Андрей Ливадный «Грань возможного»
Что движет искусственным интеллектом по имени Дейвид, жажда мести за попытку своего уничтожения или намерение облагодетельствовать человечество, уже не важно. Люди, узнавшие о его планах, не хотят навязанного рая. Но хватит ли у них мужества, сил, а главное сплоченности противостоять машинному разуму?
Третья часть подцикла «Наемник».
Входит в:
— цикл «Экспансия. История Галактики» > цикл «Наемник»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 251
Активный словарный запас: высокий (3082 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 70 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 28 августа 2020 г.
Заключительный роман трилогии о Глебе Дымове и его виртуальной пассии по имени Ника был написан в один год со второй частью. Наверно поэтому он не оправдал возложенных на него автором надежд. Судя по началу трилогии, автор хотел показать две вещи: существенное отличие искусственного интеллекта от разума человека и границы взаимоотношений между ними. Получилось всё это лишь частично. Постараюсь разобраться, что нового добавил в канву трилогии последний роман.
Если говорить с точки зрения сюжета, то мы узнали окончание историй о бунте андроидов, а также о нетрадиционной любви естественного интеллекта к искусственному. Обе истории закончились трагически.
Не знаю, как другие, а я ощутил двойственное чувство. С одной стороны, огорчение: ключевые для романа линии главгероев разошлись, так и не прояснив своей сути. Что это было — наркотическая привязанность или любовь? Значит, решать должен читатель. На мой взгляд, исинам любовь недоступна, так как она есть «болезнь сознания», вызванная воздействием сильнейших наркотических веществ — гормонов. У андроидов никакой биохимии нет и в помине, а насчет киборгов автор скрывается за туманной формулировкой, что их «нельзя было отличить от настоящих людей.» Короче, понимай, как хочешь! Я считаю, что полностью смоделировать биохимический фон человека также не удастся, ибо тут для медиков начинается настоящая terra incognita: пока нам неведома интегральная функциональность даже отдельного гормона (например, эндорфина), не говоря уж о полном списке всех гормонов и условиях их синтезирования. О какой любви тогда может идти речь? Думаю, автор попытался смоделировать это чувство чисто символически, без какого-либо научного обоснования. Готового ответа у него не было, но он надеялся, что в нужный момент муза ему подскажет умную мысль. В итоге он так и не разобрался, как осуществить подобное на практике, и банально «слил» всю романтику в унитаз. Меня такое отступление от планов сильно огорчило.
Второе испытанное мной чувство можно описать как негодование, т.к. автор фактически обманул меня: я надеялся, что предательство Дейвида, героя Первой Галактической войны, получит свое логическое объяснение, но автор не стал «влезать» в душу киборга (точнее, в его психологию) и ограничился чисто внешними ее проявлениями. Типа того, что робот обиделся на всё человечество из-за мерзкого приказа негодяя-Воронцова стереть личности андроидов. Выходит, исины еще и обижаться умеют? А как насчет того, чтобы разобраться, кто тут по-настоящему виноват и не катить бочку на всех сразу? Ответа у автора нет. Судя по всему, ему вообще недосуг думать: сюжет у романа тривиальный, интереса не создает, герои картонные, решения свои берут взаймы у Мирового Разума и — главное — стреляют точнее и быстрее, чем машины. Рояли, кругом одни рояли...
Если говорить о каких-то новых идеях, то могу отметить только «удаленную загрузку» сознания Ники в тело Рэчел. Хотя нечто подобное я уже читал в небольшой повести чешского писателя-фантаста Онджея Неффа «Белая трость калибра 7,62». Там инопланетяне использовали радиоволны, чтобы переслать свой разум в мозги людей. По крайней мере, это было не только необычно, но и страшно: а вдруг и меня зомбирует обычный радиоприемник?! У Ливадного подобного чувства я не испытал. Он просто закрыл тему искусственного интеллекта под видом «высокой опасности для обитаемых миров». Значит, у каких-то насекомых и двухголовых монстров всё получилось путём, а homo sapiens оказались недостаточно продвинутыми? С какой стати тогда человек претендует на галактическую гегемонию? Нестыковочка выходит...
7 баллов только за старания — и то скорее авансом. Вряд ли автор его отработает: мне осталось прочитать только два его романа из данного цикла.
---------
ИТОГ: скучное повествование с провальной концовкой. На ключевые вопросы своей саги автор так и не даст ответа. Не знаю даже, стоит ли советовать читать такую «незавершёнку»...
dannie, 28 февраля 2020 г.
Продолжение взаимоотношений ГГ и ИИ Ники скомкано и не раскрыто, хотя, на мой взгляд — это было изюминкой трилогии. Без этого роман показался пустоватым, хотя и насыщенным событиями. Также, по хронологии, это последнее произведение, время действия в котором — 27 век. Дальше время полетит вперёд, минуя столетия — это не может не вызывать интереса. Читаю цикл дальше.
lty, 28 декабря 2010 г.
Каждый раз, когда начинаю читать очередное новое произведение в цикле «Экспансия. История Галактики» Андрея Ливадного, кажется, что уже и не вспомнишь героев предыдущих книг (читались они в порядке выхода, и не всегда соответствуют хронологии событий в цикле). Но уже после нескольких глав эти опасения развеиваются, и очередной кусочек мозаики этой масштабной эпопеи встаёт на место. Продолжение истории наёмника Глеба Дымова, и его поиска самого себя, а так же людей и искусственных интеллектов, решающих свои проблемы, органично вплетены в описание глобальных событий цикла. И как всегда подкупает очень высокая детализация описываемого мира.
Sk0rp, 31 декабря 2010 г.
Полностью соглашусь с предыдущим комментарием.
Это действительно уникальность книги и особенный плюс — если ты читал книги раньше, то уже с первых страниц начинаешь вспоминать о чём и о ком речь, а после первой главы, максимум после второй, ты уже оказываешься в столь знакомом и родном мире, будто бы ты из него никуда не отлучался. События вспоминаются, мир снова рисуется в голове. Невероятно, но факт.
А сюжетно — продолжение истории Глеба Дымова и истории искусственных интеллектов, которые уже давно перешли ступень неразумного андроида и с каждым днём всё ближе и ближе к человеку.
Андрею Ливадному — отлично! Отличная трилогия!