Ким Стэнли Робинсон «Калифорнийская трилогия / Округ Оранж»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Утопия | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Трилогия, которая вывела Кима Стэнли Робинсона в ряды выдающихся писателей-фантастов. Три романа — три разных взгляда на судьбу жителей округа Ориндж, а точнее, на судьбу всего человечества.
Вот, например, Америка после атомной войны. Жители округа Ориндж с тоской вспоминают ушедшие времена мирового господства. Но ничего не хотят сделать для его восстановления...
А вот Америка перенаселенная, находящаяся на грани экологической катастрофы. И группа юных персонажей, пытающихся найти своё место в этом угрожающе-безразличном мире...
И, наконец, Америка, ценящая дары природы и берегущая то, чего не достаёт в её недрах. Но оказывается не всех жителей округа Ориндж заботит экологическое благополучие мира...
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (7), английский (15), немецкий (1), испанский (1), французский (2), итальянский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (27), самиздат (1)
- /перевод:
- Е. Доброхотова-Майкова (3), Г. Емельянов (2), К. Королёв (1), М. Кубиак (1), Г. Л. Стаффилано (1), Н. Михайлов (2), М. Пчелинцев (3), Ж.-П. Пьюжи (1), Д. Сантос (1), Э. Шмигель (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alin, 6 мая 2023 г.
Как обычно, Робинсон, безусловно, интересен. Но есть слишком много НО, которые не позволяют, в моем понимании, причислить его к «неоклассике», как некоторые тут предлагают. Предвосхищая критику — я поставил циклу 8, хотя он мне в целом не скажу чтобы сильно понравился. И я объясню почему. Первая, и самая главная претензия — Робинсон паталогически скучен. Пытаясь разобраться в рефлексии главных героев он напрочь забывает о главном, что обычно привлекает читателей — действии. Особенно показателен здесь, как мне кажется, второй роман трилогии. Унылость ближайшего будущего передана мастерски (поэтому — 8). Но лично я не хочу про это читать. Я хочу верить, что так не будет. Более того, я уверен, что так не будет. Поскольку экономическая модель общества — и это касается всех трех романов — исключительно убога. Так не бывает просто потому, что так не бывает и не может быть. Это литературный сайт, поэтому экономические обоснования здесь абсолютно неуместны и я не буду в них вдаваться.
Зато социальная часть — великолепна (поэтому — 8). То, как герои общаются, их мотивации, их описание — так строить персонажей не грех поучиться многим авторам, в том числе и топовым. Вообще, чем больше я знакомлюсь с творчеством Робинсона, тем больше мне кажется, что в нем погиб очень сильный психолог-социовед. И фантастика для него — лишь способ изучить, описав, базовые и нетипичные поведенческие модели человека/социума в разных внешних факторах. Ведь именно это он и делает: постапокалипсис / индустриально-научное развитие / гармония с природой (не факт, кстати, если вчитываться) / освоение новых миров (цикл Марс) и др. И, как бы, почему бы и нет. Только вот в разрезе фантастической литературы такой подход спорен. Скажу крамолу — как мне кажется, Робинсон вообще не фантаст. Это великолепный, умный писатель-исследователь, почти психолог, немного социолог, в общем, исключительно одаренный человек (Поэтому — 8). Но никак не фантаст.
Я стараюсь аргументированно выражать свое мнение. Робинсон как ни странно, цепляет. Именно поэтому я пополнил свою библиотеку всем, что вышло у Робинсона у нас. Правда прочитал пока не все. Но я продолжу его читать (мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус), знакомиться с творчеством. Ибо Робинсон безусловно занятен.
Итак, 8: Робинсон умен, он явно тяготеет к психологии/социологии, он последователен и и его произведения целостны и интересны прежде всего взаимодействием персонажей между собой. Но вот экшна не ждите. Будет медитативная рефлексия. Не будет спецагентов/артефактов/инопланетян/зомбей и прочей движухи. А жаль. Поэтому честные и однозначно заслуженные 8
crystalowl, 18 апреля 2020 г.
Давно хотел прочитать что-то большое по объему, а тут как раз самоизоляция подсобила. В итоге выбрал триптих Робинсона и имею что Вам доложить, будущие читатели.
Если рассматривать данную работу в целом, то безусловно она достойна прочтения — хотя бы из-за авторского прекрасного слога и отличного перевода в изданиях 18 года. Это-Литература с большой буквы, неоклассика, наверное. Как связывать слова в предложения автор знает и делает это мастерски. Сюжетно же лучше разобрать каждый роман по отдельности, хотя общими являются локации и герои, проживающие в каждом романе разную жизнь.
«Дикий берег» — самый «легкий» роман для прочтения, т.к. добавляется приключенческий жанр, читается легко, увлекательно. Отлично выписаны герои и старый Том, характеры проработаны и понятны. Сцена побега с корабля — конфетка, мастерство Автора в чистом виде. События происходят в антураже постапокалиптических США, которые остальные страны изолировали от окружающего Мира. Уверенные 8/10 без всяких оговорок.
«Золотое побережье» — самый непонятный для меня роман серии. События происходят в недалеком будущем. Технологически Мир фактически наш. Герои как во всех книгах — группа молодых людей + старый Том. В этом обществе молодежь прожигает свою жизнь, постоянно употребляет всевозможные наркотики, бездельничает по большому счету. Мне лично не понравилось, как выписаны характеры молодых героев. Только по старому Тому нет никаких вопросов — он един во всех книгах и символически олицетворяет то Разумное, что есть в Мирах. У остальных героев неплохо прописано метание души, поиски себя, но при этом герои сами какие-то картонные, после прочтения почти сразу забываются. В книге много политики, и именно эти главы лично мне были наиболее интересны. В итоге только 6/10 за прекрасный авторский слог и политику.
«У кромки океана» — Калифорния на излете своей «экологической» фазы. Нет бедных, нет сверхбогатых — Мир победившего Среднего Класса, в котором устремления масс направлены на экологию. Как и любое другое общество, построенное на том или ином виде «равенства», это общество обречено. В нем неизбежно появляются люди, которые хотят большего, чья энергия не умещается в рамки бесконечных посадок деревьев, сбережения воды и многочасовой трепотни на собраниях Райкома. В этой книге как раз с такими активными людьми герои и старый Том ведут борьбу за сохранение в первозданном виде городского холма. Борьбу, которую они заведомо проиграют, независимо от того, как закончится книга — по крайней мере мне, как стороннику противной главным героям стороны, это довольно очевидно.
Очень понравилось как выписан ГГ — Кевин. Тут как и во второй книге снова показано метание души, поиск себя, только этот поиск более конкретен и акцентирован. Некоторые из второстепенных героев тоже прописаны хорошо. Старый Том как всегда выступает в роли «человека, который все уже давно понял». Поставил бы оценку выше, как первой книге, но в борьбе Героев с антагонистами я на стороне последних в целом. 7/10
Кому стоит почитать всю серию: в первую очередь поклонникам Литературы высокого качества, поклонникам классической литературы. В книгах много поиска себя, духовных терзаний и метаний, выписаны извечные устремления Человека к познанию Мира вокруг, и даже проблемы «равенства и братства». Это вам не побегушки с пострелушками по постапокалиптическому миру.
Общая оценка всему триптиху: 7/10
ПС: Оценка была бы 8/10, если бы не левый уклон Автора во 2 и, особенно, 3 книгах.
Heechee, 2 октября 2018 г.
Все три тома трилогии написаны в разном жанре, но главные герои по сути одни и те же, меняются лишь декорации. По смыслу остается пара персонажей, которые формируются в один образ на конец трилогии.
Общее впечатление — читать было сложно, слог у автора легкий, но книги мне давались тяжело, так и хотелось на что-то отвлечься(в итоге парочку небольших книг по науч-попу прочла)
Все три книги ровные, что-то выделить конкретно не могу. В целом особых надежд на шедевр или что-то мощное питать не стоит.
С учетом прошедшего времени с момента написания книги позабавили моменты, года летят, а политика некоторых стран и вообще глобальная ситуация остается прежней.
Итак, первый том, «Дикий берег» дался мне легче всего и сохранял интригу, что вот так отложить книгу мне не хотелось. Описывался своеобразный мир после ядерной бомбежки и в состоянии полной искусственной изоляции. Берется кучка выживших и описывается момент когда первое поколение выросших после бомбежки детей. Описывается борьба молодой мысли с навязанной точкой зрения. Эдакое произведение взросление, когда на основе потерь и утрат приходит переосмысление. И благодаря наставнику(этот наставник есть в каждом томе) происходит переосмысление ценностей и понимание как жить дальше, чтобы не потерять всё.
Конечно всё описанное смотрится немного бредово, но это уже на фоне наших современных знаний о том, что будет после ядерной бомбежки, и чем-то по наивности напоминает «Почтальона» Дэвида Брина. Но ощущения и мысли юных бунтарей очень хорошо и интересно переданы, ощущается вся глупость и наивность, яростность, которая бывает из-за отсутствия опыта, знаний и безысходности.
Если ищете реальные описания и ощущения после ядерной бомбежки, то эта книги не об этом и все описано достаточно схематично и коряво, но зато интересна другая ее сторона — мысли и действия. Мысли наивного ребенка и глупости на которые он идет ради непонятных , которые никто не может ему объяснить идей. Но в итоге у него наступает всё же понимание что и как.
В целом все неплохо, но книга все равно слабая.
Второй том «Золотое побережье» мне хотелось бросить уже после 5 страниц прочтения. Давалось ну очень тяжело. Описанная автором утопия практически не отличается от нашей современной реальности, есть конечно моменты утопические, но далеко мы не ушли, точнее в книге не далеко ушли. Здесь уже размышления автора выходят на иной уровень, читаешь какой-то экономическо-политический детектив, сквозь который автор показывает борьбу двух мнений, эдакий древнегреческий диалог, через отношения отца и сына, мнения о мире и действиях, которых радикально отличаются. Мире в котором правят деньги, оружие, корпорации, в общем все как обычно и даже явно актуально на данный момент. Но вот в этом томе все же основная начинка уже интереснее и обдуманнее. Единственное, что особо напрягало это описание кто и где что разрабатывал и бесконечных вечеринок с каким-то почти извращением. Но на этот контраст идет описание рабочих будней, и что забавно отношения между чёрными и белыми всё так же напряженные местами.
Третий том «У кромки океана» дался мне уже на автомате, здесь по описаниям должка быть антиутопия (я думала будет что-то по типу отдаления как у Ле Гуин «Хайнский цикл» или «Гиперион» ) Но тут опять же, далеко от нашего сегодня не ушло. Крупицы конечно появляются, которые дают понимание что все таки это не здесь и сейчас, но как и в предыдущих томах эти описания очень схематичны. Очень напрягали сопли, романтика и переживания героя. И конечно эта американская борьба и голосования. В итоге это обычный роман с намеком на фантастические элементы, вообще из всей фантастичности это дома на деревьях маленькой группы людей. Посыл этого романа для меня остался не до конца понятен, кроме попытки сохранить свой душевный рай в процессе изменений, ну и конечно оправдания действий своей могучей страны, какие мы несчастные не понимаем ее добрый посыл. Хотя автор в каждой книге упоминает, что ему не нравится вся политика что его окружает. По мне так проявление действий главных героев эгоизм, причем непонятно во что вылившийся. Вообще на какую-то трагедию похоже, эдакое озарение через потерю всего, но оно довольно таки странное.
Я не жалею о потраченном времени на прочтение, всё же я многое узнала, и многие мысли заставили задуматься. Но в действительности очень тяжело читать, как сказать, скучно и муторно, местами похоже на занудство старика политикана.
popyalov, 10 мая 2016 г.
Все три книги — качественные романы с весьма прописанными героями. Первый — самый приключенческий. Второй — самый нигилистичный с критикой капиталистической парадигмы. Третий — ближе всего к коммунистической фантастике совдепа.
Бывший, 4 февраля 2012 г.
Идея расказать про одну и ту же местность в разных альтернативных реальностях безусловно достойна почтения. Но здесь скорее стоит говорить об уважении к самой идее и потраченному на нее интеллектуальному труду. Искренней любви сама концепция конечно не вызовет. А так как кроме этой концепции да одного эпизодического персонажа трилогию фактически ничего не объединяет, то считаю более правильным рассмартивать трилогию ни как единство, а как три совершенно отдельных романа.
Все три романа написаны качественно, их можно и нужно рассматривать как хорошую литературу.
Дикий берег, мой самый любимый, неоднократно перечитываемый роман. Прекрасная история становления подростка в суровом мире постапокалиптической версии современности. История написана увлекательно и просто. Герои вызывают эмоциональное сопереживание. Вставки в виде рассказов старика Тома порой добавляют вкуса подобно хорошим специям. Отличное чтение практически для любой аудитории.
Золотое побережье — тщательно прописанные герои живущие в мире практически не отличном от современного уже не вызывают чувства сопереживания. Интрига глубока и тщательно продумана, но в целом следить за действием уже не так интересно.
Кромка океана — автор явно отошел от простого языка первого романа и углубился в дебри мейнстримовой прозы. Чувствуется «литературность», изысканнось и, при этом, какая то усталость автора. Лично меня роман оставил совершенно равнодушным.
ceh, 9 октября 2006 г.
Все три романа этой трилогии исключительно хороши, но хороши каждый по-своему, они совершенно не похожи друг на друга. Единственное, что их обьединяет — они просто очень хорошо написаны. Всем, кто ищет в книгах в первую очередь действие, сюжет, приключения — их читать не стоит. Они не об этом. Они о другом — об одиночестве, о душе, о взрослении в современном мире, о попытке найти равновесие. И кроме того, повторюсь, они просто прекрасно написаны. Если бы вся фантастика, или хотя бы ее часть, писались на таком литератуpном уровне, то она давно бы уже стала основным жанром «мэйнстрима».
tevas, 1 сентября 2006 г.
Скажу кратко: одной только «Калифорнийской трилогии» достаточно, чтобы Ким С. Робинсон вошел в зал Славы Научной Фантастики, как один из авторов, который изменил представление читателей о понятиях утопии и антиутопии