fantlab ru

Н. Неизвестный «Клешни для «именинников»»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.18
Оценок:
11
Моя оценка:
-

подробнее

Клешни для «именинников»

Роман, год

С этим произведением связаны термины:

Входит в:



Издания: ВСЕ (1)


Периодика:

Приключения, фантастика 4 94
1994 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Герои отечественного шансона в мире американской фантастики

«Клешни для именинников» — произведение, несомненно, занимательное, по-своему выделяющееся даже среди развлекательной беллетристики. Едва ли стоит искать в этом романе глубокий смысл; его заменяет последовательность образов, нетипичных для отечественного фантастического реализма, по-своему рвущая с ним и отсылающая к зарубежной литературе и кино.

При желании здесь можно увидеть и архетип «дьявольской игры» (захватывающий группу незнакомцев эксперимент зловещих сил) — пронизывающую сюжетную конструкцию, упирающуюся основанием в «Десять негритят» Агаты Кристи (и завершающуюся уже сегодня где-то в горькой эпопее «Пилы»). А следом идут нападение гигантских рептилий в духе «Парка Юрского периода» Майкла Крайтона. По-лафкрафтовски малопроизносимые имена инопланетных чудовищ и его же (пополам с «Мухой» Дэвида Кроненберга) сцена заключительной метаморфозы главного героя. Повторявшаяся бесчисленное множество раз история про паразитов, подчиняющих сознание человека, а попутно поедающих его изнутри в духе «Слизней» Хуана Пике Симона. Пожирание уже людьми мертвечины, перекочевавшее на голливудские экраны из страшных сказок Гофмана. И даже беглый отсыл к «Психозу» Блоха-Хичкока в сцене, где девочка видит в кресле труп хозяина заброшенной виллы.

Ну а стержнем вдохновения для писателя, скорее всего, послужило «Нападение крабов-монстров» — одна из ранних и малоудачных лент Роджера Кормана, не забытая в основном благодаря культовому имени режиссера.

В такую вот причудливую эклектику авторская фантазия последней деталью вводит персонажей, достойных какого-нибудь русского криминального романа — скрывающегося от советского правосудия Петьку-Штопора и девушку свободных нравов Верку Снегиреву. А наравне с ними действуют типично-американский архиположительный герой — боксер Ларри Кристиан, умный, но слабый врач Хоуз, ворчливый, но как показывает развязка — весьма предприимчивый шериф Баум и иже с ними. В этом, пожалуй, и следует искать новаторство авторской позиции — соединение типичных и непохожих героев двух форм бульварной прозы из двух непохожих культур, объединившихся, чтобы дать отпор инопланетной угрозе. Как тут со смехом не вспомнить фантазию Рональда Рейгана о том, что США и СССР может быстро объединить опасность из космоса. Литературные герои сделали то, что не успели политики.

Заметим, что перо автора следует неписанным правилам кроваво-ироничных ужасов зарубежья с лирическими отступлениями в браваду персонажей отечественного шансона, но временами срывается в морализаторство, в описание нравственных переживаний. Да, и это тоже — наше, уже из высокой отечественной литературы, но в такой вот безумной фантастике смотрится как-то странно.

Впрочем, о какой строгой критике может идти речь? Кто бы ни скрывался за псевдонимом «Некто Неизвестный» — начинающий беллетрист или решившийся несерьезно поэкспериментировать серьезный писатель, его произведение следует оценивать в первую очередь как шутку, забавную игру популярными образами. Для читателя «Клешни для именинников» станут путешествием на перекрестье двух художественных миров, где ослепительно правильный американский боксер и ослепительно неправильный русский джентльмен удачи бок о бок сражаются с космическим врагом. Где американцы с легкостью говорят по-русски (или русские по-английски?) благодаря заражению космическими червями. Где уживаются сленговые слова вроде «ниггер» и «корешок», и никто не вспоминает про Железный занавес. Где предприимчивый шериф с умеренными цинизмом пытается исполнить американскую мечту перед лицом апокалипсиса, но один журналист оказывается еще предприимчивее. И где, наконец, Земле угрожают инопланетные раки во имя грандиозной цели: доказать, что люди — тоже раки (такое не снилось и Корману!). Одним словом, отечественный постмодерн развлекательного толка из начала 90-ых — не столько подражание зарубежному опыту, сколько попытка с юмором переосвоить его рецепты.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх