Николай Лесков «Воительница»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Ироническое | Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Впервые — журнал «Отечественные записки», 1866, № 7, апрель, кн. I, с посвящением художнику М. О. Микешину (1835 — 1891).
Входит в:
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
— «Театр FM», 2004 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 2 февраля 2022 г.
Огни большого города по санкт-петербужски
Тысячи читателей хорошо знают творчество Лескова по «Левше, по «Очарованному страннику» да по «Леди Макбет Мценского уезда», поменьше людей знакомы с его романами (тут счёт уже на десятки и в лучшем случае на сотни идёт), а всё остальное лесковское пользуется спросом лишь у единиц и порой десятков читателей. Хотя автор считался в определённые времена «самым русским писателем».
Прослушанный в формате аудиозаписи спектакля очерк, так же как и «Леди Макбет...», представляет собой своеобразный портрет определённого женского типа. По форме это рассказ главной героини очерка Домны Платоновны о каких-то примечательных событиях и происшествиях из своей собственной жизни, ну и о судьбах некоторых других женщин. В которых она принимала самое прямое и непосредственное участие. Знаете, есть такие дамочки, которых хлебом не корми, но дай возможность вмешаться в чью-то жизнь, изменить что-то в этой несвоей жизни так, как хотелось бы ей. А то и вовсе заняться элементарным сводничеством попавшей в непростую жизненную ситуацию женщины с богатеньким «папиком», который за услуги определённого рода готов взять её на тайное содержание.
Центральное место в первой части спектакля (пишу о спектакле, аудиозапись которого я слушал, ибо разыгранная пьеса могла претерпеть некоторые изменения и отклонения от авторского лесковского текста) как раз и занимает рассказ этой самой Домны П. О такого рода случае. Причём конечно же ситуация преподносится рассказчицей как пример покровительства по отношению к несчастной молодой женщине.
А затем автор и актёры рассказывают зрителям/читателям о том, как в дальнейшем сложилась судьба и этой дамы, и самой Домны Платоновны. Причём понятно, что концовка подводит нас к мысли, что всякое «добро» не остаётся без отплаты. Хотя не всё так однозначно и в судьбе самой Домны было всякой всячины.
Пара слов непосредственно о спектакле: в главной роли несравненная Вера Васильева (фильм «Девчата» и фильм-спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» помнят наверняка многие) и одно ощущение присутствия этой великолепной актрисы придаёт атмосфере спектакля невыразимое очарование. Тем более, что аудиозапись велась непосредственно из зала и потому слышны все зрительские реакции на происходящее на сцене. Кстати сказать, вроде бы есть и видеозапись именно этой спектакля «Воительница» (1988), надо бы посмотреть...
Доберман, 26 июня 2022 г.
Классная вещь! С точки зрения языка, движения сюжета мастерски сделано. Городские нравы, наблюдения жизни — ничего не притянуто за уши.
Исследование вопроса, который хорошо знаком Лескову и очень для него естественен. Никакой тенденции. На уровне повести «Грабеж».
SnickS, 16 мая 2016 г.
Скажу честно: не понял.
О чем вообще повесть? О трудной жизни и борьбе одной «почтенной дамы»?
Кроме прочего несколько затрудняет прочтение старорусский язык, которым выражается «воительница».