Дмитрий Биленкин «Художник»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Наконец ему повезло; после долгого кружения над болотами он заметил нетронутую излучину реки. Птерокар, трепеща крыльями, как бабочка, опустился на поляну с густой травой. В речных бочагах гуляла рыба. Ни траурного пепелища костров, ни следа босых ног на ослепительном прибрежном песке. Он делал эскиз за эскизом с быстротой, удивлявшей его самого. Он прекрасно понимал, что его попытка — анахронизм, прихоть. Рисовать нетронутую природу, которой уже почти не осталось, — зачем? Тут его раздумья прервали.
Входит в:
— сборник «Марсианский прибой», 1967 г.
— сборник «Космический бог», 2002 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 17 февраля 2024 г.
Конфликт естественного и искусственного Биленкин поставил очень остро, наложив проблему на чуткую натуру художника. Тонко чувствовать природу дано не многим, высшей эстетике надо не просто учиться, ею надо уметь жить, сделав одной из граней самого себя. Тогда становится понятным стремление героя рассказа войти в резонанс с девственной природой и выплеснуть родившееся вдохновение на холст картины. Этот процесс небыстрый и не имеет гарантированного свершения, как нельзя запрограммировать радость или хорошее настроение. Но вот создать предпосылки, общий антураж-это сделать можно, что собственно и пытается сделать в рассказе Глеб. Надо отдать должное автору, он очень здорово обрисовал суть стремления своего героя, видимо вложив в сюжет свое собственное понимание прекрасного.
Но вся соль рассказа заключена именно в несостыковке идеального и реального. Увы, это часто бывает в нашей жизни. Ушат холодной воды обыденности способен развеять только появившееся чувство гармонии, с трудом найденная нить обрывается и снова ты обычный человек стремительно мчащегося мира. Биленкина очень волнует вопрос-как бы не растворится в суете, в удобном, но не всегда уместном комфорте. Не случайно автор показал всеми ненавидимых комаров как все-таки неотъемлемую часть окружающего мира. Но дело не в них, а в понимании того факта, что привычное, мимо которого мы проходим не замечая, может быть потеряно, и тогда тем, которым это необходимо, будет очень больно. Как в рассказе Глебу.
astoun, 27 июля 2023 г.
Рассказ простенький, но неплохой. Мне было искренне жаль бедолагу-художника, над заветной мечтой которого надругались таким изощренным способом. Слишком тонкая у него оказалась душевная организация...
Позабавили жала у комаров. Скрестили с осами? :)
mputnik, 18 декабря 2019 г.
Разница восприятия. На мой взгляд – великолепный образчик НФ-зарисовки. Но… взглянул на отзывы и – увы: я одинок в своих пристрастиях.
Тебе же, уважаемый потенциальный читатель, скажу так: «Ежели ты ценишь в фантЧтиве прежде всего две составляющие – «достоверность отношения к реальности отдельно взятого человека» и «прогностика бытовых аспектов высокоразвитой технологии» — то этот короткий рассказ тебя порадует.
А ежели ты в душе ещё и романтик, то – порадует 100%
amak2508, 9 ноября 2019 г.
Если Биленкин пытался написать ироничный рассказ, то получилось это у него как-то уж слишком серьёзно. Если же рассказ как раз серьёзный, то с точки зрения дилетанта-нехудожника он очень сильно надуман. Годами готовиться к созданию одного-единственного пейзажа — это, наверное, слишком. Впрочем, также, как и надолго терять вдохновение от случайно увиденных в овраге защитных бетонных блоков или от внезапно обнаруженного зеленоватого цвета искусственного дождя.
Но главная беда рассказа даже не в этом. Беда в том, что он банально неинтересен. Пять страниц восхищенных строк о нетронутом цивилизацией уголке природы для того, чтобы свести это к тому, что искусственный дождь на корню загубил вдохновение нашего потомка-художника — надо ли было автору тратить своё время и время своих читателей на эту историю....
Kriptozoy, 4 марта 2009 г.
Далеко не самая сильная вещь Дмитрия Биленкина на экологическую тему. Обожаю рассказы «Догнать орла», «Город и Волк», нравится рассказ «Здесь водятся проволоки», а этот рассказ среди них выглядит несколько слабее. Может быть дело в том, что в рассказе нет действия, как это говорится «приключений тела», может быть не хватает рассказу убедительности, может быть целью писателя было тронуть самые чувствительные струны читательской души и попытка хорошо видна, но попытка не совсем удачная. Не самый сильный текст у Биленкина, из тех, в которых он описывал природу, рисовал пейзажи, любовался земными и инопланетными ланшафтами и т.д. Придраться в общем-то и не к чему, текст достаточно гладкий и идея передана достаточно ясно и понятно. Но всё равно не то.
Всегда удивлялся способности Дмитрия Биленкина передать всё в самых мрачных и удручающих образах, описать всё в самых мрачных красках. В общем-то понятно, почему автор часто в своих работах выбирает такой стиль, особенно если вспомнить, какие темы и проблемы он затрагивает в своих произведениях. Но слишком уж всё пессимистично. Часто после прочтения того или иного рассказа становится грустно и не по себе. Вот и в «Художнике» автор описывает словно бы не урбанизированную в далеком будущем планету Земля, а прямо какой-то мир пост-апокалипсиса. Причем, как это часто бывает у фантастов того времени — проблему обрисовал, а никакого решения не предложил. Хотя так оно наверное и должно быть.
god54, 6 ноября 2009 г.
Да, хорошо бы всех комаров разом и ... Это мечта. В этом вся фантастика рассказа. А в остальном это наша ежедневная жизнь и борьба человека с природой, где он постепенно теснит природу, но она, как пружина, лишь сжимается и в любой момент распрямится... и тогда...
Yazewa, 17 мая 2008 г.
Какова основная мысль этого рассказа? Исчезновение нетронутой девственной природы? Тонкость психологического настроя истинного художника? Показалось неубедительным, словно написано второпях, без ясной концепции.
viv, 19 декабря 2007 г.
Загнали мы природу в резервации, роботов к туристам приставили, комаров травим... И природа уходит, она еще есть, но восприятие художника уже бессильно ее изобразить...
Pupsjara, 21 ноября 2007 г.
Странное впечатление произвел на меня этот рассказ. Вроде неплохо написано, хорошая концовка(комаров хоть не стало:biggrin:), а рассказ не понравился.:frown: