Григорий Горин ««…Забыть Герострата!»»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Древний мир
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Главное действующее лицо пьесы — история.
Сквозь толщу веков к нам дошло имя великого преступника, сжегшего храм Артемиды славного города Эфеса, имя Герострата. Но кто из нас знает, как звали зодчего, который строил этот храм?…
Что несет в себе попытка забыть человека, который во что бы то ни стало решил доказать, что «гораздо сильнее воли богов — человеческая наглость»?
Пьеса написана в 1970 году. Первая постановка –Театр Советской Армии, 1972 год.
Входит в:
— «Театр FM», 2004 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Автор, 20 июня 2023 г.
Блистательная пьеса. Не только про беспринципную жажду славы. Горин проанализировал тему глубже. Это про вызов Герострата людям: станут ли они восхищаться наглостью, злом? Это про общую победу над нацизмом. Много чего в короткой пьесе.
UnrealQW, 2 марта 2019 г.
Слушал радиоспектакль. Просто восхитительная коротенькая пьеса. Всемирно известная история обросла множеством подробностей. Герострат предстает в произведении и мыслителем, подтолкнувшим к поступку, и революционером-бомбистом, бросившим вызов богам и сжегшим храм, но, в первую очередь, умелым прохвостом. Игра мысли и манипуляции Геростратом всех окружающих его людей, пойманного после преступления и заключенного в тюрьму, меня безумно умиляли. Я не согласен, что пьеса -- трагикомедия, слишком незначительна трагичность происходящего (если не считать чем то серьезным висящий над Геростратом меч правосудия, готового вот-вот опуститься); я бы отнес ее к черным комедиям. Написано великолепно, диалоги очень сочные и живые (особенно в исполнение профессиональных актеров радиоспектакля); я получил массу удовольствия от пьесы. Жаль, что ее объем маловат -- мог бы получиться настоящий шедевр. Буду читать/слушать Горина еще.
Gaelic, 14 апреля 2016 г.
Трагикомедия Григория Горина «... Забыть Герострата!» — первое произведение, познакомившее меня с творчеством известного прозаика и драматурга. Но это не единственное его творение в виде пьесы, которое переносило меня непосредственно в сам театр, где на сцене и разворачивалось основное действие. Шекспир, Мольер, даже любимый Островский не вызывали подобного и незабываемого ощущения. Читая их, в воображении рисуется реальная жизнь. Но с Гориным (точнее, с «... Забыть Герострата!») всё совершенно иначе. И это отнюдь не из-за такого персонажа как Человек театра. Не он стал причиной моего ощущения зала, утопающего в темноте; театральной сцены с налётом времени и запахом пыли; мастерски сменяемых декораций внушительных размеров; недосягаемости роскошных костюмов самих актёров (пусть это даже последний нищий без единой реплики). Не знаю, для кого как, но лично мне здесь главное было прочувствовать само театральное действо и незримую, едва уловимую атмосферу спектакля.
Но, помимо атмосферности, Горин создал великолепный злободневный сюжет о событиях, происходивших после сожжения Эфесского храма богини Артемиды. Здесь нет ни положительных, ни отрицательных героев, лишь собирательные образы, что делает произведение актуальным и в нашем современном мире:
1. Жалкий и глуповатый повелитель Эфеса Тиссаферн, поглощающий еду, когда он нервничает, и его тщеславная жена Клементина, жаждущая, чтобы перед казнью Герострат публично объявил, что именно, она, Клементина, воодушевила его на сей «подвиг».
2. Рубящий правду-матку архонт Клеон.
3. Ростовщик Крисипп, Тюремщик и жрица сгоревшего храма — главные представители толпы обывателей Эфеса. Желание наживы и дармовщины, глупость и слепая вера, — то малое, что можно разглядеть при первом знакомстве с ними.
4. Бесчестный Герострат, возжелавший увековечить себя путём уничтожения не просто одного из Чудес Света, а многолетнего труда не одного поколения человек. Но, как показали дальнейшие события, сожжение храма это далеко не всё, на что он способен.
5. И наконец, эфесцы, простые люди. Не те, кто были подкуплены Геростратом и пили в харчевнях за его здовроье; и не те, кто потом скупали запретные свитки копий его трудов. Это те самые безызвестные эфесцы, бросившие все свои силы на восстановление сожжённого храма Артемиды.
Клеон. Они восстанавливают храм Артемиды...
Человек театра. Кто?
Клеон. Они... Эфесцы...
Человек театра. Их имена? Назови хоть одно имя... Это так важно для нас... Ну?
Клеон (беспомощно). Не помню...
Человек театра. Вспомни, Клеон! Несправедливо, что они всегда остаются безымянными. Вспомни!..
В итоге, как это не печально, но эфесцы-строители забыты, а имя Герострата у всех на устах. Так было в 356 году до нашей эры, так происходит и сейчас, так и будет продолжаться спустя не одно столетие.
Sergo2, 21 января 2012 г.
Потрясающей силы пьеса! Жаль, что по ней не сняли кино. Постановку ее видел в пяти разных театрах. Это текст, который не удастся испортить никому. «Хайре герострат! Хайре Тисаферн!»