fantlab ru

Григорий Горин

Григорий Горин
Страна: Россия
Родился: 12 марта 1940 г.
Умер: 15 июня 2000 г.

Настоящее имя:

Григорий Офштейн


Другие псевдонимы:

Галка Галкина


Жанры:
Реализм
66%
ещё >>

Как иронично отмечает сам автор фамилия Горин – это аббревиатура (Гриша Офштейн Решил Изменить Национальность).

Григорий Горин о себе:

Насколько мне не изменяет память, я родился в Москве 12 марта 1940 года ровно в двенадцать часов дня. Именно в полдень по радио начали передавать правительственное сообщение о заключении мира в войне с Финляндией. Это известие вызвало, естественно, огромную радость в родовой палате. Акушерки и врачи возликовали и некоторые даже бросились танцевать. Роженицы, у которых мужья были в армии, позабыв про боль, смеялись и аплодировали. И тут появился я. И отчаянно стал кричать…

Не скажу, что помню эту сцену в деталях, но то странное чувство, когда ты орёшь, а вокруг все смеются – вошло в подсознание и, думаю, в какой-то мере определило мою судьбу…

Писать я начал очень рано. Читать – несколько позже. Это, к сожалению, пагубно отразилось на моём творческом воображении. Уже в семь лет я насочинял массу стихов, но не про то, что видел вокруг, скажем, в коммунальной квартире, где проживала наша семья, а, в основном, про то, что слышал по радио. Радио в нашей квартире не затихало. По радио шла холодная война с империалистами, в которую я немедленно включился, обрушившись стихами на Чан-Кай-ши, Ли-сын-мана, Адэнауэра, Де Голля и прочих абсолютно не известных мне политических деятелей. Нормальные дети играли в казаков-разбойников или боролись во сне со Змеем Горынычем. Я же вызывал на смертный бой НАТО и Уолл-стрит!..

Воротилы Уолл-стрита,

Ваша карта будет бита!

Мы, народы всей земли,

Приговор вам свой произнесли!..

и т.д.

Почему я считал именно себя «народами всей земли», даже и не знаю.

Но угроза подействовала! Стихи политически грамотного вундеркинда стали печатать в газетах. В девять лет меня привели к Самуилу Яковлевичу Маршаку. Старый добрый поэт слушал мои стихи с улыбкой, иногда качал головой и повторял: «О, господи, господи!..»

Это почему-то воспринималось мною как похвала.

– Ему стоит писать дальше? – спросила руководительница литературного кружка, которая и привела меня к поэту.

– Обязательно! – сказал Маршак. – Мальчик поразительно улавливает все штампы нашей пропаганды. Это ему пригодится. Если поумнеет, станет сатириком! – и, вздохнув, добавил: – Впрочем, если станет сатириком, то, значит, поумнеет не до конца…

Так определился мой литературный жанр.

К четырнадцати годам, убедившись в незыблемости империализма, я порвал с международной тематикой и перешёл к внутренним проблемам. Стал писать фельетоны, сценки, рассказы на школьные темы. В восьмом классе, после исполнения на вечере куплетов о хулиганах, меня здорово отлупили…

Это и был мой первый настоящий успех на выбранном пути. И позже бывали удачи – закрывали мои спектакли, запрещали фильмы, но вот о такой живой и непосредственной реакции на меткие остроты приходилось только мечтать…

Заканчивая школу, я твёрдо решил, что стану писателем. Поэтому поступил в медицинский институт. Учась в институте, а позже работая врачом «Скорой помощи» в Москве, я продолжал писать рассказы, фельетоны, монологи, сценки. Одним словом, стал тем, что у нас называется «писатель-сатирик».

К началу семидесятых годов у меня вышло уже несколько книг рассказов и пьес, я был принят в Союз писателей и решил проститься с работой в «Скорой помощи».

Антон Павлович Чехов писал: «Медицина – моя жена. Литература – моя любовница». Я тоже долго метался между этими двумя дамами сердца, пока не возникли новые увлечения мужского и среднего рода — Театр и Кино! Эта компания завладела мной полностью, не оставляя времени ни на рассказы, ни на то, чтобы лечить других, ни на то, чтобы лечиться самому…

Начинались так называемые «застойные времена». Я беру эти слова в кавычки, потому что в искусстве застоя вообще не бывает. Живая идея всегда пробивалась к жизни, как трава из-под асфальта… Поэтому настоящие прозаики писали «в стол», кинематографисты клали готовые фильмы «на полки», художники развешивали свои картины на кухнях…

Театру, может быть, было труднее всего! Ему нужен был зритель, и не будущий, а современник! И говорить хотелось в полный голос, не спотыкаясь о бесконечные запреты…

Я решил помочь зрительской фантазии. Стал сочинять пьесы-притчи, основанные на исторических и литературных легендах. Первая из них называлась «…Забыть Герострата!» …Древний греческий город Эфес, сожжённый храм, беспородный хам, рвущийся к власти… Мне казалось, думающие люди меня поймут. Пьеса имела успех. Люди всё поняли. Цензоры тоже.

Работник Министерства культуры с выразительной фамилией Калдобин задал мне уникальный по изобретательности вопрос.

– Григорий Израилевич, – сказал он мне, – вы же русский писатель? Так?! А зачем же вы тогда про греков пишете, а?

Я не нашёлся, что сказать в ответ. Да и как можно было объяснить этому убогому чиновнику, что кроме его учреждения существует иное пространство, имя которому – Вселенная, и кроме его календарика с красными датами существует иное время, имя которому – Вечность. И если жить по этому летосчислению, то получается, что все люди – и жившие, и живущие, и готовящиеся к жизни – современники.

И тогда фламандский шут Тиль Уленшпигель становится понятен своим московским сверстникам и призывает их к свободе, немецкий барон Мюнхгаузен учит русских людей ненавидеть ложь, а английский сатирик Джонатан Свифт – иронии и сарказму…

Я перечислил спектакли и фильмы, которые мы делали вместе с режиссёром Марком Захаровым. А ещё были пьесы, поставленные в Театре сатиры Андреем Мироновым… И фильм «О бедном гусаре…», снятый вместе с Э. Рязановым…

Короче, в застойные годы мне лично азартно и интересно работалось. Было много трудностей и препятствий, но сегодня как-то и не хочется о них вспоминать. Может, для сатирика необходимы нажим и запреты, чтобы совершенствовать форму сопротивления?

А может, это время вспоминается так радостно потому, что я был просто моложе и наивней?!..

Перестройка круто изменила нашу жизнь. Глоток свободы!.. Ещё глоток! Ещё! Мы упивались свободой! В России всегда пьют до одурения, забывая, что наступает похмелье… Через несколько лет мы проснулись и протрезвели неизвестно в какой стране, неизвестно в какой исторической эпохе.

Одни говорят, что у нас «ранний капитализм», другие – «поздний феодализм». Третьи предпочитают термин «постсоциалистический маразм». Трудно со всеми не согласиться!

Вообще трудностей прибавилось всем, включая тех, кто занимается искусством. Искусство всегда требовало жертв или, по крайней мере, пожертвований… А где их взять в огромной, распавшейся державе?.. И поскольку время поменять нельзя, можно поменять своё отношение к нему. И не впадать в отчаяние. Что я и пытаюсь делать, сочиняя новые пьесы, выпуская новые книги.

В ближайших творческих планах – проводить уходящий XX век и встретить XXI! Причём всё это делать по мере сил весело и радостно… Этого же я желаю всем читателям! Есть верная народная примета: как встретишь новое тысячелетие, так его и проведёшь…

Умер Горин в Москве 15 июня 2000.

Фантастическое в творчестве Григория Горина:

Первым произведением с фантастическими элементами стала пьеса «Тот самый Мюнхгаузен» (1976), которая представляет собой комическую фантазию о жизни, любви и смерти знаменитого барона Мюнхгаузена, жившего в XVIII веке и ставшего героем многих весёлых книг и преданий. Горин, опираясь на персонажей и эпизоды знаменитого романа Р. Распе, создаёт самостоятельное произведение.

В 1983 году Гориным была написана пьеса «Дом, который построил Свифт», посвящённая выдающемуся английскому писателю XVIII века и основанную на реальных фактах из его жизни. Вымышленные персонажи из произведений Свифта — лилипуты, великаны, йеху, гуигнгнмы — населяют его дом. Реальность тесно переплетается с вымыслом, предметы из одного превращаются в другой, и уже невозможно понять, где настоящие события, а где мистификация. Для лечения к Свифту присылают психиатра, доктора Симпсона. Именно ему предстоит пережить все удивительные события в этом доме для того, чтобы понять и постичь одинокого гениального писателя.

В 1984 году Горин пишет комедию по мотивам повести Алексея Толстого «Граф Калиостро», в которой мы встречаемся с великим авантюристом и иллюзионистом XVIII века, согласившегося помочь одному провинциальному юноше оживить мраморную статую девушки, в которую тот влюблён.

В 1988 году Горин пишет киносценарий «Убить дракона» по пьесе Евгения Шварца, а в 1999 году создаёт свою остросатирическую пьесу «Реинкарнация», где описывается как душа В.И. Ленина вселилась в школьницу.


Похожие авторы:

Сортировка:

Григорий Горин. Участие в межавторских проектах

  Гулливер. Свободные продолжения // межавторский цикл  
6.60 (15)
-
  • Драматургия
8.94 (175)
-
3 отз.
  • Сценарии
8.71 (145)
-
1 отз.
8.87 (52)
-
1 отз.
9.32 (400)
-
7 отз.
7.50 (273)
-
3 отз.
  • Пьесы // межавторский цикл
7.74 (38)
-

Григорий Горин. Повести

  2007 «О бедном гусаре замолвите слово...» // Соавтор: Эльдар Рязанов  
8.39 (38)
-

Григорий Горин. Рассказы

-
  1961 Дело об убийстве... [фельетон]  
-
  1961 Дискуссия [фельетон-пародия]  
6.33 (9)
-
  1963 «Активные ребята» [под псевдонимом Галка Галкина]  
-
  1963 Встреча на бульваре // Соавтор: Виктор Славкин  
-
-
9.00 (1)
-
  1964 Фантастический рассказ [фельетон]  
9.00 (4)
-
3.00 (1)
-
7.17 (18)
-
6.20 (10)
-
-
  1966 Вздрогнем // Соавтор: Аркадий Арканов  
8.00 (1)
-
  1966 Встреча зарубежного гостя // Соавтор: Аркадий Арканов  
8.67 (3)
-
-
-
  1966 Как родился оркестр // Соавтор: Аркадий Арканов  
8.00 (1)
-
7.60 (20)
-
  1966 Кого мы судим? // Соавтор: Аркадий Арканов  
7.80 (5)
-
  1966 Мы строим... // Соавтор: Аркадий Арканов  
9.00 (1)
-
  1966 Новая сказка о Бабе-Яге // Соавтор: Аркадий Арканов  
9.00 (2)
-
9.00 (1)
-
  1966 Поговорим о кино... // Соавтор: Аркадий Арканов  
8.00 (1)
-
8.49 (75)
-
1 отз.
  1966 Почин // Соавтор: Аркадий Арканов  
9.00 (1)
-
  1966 Поэзия и проза // Соавтор: Аркадий Арканов  
9.00 (1)
-
  1966 Тринадцатая программа  [= «Тринадцатая программа»] // Соавтор: Аркадий Арканов  
9.33 (6)
-
8.33 (6)
-
7.14 (22)
-
1 отз.
7.45 (42)
-
1 отз.
  1968 Убийца  
7.93 (31)
-
8.02 (64)
-
1 отз.
8.25 (39)
-
5 отз.
7.61 (39)
-
7.79 (28)
-
7.84 (19)
-
1 отз.
7.53 (15)
-
7.21 (19)
-
7.67 (21)
-
  1970 Ёжик  
8.18 (55)
-
7.74 (19)
-
7.34 (29)
-
  1970 Массовка  
6.73 (15)
-
7.74 (19)
-
7.33 (15)
-
8.05 (19)
-
7.41 (17)
-
8.00 (14)
-
7.36 (25)
-
7.31 (16)
-
7.22 (18)
-
  1970 Тигр  
7.45 (20)
-
8.09 (33)
-
7.97 (43)
-
1 отз.
  1972 Пейзаж  
8.62 (8)
-
7.92 (25)
-
1 отз.
7.75 (40)
-
2 отз.
8.21 (43)
-
1 отз.
  1975 Ахиллесовы пятки [под псевдонимом Галка Галкина]  
6.50 (2)
-
8.20 (5)
-
  1975 Будьте добры! // Соавтор: Аркадий Арканов  
8.67 (6)
-
  1975 Вариации для голоса и фортепьяно... // Соавтор: Аркадий Арканов  
9.43 (7)
-
7.88 (26)
-
  1975 История эстрады // Соавтор: Аркадий Арканов  
8.40 (5)
-
  1975 Люся  
8.40 (5)
-
  1975 Наши интервью // Соавтор: Аркадий Арканов  
8.00 (6)
-
8.00 (5)
-
  1976 Измена  
7.96 (26)
-
4.00 (1)
-
8.40 (48)
-
1 отз.
7.00 (1)
-
  1982 Эксперимент [письмо в редакцию]  
7.00 (1)
-
5.00 (1)
-
  1986 Гости с поднятыми руками [фельетон]  
-
8.26 (41)
-
2 отз.
  1999 Сауна  
7.53 (30)
-
8.67 (6)
-
7.75 (8)
-
8.09 (11)
-
1 отз.
7.75 (8)
-
8.25 (8)
-
-
-
-

Григорий Горин. Микрорассказы

  1963 Выборы  
-
  1975 От авторов. Вступительный диалог // Соавтор: Аркадий Арканов  
4.00 (1)
-

Григорий Горин. Поэзия

-
9.71 (7)
-
1 отз.
  Оранжевая песня  [= Оранжевая песенка] (для детей) // Соавтор: Аркадий Арканов  
7.12 (8)
-

Григорий Горин. Пьесы

  1966 Свадьба на всю Европу! // Соавтор: Аркадий Арканов  
9.00 (3)
-
  1967 Банкет // Соавтор: Аркадий Арканов  
8.00 (4)
-
  1967 Лестничная клетка // Соавтор: Аркадий Арканов  
8.00 (4)
-
  1968 А был ли Дюма-отец? // Соавтор: Аркадий Арканов  
9.00 (3)
-
8.72 (18)
-
1 отз.
  1973 Маленькие комедии большого дома // Соавтор: Аркадий Арканов  
8.60 (53)
-
1 отз.
  1973 Тореадор // Соавтор: Аркадий Арканов  
8.00 (4)
-
8.77 (85)
-
4 отз.
  1974 Наши соседи // Соавтор: Марк Захаров  
9.00 (5)
-
  1975 Грабёж // Соавтор: Аркадий Арканов  
8.86 (7)
-
  1975 Пой, ласточка, пой! // Соавтор: Аркадий Арканов  
8.44 (18)
-
9.00 (2)
-
  1979 Кин IV  
8.88 (42)
-
  1979 Феномены  
7.90 (20)
-
9.18 (17)
-
1 отз.
8.94 (175)
-
3 отз.
  1986 Тиль [Шутовская комедия в двух частях по мотивам народных фламандских легенд]  
8.73 (66)
-
  1990 Кот домашний средней пушистости // Соавтор: Владимир Войнович  
8.32 (37)
-
8.86 (42)
-
  1994 Поминальная молитва [Пьеса в двух частях по мотивам произведений Шолом-Алейхема]  
9.20 (75)
-
1 отз.
8.07 (14)
-
2 отз.
8.50 (18)
-
  2000 Шут Балакирев  [= Шут Балакирев, или Придворная комедия] [В двух частях]  
8.60 (78)
-
1 отз.
8.86 (22)
-
2 отз.
8.50 (4)
-
7.33 (6)
-
7.43 (7)
-
8.09 (11)
-

Григорий Горин. Киносценарии

  1973 Маленькие комедии большого дома // Соавтор: Аркадий Арканов  
8.34 (29)
-
8.40 (10)
-
7.78 (23)
-
  1976 Ты — мне, я — тебе // Соавтор: А. Серый  
7.44 (67)
-
  1978 Бархатный сезон // Соавтор: В. Павлович  
7.79 (14)
-
  1978 Ёжик  
8.33 (12)
-
9.32 (400)
-
7 отз.
7.75 (4)
-
8.50 (8)
-
8.71 (145)
-
1 отз.
9.08 (267)
-
4 отз.
  1986 Мой нежно любимый детектив // Соавтор: Аркадий Хайт  
7.74 (38)
-
  1988 Убить дракона // Соавтор: Марк Захаров  
8.81 (182)
-
1 отз.
  1989 Андрей  
8.17 (6)
-
  1994 «О бедном гусаре замолвите слово...»  [= О бедном гусаре замолвите слово] // Соавтор: Эльдар Рязанов  
8.64 (183)
-
8.36 (14)
-
8.57 (28)
-
1 отз.

Григорий Горин. Статьи

  1963 «Недавно мне рассказали об одном собрании…» [под псевдонимом Галка Галкина]  
10.00 (1)
-
  1964 Мои мысли накануне 8 Марта [Под псевдонимом Галка Галкина]  
-
  1966 Об истоках и потоках [под псевдонимом Галка Галкина]  
10.00 (1)
-
-
  1971 На что осерчал Л. Петухов [реплика Галки Галкиной на реплику в журнале «Москва»]  
10.00 (1)
-
  1973 БИС Галки Галкиной [под псевдонимом Галка Галкина]  
10.00 (1)
-
-
-
3.00 (1)
-
-
  1999 Автобиография  [= Мои автобиографии]  
8.75 (16)
-
1 отз.
8.67 (3)
-
  1999 Почитаемый писатель  [= Быть знаменитым некрасиво...] [предисловие к сборнику В. Шендеровича "Московский пейзаж"]  
-
9.00 (9)
-
8.00 (5)
-
9.17 (6)
-

Григорий Горин. Эссе

-
  1965 Дела семейные [Фельетон]  
-
7.70 (10)
-
-
-
6.50 (2)
-
  1975 От авторов // Соавтор: Аркадий Арканов  
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
  1996 Геннадий Хазанов  [= О Геннадии Хазанове]  
8.47 (15)
-
  1996 Народные сказки про Ширвиндова и Державиндта  [= Александр Ширвиндт как герой эпоса]  
8.06 (18)
-
8.85 (13)
-
1 отз.
  1996 Э. А. Рязанов  [= Очередное приветствие Э. Рязанову]  
8.18 (17)
-
-
9.27 (11)
-
9.50 (4)
-
  1999 АР — ГО  
8.55 (11)
-
8.87 (15)
-
8.83 (12)
-
8.56 (9)
-
8.85 (13)
-
8.85 (13)
-
8.58 (12)
-
8.80 (15)
-
1 отз.
7.90 (10)
-
8.93 (14)
-
1 отз.
9.80 (5)
-
  2000 О Валентине Гафте  [= Гафт; Григорий Горин о Валентине Гафте]  
8.94 (18)
-
8.80 (15)
-
8.57 (7)
-
8.82 (17)
-
1 отз.

Григорий Горин. Очерки

  1973 В Габрове живут габровцы… [совместные и индивидуальные впечатления и размышления об одной поездке] // Соавтор: Аркадий Арканов  
-
-
-

Григорий Горин. Сборники

8.24 (17)
-
  1975 Соло для дуэта // Соавтор: Аркадий Арканов  
8.83 (6)
-
9.20 (5)
-
9.31 (45)
-
8.95 (37)
-
9.29 (31)
-

Григорий Горин. Рецензии

  1983 Читая рассказы Леонида Ленча [рецензия на книгу Л. Ленча «Избранные произведения в двух томах»]  
-

Григорий Горин. Интервью

  1985 Однажды мне задали вопрос… // Соавтор: Михаил Жванецкий  
-
  1996 Короли юмора [с Григорием Гориным] // Соавтор: Семён Лившин  
-
  2000 Человек хайтека // Соавтор: Лада Славникова  
-

Григорий Горин. Прочие произведения

  1964 Открытое письмо юмористу-дебютанту А. Маркову [под псевдонимом Галка Галкина]  
-
  1965 Каков вопрос — таков ответ! [Под псевдонимом Галка Галкина]  
-
  1970 «Я к вам пишу…» [открытое письмо И. М. Шевцову, автору романа «Во имя отца и сына»]  
-

Григорий Горин. Незаконченные произведения

  1993 Любимец Бога (киносценарий, не закончен)  
8.33 (6)
-

Григорий Горин. Неопубликованное

  Прогулки с мышкой на коротком поводке (не закончено, не опубликовано)  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

  • В библиографию не вошли многочисленные стихи автора, эстрадные фельетоны, а также монологи для КВН и телепередач «Комната смеха» и «Белый попугай».


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — sham


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх