Александр Дюма, Огюст Маке «Трилогия о мушкетёрах»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Трилогия Александра Дюма посвящена истории жизни Шарля д'Артаньяна, французского мушкетёра XVII века, и его друзей Атоса, Портоса и Арамиса, от их знакомства до смерти. Отважным мушкетёрам приходилось принимать участие в бесчисленных интригах — придворных, шпионских и любовных, помогать и мешать сильным мира сего — королям и кардиналам.
Книги отчасти основаны на реальных событиях, а также на мемуарах — вероятно, поддельных — реально существовавшего д'Артаньяна и графа Рошфора. У большинства персонажей есть исторические прототипы. Однако история причудливо изменена в угоду интересному сюжету и интриге. Как замечал сам Дюма, «История — это гвоздь, на который я вешаю свою картину».
Помощником Дюма в работе над этими книгами был «литературный негр» Огюст Маке, участвовавший в разработке сюжета. При жизни его имя не указывалось на обложках.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (233), украинский (3)
- /тип:
- книги (217), аудиокниги (19)
- /перевод:
- А. Бобович (20), В. Вальдман (84), И. Гликман (20), М. Зотина (2), К. Ксанина (84), Д. Лившиц (84), М. Лозинский (3), Е. Лопырева (8), А. Маргулис (1), З. Метлицкая (1), А. Попов (1), Н. Рыкова (8), А. Смирнов (1), В. Строев (2), Н. Таманцев (20), Р. Терещенко (2), В. Чарный (1), С. Яковенко (11)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Podebrad, 7 октября 2016 г.
«Мушкетеры» издавались как роман-фельетон, то есть сериал. Казалось бы, их ожидает судьба сериалов — шумный коммерческий успех и последующее забвение. Однако их и теперь читают, пожалуй, больше, чем любой роман тех лет. Интересно, что трилогия в целом получилась сильнее, сложнее и интереснее, чем каждая часть в отдельности. Для сериалов это опять же нехарактерно. Собственно, это повесть об умирании дворянства шпаги. Вообще-то, французское дворянство шпаги начало умирать за полтора столетия до мушкетеров и умирало ещё полтора столетия после них, но Дюма сумел втиснуть весь процесс в рамки одного поколения.
Первая книга — эталон авантюрного романа. Скачки, дуэли, остроумные диалоги, стиль, напоминающий бокал шампанского, и, конечно, четверка бессмертных героев. Они побеждают почти всегда, не выходя за рамки возможного. У каждого куча недостатков и море обаяния. Но и противники четверки, Ришелье, миледи, Рошфор, тоже люди сильные, умные, неоднозначные. Неоднозначна даже демоническая миледи — ведь только благодаря графу де Ла Фер она превратилась в то, во что превратилась.
Прошел год в жизни автора и двадцать лет в жизни героев. Они прибавили в силе, в ловкости, в боевом опыте, вообще изменились к лучшему. Атос избавился от презрения к людям, сохранив свой аристократизм; Арамис все так же скрытен, но куда менее лицемерен, чем в мушкетерские времена; д'Артаньян начал задумываться над последствиями своих подвигов; и только Портос как был, так и остался почти безгрешен. А вот победы приходят теперь нечасто. И дело не только в том, что гражданская война разделила четверку надвое. Даже после воссоединения они одержали единственную победу — вчетвером утопили одного Мордаунта. Уступки, вырванные у Мазарини, он и сам собирался сделать, а что не хотел выполнять, то и не выполнил. То есть, как авантюрный роман «Двадцать лет спустя» всё же не дотягивает до «Трех мушкетеров». Зато какой каскад великолепных исторических сцен! Побег Бофора, визиты к Бруселю, сборище у Скаррона, дорога на Ланс, День баррикад, бегство двора, процесс короля, бой у Шарантона, возвращение Мазарини. За любую из этих глав можно отдать исторический роман среднего качества.
«Виконт де Бражелон» — самая сложная, психологически наиболее достоверная, самая громоздкая и наименее увлекательная часть трилогии. Мушкетеры достигли всего, о чём могли мечтать в молодости, и даже с избытком. (Если честно, какой из д'Артаньяна маршал Франции? Капитан мушкетеров — это в самый раз.) Но места для них во Франции не остаётся. Дело не в возрасте — Портос поднимает и швыряет целые скалы, Арамис способен проскакать за сутки через всю Францию, д'Артаньян готов выйти один против целой роты. Но время для прежних подвигов прошло. Луи Четырнадцатый считает дворянство шпаги своей главной опорой, старается его усилить и при этом давит всех, кто способен хотя бы потенциально проявить независимость. А что это за опора, если она не оказывает сопротивления? И мушкетеры уходят, один за другим. Но вот что интересно — во Франции XVII век считается веком Луи Четырнадцатого, а во всем мире — веком мушкетеров.
Oleg83tt, 18 сентября 2023 г.
В целом цикл получился неплохим – добротный середняк, где есть не только яркие, но и унылые книги.
«Три мушкетера» – приключения, интриги, события, человеческие пороки, слабости и сильные стороны. Хороший сюжет, легкость чтения и душевность, все это присутствует в романе, несмотря на наивность и ветреность. Лучший роман цикла.
«Двадцать лет спустя» – в целом, неплохое продолжение первой книги, с присущими плюсами и минусами основоположника цикла, но затянутость, усталость повествования и создается впечатление, что и то время, продолжения создавались в угоду материальной составляющей.
«Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» – а вот тут и не скажешь, все то, что было раньше. Очень растянуто, блекло, нудно и серо, плюс, появляются ошибки и глупости действующих лиц, которые вызывают удивления с отрицательным послевкусием. Единственно что держит чтение, так это последняя четверть романа.
Рекомендую первый роман, а дальше по зову сердца.
«В конце останется только один» (с).
mputnik, 7 декабря 2018 г.
Оставил отзывы на все три романа цикла. Соответственно – отмечу и весь цикл.
Существуют различные меры «долженствования» потенциального читателя по отношению к потенциальному «чтиву» Оные меры определяются различными причинами – помимо собственно соображений культурного плана и образованности, в том числе – идеологическими, политическими и т.п.
Но в данном случае мы имеем безусловный категорический императив. Всех книг, которые, в принципе, должен «осилить» за свою жизнь человек – так много, что «выполнить план полностью» — нереально. Но есть ряд исключений, в отношении которых «внутренний приказ об обязательности чтения» должен соблюдаться неукоснительно.
«Трилогия о мушкетёрах» — одно из таких исключений. Справедливости ради – отмечу: лучше с этим делом не затягивать. В юном возрасте воспринимается гораздо естественнее, и – при этом – оставляет заметно более сильный след
sarthur71, 24 сентября 2014 г.
Можно спорить о литературных достоинствах и недостатках, но никто не сможет отрицать вклад «Мушкетеров» в мировую приключенческую литературу и их влияние на культуру 20 века и миллионы умов! Десятки экранизаций, как близких к тексту, так и «по мотивам»; тысячи подражаний — горячо любимые всеми «гардемарины» тоже ведь,.. сами понимаете...
И всё таки, хоть я и поставил «Возраст читателя» — «Любой», читать книгу лучше всего в подростковом возрасте — тогда, когда закладываются сами понятия чести и благородства!
И жаль мне современных деток, которые предпочитают уткнуться мордочкой в смартфон, а не в книжку — они даже не смогут понять, что именно они теряют... :(
Постарайтесь убедить хотя бы мальчиков — пусть только начнут читать, ведь не смогут оторваться! А там и «Графиня де Монсоро», и «Королева Марго», и...
blairaz, 22 августа 2011 г.
Удивительно, что нет ни одного отзыва. А произведение без какого-либо преувеличения — Гениальное [что тут ещё скажешь?].
Познакомился с миром Дюма, как и многие, в детстве. Читал запоем, даже не верилось, толстенные книги проглатывал за несколько дней.
Ах, как хотелось познакомиться и подружиться с Д`Артаньяном, Атосом, Арамисом и Портосом. Нет же (что я говорю?), я с ними подружился, вместе с ними спасал Королеву, дрался на дуэлях, любил и ненавидел ...
Я не буду говорить, что имена персонажей стали нарицательными, сюжет знаком почти каждому и т.д и т.п. Это и без меня понятно.
Скажу только, что на меня этот роман произвел огромное влияние, и можно так сказать приобщил к миру литературы.