Сара Брукс «Территория чудовищ. Путеводитель для осторожных туристов»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Технофэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Приключенческое | Экологическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь | Азия (Центральная Азия | Восточная Азия ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Генетические эксперименты, мутации | Экспедиция/подготовка к экспедиции
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Преодолеть гигантское одичалое пространство между Москвой и Пекином можно лишь одним способом — по железной дороге, на прославленном Транссибирском экспрессе. Вот только славится он теперь не роскошью и комфортом, а опасностями, которым подвергается на всем пути. Но как бы ни были велики и многолики эти опасности, нет недостатка в путешественниках, желающих увидеть Запустенье — страну сверхъестественных, граничащих с мистикой природных явлений. В этом рейсе среди пассажиров убитая горем женщина, зачем-то взявшая себе чужое имя. Затравленный коллегами естествоиспытатель, готовый любой ценой восстановить свою научную репутацию. Юная безбилетница, которая выглядит и ведет себя чрезвычайно странно, а временами так и вовсе пугающе. А вместе с ними путешествует память поездной обслуги о предыдущем рейсе — память недобрая, сумбурная, изобилующая загадочными провалами.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
avsergeev71, 25 июня 2024 г.
Книга оставила неожиданно приятное впечатление. Хотя, казалось бы, что нового можно сказать на тему Зоны и сталкерства, — все давно сказано/пересказано.
Прекрасная стилистика под 19-е столетие. Никакой повестки, сильных женщин, слабых мужчин и серой морали. Хотя женщины с сильным характером присутствуют, но ведут они себя именно как женщины, — наверное именно такими вышли бы они из под пера Тургенева. Мужские персонажи тоже присутствуют, причем на удивление образ их вполне соответствует понятию мужчины, — даже старина Жюль Верн не постеснялся бы таких.
В команде бронепоезда, рассекающего просторы Зоны, — очень много русских, что в общем-то вполне объяснимо. И вот тут автор просто умилил и растрогал меня буквально до слез: русские персонажи являют собой вполне нормальные аутентичные образы (с поправкой на 19-й век конечно). Никаких дурацких фамилий и карикатурных стереотипов: водки, медведей и балалаек. Все вполне приятные, почтенные и интеллигентные люди, за исключением разве что священника отца Георгия, которого автор упорно называет Юрием Петровичем (тут промашка — да, но вполне простительная). А главная русская героиня — так вообще вызывает откровенную симпатию. Согласитесь, в наше время это дорогого стоит.
Китайцы, которых в книге тоже очень много, выведены также вполне комплиментарно. Как ни странно, единственный карикатурный персонаж — англичанин Генри Грей.
Ну а главный антагонист в книге — нет, не Зона, и не чудовища, как можно было бы заключить из названия. На роль злодея выведена британская (даром что автор — англичанка) Транссибирская Компания, которая образом и поведением подозрительно напоминает печально знаменитую компанию Вейланд-Ютани из вселенной «Чужой».
Зона тут называется Запустением и имеет поистине исполинские масштабы: от северных границ Китая до европейской части Российской Империи. Бронепоезд, технологическое чудо конца 19-го столетия, на полном ходу и без остановок преодолевает это расстояние только за две недели. Зона населена диковинными и опасными тварями, неясного происхождения, поэтому входы/выходы с Российской и Китайской сторон тщательно охраняются, а на границе возведены циклопические защитные сооружения, очень напоминающие Стену из «Игры престолов». Нахождение на территории Запустения вне спасительных вагонов бронепоезда смертельно опасно. Но даже бронепоезд не гарантирует стопроцентной защиты, поэтому пассажиры перед поездкой дают подписку об отсутствии претензий в случае форсмажора. Однако, не смотря на опасность поездок, отбоя от желающих не наблюдается, состав регулярно курсирует туда и обратно, а Транссибирская Компания, монополизировавшая проезд, богатеет и процветает. Всему этому однако чуть не приходит конец, когда во время одной из поездок происходит чрезвычайное происшествие.
Запустение описано тщательно и с любовью: красочные ландшафты, диковинные существа и загадочные явления заполняют изрядную часть произведения. А примерно к середине книги Запустение вообще становится чуть ли не главным персонажем. И как обычно, все окажется не таким, каким казалось в начале.
Повествование в целом довольно спокойное и размеренное, присутствует небольшая интрига. Ускорение происходит лишь в самом конце. Финал — довольно оптимистичный, впрочем как и положено по законам произведений 19-го столетия. Для любителей хоррора поживиться практически нечем: есть пара-тройка жутковатых моментов, но не более. В общем и целом, для тех, кто тоскует по старым былым временам — самое оно.
Еркфтвгшд, 24 июня 2024 г.
С чего бы начать и чем завершить?
Перво-наперво «уши и хвосты» сюжета в памяти всплывают не в литературной традиции, но в сериалах, прости господи, в «Сквозь снег» и «Бесконечном поезде», а не в Вандермеере и братьях Стругацких. Тут мешочком с гайками не обойдешься. Большая часть книги это раскачка, надо объяснить географическое, общественное и прочее устройство, описать поезд (повагонно), перечислить всех корифеек сюжета (прима это сам поезд) и весь кордебалет не забыть, расписать интригу и нагнать тревожности.
Второе, сюжет разгоняется в последней трети книги, до этого обслуживающие работы, так сказать, становится веселее, интересней, сюжет делает стаккато, жить в коммуналке на колесах становится забавней, но это большее не приключенческая книга, а философия органического бытия. Вот поселится в тебе иная жизнь и вместе вы преобразуетесь в нечто общее, а что потом?
Рельсы-рельсы,
Шпалы-шпалы,
Катит поезд
Небывалый
в Запустье.
И назад.
Наважденье?
Кто б ни знал,
Куда б ни звал,
Оставайся на перроне
И не верь дамам
В вагоне.
Заберут.
И не вернут.
Рельсы-рельсы,
Шпалы-шпалы,
Прогони ты сон
Свой шалый
И с души
Гони разлад.
P.S. зато обложка у книги красивая