FantLab ru

Умберто Эко, Жан-Клод Каррьер, Жан-Филипп де Тоннак «Не надейтесь избавиться от книг!»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Голосов:
64
Моя оценка:
-

подробнее

, ,

Не надейтесь избавиться от книг!

N'esperez pas vous debarrasser des livres

Интервью, год

Аннотация:

Вы привыкли читать с экрана компьютера, мобильного телефона, электронного «ридера»? Вы не ходите в книжные магазины и уж подавно в библиотеки? Вы надеетесь избавиться от книг?

«Не надейтесь!» — говорят два европейских интеллектуала, участники предлагаемой Вам дружеской беседы: «Книга — это как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь». Страсть обоих — книги: старые и новые, популярные и редкие, умные и глупые. И предмет своей страсти они отстаивают, пуская в ход всю свою эрудицию и остроумие. Авторы легко переходят от серьезных тем — способов передачи знаний в культуре, роли папируса и мнемотехник, Интернета и электронных книг — к историческим анекдотам и бытовым курьезам. Между делом читатель узнает, почему «своими знаниями о прошлом мы обязаны кретинам, имбецилам или врагам», а «курицам понадобилось сто лет, чтобы научиться не переходить через улицу». И почему Умберто Эко прочел «Войну и мир» только в сорок лет.


Не надейтесь избавиться от книг!
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Не сподівайтеся позбутися книжок
2015 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга Жан-Клода Карьера и Умберто Эко «Не надейтесь избавиться от книг!», думаю, не оставит равнодушным ни одного любителя чтения. Авторы, кажется, знают о книгах все и готовы делится своими знаниями с читателем.

Умберто Эко давно известен как автор многих просто невероятных книг, от которых невозможно оторваться. Это и «Имя розы», «Баундолино» и «Маятник Фуко», «Таинственное пламя царицы Лоаны» и других. Жан-Клод Карьер менее известен, по крайней мере мне. Он романист и сценарист, работал с Бунюэлем, Анджем Вайдой, Жан-Люком Годаром.

В книге два эрудита разговаривают о том, как изменялись книги на протяжении веков. Вспоминают фильмах, Интернет, историю и культуры вообще. Много места уделено глупости как тенденции в истории книг. Забавно, что читатель привык воспринимать литературу как сумму накопленных человечеством знаний. Но на самом деле, по мнению авторов, мы получаем самые худшее из оставшегося. Ведь никто, с сожалению, не смог спасти рукописи из Александрийской библиотеки или от костра инквизиции.

Еще одни парадоксальным выводом является, то, что старые книги гораздо более долговечны, чем электронные ридеры или современные издания. Тут я с ними, вынужден, согласиться даже без оговорок. Судьба первого моего ридера очень даже не долговечна. Поэтому я согласен, несмотря ни на что книга будет еще долго жить. Для меня было откровение, что книги, которые сегодня покупается на различных аукционах, коллекционерами за многие сотни тысяч евро или долларов, могут оказаться даже дешевле чем при их производстве. Ведь 600 или 700 лет назад книги делали как редкие часы на заказ. И каждый том был штучным произведением искусства.

Это первая книга, за долгое время в которой хотелось делать заметки и просто выписывать некоторые пассажи из текста. Но было жалко портить книгу.

С удовольствием советую всем любителям книг. И не советую тем, кто покупает книги под цвет стен в гостиной.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Каждое прочтение, конечно же, изменяет книгу, так же как изменяют ее и пережитые нами события. Великая книга всегда остается живой, она растет и стареет вместе с нами, но никогда не умирает. Время удобряет ее и трансформирует, тогда как неинтересные произведения проскальзывают мимо Истории и исчезают.» (с)

Признаться таких необычных книг мне еще читать не приходилось. Да это и не простая книга, это книга-интервью, книга-разговор между двумя интеллегентными, умными и уважаемыми людьми. Разговор на различные интересные темы, которые так или иначе затрагивают книги, искусство, религию, историю, археологию, философию, кинематограф, коллекционирование и много еще чего. И этот разговор я как читатель смогла подслушать, тайно принять в нем участие и поразиться насколько подкованными в разных темах могут быть люди. На каком высоком уровне они могут вести друг с другом беседы, повествуя обо всем на свете. Давно уже я не узнавала из одной книги столько для себя нового и познавательного!

Имена двух «разговаривающих» на страницах этой книги известны, если не каждому, то многим. Умберто Эко — профессор и выдающийся писатель. Жан-Клод Карьер — режиссер. Оба этих человека талантливы и умны, к тому же они страстные книголюбы, коллекционеры и библиофилы, в книжных шкафах которых дома хранятся не только огромные собрания современной литературы, но и множество старинных, редких рукописей.

Я не стану приводить все понравившиеся мне цитаты и комментировать все заинтересовавшие меня вопросы, а то на это не хватит никакого отзыва. Отмечу лишь наиболее важные как по мне рассматриваемые в книге вопросы, которые заставили меня серьезно призадуматься (может они еще кого-нибудь наведут на раздумья:):

- Сколько книг было уничтожено по человеческой глупости, невежества, из-за инквизиции, поджигателей или цензуры? Сколько важных для человечества рукописей было уничтожено тогда при пожаре Александрийской библиотеки и не только ее?;

- Какова природа человеческой глупости? Почему человек с одной стороны может быть создателем и созидателем, а с другой — разрушителем и низменной личностью, лишенной духовной добродетели?;

- Какие книги для вас настолько важны, что вы взяли бы их с собой даже, например, на необитаемый остров? А если бы миру грозила катастрофа, какие литературные труды или предметы искусства стоило бы спасти?;

- Почему посредственных ученых/поэтов/писателей превозносят, а действительно гениальных и выдающихся личностей забывают?;

- Почему в последний век не было создано ни одного великого кино (не путать с фильмами, штампующими один другой), ни одного великого поэтического произведения, пьесы?;

- «Почему определенная эпоха выбирает определенный художественный язык, отбрасывая все остальные? Живопись и архитектура в Италии в эпоху Ренессанса; поэзия в Англии в XVI веке; театр во Франции в XVII веке; затем философия; роман в России и во Франции...» (с);

- Сколько деревьев на планете мы губим ежесекундно, распечатывая по сути не нужные нам бумаги?

- Имеют ли право частные коллекционеры держать редкие сокровища в собственных коллекциях, не доступных простым гражданам для обозрения как в музеях?;

- Сколько ценных книг, документов и рукописей было уничтожено случайно, например, при инвентаризации современных библиотек, книжных магазинов или архивов? И как определить, что не нужный сейчас вроде бы документ будет иметь большую ценность через сотню лет, а может и раньше?;

- Стоит ли перечитывать один раз уже прочитанную книгу или это пустая трата времени?;

- Как на счет классификации глупости? Кто такие кретины, идиоты, имбецилы и дураки? И как их различать?:);

- Кто дает право человеку и как вообще можно до такого додуматься, чтобы по собственному желанию уничтожать предметы старины, истории, красоты, принадлежащие всему человечеству?;

- «Разве любители быстрого чтения по-настоящему ощущают вкус того, что читают? Если вы пропустите длинные описания у Бальзака, разве вы не теряете как раз то, что глубоко отличает его произведения от других? То, что только он может вам дать?»(с);

- Чем между собой отличаются библиотеки? И в которой вы будете себя чувствовать уютно и тепло, а в другой — дискомфортно? Так ли уж важна для воспрития атмосфера и интерьер читального зала?;

- Почему люди забыли, что здания можно строить красивыми, а не только практичными и безликими?;

- Насколько важны знания для каждого человека? И почему невежественные, ограниченные и глупые люди все увереннее занимают превосходное положение в обществе?;

- Почему важно знать свою историю, свои корни, происхождение? Что даст такое знание?.

П.С.Единственное, что мне не понравилось в книге — Карьер довольно часто, особенно в первой части интервью, с книжной темы перескакивал на киноиндустрию. Я, конечно, понимаю, что он в этой теме профессионал, но интервью вроде бы о книгах планировалось:) По этот момент не столь существеннен, я просто упоминаю о нем, чтобы будущие читатели не бросили эту книгу на первых главах.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая книга на актуальную тему (что собирается придти на замену бумажной книги и придет ли).Содержит беседы трех умных людей о книгах вобще, их поисках, как они начинали читать книги и т.п.Написана довольно увлекательно и читается легко.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга доставит много удовольствия тем кому сами книги доставляют удовольствие. Лично я узнал много нового и интересного. И, пожалуй, знакомство с творчеством Умберто Эко следует начинать именно с этой книги.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх