Павел Амнуэль «Звено в цепи»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Обязательно ли разумное существо должно принадлежать к какому-либо биологическому виду? Ведь может существовать разум, подчиняющийся другим законам природы.
Рассказ ведется от лица различных разумных, обеспокоенных методами познания вселенной, законов природы, себя.
После публикации рассказов «Выше туч, выше гор, выше неба» и «Звено в цепи» автор получил диплом клубов любителей фантастики «Великое кольцо» за наибольшую популярность среди читателей;
Первая публикация:Павел Амнуэль. Звено в цепи: [Фантастический рассказ] // Изобретатель и рационализатор (Москва), 1982, №11 – с.36-40
Входит в:
— условный цикл «Николай Борзов»
— сборник «Сегодня, завтра и всегда», 1984 г.
— антологию «More všetkých riek», 1987 г.
— сборник «Капли звёздного света», 2012 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Tullma, 15 января 2024 г.
Если честно вообще не зашло. Во-первых, очень затянуто и нудно. Во-вторых, в чем идея несколько непонятно. То ли в необходимости познания, то ли наоборот. С одной стороны разум познавший все умирает, т.к. достиг цели. С другой стороны, как оказалось, он ещё не все познал, просто не знал об этом, давайте дальше познавать... А что б познавать надо ещё и товарищей найти, нашли 3х, а надо 4х... а 4й скопытился, что делать? Бред какой-то, в самом деле.
Ну и в-третьих, любовная линия... что это вообще? Любовь такая сильная и светлая, что прекратилась... почему? Почему она ушла? Почему он за ней не пошёл? Она вдруг разобиделась, что ему работать надо? А он вдруг понял, что вселенские проблемы как-то поинтереснее, чем она? И фраза эта её последняя совершенно идиотская и вообще ничего не объясняет, кроме «всё, ты меня такую важную потерял». Какое-то странное представление у автора о влюблённых людях.
Ну, такое... я не вижу в этом ни логики, ни какого-то ценного смысла.
mputnik, 26 января 2022 г.
Впечатление двоякое, уважаемый потенциальный читатель. ФантИдея и фантДопущения — шикарны, великолепны и — прочая, прочая, прочая. Хотя — опять же — более чем вторичны: к примеру, гербертовской Досади в момент публикации было уже пять лет отроду. А там, в первоисточнике, оттенков читательского кайфа — на порядок больше, однозначно.
Здесь — предполагалось нечто иное. В смысле ОТТЕНКОВ. Иначе — зачем вообще? Одна книжка «примерно такая» — уже есть. Чего повторяться — то? И — по-первости — да, таки что-то такое забрезжило… НО… Не случилось.
И причина — банальна до неприличия. Человек хотел внести в тему нечто СВОЁ, дабы не кивали на Герберта и не кривили усмешку — мол, позаимствовал. И — замутил такую тя-го-мо-ти-ну, что впору кривиться и сожалеть. Раз в пять сократить бы рассказ. Или — хотя бы — вчетверо. Цены бы чтиву не было. БЫ
Seidhe, 30 ноября 2017 г.
Неплохой рассказ, повествующий о том, какие формы разума могут существовать на просторах Вселенной.
И пусть мне, гуманитарию до мозга костей, который так и не понял до конца школьный курс физики, =))) сложно представить эти разумные формы, созданные фантазией автора, в минусы рассказу я это занести никак не могу. Наоборот, это лишь помогает понять, насколько ИНОЙ может быть разумная жизнь. Очень понравилась сама идея о том, что для Контакта могут не потребоваться космические корабли и иные планеты — просто искать надо на других уровнях мироздания. И поиски тремя представителями различных форм разума четвёртой разумной формы, необходимой для более глубокого познания тайн Вселенной, будто специально оборваны на самом интересном месте — автор оставляет возможность читателю самому поразмышлять о том, на каких ещё уровнях мироздания мог возникнуть разум. Не знаю, кому как, а мне почему-то сразу вспомнился замечательный рассказ Урсулы Ле Гуин об авторе «Записок на семенах акации». Кто знает, может быть Иной разум действительно существует буквально у нас под ногами, заключённый в камнях и лишайниках, но человечество просто не готово к осознанию факта его существования?
Согласен, что основной упор в рассказе сделан на саму гипотезу, но не могу сказать, что он совсем уж лишён литературных достоинств. По крайней мере, он заставляет о многом задуматься, а это уже немало.
amak2508, 10 января 2015 г.
Да... Масштаб фантазии г-на Амнуэля иной раз скорее даже поражает, чем впечатляет. И Разум во вселенной у него выглядит далеко не так, как у остальных, и идеи о познании вселенной совершенно оригинальны и неожиданны. Хотя, если сказать честно, смотрится вся эта конструкция, построенная автором на страницах рассказа, достаточно красиво. Да и как по-другому можно познавать то, чего себе даже и представить не можешь...
А вот литературная составляющая произведения с ее в большей степени надуманной дилеммой между личным счастьем и познанием мира Амнуэлю похоже не удалась. Как-то вся эта «мышиная возня» выглядит несколько чужеродной на фоне таких глобальных и эффектных фантастических идей автора.
Стронций 88, 29 декабря 2009 г.
Рассказ идет как бы в связке с «Преодолением», их объединяет единство времени и мира, а так же один из героев ¬– Борзов. И хотя «Преодоление» рассказ неплохой, «Звено в цепи» по-моему, гораздо лучше. Автор вновь строит грандиозные идеи о разумных чёрных дырах и огромном существе из глобул, живущем во многих временах сразу – идеи грандиозны и смелы, но к ним начинаешь уже привыкать; у Автора их много и как то даже свыкаешься с ними, как с ярким светом. Но тут Автор идёт дальше. Он размышляет о возможности контакта между ними и человеком. Он говорит, что такой контакт необходим, так как возможности человеческого мозга ограниченны и чтобы двигаться дальше по пути познания, нужен и другой взгляд на вещи ¬– взгляд иных разумов, возникших и действующих при других законах мироздания. И этим разумам тоже нужен контакт – они понимают, что иначе кризис неминуем … Только все вмести они могут понять тайны Вселенной и управлять ей. В рассказе целая россыпь идей. Это и контакт (любой контакт с любыми цивилизациями), который превращается в жестокую необходимость, без которой будущее развитие человечества невозможно. Это и наличие разумов которые могут существовать в одном и том же месте, в одно и то же время, но независимо друг от друга и даже не подозревая о существовании другого разума кроме своего – согласитесь, огромный простор для дальнейших рассуждений и новых идей. Это и четвёртое звено в цепи, которое можно понять как перекличку с рассказом «20000000000 лет спустя»: человечество в ответе не только за себя, но и за Вселенную, за другие разумы, если человечество погубит себя, это будет и гибель множества иных миров.
Рассказ замечательный – интересный и многогранный.
god54, 25 декабря 2009 г.
Стандартный для советской фантастики рассказ, как представление научно-фантастической гипотезы облаченной в легкую литературную форму, не несущую особой психологической или социальной нагрузки.
Yazewa, 11 мая 2008 г.
Меня поразила фантазия автора. Созданное и описанное им ИНОЕ восприятие мира. По-моему, это весьма достойная и интересная вещь. Яркая и неординарная.
viv, 13 декабря 2007 г.
Просто идея... Идея существования и возможности контакта принципиально разных разумных существ. И больше ничего. Сам рассказ весьма и весьма слабый...