FantLab ru

Майгулль Аксельссон «Апрельская ведьма»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.22
Голосов:
71
Моя оценка:
-

подробнее

Апрельская ведьма

Aprilhäxan

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

Роман «Апрельская ведьма» принёс своему автору, писательнице и журналистке Майгулль Аксельссон, головокружительный успех во всем мире, а также премию имени Августа Стриндберга — главную литературную награду Швеции. Книгу перевели на пятнадцать языков, а тиражи её на сегодняшний день исчисляются семизначными цифрами.

В центре пронзительной современной драмы — переплетение судеб четырёх женщин, четырёх сестёр. Первая из них с рождения прикована к постели, другая — успешный врач, третья — ученый-физик, четвёртая — конченая наркоманка... Парализованная, брошенная матерью на попечение социальных служб Дезире — из тех, кого зовут ведьмами. Она наделена острым умом и удивительной способностью летать сквозь время и пространство, вмешиваясь в жизнь тех, кто ей дорог или, напротив, причинил зло. «Одна из моих сестер украла жизнь, которая предназначалась мне. Я хочу знать, которая из них», — такова цель лишённой всех земных радостей Дезире. Борьба за выживание, взросление, преодоление одиночества и поиск любви — вот тот эмоциональный фон, на котором разворачивается захватывающая фантасмагория, где реальное и бытовое органично уживается со сверхъестественным и волшебным.

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)
/перевод:
Е. Чевкина (3)

Апрельская ведьма
2002 г.
Апрельская ведьма
2009 г.
Апрельская ведьма
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прежде всего, не следует считать этот роман мистическим в обычном понимании слова. Это социальный магический реализм, причем социальный в квадрате, по меньшей мере.

Среди четверых главных героев книги вряд ли кого можно считать главной фигурой, но формально это Дезире – горем и психологическими терзаниями искаженный образ из волшебной сказки Рэя Брэдбери. Волшебство осталось, а сказка превратилась в пронзительную драму.

Завязка романа такова. Дезире (что значит Желанная) – брошенный ребенок-инвалид, которая всю жизнь провела в больницах и приютах. Теперь она приближается к 50-ти летнему рубежу своей жизни, переосмысливает прошлое, изучает настоящее. У Дезире с рождения тяжелейшая форма энцефалопатии, эпилептические припадки и конвульсии. Она не может говорить, но использует для этой цели компьютер, который преобразует в слова ее дыхание при помощи специального мундштука. Она практически не может управлять своим телом, чтоб было понятно – большую часть времени ее руки-ноги подергиваются как водоросли. Тем не менее, Дезире является сильной личностью с острым умом. Понятное дело, всю жизнь проведя в таком ужасном состоянии ее душа порядком изъедена тоской, но остается место и для безнадежной любви… Однако, болезнь Дезире прогрессирует, постепенно она теряет все оставшиеся функции своего тела, времени у нее остается довольно немного. И настоящим даром свыше явились ее особые способности. Пускай и ненадолго, Дезире может выходить из своего тела и путешествовать над ночным городом на дне глаза чайки или ощутить себя в сознании другого человека. Ну а что касается основной композиции романа, то перед нами история трудного пути самой Дезире и ее трех сестер. Кристина – врач, которая прячется от невеселых мыслей в своем доме, где властвует исключительно ожившая старина. Маргарета – тоже по-своему несчастливая ученый-физик. И, наконец, страшная и одновременно необычайно трогательная история жизни Биргитты – наркоманки и алкоголички. Да, практически все плохо и не до веселья. Холодная скандинавская психологическая сага, эту книгу не назовешь легким чтением.

Читая, можно будет узнать, каким образом пересекаются четыре сюжетных линии, Аксельссон с изяществом переходит от одной сумрачной повести к другой. Объединяющими вкраплениями на протяжении романа идут главы о Дезире – романтика и грусть по нарастающей. «Одна из моих сестер украла жизнь, которая предназначалась мне. Я хочу знать, которая из них», — так думает поначалу Дезире, но реальность оказывается намного сложнее, и еще неизвестно кто действительно потерял свою жизнь. Попутно мы подробно узнаем о многих социальных проблемах недавней и современной Швеции, где за каждым неблагополучным гражданином по пятам следуют внимательные соцработники. Вот так, оказывается, под лозунгом «Дом для народа» живут множество подавленных депрессией людей, в безуспешных поисках лучшей жизни. Но не спешите с выводами, в этом романе много и сострадания, и доброты. Нереализованная нежность и любовь пронизывают текст от начала и до конца. Вообще, в отзыве на такое произведение побольше бы поэтических настроений и чувства, я лишь делюсь в меру своих способностей. Скажу так – поначалу думал поставить меньшую оценку, но вот прошло время, а я все еще переживаю в мыслях этот роман, вновь и вновь возвращаюсь к печальному образу Дезире, до сих пор не могу забыть красивую мелодию этой души… К тому же, не оставил равнодушным и восхитительный лирический финал.

Думаю, главным недостатком романа является четко выявленная гендерная принадлежность автора. Другими словами, сразу видно, что писала женщина. Довольно мало структурных и выразительных мужских образов. Ну что ж, видимо Аксельссон пишет о том, что чувствует лучше всего и в какой-то мере ее можно понять. Однако, это обстоятельство и остановило меня от проставления крепкой десятки.

Спешу предостеречь, тут нет лихо закрученного сюжета или особо оригинальных НФ идей. Глубокое проникновение в психику, социальный драматизм – вот что является действительно крепким стержнем данного романа.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу мешает читать неоправданно частое «перескакивание» во времени — детские годы сменяются сегодняшним днем, и тут внезапно мы в подростковом периоде жизни девочек, а потом снова в детстве и т.д. Но к этому можно притерпеться, это просто, надо полагать, модный литературный прием.

Что же касается самого повествования, на мой взгляд тут накручено многовато драматических эмоций вокруг происходящих событий. Во всем какой-то чрезмерный надрыв, какая-то маломотивированная жалость к героиням (причем, отнюдь не к увечной Дезире, а к ее сестрам), какая-то истеричность, одним словом, всего здесь «too much». Понятно, что автор хотела сказать, будто ребенок, лишенный родительского внимания, вырастает во взрослого с болезненной потребностью в постороннем одобрении и с нездоровыми эмоциональными (и не только) зависимостями. Бывает и так, хотя и необязательно. Но попытки выжимания слезы из читателя на пустом месте у меня лично вызвали только скуку, хотя я и дочитала произведение из уважения к автору.

Возможно, я восприняла историю слишком «лично», но по прочтении могу только сказать, что мне, как человеку, прошедшему в детстве и домашнее насилие, и родительское невнимание, и прелести советской социалки, гораздо более отзывается роман «Условно пригодные» Питера Хёга. Там ИМХО всё на своем месте.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх