эта линия Стругацких, выраженная в мотивах таинственности космоса и власти над людьми различных непонятных событий. Герои у ВВГ постоянно предстоят перед загадкой; границы реальности размываются, постоянно демонстрируется недостаточность методов земной науки для адекватного понимания происходящего. Так, например, в романе-эпопее «Реликт» земляне сталкиваются со странной цивилизацией на планете Тартар, где один за другим в странных обстоятельствах гибнут опытные исследователи. В повести «Отклонение к совершенству» группа земных первопроходцев попадает под таинственное воздействие местной формы жизни.

Посвящение в истину, совершающееся, как правило, при помощи контакта с негуманоидным инопланетным разумом, происходит экзотическими способами. Информация о действительном положении вещей выдаётся заинтересованным лицам тонкой струйкой, полна недосказанностей и намёков. При разрешении загадки Тартара представитель цивилизации «серых призраков» вступает в частный контакт и настойчиво рекомендует прекратить неэкологичные для жизни Тартара и опасные для землян эксперименты, отказываясь от двусторонней связи.

В далёком будущем предсказывается вырождение и исчезновение земной цивилизации, а связь с инопланетным разумом оказывается чревата сложностями. Следя за перипетиям полёта к Земле представителя палеоразума – Звёздного Конструктора («Реликт»), до самого последнего момента нет уверенности в благополучном исходе драматических испытаний, выпавших на долю человечества, что полностью подтверждается в заключительной части романа. Солнечная система зарастает скоплениями быстро растущих космических сорняков «нагуалей», разрушающих её структуру и, в конце концов, Землю. Спасается лишь небольшая часть людей, сумевших отстроиться от внушаемой им «ложной картинки».

Вторая линия относится к жизнеутверждающему творчеству Ефремова. Герои ВВГ полны энергии исследовать и понять вселенские тайны. Они упорны и не склоняются перед необъяснимым. Продолжив исследовать тот же Тартар после запрета «серых призраков», люди решают-таки его загадку, переводят происходящее там из области иррациональной магической тайны в область рационального знания.

Это сильные и красивые люди, а их сверхспособности не отдаляют их от остального человечества, а, напротив, помогают лучше понять общие затруднения и осознать своё место в авангарде цивилизации. Люди с паранормальными способностями раз за разом спасают человечество от жестокой угрозы, хотя сами уже вышли за пределы общества и способны существовать во вселенной автономно.

Земная наука гибка и стремительно осваивает новые откровения, принесённые исследователями космоса. Попытка вступить в контакт со сверхсуществом Конструктором и остановить его при появлении в Солнечной системе даёт мощнейший всплеск земной науке, даже появляется специальный термин «К-физика».

Так же, как и в мире Ефремова, общество устроено рационально и механизм его функционирования тщательно прописан. Наконец, мир ВВГ полон романтики творческого поиска и гармонии межличностных отношений. При всём трагическом напряжении иных произведений остаётся неизбывная вера в творческий и этический потенциал если не всего человечества, то большой его части. Так же характерно широкое использование восточной философии и эзотерики. Если Ефремов активно вводил в свои произведения идеи Рерихов и индийской философии, то ВВГ постарался показать практическую реализацию в условиях будущего различных стадий самосовершенствования в буддизме и боевых искусствах.

Мир Головачёва – это предельно высокотехнологичный мир. Нелишне отметить: в 80-е гг. у нас в стране полностью отсутствовал интернет, мобильная связь и парк персональных компьютеров. Никто в мире не знал ещё о технологиях с приставкой «нано», а в будущем по ВВГ видное, хотя и промежуточное место занимает т. н. «молектроника» – электронные устройства, состоящие из единичных молекул. Впоследствии происходит её сращивание с квантовой генетикой, в результате чего появляется феномен квазиживой интеллектроники, обладающей способностью к репликации. Биотехнологии достигли такого уровня, что с их использованием создаются (выращиваются) даже космические корабли. Работа с автоматами осуществляется при помощи мыслеуправления. Освоена на бытовом уровне телепортация, позволившая сравнительно широко расселиться по нашему спиральному рукаву Галактики. В качестве научной базы для этого писатель активно использовал теорию суперструнных взаимодействий. Сейчас теория суперструн – наиболее перспективная теория физического вакуума.

Отличительной особенностью произведений ВВГ является своеобразный язык, на котором разговаривают люди будущего. Писатель разработал массу звучных сокращений-аббревиатур, характеризующих какое-либо техническое приспособление, род занятий или должность. Например: Инк – интеллект-компьютер, эмкан – канал мыслесвязи, спрут – открытый эфир для всех представителей тревожных служб, эфаналитик – футуролог, проконсул – прогнозист-консультант, метро – мгновенный масс-транспорт, кокос – компенсационный костюм спасателя, кобра – командир обоймы риска, эрм – ратный мастер. Люди с природными экстрасенсорными способностями называются интрасенсами или интраморфами, в отличие от экзосенсов/ экзоморфов, получивших сверхспособности в результате взаимодействия с космическими аномалиями.

Важную часть творчества ВВГ занимает проблема развития общества.

Ресурсы планеты направляет и распределяет ВКС – Высший Координационный Совет (в последних романах он называется Всевечем), при котором состоят дополнительные консультативные органы – Синклит Старейшин, собираемый по мере возникновения проблем планетарного характера Совет Безопасности, а также эпизодические комиссии разных уровней.

Важными исполнительными органами являются «тревожные» службы, идущие в авангарде человечества, – это пограничники, чьей задачей является обследование новых районов космоса сразу после экспедиций Даль-разведки и обеспечение безопасности проектов во внеземелье, а также сектор УАСС – Управления Аварийно-Спасательной Службы, сотрудники которого приходят на выручку при возникновении нештатных ситуаций, угрожающих жизни и благополучию людей.

Особую роль в общественной организации занимает СЭКОН – служба Социально-Этического Контроля и Наблюдения. Эксперты-соэтики обладают правом «вето» при разработке и воплощении в жизнь тех или иных решений, чья этическая ценность представляется им сомнительной.

Механизм принятия решений максимально стандартизирован. Разработанные штатные режимы и императивы – следствие стремления упростить взаимодействие различных общественных структур до автоматически воспроизводящегося цикла. Нештатные ситуации при введении их в повседневную практику человечества также отрабатываются специалистами по циклическим режимам, которые описывают по возможности упрощённую последовательность необходимых действий.

Фактически социум выступает в качестве саморегулирующейся и самонастраивающейся сложной системы, обрабатывающей массивы информации путём выработки своеобразных «условных рефлексов», достаточно гибких, но вместе с тем позволяющих решать самые насущные проблемы, не отвлекая творческую энергию на воспроизведение уже пройденного.

Весьма интересно следить за нарастанием в этом обществе представлений о сложности мира. Наличие такой динамики составляет разительный контраст с массой произведений прочих авторов, где люди гораздо более отдалённого времени, активно расселяющиеся в космосе, обладают предельно примитивными представлениями о законах вселенной, к тому же ещё и неизменными в течение веков (такова ситуация в цикле «Дюна» американского фантаста Герберта или в произведениях Гуляковского и Лукьяненко).

В первых (по хронологии мира ВВГ) романах исследователи только подбираются к теневым функциям таймфагового поля, позволяющего совершать мгновенные перемещения в пространстве. После исследований экзотических объектов (те же Тартар или Конструктор) открывается мир свёрнутого 12-мерного пространства, «зашнурованного» в экзотические частицы типа монополей. На мегауровне вселенная предстаёт метагалактическим доменом, отделённым от соседних доменов потенциальным барьером, из-за которого возможно «просачивание» чужих законов, расшатывающих константы нашего мира. Научная фантазия автора привела его к вселенскому панпсихизму, что свойственно для философии русского космизма. Метагалактика оказывается клеткой в исполинском организме Универсума-Брахмы, состоящего из множества таких «клеток»-доменов и ведущего в Большой Вселенной нечто вроде Космической Игры.

В мире Головачёва нет ефремовского Великого Кольца, а встретившиеся в космосе виды разума, как правило, являются негуманоидными, они вступают в контакт с людьми в редчайших случаях и крайне неохотно. Чаще – просто не замечают. В то же время негуманы оказываются существами, гораздо более соответствующими законам большой вселенной. В программных романах «Реликт» и «Чёрный человек» ВВГ изобразил несколько ветвей негуманоидного разума, максимально подробно описав их деятельность, техническую оснащённость и – насколько позволил своим героям прикоснуться к тайне – внутреннюю структуру этих странных сообществ.

Рассмотрим коротко основных представителей внеземного разума, встреченных людьми в космосе.

Тартар, с попыток познания которого начались встречи землян с представителями иного разума, изображён как закапсулировавшаяся цивилизация, существовавшая до Большого Взрыва и несущая вследствие этого энергетические характеристики иной вселенной. Странные города, защищаемые паутинами, гравистрелками и любопытниками – это отделённые особым полем области реликтового пространства.

Цивилизация чужан, занимающаяся непонятной для землян деятельностью в широком секторе космоса, является эволюционным потомком аборигенов Тартара, частично решивших проблему выхода в континуум нашего мира. Сами чужане при этом представляют собой не отдельные существа, как долго склонны были считать земные ксенопсихологи, а области «свёрнутого» пространства с целой колонией разумных организмов.

Негуманы Орилоуха, представляющие собой овеществлённые математические преобразования, оказались, с одной стороны, созданными в качестве разумных автоматов, контролирующих устойчивость топологии нашего домена и являющихся каркасом метрики пространства через сеть орилоунского метро. В других произведениях орилоуны являются ещё и потомками чужан, окончательно преодолевшими потенциальный барьер между мирами, но комфортно существующими по преимуществу на родной планете, без отрыва от основной информомассы вида.

Полностью вышедшими на оперативный простор космоса стали те из них, кто несколько миллионов лет назад смог проэволюционировать ещё дальше и начать активную деятельность без привязки к конкретной планетарной базе. Это цивилизация так называемых сеятелей или «серых призраков». Сеятели не раз помогали людям в трудных ситуациях, отчего на Земле было принято долгое время считать, что эта цивилизация наиболее близка по вектору развития к земной. На самом деле такая близость обуславливалась гораздо больше свободой передвижения, способностью к непосредственному изучению встречающихся явлений, нежели это было у их предков-соплеменников.

Выловленная в космосе спора сверхоборотня, выросшая в представителя палеоразума – Звёздного Конструктора, – дала выход на совершенно иные просторы понимания мира.

В рамках происходящей Космической Игры Тартар оказывается внедрённым в нашу вселенную сверхгеном чужого Игрока, а Земля – основной колыбелью очередной волны разума – файверов, то есть интегральной расы будущих Инженеров, которые должны были появиться миллиарды лет назад сразу после Архитекторов и Конструкторов.

В основе мироздания по ВВГ лежат законы этические, которые на более низких уровнях переходят в законы магические, затем, соответственно, в физические. Агрессивные гуманоидные цивилизации гуррах и Джезен, выходящие на сцену в последней части романа «Реликт», оказываются вырожденцами. Они достигли высокого уровня науки, однако по законам нашего метагалактического домена произвольное перераспределение энергии, не учитывающее аспекты космоэтики, оказывается невозможно без свёртывания генетических программ развития.

Писатель показал неисчерпаемость мира и наметил разрешение множества вопросов, относящихся к неограниченному росту цивилизации. Люди у ВВГ делятся на инстинктивных и саморазвивающихся, но будущее только за последними. Первые обречены на погрязание в созданной ими самими или навязанной извне виртуальности. Материальные блага в мире по ВВГ не решили экзистенциальной проблемы человека, а лишь ярче высветили её. Домом обновлённого человечества должна стать вся вселенная, для чего необходимо познание самих себя и бережное отношение к тайнам космоса. Для нас, стоящих на пороге нанореволюции, такой подход представляется единственно возможным.

К сожалению, успев стать классиком, Головачёв к середине 90-х гг. занялся коммерческим клонированием мистических боевиков. С одной стороны, оказался выработан богатейший ресурс идей, в то время как существование в рыночных условиях требовало убыстрить процесс создания новых книг. С другой стороны, окружившая нас после 1991 года действительность надолго отбила охоту рисовать «светлое будущее». Будущее наполнилось призраками катастроф и депрессий, что не могло не сказаться на характере творчества ВВГ.

Научная фантастика прекратила своё существование. Произошёл расцвет фэнтези и космической оперы, вызванный стремлением читающей публики к бегству от резко изменившейся действительности и разочарованием в науке в связи с её беспомощностью при решении социальных проблем. Место первопроходцев-звездоплавателей заняли оборотни, космические принцессы и галактические империи.

Для фэнтези характерна аисторичность и псевдоисторичность, что явилось спасительной отдушиной для многих писателей, неспособных разглядеть «свет в конце туннеля» реальной жизни. Не избежал этой участи и ВВГ. Не углубляясь в отныне «закрытое», «табуированное» будущее, он с жаром стал заниматься поисками в области псевдоистории, активно проповедуя на страницах новых опусов «Велесову русь» и одновременно — абсолютно несовместимую с ней «новую хронологию» Фоменко. Самого ВВГ это, однако, отнюдь не смущает, он погрузился в измышлённый им мир, совершенно не реагируя на критические замечания своих бывших поклонников.

Вместе с тем, тема древнего знания проникла в фэнтези во многом благодаря ВВГ. Недаром написанный им на излёте творческой силы роман «Посланник» выстроен на «Розе Мира» Даниила Андреева. Весьма быстро лучшие образцы фэнтези тесно соприкоснулись с поисками в НФ и приняли на вооружение многие её достоинства. Классический роман приобрёл притчевый характер. К числу таких немногочисленных, но многообещающих произведений относится «Мессия очищает диск» Г. Л. Олди.

Сейчас всё более актуальным становится не технический прогресс как таковой и не его прямые следствия, но следствия косвенные, связанные с внутренними возможностями человека удержаться на порождённой им самим гигантской волне усложнения и ускорения жизни. Суть этого противоречия выявила себя в НФ тем, что чистые технари оказались не в силах осмыслить и художественно отразить происходящее с позиций знания о человеке, а те, кто оказался более способен к литературной деятельности, воспринимают нарождающуюся новую науку мифологически, эмоционально ставя её в один ряд с магией. На этом фоне раннее творчество ВВГ является блистательным пиком, органично совместившим в себе столь разные устремления.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обращение к к тем, кого «аффтар грузит». Это не автор вас грузит, это не книги занудные и муторные, это у вас самих уровень интеллектуального развития мягко говоря примитивный ;) Эта фантастика своего рода тест на уровень развития личности. Не для «тупых американцев» и не для фанатов всякого американского фантастического ширпотреба. Что касается псевдонаучности, то я например верю, что часть фантастических вещей, описанных в романе, а также прыжок «по струне» сквозь пространство — дело будущего! Согласитесь, скучновато было бы перемещаться всего лишь со скоростью света ;) Лично я получаю удовольствие от романов Головачева. А «Хроники реликта» — вообще шедевр!

Оценка: нет
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал и Реликт, и Туманность Андромеды.

Если искать общие черты — конечно они найдутся. Ещё у десятка других крупных фантастов.

В Туманности другие масштабы. Сюжет Реликта развивается куда дальше, грандиознее.

Слишком масштабно получилось? Именно благодаря глобальности Головачёв мне и интересен.

А ещё что у него отлично получается — преемственность героев. Постоянно появляются новые герои, меняется ГГ, но при этом не исчезает совсем, а изредка появляется в сюжете, играя уже на другом уровне.

Некоторые жалуются, что плохо прописаны герои. Так ведь при таких масштабах люди — пылинки. Вчитайтесь внимательно — Игроки ведь не отдельные люди. Человечество, Чужая, Тартар, Орилоуны, Конструктор, даже Метавселенная, в которой мы живём! Человек, пусть даже главный герой, пусть даже файвер, сам Грехов — лишь часть Системы.

Зато насколько интересно и впечатляюще прописаны выходы в астрал, действия за границей человеческих спасобностей, рукопашные бои (последних правда в ЗР больше)

Научные теории — ну может быть кому-то не интересно, а по мне, это такая же визитная карточка Головачёва, как Гаррисона — юмор. Без теории суперструн Головачёв был бы совсем другим :)

Ну и наконец — больше таких романов нет.

зы: воображения может не хватает людям?

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да,сюжет просто бомбовый-ничего похожего на ум не приходит...хотя правда есть что-то от «Игроков с Титана» Ф.Дика(идея самой игры,телепаты-паранормы).Мне так показалось во всяком случае.:shuffle:

Но...кроме идеи больше ничего и не впечатлило по большому счету.:frown:Читается тяжело,раздражает этот рукопашный бой на каждом шагу:box:,непроходимо тупые и прямолинейные К-мигранты,Грехов опять же такой интересный в первых двух книгах и превратившийся в невесть кого в пятой и шестой.:abuse:А третья и четвертая книги-это вообще топтание на месте(еле осилил...почти заснул можно сказать.Начал просыпаться только с появлением нагуалей:lol:)

....А вообще у Головачева стоящие вещи-баааальшая редкость.:glasses: Но это мое личное мнение конечно.:smile:

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне трудно дать адекватную оценку фантастике Головачева. С одной стороны-косный язык, идиотское поведение героев и шутки, в частности, замешанное на жестком гендерном шовинизме и подозрительной симпатии автора к черноглазым невыским мужчинам, а с другой-совершенной потрясающая популяризация квантовой физики, в безумной неординарной и немыслимой форме глобального масштаба. И, пожалуй, второе, все-таки, перевешивает. Совет Головачеву на будущее-все гениально, но берите соавтора с филологическим образованием и хотя бы малюсеньким писательским талантом:) А, ну и еще, вряд ли через несколько тысяч лет кто-то вспомнит Борхеса, даже спустившись по родовой памяти:)

PS^мои друзья, большие поклонники Хроник Реликта назвали сына Ратибором, ждем, когда файвер подрастет:lol:

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, сложно было начать, но потом как-то втянулся и прочёл оба тома махом — захватило. Восхищает бескрайность вселенных и их необъятность. Ощущаешь нашу планету всего лишь пылинкой в круговороте галактик...

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если не обращать внимание на псевдонаучные термины, когда начинаешь читать, то нормально. И постепенно по мере прочтения книги начинаешь вникать и понимать его терминологию. Так что это единственная достойная книга у Головачева, остальные просто чушь.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатление от Хроник портит некоторая наивность повествования. Все достаточно гладенько, ровненько, а иногда так хотелось, чтобы сюжет, язык, мысли стали резче, стремительнее.

Для того времени, когда выбор книг был не очень богат, вполне неплохие романы, а вот сейчас вряд ли мне захочется почитать что-нибудь а-ля «Хроники Реликта».

Да, еще поэзию не в тему надо пореже вставлять в текст. Взгляд режет. В кого ни плюнь — любитель поэзии, цитирует пассажи наизусть. Такое, конечно, случается, но не с каждым же вторым.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх