Ольга Артамонова «Гадкий Барби»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Обучение в школе/академии/ВУЗе | Спорт, культура и досуг | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Современное общество живёт простыми радостями жизни. Уже никто не читает книг и не хочет чего-либо возвышенного. Но находятся отдельные отщепенцы, которые что-то пытаются понять и создать, узнать что такое «деградация» и пытаться с ней бороться, чтобы в конце-концов стать «Гадким Барби»...
Входит в:
— журнал «Полдень, ХХI век'04», 2010 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 12 ноября 2023 г.
Аллегорическая иносказательная театрализованная притча о вечном и неизбывном: о причинах и последствиях недостатка внимания к вопросам культуры, цивилизованности, образования, воспитания и т.д. и т.п.
О мерзостях проявления этнической, культурной, национальной и т.д. и т.п. нетерпимости, отсутствия толерантности, бла-бла-бла, тра-та-та, фа-фа-ля-ля. Как заезженная надоевшая зациклившаяся пластинка: монотонно, по кругу, в массе вариантов — об одном и том же, на одной и той же ноте.
При этом, ко всему прочему, тематическая форма — более чем страннА: фразеология, типология и прочая *-логия некой кукольной реальности, в которой идентификация персонажей постоянно сбивается с некой театрализованной мистификации на балаганную кукольную буффонаду.
Теряюсь в догадках — на какую аудиторию рассчитано. Искренне — даже не могу себе представить.
И объём — это просто ужас какой-то. Если бы сократить текст раз в 5-7, убрав из него абсолютно нелогичные психоделические выверты — было бы, в принципе, читабельно. В таковом же варианте — увы
drogozin, 10 апреля 2010 г.
Казалось бы перед нами очередная стереотипная интерпретация избитой темы, раскрытой ещё «451 градусом по Фаренгейту». Да и избранные художественные средства весьма и весьма спорны и вначале вызвали некое чувство отторжения своим примитивизмом. Однако есть в этом одиночестве главного героя в мире Барби что-то глубоко личное автору рассказа. Видны чувства писателя, ощущающей себя таким же инородным телом в «мире Диснея», как и её главный герой. И эта небезразличность, эта трагедия оказались как-то очень близки мне, вошли в резонанс с моими собственными мыслями на этот счёт, выделив рассказ из череды стандартных антиутопий.
Darth_Veter, 15 апреля 2023 г.
Будущее, только непонятно какое — близкое или далекое. Скорее всего, далекое, ибо герой рассказа упоминает про космические корабли, на которых человек разъезжал по Вселенной. Но это в прошлом, ибо внезапно случилась деградация — и человек превратился в ... барбикена. Один из таких «кукольных» персонажей ведет личный дневник, описывая в нем процесс своего взросления и становления... Сложно описать подобное в небольшом рассказе, но автор в целом справилась со своей задумкой неплохо. Особенно мне понравилась идея организации самого дневника: вначале герой пишет абсолютно безграмотно, с дикими синтаксическими ошибками, но по мере его взросления текст приобретает литературный слог, а ошибок становится меньше (спасибо великой Энциклопедии!). Социальное общество деградировавших людей тоже в основном описано неплохо — даже имеется объяснение, почему всех людей назвали барбикенами. Сегодня, правда, немногие смогут вспомнить, откуда пошел такой термин. Для несведущих поясню: от самых популярных на Западе детских кукол — Барби (девушки) и Кена (парня). Не удивляйтесь, что жизнь барбикенов так напоминает гламурные картинки с рекламой этих кукол — автор решила не выдумывать новой сказки, а взяла на вооружение старую. Получилось и смешно, и печально одновременно. Печально потому, что современное подрастающее поколение напоминает этих самых барбикенов больше, чем нормальных людей. И с каждым годом такая тенденция только усугубляется. Если ничего не предпринять, то авторский прогноз почти во всем совпадет с реальностью. По крайней мере, свои сочинения дети именно так и пишут: в слове «еще» по три ошибки делают! Тут уж и до следующей стадии (назвать себя подобием «барбикен») совсем недалеко...
-------------
РЕЗЮМЕ: рассказ-предупреждение о том будущем, которое наступит у нас, если в образовании не наметится положительных сдвигов. Педагогам не помешало бы прочитать эту историю перед своим классом.