fantlab ru

Джулиан Барнс «Религиозные войны»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.15
Оценок:
52
Моя оценка:
-

подробнее

Религиозные войны

The Wars of Religion

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

Как-то раз в один небольшой городок прибыл с важной миссией епископ. Его встретили весьма достойно, сопроводили в церковь и предложили сесть в специальное кресло. Кресло это было особое: 364 дня в году оно находилось в подвешенном состоянии, дабы никто его не мог осквернить. И доставалось оно только по особо торжественным случаям. Этот — был как раз из таких...

Никто не мог предположить, что одна ножка этого кресла оказалась изъедена короедами. И в момент, когда епископ попытался сесть, ножка подломилась.

Так начался судебный процесс «Город против зловредных насекомых»...

© duke

Входит в:




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень приятный и весёлый рассказ. Битва адвокатов получилась вполне интересной. Вначале казалось, что перевес на стороне адвоката древоточцев, но иногда адвокаты деревни брали верх. По сути поднимается извечный вопрос, может ли «добрый» Б-г творить зло или для этого у него есть условно независящие от него механизмы. Иногда в словах адвокатов чувствовались просчёты и стой и с другой стороны. Но в конечном итоге решение суда получилось вполне сбалансированное.

Опять-таки мне больше была интересна мотивация. Весь процесс задуман как упреждение неприятностей. Жители деревни опасались гнева церкви, за неприятности с епископом и попытались отвести от себя удар. Получилось как-то не очевидно, возможно лучше бы молчали.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Религиозные войны» — презабавнейшая стилизация под протокол средневекового судебного заседания. Автору еще при написании рассказа «Безбилетник» не давала покою мысль о том, как на Ковчег попали и как там выжили очевидно вредные для человека животные. По Барнсу, древесные «червячки» попали на Ковчег нелегалами, и, невидимые, развивались в деревянные конструкциях. Но спасение от Божьего гнева и человеческого прагматизма оказалось временным, люди вновь ищут религиозное оправдание своему потребительскому отношению к Природе.

Сам рассказ – замечательный риторический поединок между обвинителем и защитником «козявок». Начинается он с апелляций к Библии и ироничных воззваний к здравому смыслу противника, а заканчивается едва ли не взаимными обвинениями в ереси. По нему видно, как средневековый человек пытается понять Природу, применяя к ней те же категории и понятия, что и к человеческому обществу; неудивительно, что этот подход приводит к печальному результату. Изменилось ли что-то в наше время?

Итог: «Религиозные войны» — отличный пример литературной стилизации. Стилизация здесь не является самоцелью (как в недавно прочитанной «Дочери Сов» Нила Геймана), она только позволяет показать преемственность и традицию, создает переход от эры мифов («Безбилетник») к эпохе бюрократизованной религиозности. И это средство здесь подходит вполне.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх