FantLab ru

Ким Стэнли Робинсон «Золотое побережье»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.23
Оценок:
122
Моя оценка:
-

подробнее

Золотое побережье

The Gold Coast

Роман, год; цикл «Калифорнийская трилогия / Округ Оранж»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 16
Аннотация:

Несколько городков округа Ориндж к 90-м годам слились в один огромный мегаполис. Его население живет без цели в жизни. Молодежь употребляет наркотики, которые закапываются в глаза. Исчез общественный транспорт, у каждого теперь есть личный автомобиль. США участвует сразу в нескольких войнах, поэтому на территории мегаполиса расположено много военных заводов. Джим участвовал в нападении на военный завод, с которого затем уволили его отца. После этого Джим решил начать новую жизнь.

© Андрей Кабанов

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1989 // Лучший НФ-роман. 2-е место

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1990 // Роман

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1991 // Научная фантастика - Роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Золотое побережье
1997 г.
Золотое побережье
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Калифорнийская трилогия
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Gold Coast
1988 г.
(английский)
The Gold Coast
1988 г.
(английский)
The Gold Coast
1988 г.
(английский)
The Gold Coast
1989 г.
(английский)
La côte dorée
1989 г.
(французский)
The Gold Coast
1995 г.
(английский)
The Gold Coast
1995 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лично мне «Золотое побережье» показалось несколько слабее, чем «Дикий берег» в плане эмоциональной составляющей. Философские идеи же, поднимаемые во второй части «Калифорнийского триптиха», нисколько не уступают первой.

В «Золотом побережье» главные герои старше и опытнее, чем в «Диком береге». Но делает ли их это менее подверженными чужому влиянию? Думаю, нет. В суровых реалиях постапокалипсиса взросление происходит раньше, чем в мире культа потребления. В центре сюжета группа друзей, которые в детстве были членами одной борцовской команды. Все они очень разные, но, несмотря на непохожесть, их дружба очень крепка. Через столь различных персонажей Робинсон покажет нам разные стороны своего мира.

Действие происходит в 2027 году в округе Ориндж, Калифорния. Мир, описанный в романе, очень напоминает наши нынешние реалии, хотя книга была написана в 1988 году. Общее направление на повальное развитие технологии во всех отраслях Робинсон описал очень точно.

Главной темой во всем «Калифорнийском триптихе» является будущее Округа Ориндж. В «Золотом побережье» весь округ превратился в огромный мегаполис, где полностью уничтожили всю дикую природу. Политики принимают решения об уничтожении последних парков ради очередных высоток и торговых моллов, а автострады строятся уже в несколько уровней над землёй. Районы под автострадами постепенно превращаются в трущобы, где люди банально не видят солнца.

Главный герой романа, Джим Макферсон, живёт на съемной квартире как раз в такой трущобе. Он всей душой ненавидит своё жильё, но на что-то большее у него просто нет денег. Такое же отвращение он испытывает к собственной жизни. Джим работает на двух работах на полставки: преподает язык в колледже и занимается набором текстов в одной фирме. Зарабатывает он мало и не может в полной мере себя обеспечить. Из-за такого несерьезного отношения к жизни Джим часто конфликтует с отцом. Отец, Деннис, напротив работает в довольно успешной оборонной фирме. Деннис – очень аккуратный и педантичный человек, который легко раздражается по мелочам. Почти каждый приезд Джима к родителям заканчивается ссорой. Конфликт поколений во всей красе. К тому же Джим презирает работу отца, его участие в бесконечной гонке вооружений. Также Джим страдает от того, что не может найти свой место в жизни. Реализовать себя он старается через написание стихов, что у него не очень-то получается. Особое место в сердце Джима занимает история родного округа Ориндж, и он часто грустит о том, как всё изменилось. Почти всё своё свободное время Джим проводит со своими друзьями, что помогает ему сбежать от собственных переживаний.

Компания друзей Джима ведёт довольно разгульный образ жизни, состоящий из сплошных тусовок. Они постоянно употребляют наркотики в виде глазных капель, которые изготавливает один из компании, Сэнди. Всё это довольно весело, однако подобное потребительское отношение к жизни опустошает главного героя.

Помимо основной сюжетной линии есть много второстепенных, связанных с друзьями Джима. Сэнди Чапмэн изготавливает и распространяет наркотики, чтобы заработать на дорогостоящее лечение отца. Он давно от этого устал, но бросить не может. Эйб Бернард работает в скорой помощи, спасая людей, попавших в аварию. Каждый день он видит смерть, и постепенно это выжигает его изнутри. Таш Накамура живёт в палатке на крыше высотки. Он любит свободу и мечтает уехать из мегаполиса на Аляску. Характер каждого персонажа прописан качественно и достоверно.

Институт брака в Америке 2027 года претерпел важные изменения. Семьи заменяются союзами, носящими чаще всего временный характер. Например, Джим за время романа сменит аж трёх союзниц.

В данном романе Америка постоянно участвует в каких-либо локальных войнах. Призывные комиссии набирают добровольцев, в которых нет недостатка из-за нехватки рабочих мест. Всё это очень не нравится Джиму, но как изменить что-либо в этом мире, он не знает. На очередной вечеринке один парень предлагает ему участие в одной афере, направленной против оборонных компаний. Хватаясь за такую возможность, как за соломинку, Джим подписывается на опасное мероприятие. Подобный промышленный терроризм кажется главному герою абсолютно правильным, т.к. направлен против ненавистной ему машины войны. Деннис же выступает на стороне оборонной промышленности, уверяя в необходимости подобной гонки вооружений. Таким образом борьба с системой перерастает в противостояние собственному отцу, что часто характеризует путь взросления. Однако бывает так, что, борясь с системой, ты лишь становишься очередным её винтиком.

Интересным мне показалось путешествие друзей в Старый Свет. Они посетят места буквально пропитанные историей: Каир и Крит. Побывают они и в России, которая похожа больше на СССР.

Итог: «Золотое побережье» – многослойный роман, где разные персонажи представляют собой различные взгляды на мир. Проблемы бездумного потребления и неуёмного голода военных компаний освещаются Робинсоном очень подробно. Мы видим, что бы случилось, если бы Холодная Война не закончилась. Такой вариант будущего округа Ориндж хоть и более благополучный, но не менее мрачный, чем в «Диком береге». Ядерная война не состоялась, но мир балансирует на грани, обрастая всё новым вооружением. Особенно порадовали меня интересные отсылки к первой части, умело замаскированные в романе.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одну и ту же историю можно рассказать по-разному, в зависимости от декораций и времени, в которые решит поместить автор своих героев.

Вот что такое «Золотое побережье» -все та же старая, как мир, история взросления и выбора собственного пути. Тот же самый сюжет, что и в «Диком береге», только развивающийся не в жестоком посапокалиптическом мире, а в относительно благополучном недалеком будущем.

Может кто-то не заметил, но сюжет и его наполнение событиями, не мелкими деталями, а именно глобальными для героя событиями, способными повлиять на его мировоззрение и тот самый выбор пути, к которому все и сводится в конечном итоге, остается практически неизменным. Бездумное плавание по течению жизни- неясная неудовлетворенность происходящим- конфликт с отцом- участие в «сопротивлении»- встреча с настоящей любовью- выбор пути через творчество (литературу).

Как и «Диком береге» история начинается, когда главный герой и его друзья походят к переломной точке своей жизни. Детские игры подходят к концу, пусть это «детство» у молодых людей и затянулось на добрый десяток лет дольше, чем у героев постапокалиптического мира(вполне понятный момент: в нашем реальном мире у некоторых детство не заканчивается до седых волос).

Нашего героя Джима больше не удовлетворяют бездумное безделье, бесконечные вечеринки, случайные связи и лживые чувства, навеянные наркотиками, искусственный мир стекла и бетона. Неясное чувство неправильности и нереальности происходящего заставляет метаться, совершать глупые и необдуманные поступки.

Поражает полное незнание жизни 27-летним мужчиной, который, вдруг обнаруживает, что застрял в подростковом возрасте, и не понимает, что необходимо сделать, чтобы, наконец, повзрослеть. Все, что наполняло до этого жизнь, становится скучным и неинтересным, что заставляет искать новые точки приложения мысли и энергии.

Вот только оказывается, что о реальном мире герой имеет слабое и расплывчатое представление. Причем обо всех аспектах: от функционирования общества до человеческих отношений.

Все что происходит с главным героем более напоминает пробуждение от долгого наркотического сна с обязательной ломкой в результате отмены привычного дурмана. Это пробуждение медленное и подробное, занимающее едва ли не две трети романа, когда целыми десятками страниц не происходит практически ничего. А если и происходит, то это события и поступки, окрашенные истерическими красками не вполне ясного рассудка.

Еще одним аспектом, который может оказаться интересен только краеведу конкретного американского округа, является многостраничная и подробная история освоения калифорнийского побережья едва ли не от каменного века, и который оставил меня полностью равнодушной. Вся книга наполнена неизмеримой тоской по временам патриархальной фермерской тишины и размеренности, которая оказалась предана и уничтожена, когда люди променяли обычные человеческие радости на погоню за призрачным богатством и ложным блеском потребительского счастья. И эти ностальгические страницы оставили равнодушной тем более: слишком они не вяжутся с образом жизни и поступками героев.

И, как в первом романе, лично для нашего героя все завершается вполне благополучно. Он находит все, что ему нужно для счастливой жизни: любовь, понимание близких и призвание, дающее ощущение значимости. И, как вы догадались, это опять творчество, а именно литература.

Но если первая история, постапокалиптическая, была и трагична, и нова, несмотря на вечные проблемы, то ее повтор уже не вызвал особого интереса. Ну, не могла и я найти для блуждающего в наркотическом тумане истеричного героя того же сочувствия и понимания, что и для его борющегося за жизнь и достоинство двойника из едва возрождающегося мира.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал «Золотое побережье» после «Дикого берега». Прочитав одну треть чуть не бросил. Прочитав половину — втянулся. Все герои чётко прорисованы, каждый индивидуален, но все являются частью общего механизма. Очень много нигилизма. Тема наркотиков чуть ли не в каждой главе. Напоминает Ф.Дика с его наркозаморочками. Но в конце, как и в первом романе трилогии, автор дарит читателю надежду, что мы всё можем исправить, что настоящее и будущее зависит от нашего сознания, глубины осознавания, переоценки ценностей. Роман своим нигилизмом пытается помочь самим американцам остановиться в бессмысленном рабском поклонении безразличной системе. Фантастики как таковой и нет, просто время событий происходит в недалёком будущем. Присутствуют вставки с историческими вкладками, где чувствуется ностальгия автора по утраченному душевному спокойствию людей и округа Оринж в прошлом, когда они ещё не были рабами жестокой и циничной системы.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фантастики еще меньше, чем в первой книге. То есть это будущее, есть в нем какие-то мелкие навороты, отличающие его технически от настоящего (причем настоящее на момент написания — 1988 г.). А сейчас кажется. что просто написанная с натуры картинка. Ну, автомобили до такой степени не автоматизированы, ну дороги попроще, ну наркотики новые. Собственно, и все.

Но при этом книга затягивает, завораживает, и при полном отсутствии «крутизны» оторваться невозможно. Живые персонажи, с реальными проблемами и метаниями, творческий поиск, отцы и дети, взросление, поиск главным героем себя — это прекрасно понятно, сто раз ранее описано — и все равно интересно. Отличный язык. Лирично, поэтично и соразмерно.

Прекрасный перевод известного переводчика.

Любителям Перумова, Никитина и Стерлинга — точно не сюда.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тяжелая, совсем не фантастическая история про бессмысленность существования в современном мире потребления. Фантастики практически нет.

При этом здесь есть довольно плотно подогнанные друг к другу сюжетные линии оставляющие впечатление продуманного и гармоничного сюжета.

Есть тщательно прописанные, совсем не картонные герои.

Полагаю, что любители драматической прозы с обертонами политического триллера останутся довольны.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А западный мир идет по этому пути... Это грустно, но это так. Здесь даже поход за покупками в какой-нибудь Коммерческий Центр превращается в развлечение на целый день. Сюда ходят — как в музей, или в кино — семьями, и на целый день. Это общество производителей и потребителей, и все — чужие друг другу, и каждый — сам по себе...

Все так и есть. Все так, как и описал Робинсон.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня — лучший роман трилогии. Антиутопия — не по описанию мира, а по сути — по смыслу романа.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слабее предыдущего роман, причем на порядок. Роман, на мой взгляд, сгубило отсутствие масштабности и перенасыщенность мелкими деталями, которые режут глаз и заслоняют главный сюжет. Вообщем, получилась скомканная история с интересными идеями. Только вот воплощение подкачало:frown:

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх